ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк Лыжина, архитектор Л. Н. Кекушев

3.3
Родовой дом на Остоженке и текстильная фабрика в Ивантеевке достались младшему сыну купца, Владимиру Александровичу. Как раз в это время владение напротив покупает известный архитектор Л. Н. Кекушев, яркий представитель московского модерна. И Лыжин заказывает Льву Николаевичу проект перестройки дома
+ -

Двухэтажный ампирный особняк с мезонином был выстроен здесь после пожара 1812 г. в 1830-х гг. во владениях действительного статского советника Д. А. Безобразова. В 1875-1878 гг. архитектор А. Л. Обер перестроил его для нового владельца ‒ купца Е. Е. Карташева. В 1880-е гг. владение купил московский купец, потомственный почетный гражданин Москвы А. И. Лыжин, совладелец торгового дома «Лыжин Ив. и сыновья», торговавший сукном на Ильинке. Торговому дому Лыжиных принадлежала еще старая суконная фабрика в селе Ивантеевка (Вантеевка) под Москвой. А. И. Лыжин представлял собой тип купца, который многократно описан у А. Н. Островского. Во владении стоял двухэтажный дом с мезонином и теплым подвалом. В доме жил хозяин со своей семьей, прислугой, все приказчики, конторщики и мальчики из его лавок. В подвале был оборудован большой сейф с тремя дверьми: Лыжин свои деньги банкам не доверял. На дворе был большой сад, в котором стояло много разных построек, складов, хозяйственных амбаров и жилых домов, где жили замужние дочери хозяина. Александр Иванович установил строгий распорядок дня и держал все ключи от всех помещений у себя. В 1900 г. он умер, и сыновья разделили наследство.

Родовой дом на Остоженке и текстильная фабрика в Ивантеевке достались младшему сыну купца, Владимиру Александровичу. Как раз в это время владение напротив покупает известный архитектор Л. Н. Кекушев, яркий представитель московского модерна. И Лыжин заказывает Льву Николаевичу проект перестройки дома.

Кекушев не перестраивал его полностью, лишь изменил фасад и присоединил одноэтажные строения справа и сзади. Все детали отделки имеют плавные, гармоничные очертания, свойственные модерну. Но по вкусу своего соседа Кекушев делает пышную лепнину над окнами первого этажа. Среднее окно и два крайних по бокам украшены высоким выгнутым лучковым сандриком, опирающимся на красивые вытянутые валюты. Посередине сандрика вставлен изящный картуш. Все окна сделаны в кекушевской манере перспективных изящных и очень затейливых проемов. Сверху по бокам овальные, в вертикальной своей части они имеют сложный профиль полуовальных тяг выступов и впадин. Под каждым окном сделано своеобразное «полотенце» и изящный желобок, тоже фирменная черта этого мастера. Все вертикальные переплеты окон имеют фирменную кекушевскую каплю, наплыв. По всем этим деталям и фирменным приемам Кекушева даже без подписи на чертежах сразу можно увидеть, кто перестраивал этот дом. Окна второго этажа украшены проще. Они имеют верхний завиток и подоконную ракушку. Развитый карниз дома подпирают фирменные кекушевские львы на дентикулах. А окно мезонина украшает женская головка с развевающимися волосами – самый известный символ модерна. И если в целом по своему строению и формам этот дом не относится к стилю модерн, то своими наличниками, деталями, безусловно, является ярким его представителем. Внутренние интерьеры особняка были выполнены в разных стилях. И, как это часто случалось у Кекушева, в отделке щедро использовалось дерево.
В дальнейшем сотрудничество В. А. Лыжина и архитектора Л. Н. Кекушева было продолжено. Именно этот архитектор полностью перестроил суконную фабрику в Ивантеевке, создав очень красивый производственный комплекс, остатки которого и сейчас являются достопримечательностью этого подмосковного города.

После революции в особняке долгое время был детский сад, и сильно пострадали его интерьеры. Сейчас сохранился только декор потолка гостиной первого этажа. Промежутки между деревянными балками украшены трафаретной живописью, а по верху стены тянется полоса яркого фриза с изображением цветов.

Сейчас особняк находится в частной собственности, но ему повезло: его владелец увлечен творчеством Кекушева, а потому все уцелевшие детали отреставрированы, а утраченные восстановлены. Так как родные интерьеры дома практически не сохранились, за основу были взяты элементы из других домов постройки Л. Н. Кекушева ‒ из доходного дома Быкова, из «Метрополя», из дома Морозова на Пречистенке и т. д. Декор всего фасада был воссоздан по единственному сохранившемуся на боковом фасаде фрагменту.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв.

Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв.

Ул. Волхонка, д. 8

Эта усадьба дала имя всей улице Волхонка.

3.25
Музеи
Музей восстания машин

Музей восстания машин

Музей восстания машин – настоящий футуристический мир, населенный жителями из разных фантастических фильмов, выполненных из металла в натуральную величину. Музей основан 2 января 2017 года. 12 тематических залов – 2 000 кв. м, на которых соседствуют автоботы и десептиконы, лаборатория Тони Старка, супергерои MARVEL и DC, Терминатор, мифические животные, аниматронные роботы, персонажи фильмов ужасов, различные мотобайки и даже культовые транспортные средства – «Призрачный гонщик», автомобиль Багги. Для посетителей: зона аквагрима, аттракцион виртуальной реальности, инстабудка, сувенирный магазин, атрибутика для фотосессий (маски и оружие супергероев), автомат с памятными монетами. Все экспонаты можно и нужно трогать, фотографироваться с ними.

(Нет голосов)
Здания
Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Ул. Волхонка, д. 11, стр. 6

Именно сюда, в мастерскую художника Тропинина, зимой 1826–27 годов приходил позировать Пушкин.

3.56
Здания
Храм святителя Николая Мирликийского в Старом Ваганькове

Храм святителя Николая Мирликийского в Старом Ваганькове

Староваганьковский пер., д. 14

История церкви неразрывно связана с историей Пашкова дома.

3.17
Музеи
Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва – это новая выставочная и интерактивно-образовательная площадка Москвы, где можно по-настоящему прочувствовать подлинное искусство. Центр искусств сотрудничает с ведущими галереями и частными коллекционерами России и Европы. В стенах Центра находятся шедевры, до сегодняшнего дня неизвестные широкому зрителю. Здесь предлагается широкий спектр художественной деятельности: тематические выставки живописи, арт-акции, лекции и мастер-классы, способные стать заметным событием не только выставочной практики, но и культурной жизни столицы.

(Нет голосов)
Здания
Анастасьинская рукодельная школа

Анастасьинская рукодельная школа

Плотников пер., дом 19/38, стр. 1

Функциональное назначение здания ярко отражено в его декоре. Фасад украшают изображения двух девушек у швейной машинки, трудолюбивых пчел, а также совы – символа богини Афины, которая считается покровительницей ткацкого дела.

(Нет голосов)
Здания
Жилой дом с магазинами, 1934-1938 гг., 1950 г., арх. Л.М.Поляков.

Жилой дом с магазинами, 1934-1938 гг., 1950 г., арх. Л.М.Поляков.

Ул. Арбат, д. 45/24

Этот дом поменял свой облик с авангардного на неоклассический ещё в процессе строительства.

3.56
Памятники
Кони Яндекса

Кони Яндекса

ул. Льва Толстого, 16

Достопримечательности Москвы "найдутся здесь".

3.35
Здания
Оперативный отдел Наркомата по военным делам

Оперативный отдел Наркомата по военным делам

Пречистенка, д. 37, стр. 1

В южной части здания между 1 и 2 этажами сохранилась каменная лестница 1907 года, облицованная мрамором.

(Нет голосов)
Здания
Дом Дворцового ведомства

Дом Дворцового ведомства

Б. Левшинский пер., дом 8/1, строение 1

Дом на углу Денежного и Большого Лёвшинского переулков выстроен в конце XVIII века во владении полковника А.Ф. Ладыженского и представляет собой интересный образец углового здания с протяженными фасадами, выходящими на красную линию обоих переулков. Дом сохраняет декоративное оформление, характерное для классицизма начала XIX века. В 1835 году все владение было куплено Московской Дворцовой конторой, и дом был приспособлен под квартиры для служащих конторы.

3.81
Музеи
Музей сословий России

Музей сословий России

Музей сословий России – новая экспозиция Картинной галереи Ильи Глазунова – был открыт 12 июня 2017 года. Также как и свои произведения живописи и графики И.С. Глазунов передал в дар городу Москве свою личную коллекцию произведений искусства (более 5000 предметов!), которое собиралось в течение всей жизни художника. Сергеевич Глазунов − автор идеи, архитектурного проекта, интерьеров и экспозиции музея, по замыслу создателя отразившего красоту быта и культуры сословной России. Первый этаж музея посвящен культуре дворянской России XVIII - начала XX веков. Он воссоздает уклад жизни дворянства в классических интерьерах усадебных анфилад, обставленных старинной мебелью, произведениями живописи и художественной бронзы, гравюрами, образцами общеевропейской моды того времени. Второй этаж, интерьеры которого вдохновлены убранством палат царя Алексея Михайловича, дает характеристику искусства Руси православной. Здесь перед зрителем предстанут произведения иконописи и деревянной храмовой скульптуры, меднолитые кресты, складни. Промыслы, обычаи и повседневность крестьянской России отражены на третьем этаже музея в убранстве избы, расписных санях и дугах, сундуках и ларцах, самоварах, прялках и народных костюмах более 20 губерний России. 9 июля 2019 года, в День памяти великого русского художника в экспозиции Музея сословий России состоялось торжественное открытие мраморной памятной доски с рельефным портретом Ильи Сергеевича Глазунова и мемориального кабинета. Его интерьер создан под руководством директора галереи – вдовы художника – Инессы Дмитриевны Орловой-Глазуновой. В мемориальном кабинете представлены семейные фотографии, книги, альбомы с авторскими эскизами и записями из личного архива, предметы мебели и произведения русских и европейских художников из мастерской Ильи Сергеевича.

(Нет голосов)
Здания
Главный дом усадьбы А. Г. Щепочкиной – Н. А. Львова

Главный дом усадьбы А. Г. Щепочкиной – Н. А. Львова

Спасопесковский пер., 8

В 20-е годы XIX века этот особняк снимал поэт С. П. Тургенев, брат писателя Ивана Тургенева. .

3.35