ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Памятник-усыпальница «Мавзолей Ленина»

(Нет голосов)
Уникальное здание, архитектора Алексея Щусева, сложной ступенчатой формы, органично вписанное в исторический ансамбль Кремля.
+ -

Появлению в 1930 году одного из самых известных  памятников советской архитектуры предшествовало возведение двух его деревянных предшественников.
Первое было наспех возведено в конце января 1924 года спустя несколько дней после смерти Ленина в виде ступенчатого куба с двумя вестибюлями.  Ограничение по срокам не дало осуществить проект полностью: построен был лишь постамент.
Практически сразу А.Щусев начал работать над новым вариантом, где  композиционным центром усыпальницы становится трибуна. Так, к маю 1924 года появился второй деревянный мавзолей: ступенчатая, венчавшаяся портиком с колоннадой  упрощенного ордера. Щусев  использовал композиционные приемы и формы классического ордера. Однако  в период проектирования каменного варианта Алексей Викторович в творческом плане пересмотрел свои позиции. В итоговом варианте  мавзолей создан в эстетике авангарда с элементами ар-деко.
При подготовке  каменного варианта мавзолея на  различных стадиях  проектных работ  принимали участие помощники А. Щусева И. Француз,  Г. Яковлев и  др.
Каркас  мавзолея сооружен из железобетона с кирпичным заполнением и облицован гранитом, в отделке также использованы  мрамор, порфир и лабрадор из различных месторождений СССР. Лаконичная надпись «ЛЕНИН» близка выразительной простоте первых советских лозунгов.
Гармония пропорций и лаконичность форм многоярусного ступенчатого объема в сочетании с декоративностью облицовки создали монументальное и выразительное произведение архитектуры, придавшие мавзолею символичность памятника революционной эпохи.
Внутри здания находятся вестибюль, лестницы и траурный зал, оформленные  художником И. И. Нивинским.  В первом варианте траурный зал был задрапирован красной и чёрной материей: гладкое красное поле стены со строгим ритмом черных пилястр. В окончательном варианте ткань красных стен была заменена на ленту стилизованных знамен из смальты-пурпурина, инкрустированный в серый лабрадор. Пилястры из материи стали красным порфиром, оттененными полосами черного полированного лабрадора.
В разное время над проектом саркофага работали К.Мельников, А.Щусев, Н.Томский.
В 2013 году были проведена реконструкция мавзолея, в частности был укреплен фундамент. Внешний облик и интерьеры не подверглись каким-либо изменениям.
В настоящее время мавзолей находится в ведении ФСО РФ, открыт для посещения.
Единственное здание стиля авангард, имеющее федеральный  статус памятника культурного наследия  (Следует уточнить в ДКН, действительно ли единственное).

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Памятник Юрию Долгорукому

Памятник Юрию Долгорукому

Тверская площадь

Памятник этот широко растиражирован на открытках, а ведь вплоть до 1962 года его судьба была под большим вопросом.

3.64
Дома
Корпус служб Знаменского монастыря

Корпус служб Знаменского монастыря

Варварка ул., д. 10, стр. 2

Существующий облик здание получило в результате перестройки каменного сарая 1806-1820 гг., осуществленной архитектором Ф.Ф.Рихтером в связи с организацией музея "Дом бояр Романовых" в 1850-х гг.

(Нет голосов)
Дома
Московский Университет  - Физиологический и Гистологический институты, виварий

Московский Университет - Физиологический и Гистологический институты, виварий

Моховая ул., д. 11, стр. 4

1880-1890-е гг., 1920-1950-е гг., архитектор К.М.Быковский. Здесь в 1893-1905 гг. работал физиолог И.М. Сеченов

(Нет голосов)
Дома
Ведомственный дом МОГЭС

Ведомственный дом МОГЭС

Садовническая ул., 11 строение 10

МОГЭС или ГЭС-1 им. Смидовича старейшая московская электростанция. Здесь работали такие светила отечественной энергетики как Г. М. Кржижановский, а директором ГЭС-1 был Классон. Инженерский состав станции проживал в ведомственных домах ГЭС-1, рядом на Садовнической.

3.35
Дома
Жилой дом, XVIII-XIX вв.

Жилой дом, XVIII-XIX вв.

Лебяжий пер., д. 4, стр. 3, стр. 4

Сейчас в жилом доме XVIII–XIX веков работают сотрудники музея-заповедника "Московский Кремль".

(Нет голосов)
Музеи
Государственный музей В. В. Маяковского

Государственный музей В. В. Маяковского

Музей является правопреемником Библиотеки-музея В. В. Маяковского, открытой на основании приказа Наркомпроса РСФСР от 23 декабря 1937 г. и находившейся в переулке Маяковского (бывший Гендриков пер.), дом 15/13. В 1967 году на основании приказа Министерства культуры СССР от 10 ноября Библиотека-музей В. В. Маяковского была переименована в Государственный музей В. В. Маяковского и переведена в здание в проезде Серова, дом 3/6, строение 4 (ныне Лубянский проезд), в котором в 1919–1930 гг. находился рабочий кабинет поэта. В 1987–1989 годах музей пережил большую перестройку и полное обновление экспозиции, в 2013 году основное здание закрылось на капитальный ремонт. В 2017 году для посетителей открылась «Квартира на Большой Пресне» (ул. Красная Пресня, д. 36, корп. 1, кв. 24). В настоящее время там представлен культурно-образовательный проект «Дочка». В основном фонде музея хранится 50 149 экспонатов. Всего музейное хранение включает в себя пять основных фондов: мемориальный, рукописно-документальный, фотонегативный, редкой книги и предметов изобразительного искусства. В мемориальном фонде хранятся мемориальные вещи, предметы быта, мебель, а также семейные реликвии рода Маяковских. Фонд предметов изобразительного искусства дает представление о развитии искусства в 1910–1920-е годы, от футуризма до конструктивизма. Широко представлены лубки, плакаты, афиши, реклама, созданные В. В. Маяковским и его современниками. Музейное собрание включает работы Д. Д. Бурлюка, Н. С. Гончаровой, Е. Г. Гуро, А. А. Дейнеки, Н. Ф. Денисовского, Г. Г. Клуциса, Кукрыниксов, М. Ф. Ларионова, Л. М. Лисицкого, К. С. Малевича, В. В. Маяковского, П. В. Митурича, А. М. Родченко, О. В. Розановой, С. Я. Сенькина, В. М. Ходасевич и др. В фотонегативном фонде собраны оригинальные фотографии и негативы с изображением поэта, членов его семьи, а также фотографии поэтов и писателей 1910–1920-х гг. В фонде хранятся уникальные фотоработы таких мастеров, как А. М. Родченко, А. А. Темерин, А. П. Штеренберг, Б. В. Игнатович, С. Тулес, Л. Мохой-Надь и др. В коллекции фонда редкой книги хранятся прижизненные издания произведений В. В. Маяковского, уникальные собрания поэзии, включающее литографированные издания футуристов, поэтические сборники и альманахи 1910–1930-х гг., журналы «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», книги с автографами поэта его друзьям и родным, а также с автографами современников В. В. Маяковского. Значительную часть музейной коллекции составляют материалы личных коллекций современников В. В. Маяковского, видных представителей русского авангарда: С. П. Боброва, Д. Д. Бурлюка, В. В. Каменского, А. Е. Кручёных, Л. В. Маяковской, В. Э. Мейерхольда, П. В. Незнамова, В. В. Хлебникова, И. Г. Терентьева, В. Ф. Шехтель и др.

(Нет голосов)
Музеи
Политехнический музей

Политехнический музей

В историческом центре Москвы, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами, располагается один из самых больших научных музеев мира — Политехнический. Историческое здание Политехнического музея долгие годы было местом притяжения всех любителей науки и техники в стране. Политехнический музей в Москве был основан в 1872 году, а тремя годами позже началось возведение специального музейного здания для его размещения. В 1877 году по проекту архитектора И.А. Монигетти была закончена центральная часть здания музея (руководил строительством Н.А. Шохин). Южное крыло Политехнического музея с Лубянско-Ильинскими торговыми помещениями возведена по проекту архитектора Н.А. Шохина в 1883 году (строительством руководил архитектор А.Е. Вебер, при участии архитектора И.П. Машкова), а в 1896 году закончено правое крыло музея. Северный корпус построен в 1903 — 1907 годах по проекту Г.И. Макаева архитекторами В.И. Ерамишанцевым и В.В. Воейковым. После реорганизации в 1935 г. выставка «Наши достижения» легла в основу новой экспозиции Политехнического музея, подвергшегося для этих целей коренной реорганизации. На основе экспонатов выставки к 1937 г. выросли постоянные отделы, отражающие последовательное развитие ряда важнейших отраслей хозяйства страны: энергетики, топливной промышленности, металлургии, машиностроения, химии, сельского хозяйства, текстильной и легкой промышленности, строительной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, связи, приборостроения, пищевой промышленности и водного транспорта.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба М.А. Галкина – Е.Е. Елисеева - Е.И. Некрасова

Городская усадьба М.А. Галкина – Е.Е. Елисеева - Е.И. Некрасова

Лубянский пр., д. 7

Чудом сохранилась надпись на стене под четвертым этажом левого от входа во двор здания «19 Чай Некрасова 00».

3.2
Дома
Меблированные комнаты "Петергоф"

Меблированные комнаты "Петергоф"

Ул. Воздвиженка, д. 4/7, стр. 1

Портрет А.М. Горького кисти Серова был написан именно здесь.

3.68
Дома
Усадьба Шаховских (Красильщиковых)

Усадьба Шаховских (Красильщиковых)

Моховая ул., д. 6-8

После революции в этом особняке было общежитие для командированных текстильного комбината.

3.75
Дома
Психологический институт им. Л.Г. Щукиной

Психологический институт им. Л.Г. Щукиной

Моховая ул., д. 9, стр. 4

Психологический институт был первым в России и третьим в мире исследовательским учреждением в этой области.

3.44