ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Павелецкий вокзал

Павелецкий вокзал
3.48
К концу XIX века Общество Рязанско-Уральской железной дороги управляло крупнейшей частной дорогой, связывавшей 12 густонаселенных губерний. Дорога прошла через Черноземье и Поволжье до Урала, соединила Смоленск, Тамбов, Саратов и Астрахань, но не имела выхода к Москве. В мае 1897 года Правление дороги получило разрешение на строительство необходимой ему «вывозной» линии Павелец – Москва.
  • Павелецкий вокзал
+ -

К концу XIX века Общество Рязанско-Уральской железной дороги управляло крупнейшей частной дорогой, связывавшей 12 густонаселенных губерний. Дорога прошла через Черноземье и Поволжье до Урала, соединила Смоленск, Тамбов, Саратов и Астрахань, но не имела выхода к Москве. В мае 1897 года Правление дороги получило разрешение на строительство необходимой ему «вывозной» линии Павелец – Москва.

Сама линия была построена в рекордные сроки, но затянувшийся поиск места для размещения вокзала помешал открыть его одновременно с началом движения. Поэтому до 1900 года Рязанско-Уральская дорога переводила свои поезда со станции Загорье (ныне Бирюлёво) на станцию Царицыно Московско-Курской железной дороги и дальше на Курский вокзал. Вокзал предполагалось разместить в районе нынешнего телецентра на Шаболовке, у Крестьянской заставы или на Зацепе. Перед началом строительства Общество Рязано-Уральской дороги должно было реконструировать старый Краснохолмский мост через Москву-реку и обустроить площадь перед вокзалом.

Построенный по проекту архитектора Красовского вокзал первоначально называли Саратовским, так как именно Саратов являлся центром Рязано-Уральской железной дороги. В то же время вокзал назывался и Павелецким, в справочниках того времени присутствуют оба названия. Вокзал построен по канонам своего времени: симметричное здание в два этажа с центральной трёхэтажной частью и с мансардами над выступающими боковыми корпусами. Наружная поверхность стен облицована декоративным кирпичом, цоколь – тёсаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Вокзал открылся для пассажиров 15 октября 1900 года.

С постройкой вокзала Зацепа сильно оживилась – началось строительство жилых домов, магазинов, появился трамвай. Для хлебных грузов – основных для Рязано-Уральской железной дороги – за вокзалом были построены грандиозные элеваторы. Товарная станция стала обслуживать заводы и фабрики Дербенёвской набережной.

В 1980-е годы вокзал был реконструирован, внешний вид его исторической части практически не изменился, хотя внутри он серьёзно перестроен.

Рядом с вокзалом находится павильон «Траурный поезд В.И. Ленина», в котором хранится паровоз У-127 и товарный вагон № 1691. Повреждённый в Гражданскую войну паровоз У-127 восстановили на субботнике в 1923 году, тогда же его почётным машинистом был избран В.И. Ленин. В январе 1924 года именно этот паровоз доставил в Москву траурный поезд с телом Ленина. В 1937 году паровоз поставили на вечную стоянку как «символ всенародной скорби», в 1941 году его эвакуировали в Ульяновск и затем вернули в Москву. В наши дни паровоз У-127 имеет не только мемориальное значение, но и является ценнейшим памятником истории подвижного состава Российских железных дорог – это один из двух уцелевших пассажирских паровозов дореволюционной постройки.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Жилой дом Крашенинниковых

Жилой дом Крашенинниковых

Кожевническая ул., д. 20, стр. 19

Это здание — пример типичной застройки Кожевнической улицы начала XIX века. Фасад сохранился до наших дней практически в том виде, в котором его построили в 1810-е годы.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом, первая пол. XIX в

Жилой дом, первая пол. XIX в

Гончарная наб., д. 1, стр. 2

Жилой дом построен по индивидуальному архитектурному проекту в 1917 году. В 2004 году двухэтажное здание с мансардой полностью реконструировали: восстановлены кровля и фасад, заменены инженерные коммуникации, установлены современные стеклопакеты.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Скворцовых

Городская усадьба Скворцовых

Ул. Кожевническая, д. 13, с. 1

Год строительства особняка крупно выведен в орнаменте на кусочке ограды справа от дома.

3.2
Дома
Церковь Троицы в Кожевниках

Церковь Троицы в Кожевниках

2-й Кожевнический пер., д. 6

В этом храме венчался основатель Театрального музея Алексей Александрович Бахрушин.

3.2
Дома
Дом жилой (палаты) XVIII-XIX вв.  (ныне музей Московского образования им. Г. А. Ягодина)

Дом жилой (палаты) XVIII-XIX вв. (ныне музей Московского образования им. Г. А. Ягодина)

Вишняковский пер., д. 12, стр. 1

"Каждого ожидал собственный деревянный дом, неприхотливо убранный, с широким двором и садом без дорожки, заросшим крапивой, но где можно было, однако же найти дюжину диких яблонь и сотню кустов малины и смородины... Все Замоскворечье было застроено подобными домами..."

3.4
Памятники
Обелиск преподавателям, сотрудникам и студентам Российской экономической академии им. Плеханова

Обелиск преподавателям, сотрудникам и студентам Российской экономической академии им. Плеханова

Стремянный пер., д. 28, к. 2а

Обелиск сооружен в 1965 г. на средства и по инициативе сотрудников и студентов Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова.

(Нет голосов)
Дома
Учебный корпус с домовым храмом во имя иконы Божьей Матери «Взыскание погибших»

Учебный корпус с домовым храмом во имя иконы Божьей Матери «Взыскание погибших»

Зацепа ул., д. 41, корп. 4

Коммерческие училища и Коммерческий институт Московского общества распространения коммерческого образования основаны по инициативе предпринимателя и финансового деятеля А.С.Вишнякова.

3.75
Дома
Особняк Н.В. Урусовой

Особняк Н.В. Урусовой

Новокузнецкая ул., 12

Особняк на Новокузнецкой улице был построен в 1912 году по заказу Натальи Васильевны Урусовой,  автором проекта выступил архитектор (по образованию - военный инженер) Иван Иванович Рерберг.

3.56
Памятники
Памятник работникам фабрики «Парижская коммуна»

Памятник работникам фабрики «Парижская коммуна»

Кожевнический пр-д, д. 3 (на территории ЗАО МОФ «Парижская коммуна»)

На бронзовой мемориальной доске перечислены имена 88 погибших в годы ВОВ работников фабрики.

(Нет голосов)
Дома
Дом с палатами XVII века

Дом с палатами XVII века

Ул. Кожевническая, д. 11/13

В начале прошлого века здесь располагался приют для приходящих детей.

3.38
Музеи
Музей современной фортификации «Бункер-703 МИД СССР»

Музей современной фортификации «Бункер-703 МИД СССР»

Специальный подземный объект МИД с проектным номером 703 был рассекречен и передан под музей в 2018 году. Бункер расположен в центре города на глубине более сорока метров и содержит уникальные конструкции и артефакты 1940–1980-х годов. В настоящее время здесь создается интерактивный Музей современной городской фортификации, а также проходят познавательные квесты, выставки и лекции. Бункер-703 – это единственное место в Москве, где можно заглянуть в глубокую чугунную шахту 1950-х годов, своими руками запустить сирену оповещения о ядерном нападении или сдвинуть десятитонную спец-дверь одним пальцем.

(Нет голосов)
Дома
Особняк В.С. Татищева

Особняк В.С. Татищева

Ул. Новокузнецкая, д. 12-14, стр. 8

Два двухэтажных особняка начала ХХ века по Новокузнецкой улице сейчас объединены одной оградой и имеют общий адрес, это территория посольства Индонезии. Но до 1917 года они были двумя самостоятельными владениями.

3.67