Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Малый Манеж

Малый Манеж

ЦАО, Георгиевский пер., дом 3, строение 3
Охотный рядТверская
Известный выставочный зал, успевший побывать электростанцией, гаражом, офисом продаж «Фиат», автопарком, авторемонтной мастерской. Здесь впервые был продемонстрирован «беспроволочный телеграф» А.С. Попова.
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Эклектика
Годы постройки:
1888 ,1995
Архитекторы:
В. Шер
Назначение постройки
Общественное учреждение

Информация о здании

Во время коронационных торжеств 1894 г. случился конфуз: мощностей единственной Георгиевской электростанции для праздничной иллюминации не хватило. «Отцам города» пришлось срочно «одалживаться» электричеством у владелицы знаменитых Сандуновских бань Веры Фирсановой. Ее банная электростанция с честью выдержала испытание и ток в необходимых количествах дала. После этого было срочно начато строительство новой мощной электростанции на Раушской набережной. После ее сдачи в эксплуатацию в 1897 г. старая, как малосильная и малоэкономичная, была закрыта.

Георгиевская электростанция была построена в 1888 г. «Акционерным Обществом Электрического Освещения 1886 года» на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка, на территории сада бывшего женского Георгиевского монастыря — отсюда и название электростанции. Автором проекта здания был архитектор Владимир Дмитриевич Шер, сын известного мастера художественной резьбы по кости, много работавшего в московских монастырях. Электростанция была выстроена в русском стиле с богатым декором по фасадам, угловыми башенками и целым рядом больших полуарочных окон. Первоначально оборудование станции состояло из четырех паровых машин и шести котлов. Предельная мощность, достигнутая к 1897 г., равнялась 2 000 лошадиных сил, обслуживала станция 800 абонентов и 25 000 лампочек накаливания при длине кабельной сети, включая уличное освещение, в 50 км.

После закрытия электростанции ее помещение некоторое время использовалось в качестве выставочного зала. В частности, в декабре 1901 г. здесь открылась «электрическая выставка», на которой впервые демонстрировали москвичам «беспроволочный телеграф» физика и известного изобретателя А.С. Попова.

В 1905 г. в здании разместился один из первых автомобильных гаражей. Через некоторое время здесь же открылся и магазин по продаже автомобилей «Фиат».

Вскоре после революции в бывшей электростанции был устроен первый в Москве автобусный парк, а через некоторое время — первый таксомоторный парк. Здание при этом получило название «Малый Манеж».

Потом здесь оборудовали станцию технического обслуживания гаража особого назначения (ГОН). Правительственные автомашины ремонтировались тут до 1994 г.

В 1995 г., в соответствии с постановлением Правительства Москвы, здание было реконструировано и приспособлено под размещение выставочного зала, названного «Новый Манеж», который и открыл свои двери уже на следующий год.

Автор статьи: Алексей Дедушкин
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Красная площадь
icon
Когда вместо деревянных лавок построили двухэтажные каменные лавки, образовавшие три квартала: Верхние, Средние и Нижние торговые ряды, Площадь стали называть Красной, то есть красивой (некоторые историки полагают, что название произошло от «красного», то есть галантерейного, товара, которым здесь торговали).
Красная площадь
Охотный рядПлощадь РеволюцииТеатральная
5
Выставочный комплекс Исторического музея
icon
г. Москва, пл. Революции, д. 2/3
Охотный рядПлощадь Революции
1
icon
1
1
дом Стахеева - есть на сайте/предложено не в тот раздел
icon
По самый фотогеничный дом на Новой Басманной, фотографирую его раза два в год, я бы это делала и чаще.
Святая Нина
icon
Петровка, 25