ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Киевский вокзал

3.68
  • Киевский вокзал
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
  • Киевский вокзал
+ -

В 1898 году железная дорога связала Москву с Калугой и Брянском. Год спустя в районе Дорогомиловской слободы «Общество Московско-Киево-Воронежской железной дороги» выстроило Брянский вокзал — длинное одноэтажное деревянное здание. Эта постройка технически не соответствовала значимости и масштабу осуществляемых пассажирских и грузовых перевозок из Москвы в крупнейший торгово-промышленный район России. Создание проекта нового вокзала архитекторами И.И.Рербергом и В.К.Олтаржевским при участии инженера В.Г.Шухова было приурочено к 100-летию Бородинской битвы — станция располагалась у начала дороги, ведущей из Москвы в Бородино. Постройка нового здания вокзала началась в 1914 году и закончилась в 1918 году.

Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира, в его оформлении прослеживаются общие мотивы с Триумфальными воротами на площади Тверской заставы и памятниками Бородинского поля. Композиция вокзала построена на контрасте высокой башни с горизонтальным корпусом с колоннадой. Верхняя часть башни украшена арочными окнами, куполом и скульптурами. В башне до сих пор сохраняются часы, установленные при постройке вокзала. Эти часы механические и до отмены перехода на летнее и зимнее время их стрелки переводили вручную, как и стрелки курантов на Спасской башне Кремля. Кремлёвские куранты и часы Киевского вокзала – единственные сохранившиеся до наших дней механические часы Москвы. Отделка залов ожидания соответствует внешнему облику вокзала, в некоторых из них сохранилась настенная и плафонная живопись.

К зданию вокзала примыкает дебаркадер, решение которого является одновременно простым и смелым: огромное пространство над платформами перекрыто застеклёнными большепролётными стальными арками, разработанными В.Г.Шуховым и выполненными фирмой А.В.Бари на  Брянском паровозостроительном и рельсопрокатном заводе. Эта грандиозная и одновременно изящная конструкция из стекла и металла напоминает парящий в воздухе металлический купол.


Немногим раньше, в 1911 – 1912 годах, по проекту архитектора Р.И.Клейна был построен Бородинский мост, соединивший новый вокзал с центральной частью Москвы. Вокзал и мост составляют единый архитектурно-мемориальный комплекс, посвящённый событиям 1812 года.

В 1934 году вокзал получил новое имя – Киевский, под которым он существует в наше время. В 1938 году рядом с вокзалом строится станция метро «Киевская». В 1952 – 1953 годах построена станция метро «Киевская» Кольцевой линии, выход из которой объединили со зданием вокзала, в этот же корпус вывели выход со старой станции метро.

В 2006 году ближайший к Киевскому вокзалу выход из метро оформили в стиле первых станций парижского метрополитена, выполненных по проектам архитектора Эктора Гимара.

Во время реставрации, которая была проведена в 2013-2016 гг., прошли масштабные работы в отношении элементов оформления фасадов. Отреставрированы майоликовые мозаичные панно с изображениями Георгия Победоносца и Архангела Михаила, циферблаты часов на башне, бетонные скульптуры "Труд и урожай". Во время не менее масштабных реставрационных работ в анфиладе залов главного здания вокзала было осуществлено возвращение исторического облика элементов оформления.

Киевский вокзал стал лауреатом сразу трех номинаций конкурса "Московская реставрация 2016" (лучший проект реставрации, лучшая организация ремонтно-реставрационных работ, высокое качество ремонтно-реставрационных работ).

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Клуб завода "Каучук"

Клуб завода "Каучук"

Ул. Плющиха, д. 64/6, стр.1

Как и в ДК им. Русакова, в клубе «Каучук» Мельников применил оригинальную систему лестниц.

3.55
Дома
Государственный архив

Государственный архив

Б. Пироговская ул., д. 17, стр. 2

Яркий образец достаточно редкого для столицы архитектурного стиля – постконструктивизма.

3.3
Дома
Станция метро "Киевская" Арбатско-Покровской линии

Станция метро "Киевская" Арбатско-Покровской линии

Киевского вокзала пл.

Интересно, что на протяжении полувека эта станция была конечной.

3.3
Дома
Гостиница "Украина"

Гостиница "Украина"

Кутузовский проспект, д. 2/1 стр.1

Эта вторая по высоте «высотка» была построена в 1957 году. При жизни Сталина она должна была называться просто «Дорогомиловская».

3.62
Дома
Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела

Ул. Еланского, д. 2А

Больничный храм находился в собственности университета и был одним из лучших в Москве.

3.33
Дома
Усадьба доктора В.Ф. Снегирева

Усадьба доктора В.Ф. Снегирева

Ул. Плющиха, д. 62, стр. 1, 2

Небольшой домик в глубине двора, заросшего яблонями и сиренью, всегда привлекает взгляды прохожих.

3.3
Дома
Здание Центрального государственного архива древних актов

Здание Центрального государственного архива древних актов

Б. Пироговская, д. 17, стр. 1

Здание, положившее начало целому «архивному городку».

3.3
Музеи
Выставочный зал федеральных архивов

Выставочный зал федеральных архивов

Выставочный зал федеральных государственных архивов является структурным подразделением ГА РФ (Государственный архив РФ) и главной экспозиционной площадкой для всех федеральных архивов в Москве. Выставочный зал открыл свои двери для посетителей в 2000 г.; за годы существования площадки здесь было проведено множество выставок, которые посетили тысячи человек. Это культурно-просветительский центр популяризации исторических документов.

Ведущие федеральные архивы и музеи экспонируют здесь уникальные историко-документальные выставки, освещающие ключевые события истории Отечества: «Православие и российское государство (X–XX вв.)», «Средь шумного бала...Из истории балов в России во второй половине XIX – начале XX вв.», «Блестящий век Екатерины. К 250-летию со дня рождения», «Император Павел I. Мир семьи», «Царь и Президент: Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и Эмансипатор», «М. В. Ломоносов и его эпоха», «Гибель семьи императора Николая II. Следствие длиною в век», «Российские императрицы: Мода и Стиль. Конец XVIII – начало XX века», «Крым в истории России» и многие другие.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба, конец XVIII - начало XIX вв.

Городская усадьба, конец XVIII - начало XIX вв.

Большой Саввинский пер., д. 2-4-6, стр. 13—16

В конце XIX в. участок приобрела кружевная фабрика

3.38
Музеи
Демонстрационный павильон Московских центральных диаметров

Демонстрационный павильон Московских центральных диаметров

Демонстрационный павильон Московских центральных диаметров (Павильон МЦД) был открыт 21 декабря 2018. Павильон МЦД информирует жителей Московской агломерации о новом транспортном проекте столицы – Московские центральные диаметры.

Павильон включает в себя высокотехнологичные инсталляции и самый популярный экспонат выставочного пространства – полноразмерный макет поезда «Иволга». В Павильоне МЦД проводятся специальные информационные и развлекательные мероприятия: лекции с транспортными экспертами, культурные и развлекательные мероприятия, мастер-классы, тематические программы, посвященные городским праздникам и событиям.

(Нет голосов)
Дома
Станция метро "Киевская" Филевской линии

Станция метро "Киевская" Филевской линии

Киевского Вокзала пл., д. 1

Парадоксальное и гармоничное соединение украинских и римских мотивов.

3.1
Дома
Станция метро "Киевская" (кольцевая)

Станция метро "Киевская" (кольцевая)

площадь Киевского вокзала

Обычно умы горожан будоражит "мобильный телефон" в руках у одного из партизан на одной из мозаик этой станции.

3.44