ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Курский вокзал

Центральный административный округ, пл. Курского Вокзала
3.3
Курский вокзал не похож на большинство московских вокзалов – он не тупиковый, а транзитный. Железная дорога не заканчивается на вокзале, а проходит через него, соединяя северное и южное направления.
  • Курский вокзал
+ -

Первоначально Курский вокзал находился совсем не там, где мы привыкли его видеть, и назывался совсем по-другому. Небольшой деревянный Нижегородский вокзал был построен за пределами города у Покровской (ныне Абельмановской) заставы, по левой стороне нынешней Нижегородской улицы. Место для вокзала выбрал лично П.П. Мельников, занимавший в середине XIX века должность министра путей сообщения.

Долгие годы этот вокзал считался временным. Правление железной дороги добивалось переноса вокзала ближе к центру города, поэтому не видело смысла в постройке нового здания на старом месте. Рассматривались варианты расположения вокзала у Гороховой улицы, на Садовом кольце или объединения его со станцией Николаевской железной дороги, но все они были отвергнуты.

Движение поездов до Серпухова открылось в ноябре 1866 года, затем дорога прошла дальше – к Туле, Орлу, Курску. Уже с началом движения поездов стало ясно, что вокзал нужно увеличивать, но переписка о новом месте его расположения продолжалась почти тридцать лет. За это время к вокзалу были сделаны только две пристройки. Проблема решилась после выкупа Нижегородской железной дороги казной и образования в 1894 году «Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железной дороги». Нижегородский вокзал был объединён с уже строившимся на Садовом кольце Курским вокзалом.

Новый Курский вокзал открылся для пассажиров в 1896 году. Одновременно в газетах было объявлено, что старый Нижегородский вокзал закрывается и все поезда Нижегородского направления будут отправляться с нового Курского вокзала. Вокзал представлял собой симметричное здание с белыми колоннами, двумя портиками и двумя башнями с куполами. Его автором был архитектор Н.И. Орлов. Правое крыло вокзала было отдано Нижегородскому (Горьковскому) направлению, а левое – Курскому. Старое деревянное здание Нижегородского вокзала ещё много лет использовалось под различные нужды. Сейчас на месте старого вокзала и станции находятся жилые кварталы и ничто уже не напоминает о железнодорожном прошлом этого места.

Первая реконструкция Курского вокзала закончилась в 1938 году, а в 1972 году он был снова реконструирован и приобрёл тот вид, который имеет сейчас. Новое здание вокзала стеклянными витражами обращено на привокзальную площадь и накрыто оригинальной складчатой кровлей, образующей 9-метровый козырёк. Старый Курский вокзал при этом не снесли – он вошёл в состав нового здания, сохранив архитектурный декор в его центральной части. Его фасад хорошо виден со стороны железнодорожных путей, а внутреннее убранство сохранилось в одном из залов ожидания.

У Курского вокзала две части - надземная, с залами ожидания и кассами, и подземная - с камерами хранения, проходами к поездам и станциям метро. Проект создавался по принципу рациональности и позволял вместить большое число пассажиров.

Курский вокзал не похож на большинство московских вокзалов – он не тупиковый, а транзитный. Железная дорога не заканчивается на вокзале, а проходит через него, соединяя северное и южное направления. С Курского вокзала можно уехать как на Чёрноморское побережье, в Крым или на Кавказ, так и в Санкт-Петербург. А можно уехать и на восток страны. Курский вокзал – крупнейший в Москве, объединивший сразу несколько железнодорожных направлений.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Маргарита Зайцева   6 ноября 2016 21:16

    Про "ничто не напоминает о железнодорожном прошлом этого места". www.tagankainfo.ru/vokzal "Около б. Нижегор. вокзала существовали тов.склады и вагоноремонтные мастерские. Следы этих объектов ещё заметны - характерные стены 4-ой автобазы на Новорогожской улице и закатанные в асфальт на её территории рельсы. Использованы материалы Андрея Воронцова из статьи в газете "Гудок" 10.02.2005".

Интересное рядом
Дома
Начальное училище им. Востряковых

Начальное училище им. Востряковых

Сыромятнический пр., д. 8, корп. 1

В конце XIX века здесь, в Сыромятниках, образовался фактически целый благотворительный квартал.

3.38
Дома
Доходный дом архитектора Г.И. Макаева

Доходный дом архитектора Г.И. Макаева

Подсосенский пер., д. 18

Кактусы или ромашки украшают этот дом? Вопрос пока остается открытым.

3.22
Дома
Усадьба Капцовых

Усадьба Капцовых

Ул. Воронцово поле, д. 12

Революция и репрессии разлучили и перемололи знаменитое семейство купцов-меценатов, но пощадили их фамильный дом, интерьеры.

3.1
Памятники
Памятник С.С. Прокофьеву

Памятник С.С. Прокофьеву

Токмаков пер., д. 8 (перед зданием детской музыкальной школы № 1)

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) — русский и советский композитор, дирижер и пианист.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба фон Вогау

Усадьба фон Вогау

Воронцово поле ул., д. 10

За изящной оградой, идущей вдоль улицы Воронцово поле, располагается большая усадьба со старинным парком.

3.38
Дома
Городская усадьба Шувалова-Голицыных

Городская усадьба Шувалова-Голицыных

Ул. Покровка, д. 38a

Дом этот почти не изменился с конца XVIII века.

3.02
Дома
Жилой дом начала XIX века

Жилой дом начала XIX века

Казарменный пер., д. 10, стр. 3

Деревянный особняк с мезонином прячется теперь за доходными домами

3.17
Дома
Андроников виадук

Андроников виадук

Андроньевская набережная

Бывает ли мост с балконами? Оказывается, бывает!

4
Дома
Дом призрения с домовой церковью Преп. Герасима Иорданского

Дом призрения с домовой церковью Преп. Герасима Иорданского

Сыромятнический пр., д. 6 корп. 1

Целый благотворительный городок вырос вдоль Сыромятнического переулка благодаря этому семейству.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом начала XIX века

Жилой дом начала XIX века

Лялин пер., д. 3, стр. 1

Интерьеры дома во многом сохранили первоначальную планировку, печи, своды, двери (сер. XIX в.) и др.

3.3
Дома
Шлюз на Яузе

Шлюз на Яузе

Академика Туполева наб., д. 2

Одно из живописнейших сооружений промышленной Москвы. Редкий пример тонкой переработки античной архитектуры, пересаженной на берега Яузы периода сталинской индустриализации и реконструкции города.

3.35