ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк Листа

3.74
Особняк в Глазовском переулке был построен в 1898-1899 годах по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева и считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн.
  • Особняк Листа
+ -

Особняк в Глазовском переулке был построен в 1898-1899 годах по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева и считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн.

Небольшой, отделанный желтоватым тарусским мрамором и плиткой, особняк, с оригинальной угловой лоджией, выделяется своим мозаичным декором – панно над главным входом, с изображением подводного царства, и цветочным фризом. Панно было создано еще одним выдающимся мастером модерна – архитектором Вильямом Валькотом, о чем свидетельствует его авторская подпись в нижнем углу – латинские буквы W.W.

Кекушев первоначально строил особняк для себя, однако вскоре продал его фабриканту Отто Листу. После Листа владелицей особняка стала Наталья Кусевицкая, художница, жена Сергея Кусевицкого – известного контрабасиста и дирижера, музыканта оркестра Большого театра. В 1909 году он создал свой собственный оркестр, после революции руководил симфоническим оркестром в Петрограде, потом эмигрировал в Париж, продолжал свою музыкальную и педагогическую деятельность в Европе и США. Кусевицкий был основателем «Российского музыкального издательства», в совет которого входили композиторы С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер и другие. Издательство, призванное пропагандировать творчество молодых композиторов, публиковало партитуры произведений И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Собрания совета издательства как правило проходили в особняке Кусевицких. В 1909 году в доме после своего возвращения из-за границы жил Александр Николаевич Скрябин, здесь, в гостях у Кусевицких, с ним встречался молодой Борис Пастернак. В начале марта 1909 года Пастернак приехал, чтобы показать композитору свои музыкальные произведения: «…В назначенный день, направляясь в Глазовский, где временно проживал Скрябин, я не столько вез ему свои сочинения, сколько давно превзошедшую всякое выраженье любовь и свои извинения в воображаемой неловкости, невольным поводом к которой себя сознавал. Переполненный номер четвертый тискал и подкидывал эти чувства, неумолимо неся их к страшно близившейся цели по бурому Арбату, который волокли к Смоленскому, по колено в воде, мохнатые и потные вороны, лошади и пешеходы».

Результатом посещения Скрябина стал отказ Б. Пастернака от карьеры композитора: мучившийся отсутствием у себя абсолютного музыкального слуха, Пастернак, как ему показалось, не только получил доказательство отсутствия его и у Скрябина, но заметил стыдливое смущение композитора при обсуждении этого вопроса. Как объяснял решение своего отца сын Пастернака, Евгений Борисович: «Для романтически настроенного юноши вопрос “все или ничего” был решен однозначно, ничего промежуточного, приспосабливающегося к условиям он не допускал». У этого посещения был, однако, и вполне положительный результат: по совету Скрябина Б.Пастернак незамедлительно перевелся с юридического факультета Московского университета, на котором успел отучиться неполный курс, на философское отделение историко-филологического, более соответствовавшее его интересам, чем юриспруденция.

В 1913 году в Россию с концертами приезжал знаменитый композитор и дирижер Клод Дебюсси, и по приглашению Сергея Кусевицкого, выступившего организатором его концертов, гостил в его особняке в Глазовском переулке.

После революции особняк был национализирован и передан под размещение дипломатических миссий. На протяжении многих лет здесь располагалось посольство Аргентины.

Сейчас особняк Листа-Кусевицких отдан под представительство Калужской области.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Доходный дом

Доходный дом

улица Пречистенка, 24/1

«В начале каждый вечер пение, потом в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее. Крышка Калабухову!»

3.63
Музеи
Иконотека А. Н. Овчинникова

Иконотека А. Н. Овчинникова

Новое пространство Реставрационного центра имени Грабаря, открывшееся в феврале 2018 года, расположено в уникальном историческом и архитектурном памятнике – бывшей мастерской Веры Мухиной. В разработке архитектурного проекта вместе с Мухиной принимал участие Иван Жолтовский, один из крупнейших архитекторов неоклассицизма. После смерти Веры Мухиной в 1953 году мастерская принадлежала Московскому художественному институту им. В. И. Сурикова, а затем Государственному научно-исследовательскому институту реставрации. В 2013 году здание было передано Центру Грабаря для организации экспозиции нового отдела – «Иконотеки А. Н. Овчинникова». Художник, реставратор и исследователь древнерусской живописи Адольф Николаевич Овчинников в 1960–90-е годы много работал в экспедициях и занимался изучением и копированием монументальной живописи. Он детально воспроизвел фрески VIII–XV веков из восьми церквей. Среди них Георгиевский храм в Старой Ладоге; церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, где в 1378 году работал Феофан Грек; церкви Грузии – Святого Георгия в Ачи и монастырский комплекс пещерных храмов в Сабереэби. В экспозиции представлены кальки (прориси фресок, бережно снятые непосредственно с росписей) и полноразмерные копии-реконструкции, выполненные в материале, близком авторскому. Фактически это первый в России музей фрески, позволяющий изучить уникальные памятники в одном месте, не покидая столицы. У «Иконотеки» обширная образовательная программа – экскурсии, мастер-классы по реставрации и копированию, лекции по истории искусства, научные конференции. Особое внимание уделяется работе с современными мастерами-иконописцами и обучающим занятиям по копированию фресок по методике, разработанной А. Н. Овчинниковым.

(Нет голосов)
Музеи
Выставочный зал Института реставрации

Выставочный зал Института реставрации

В деревянном особняке 1818 года находятся выставочный зал ГосНИИ реставрации, небольшая реставрационная мастерская и мемориальный кабинет С. В. Ямщикова. Регулярно проводятся тематические реставрационные, художественные и исторические выставки. Бесплатный доступ для посетителей, желающих посмотреть выставку и интерьеры старинного особняка. Возможно проведение экскурсий по дому и выставке.

(Нет голосов)
Здания
Клуб завода "Каучук"

Клуб завода "Каучук"

Ул. Плющиха, д. 64/6, стр.1

Как и в ДК им. Русакова, в клубе «Каучук» Мельников применил оригинальную систему лестниц.

3.55
Музеи
Галерея искусств Зураба Церетели

Галерея искусств Зураба Церетели

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» – крупнейший современный центр искусств. Он создан в ходе осуществления разработанной президентом Российской академии художеств З. К. Церетели программы преобразования академии. В «Галерее искусств» открыта постоянная экспозиция произведений крупнейшего живописца, скульптора, монументалиста, президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели. Выставку составляют работы разных лет: живописные полотна, монументальная и станковая скульптура, графика, эмалевые панно и миниатюры, произведения декоративно-прикладного искусства, дизайнерские работы. В галерее представлены: постоянная экспозиция слепков с произведений античной скульптуры из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина; российские и международные масштабные выставочные проекты, посвященные всем видам изобразительного искусства, архитектуре и дизайну, биеннале, тематические, международные, выставки дипломных и учебных работ студентов художественных институтов, молодых художников, выставки современного искусства и искусства разных исторических эпох из музейных и частных собраний. Стоимость билетов: для взрослых – 300 руб.; для учащихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования – 100 руб.; для пенсионеров – 100 руб. Бесплатно: дети до 18 лет; граждане, имеющие право на бесплатное посещение музеев в соответствии с законодательством Российской Федерации (при предъявлении соответствующих документов); члены ИКОМ. Часы работы: Обычный график (с октября по май): вторник, среда, четверг, суббота, воскресенье: 12:00–20:00 (касса открыта до 19:00); пятница: 12:00–22:00 (касса открыта до 21:00); понедельник – выходной день. Летнее расписание (с мая по сентябрь): вторник: 12:00–22:00 (касса открыта до 21:00); среда – воскресенье: 12:00–20:00 (касса открыта до 19:00); понедельник – выходной день. В последнюю среду каждого месяца посещение галереи – бесплатно. Экскурсии по постоянной экспозиции – бесплатно.

(Нет голосов)
Здания
Жилой дом, 1937-1939 гг., архитекторы А.В.Щусев, А.К.Ростковский

Жилой дом, 1937-1939 гг., архитекторы А.В.Щусев, А.К.Ростковский

Новый Арбат ул., д. 31/12

В 1934-1938 гг. А. В. Щусев с архитекторами своей мастерской работает над проектом комплексной застройки Смоленской и Ростовской набережных. Реконструкция набережных, примыкающих к Бородинскому мосту, являлась проектом первой очереди по застройке жилыми кварталами набережных столицы.

3.56
Здания
Дом, в котором жила М.И. Цветаева

Дом, в котором жила М.И. Цветаева

пер. Сивцев Вражек, 19

В этом доме в конце 1911-начале 1912 годов жила поэтесса Марина Цветаева. Шестиэтажный доходный дом в Сивцевом Вражке был построен в 1911 году по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова для домовладельца Зайченко. В доме были устроены большие комфортабельные квартиры, предназначенные для сдачи внаем.

3.39
Здания
Усадьба доктора В.Ф. Снегирева

Усадьба доктора В.Ф. Снегирева

Ул. Плющиха, д. 62, стр. 1, 2

Небольшой домик в глубине двора, заросшего яблонями и сиренью, всегда привлекает взгляды прохожих.

3.28
Здания
Доходный дом, архитектор Л.Н. Кекушев

Доходный дом, архитектор Л.Н. Кекушев

Серебряный пер., 4

Великолепным примером кекушевского модерна является и доходный дом, возведённый в 1902 году в Серебряном переулке. Такое название переулок получил в память проживавших здесь когда-то мастеров Старого государева Серебряного двора. Сам дом располагается на углу с Кривоникольским переулком. Ранее на этом месте находился небольшой особнячок, в котором после окончания консерватории останавливался молодой Сергей Рахманинов.

3.35
Памятники
Памятник Петру Аркадьевичу Столыпину

Памятник Петру Аркадьевичу Столыпину

Конюшковская ул. (у здания Правительства Российской Федерации)

Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911) — выдающийся государственный деятель Российской империи.

2.93
Памятники
Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону

Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону

Смоленская набережная д.10

Установлен в 2007 г. в Москве возле здания посольства Великобритании в честь 120-летия публикации Артуром Конан Дойлем первой новеллы о лондонском сыщике.

3.27
Здания
Дом церкви Николая Чудотворца Явленного с залом для общественных собраний и библиотекой

Дом церкви Николая Чудотворца Явленного с залом для общественных собраний и библиотекой

Арбат ул., дом 18/1, стр. 2

Этот дом в русском стиле, принадлежавший церкви Николы Явленного, числится по Арбату, но на самом деле стоит вторым от угла в Серебряном переулке.

3.35