Особняк Лопатиной, расположенный на Большой Никитской улице, является ярким представителем архитектуры неорусского стиля конца XIX века. Здание было возведено в 1876 году по заказу Анны Васильевны Лопатиной, жены потомственного почётного гражданина и известной московской предпринимательницы. Автором проекта выступил знаменитый московский архитектор Александр Степанович Каминский.
Изначально Лопатина планировала построить на приобретённом участке отдельные здания для особняка, доходного дома, конторы и складских помещений. Однако после консультаций с Каминским было принято решение объединить все эти функции под одной крышей. Так родился замысел этого уникального строения, ставшего одним из первых образцов использования «русского стиля» в Москве.
Первоначально здание было двухэтажным, с подвалом и высоким чердачным помещением. На цокольном этаже разместились склады, первый этаж занимали конторские помещения, а на втором располагались личные покои хозяйки и меблированные комнаты для сдачи в аренду. Такое функциональное разделение отразилось на нетипичной для особняков того времени планировке: расположение комнат на первом и втором этажах было абсолютно симметричным.
Главный фасад особняка Лопатиной сразу привлекает внимание своим необычным оформлением в стилистике русского зодчества допетровского времени. Особенно примечателен ромбовидный узор, напоминающий вышивку крестом. Для создания этого эффекта был использован облицовочный кирпич двух оттенков, изготовленный специально на одном из московских заводов.
Окна первого этажа имеют полуциркульное завершение и обрамлены архивольтами, объединёнными широкой лентой фриза. Окна второго этажа декорированы наличниками в русском стиле. Углы дома и ризалита фланкированы колонками. В оформлении фасада широко использованы декоративные керамические вставки. Крыша, напоминающая пирамиду, придаёт особняку вид сказочного терема.
Внутренние интерьеры были оформлены в стиле старорусских палат, а сам особняк огородили кованой чугунной оградой, которая сохранилась до наших дней.
К началу XX века дом Лопатиной утратил своё первоначальное назначение и стал полностью доходным. Первый этаж сдавался коммерческим учреждениям, второй — квартирантам. После революции 1917 года особняк был национализирован. В 1928 году здание было надстроено третьим этажом. Примечательно, что новый этаж был выполнен в полном стилистическом соответствии с историческим обликом здания: окна третьего этажа объединены сплошным рядом кокошников, активно использована изразцовая плитка и такие декоративные элементы, как полуколонки с гирьками и поребрик.
С 1928 по 1963 год в здании размещалось общежитие старых большевиков. В этот период внутренняя планировка была значительно изменена для создания небольших жилых помещений. В 1963 году особняк был передан дипломатической миссии Бразилии.
В 2017 году под контролем специалистов Департамента культурного наследия началась комплексная научная реставрация, которая продолжалась три года.
В ходе реставрации были проведены работы по усилению фундаментов и ремонту кирпичной кладки с обработкой антигрибковым составом. Стены подвала отштукатурили, а двери воссоздали по историческим аналогам. На кровле специалисты заменили повреждённые стропильные конструкции.
Пришлось хорошо потрудиться над восстановлением исторических интерьеров. Реставраторы раскрыли заложенные ранее анфиладные проёмы, восстановив характерную для XIX века планировку. Был воссоздан лепной декор на потолке и стенах, отреставрированы гипсовые профили на откосах внутри помещений и вентиляционные решётки.
Уникальным элементом реставрации стало воссоздание росписи сводов музыкального салона на первом этаже, выполненное по технологиям храмовой живописи. В основных залах был восстановлен наборный паркет, причём в каждом помещении он имеет свой уникальный рисунок.
Настоящим украшением интерьера стали редкие обои в обеденном зале, изготовленные на заказ на французской фабрике Zuber по технологиям XIX века. Обои созданы по мотивам гравюр баварского художника Йоганна Морица Ругендаса с частичными изменениями, выполненными российским художником Иваном Евгеньевичем Алферовым. Ругендас принимал участие в первой русской научной экспедиции Григория Ивановича. Лангсдорфа во внутренние районы Бразилии в 1820-е годы, что придаёт этому элементу декора особую связь с нынешним назначением здания.
Одной из самых сложных задач стала реставрация декоративных элементов фасада. Несмотря на сложность работ, реставраторам удалось сохранить около 90 процентов частично разбитых изразцовых вставок.
Результаты реставрации были высоко оценены профессиональным сообществом. Особняк Лопатиной стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2020».
Сегодня особняк Лопатиной, сохранивший свой исторический облик и при этом приспособлен к современному использованию. Он продолжает играть важную роль в архитектурном ансамбле Большой Никитской улицы. Здание не только является ярким образцом «русского стиля» в архитектуре XIX века, но и служит прекрасным примером того, как бережное отношение к культурному наследию позволяет сохранить уникальные памятники архитектуры для будущих поколений.
Автор статьи: Инна Крылова. Доработано Департаментом культурного наследия города Москвы

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.