ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк Лыжина, архитектор Л. Н. Кекушев

3.3
Родовой дом на Остоженке и текстильная фабрика в Ивантеевке достались младшему сыну купца, Владимиру Александровичу. Как раз в это время владение напротив покупает известный архитектор Л. Н. Кекушев, яркий представитель московского модерна. И Лыжин заказывает Льву Николаевичу проект перестройки дома
+ -

Двухэтажный ампирный особняк с мезонином был выстроен здесь после пожара 1812 г. в 1830-х гг. во владениях действительного статского советника Д. А. Безобразова. В 1875-1878 гг. архитектор А. Л. Обер перестроил его для нового владельца ‒ купца Е. Е. Карташева. В 1880-е гг. владение купил московский купец, потомственный почетный гражданин Москвы А. И. Лыжин, совладелец торгового дома «Лыжин Ив. и сыновья», торговавший сукном на Ильинке. Торговому дому Лыжиных принадлежала еще старая суконная фабрика в селе Ивантеевка (Вантеевка) под Москвой. А. И. Лыжин представлял собой тип купца, который многократно описан у А. Н. Островского. Во владении стоял двухэтажный дом с мезонином и теплым подвалом. В доме жил хозяин со своей семьей, прислугой, все приказчики, конторщики и мальчики из его лавок. В подвале был оборудован большой сейф с тремя дверьми: Лыжин свои деньги банкам не доверял. На дворе был большой сад, в котором стояло много разных построек, складов, хозяйственных амбаров и жилых домов, где жили замужние дочери хозяина. Александр Иванович установил строгий распорядок дня и держал все ключи от всех помещений у себя. В 1900 г. он умер, и сыновья разделили наследство.
    Родовой дом на Остоженке и текстильная фабрика в Ивантеевке достались младшему сыну купца, Владимиру Александровичу. Как раз в это время владение напротив покупает известный архитектор Л. Н. Кекушев, яркий представитель московского модерна. И Лыжин заказывает Льву Николаевичу проект перестройки дома.
Кекушев не перестраивал его полностью, лишь изменил фасад и присоединил одноэтажные строения справа и сзади. Все детали отделки имеют плавные, гармоничные очертания, свойственные модерну. Но по вкусу своего соседа Кекушев делает пышную лепнину над окнами первого этажа. Среднее окно и два крайних по бокам украшены высоким выгнутым лучковым сандриком, опирающимся на красивые вытянутые валюты. Посередине сандрика вставлен изящный картуш. Все окна сделаны в кекушевской манере перспективных изящных и очень затейливых проемов. Сверху по бокам овальные, в вертикальной своей части они имеют сложный профиль полуовальных тяг выступов и впадин. Под каждым окном сделано своеобразное «полотенце» и изящный желобок, тоже фирменная черта этого мастера. Все вертикальные переплеты окон имеют фирменную кекушевскую каплю, наплыв. По всем этим деталям и фирменным приемам Кекушева даже без подписи на чертежах сразу можно увидеть, кто перестраивал этот дом. Окна второго этажа украшены проще. Они имеют верхний завиток и подоконную ракушку. Развитый карниз дома подпирают фирменные кекушевские львы на дентикулах. А окно мезонина украшает женская головка с развевающимися волосами – самый известный символ модерна. И если в целом по своему строению и формам этот дом не относится к стилю модерн, то своими наличниками, деталями, безусловно, является ярким его представителем. Внутренние интерьеры особняка были выполнены в разных стилях. И, как это часто случалось у Кекушева, в отделке щедро использовалось дерево.
    В дальнейшем сотрудничество В. А. Лыжина и архитектора Л. Н. Кекушева было продолжено. Именно этот архитектор полностью перестроил суконную фабрику в Ивантеевке, создав очень красивый производственный комплекс, остатки которого и сейчас являются достопримечательностью этого подмосковного города.
    После революции в особняке долгое время был детский сад, и сильно пострадали его интерьеры. Сейчас сохранился только декор потолка гостиной первого этажа. Промежутки между деревянными балками украшены трафаретной живописью, а по верху стены тянется полоса яркого фриза с изображением цветов.
    Сейчас особняк находится в частной собственности, но ему повезло: его владелец увлечен творчеством Кекушева, а потому все уцелевшие детали отреставрированы, а утраченные восстановлены. Так как родные интерьеры дома практически не сохранились, за основу были взяты элементы из других домов постройки Л. Н. Кекушева ‒ из доходного дома Быкова, из «Метрополя», из дома Морозова на Пречистенке и т. д. Декор всего фасада был воссоздан по единственному сохранившемуся на боковом фасаде фрагменту.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Церковь Николы в Старом Ваганькове

Церковь Николы в Старом Ваганькове

Староваганьковский пер., д. 14

История церкви неразрывно связана с историей Пашкова дома.

3.02
Памятники
Кони Яндекса

Кони Яндекса

ул. Льва Толстого, 16

Достопримечательности Москвы "найдутся здесь".

3.35
Музеи
Музей Яндекса

Музей Яндекса

Музей Яндекса открылся для посещения всеми желающими 30 мая 2018 года.

В музее представлена вычислительная техника разных лет. Самым старый экспонатом является ЭВМ Электроника-60 (1974 г.), самым новым – Эльбрус-801РС (2017 г.). Проводятся экскурсии с рассказом о развитии вычислительной техники и об истории компании Яндекс.

Оформление интерьера музея повторяет дизайн офисов Яндекса.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Спаса на Песках

Церковь Спаса на Песках

Спасопесковский переулок, д. 4а

12 декабря 1633 года в местности, прилегающей к Арбату, вокруг позднейшей Спасопесковской площадки, был расквартирован стрелецкий полк и назначен его голова – Филон Михайлович Оничков. Вскоре стрельцы Оничкова построили себе деревянную полковую церковь Преображения Господня. По документам она известна с 1643 года, но возникла ранее этой даты.

3.8
Памятники
Александр II

Александр II

Волхонка ул., д. 13 (у храма Христа Спасителя)

Александр II (1818—1881) — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых.

(Нет голосов)
Дома
Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Ул. Волхонка, д. 11, стр. 6

Именно сюда, в мастерскую художника Тропинина, зимой 1826–27 годов приходил позировать Пушкин.

3.56
Дома
Жилой дом с магазинами, 1934-1938 гг., 1950 г., арх. Л.М.Поляков.

Жилой дом с магазинами, 1934-1938 гг., 1950 г., арх. Л.М.Поляков.

Ул. Арбат, д. 45/24

Этот дом поменял свой облик с авангардного на неоклассический ещё в процессе строительства.

5
Музеи
Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва – это новая выставочная и интерактивно-образовательная площадка Москвы, где можно по-настоящему прочувствовать подлинное искусство. Центр искусств сотрудничает с ведущими галереями и частными коллекционерами России и Европы. В стенах Центра находятся шедевры, до сегодняшнего дня неизвестные широкому зрителю. Здесь предлагается широкий спектр художественной деятельности: тематические выставки живописи, арт-акции, лекции и мастер-классы, способные стать заметным событием не только выставочной практики, но и культурной жизни столицы.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.

Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова.

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.

(Нет голосов)
Дома
Дом Дворцового ведомства

Дом Дворцового ведомства

Б. Левшинский пер., дом 8/1, строение 1

Дом на углу Денежного и Большого Лёвшинского переулков выстроен в конце XVIII века во владении полковника А.Ф. Ладыженского и представляет собой интересный образец углового здания с протяженными фасадами, выходящими на красную линию обоих переулков. Дом сохраняет декоративное оформление, характерное для классицизма начала XIX века. В 1835 году все владение было куплено Московской Дворцовой конторой, и дом был приспособлен под квартиры для служащих конторы.

3.68
Дома
Главный дом усадьбы А. Г. Щепочкиной – Н. А. Львова

Главный дом усадьбы А. Г. Щепочкиной – Н. А. Львова

Спасопесковский пер., 8

В 20-е годы XIX века этот особняк снимал поэт С. П. Тургенев, брат писателя Ивана Тургенева. .

3.35
Дома
Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв.

Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв.

Ул. Волхонка, д. 8

Эта усадьба дала имя всей улице Волхонка.

3.25