ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Киевский вокзал

3.68
Создание проекта нового вокзала архитекторами И.И.Рербергом и В.К.Олтаржевским при участии инженера В.Г.Шухова было приурочено к 100-летию Бородинской битвы — станция располагалась у начала дороги, ведущей из Москвы в Бородино.
  • Киевский вокзал
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
  • Киевский вокзал
+ -

В 1898 году железная дорога связала Москву с Калугой и Брянском. Год спустя в районе Дорогомиловской слободы «Общество Московско-Киево-Воронежской железной дороги» выстроило Брянский вокзал — длинное одноэтажное деревянное здание. Эта постройка технически не соответствовала значимости и масштабу осуществляемых пассажирских и грузовых перевозок из Москвы в крупнейший торгово-промышленный район России. Создание проекта нового вокзала архитекторами И.И.Рербергом и В.К.Олтаржевским при участии инженера В.Г.Шухова было приурочено к 100-летию Бородинской битвы — станция располагалась у начала дороги, ведущей из Москвы в Бородино. Постройка нового здания вокзала началась в 1914 году и закончилась в 1918 году.

Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира, в его оформлении прослеживаются общие мотивы с Триумфальными воротами на площади Тверской заставы и памятниками Бородинского поля. Композиция вокзала построена на контрасте высокой башни с горизонтальным корпусом с колоннадой. Верхняя часть башни украшена арочными окнами, куполом и скульптурами. В башне до сих пор сохраняются часы, установленные при постройке вокзала. Эти часы механические и до отмены перехода на летнее и зимнее время их стрелки переводили вручную, как и стрелки курантов на Спасской башне Кремля. Кремлёвские куранты и часы Киевского вокзала – единственные сохранившиеся до наших дней механические часы Москвы. Отделка залов ожидания соответствует внешнему облику вокзала, в некоторых из них сохранилась настенная и плафонная живопись.

К зданию вокзала примыкает дебаркадер, решение которого является одновременно простым и смелым: огромное пространство над платформами перекрыто застеклёнными большепролётными стальными арками, разработанными В.Г.Шуховым и выполненными фирмой А.В.Бари на  Брянском паровозостроительном и рельсопрокатном заводе. Эта грандиозная и одновременно изящная конструкция из стекла и металла напоминает парящий в воздухе металлический купол.

Немногим раньше, в 1911 – 1912 годах, по проекту архитектора Р.И.Клейна был построен Бородинский мост, соединивший новый вокзал с центральной частью Москвы. Вокзал и мост составляют единый архитектурно-мемориальный комплекс, посвящённый событиям 1812 года.

В 1934 году вокзал получил новое имя – Киевский, под которым он существует в наше время. В 1938 году рядом с вокзалом строится станция метро «Киевская». В 1952 – 1953 годах построена станция метро «Киевская» Кольцевой линии, выход из которой объединили со зданием вокзала, в этот же корпус вывели выход со старой станции метро.

В 2006 году ближайший к Киевскому вокзалу выход из метро оформили в стиле первых станций парижского метрополитена, выполненных по проектам архитектора Эктора Гимара.

Во время реставрации, которая была проведена в 2013-2016 гг., прошли масштабные работы в отношении элементов оформления фасадов. Отреставрированы майоликовые мозаичные панно с изображениями Георгия Победоносца и Архангела Михаила, циферблаты часов на башне, бетонные скульптуры "Труд и урожай". Во время не менее масштабных реставрационных работ в анфиладе залов главного здания вокзала было осуществлено возвращение исторического облика элементов оформления.

Киевский вокзал стал лауреатом сразу трех номинаций конкурса "Московская реставрация 2016" (лучший проект реставрации, лучшая организация ремонтно-реставрационных работ, высокое качество ремонтно-реставрационных работ).

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Станция метро "Киевская" Арбатско-Покровской линии

Станция метро "Киевская" Арбатско-Покровской линии

Киевского вокзала пл.

Интересно, что на протяжении полувека эта станция была конечной.

Рейтинг: 3.3
Дома
Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела

Ул. Еланского, д. 2А

Больничный храм находился в собственности университета и был одним из лучших в Москве.

Рейтинг: 3.33
Музеи
Демонстрационный павильон Московских центральных диаметров

Демонстрационный павильон Московских центральных диаметров

Демонстрационный павильон Московских центральных диаметров (Павильон МЦД) был открыт 21 декабря 2018. Павильон МЦД информирует жителей Московской агломерации о новом транспортном проекте столицы – Московские центральные диаметры.

Павильон включает в себя высокотехнологичные инсталляции и самый популярный экспонат выставочного пространства – полноразмерный макет поезда «Иволга». В Павильоне МЦД проводятся специальные информационные и развлекательные мероприятия: лекции с транспортными экспертами, культурные и развлекательные мероприятия, мастер-классы, тематические программы, посвященные городским праздникам и событиям.

(Нет голосов)
Музеи
Выставочный зал федеральных архивов

Выставочный зал федеральных архивов

Выставочный зал федеральных государственных архивов является структурным подразделением ГА РФ (Государственный архив РФ) и главной экспозиционной площадкой для всех федеральных архивов в Москве. Выставочный зал открыл свои двери для посетителей в 2000 г.; за годы существования площадки здесь было проведено множество выставок, которые посетили тысячи человек. Это культурно-просветительский центр популяризации исторических документов.

Ведущие федеральные архивы и музеи экспонируют здесь уникальные историко-документальные выставки, освещающие ключевые события истории Отечества: «Православие и российское государство (X–XX вв.)», «Средь шумного бала...Из истории балов в России во второй половине XIX – начале XX вв.», «Блестящий век Екатерины. К 250-летию со дня рождения», «Император Павел I. Мир семьи», «Царь и Президент: Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и Эмансипатор», «М. В. Ломоносов и его эпоха», «Гибель семьи императора Николая II. Следствие длиною в век», «Российские императрицы: Мода и Стиль. Конец XVIII – начало XX века», «Крым в истории России» и многие другие.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба доктора В.Ф. Снегирева

Усадьба доктора В.Ф. Снегирева

Ул. Плющиха, д. 62, стр. 1, 2

Небольшой домик в глубине двора, заросшего яблонями и сиренью, всегда привлекает взгляды прохожих.

Рейтинг: 3.3
Дома
Станция метро "Киевская" (кольцевая)

Станция метро "Киевская" (кольцевая)

площадь Киевского вокзала

Обычно умы горожан будоражит "мобильный телефон" в руках у одного из партизан на одной из мозаик этой станции.

Рейтинг: 3.44
Дома
Государственный архив

Государственный архив

Б. Пироговская ул., д. 17, стр. 2

Яркий образец достаточно редкого для столицы архитектурного стиля – постконструктивизма.

Рейтинг: 3.3
Дома
Здание Центрального государственного архива древних актов

Здание Центрального государственного архива древних актов

Б. Пироговская, д. 17, стр. 1

Здание, положившее начало целому «архивному городку».

Рейтинг: 3.3
Дома
Городская усадьба, конец XVIII - начало XIX вв.

Городская усадьба, конец XVIII - начало XIX вв.

Большой Саввинский пер., д. 2-4-6, стр. 13—16

В конце XIX в. участок приобрела кружевная фабрика

Рейтинг: 3.38
Дома
Клуб завода "Каучук"

Клуб завода "Каучук"

Ул. Плющиха, д. 64/6, стр.1

Как и в ДК им. Русакова, в клубе «Каучук» Мельников применил оригинальную систему лестниц.

3.55
Дома
Станция метро "Киевская" Филевской линии

Станция метро "Киевская" Филевской линии

Киевского Вокзала пл., д. 1

Парадоксальное и гармоничное соединение украинских и римских мотивов.

Рейтинг: 3.1
Дома
Гостиница "Украина"

Гостиница "Украина"

Кутузовский проспект, д. 2/1 стр.1

Эта вторая по высоте «высотка» была построена в 1957 году. При жизни Сталина она должна была называться просто «Дорогомиловская».

3.62