ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Подпольная типография МК РСДРП в 1905 г. В здании - филиал Государственного музея революции СССР

(Нет голосов)
Сама типография представляла собой вырытую в земле пещеру, где располагалась печатная машина.
+ -

До середины XIX в. участок прямоугольной формы, узкой стороной выходивший на Лесную улицу, принадлежал московскому купцу М.А.Еремину и числился как "незастроенная земля". В 1874 г. владение перешло богородскому мещанину Т.И. Фортову, который сдал участок в аренду. С 1875 г. во владении были спроектированы постройки. В том же году арендатором стал брат владельца, крестьянин Е.И.Фортов, при котором по проекту архитектора Н.А.Белоусова по левой меже был возведен двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, выходивший фасадом на Лесную улицу, а также хозяйственные пристройки. В 1878 г. Е.И.Фортов выкупил владение брата. В начале XX века семья Фортовых занимает нежилые постройки по производство "экипажного дела". При новом владельце, крестьянине К.М.Колупаеве,традиция "домашнего производства" сохранилась. На этот раз на участке разместились кузнечные мастерские. В 1899 году по проекту архитектора Н.Виноградова к старому деревянному главному дому был пристроен каменный двухэтажный жилой объем с проездной аркой во двор.

Окончательные изменения облика главного дома произошли в ходе реконструкции 1903 г. Тогда, по проекту архитектора В. Мазырина прежняя деревянная часть дома была заменена на новую, каменную. В результате здание подросло до трех этажей. Помещения дома частично начали использовать под доходные квартиры. На первом этаже расположились магазины, в том числе и "Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе", под прикрытием которой с августа 1905 года в доме Колупаевых начала работать подпольная типография Московского комитета РСДРП(б). Организаторам типографии удалось сохранить тайну ее существования вплоть до самого завершения деятельности в 1906 г.

Сама типография представляла собой вырытую в земле пещеру, где располагалась печатная машина. Попасть туда можно было через замаскированный лаз из колодца для стока грунтовых вод. Наиболее напряженным временем в работе подпольной типографии стал период первой русской революции (1905 г.), когда здесь печатали не только агитационные листовки, но и социал-демократическую газету "Рабочий". За организацию работы отвечал Силован Кобизде, революционер, официально- управляющий магазина, живший при нем с женой и маленькой дочерью. Другие работники магазина Мириана Каландадзе, который, фактически, работал в убыток, также являлись членами РСДРП.

В 1924 году в доме, в память о революционных событиях, открылся филиал Государственного музея революции СССР. К музейному комплексу отнесли непосредственно саму типографию и помещение бывшего магазина Каландадзе. При этом квартиры дома оставались жилыми, здесь преобладало коммунальное заселение. Через три года после открытия музея была отреставрирована витрина магазина, работы выполнил известный русский архитектор Н.Д.Виноградов. В 1950-х гг. в ведение Музея перешли комната и кухня. Обновленный в 2000-х годах музей продолжает работать и сегодня.

В феврале 2019 года завершилась реставрация фасадов здания. Сейчас, как и в 1903 году, главный фасад музея венчает профилированный карниз, а над окнами второго и третьего этажей проходит зубчатый. В центральной части крыши находится слуховое окно. Оно украшено металлическим ограждением, а по бокам обрамлено пинаклями — небольшими готическими башенками. Под ним, на третьем этаже, расположен балкон. Квадратные окна главного фасада украшены прямоугольными наличниками и декоративными замковыми камнями.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Никольская церковь у Тверской заставы

Никольская церковь у Тверской заставы

Бутырский вал ул., д. 8/3, стр. 1

Старообрядческий храм строился в условиях войны и революции, а освящен был уже в советские годы.

3.9
Здания
Жилой дом, 1939 г., арх. М. И. Синявский

Жилой дом, 1939 г., арх. М. И. Синявский

Тверская-Ямская 1-я ул., д. 36, стр. 1

В 1939 году в самом конце улицы Горького было возведено монументальное одиннадцатиэтажное здание, предназначенное  для проживания инженерно-технических работников.

(Нет голосов)
Здания
Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская ул., д. 13, стр. 12

Тихвинская церковь или церковь иконы Божией Матери Тихвинская, что в Новой слободе (или что в Сущеве) была построена в 1694 – 1694 гг., достраивалась и обновлялась в 1710, 1825 гг. Здание церкви - в стиле барокко, колокольня и трапезная – в стиле позднего классицизма.

3.96
Здания
Городская усадьба А.В. Маркина

Городская усадьба А.В. Маркина

Вадковский пер., д. 7, стр. 1

С 2010 года в доме находится посольство Ватикана, представительство Святого престола.

4
Музеи
Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки

Музей был открыт в 1912 году при Московской консерватории. В фондах музея хранится более 900 редких музыкальных инструментов, личные архивы композиторов и исполнителей, коллекции фотографий и документов и богатая коллекция живописи. В 1912 году в здании Московской консерватории открылся Мемориальный музей имени Николая Рубинштейна – дирижера и основателя консерватории. Деньги на его открытие дал московский домовладелец и любитель музыки Дмитрий Беляев. Среди немногочисленных экспонатов были, например, письменный стол Петра Чайковского, портреты композитора Антона Рубинштейна и мецената Дмитрия Беляева, коллекция среднеазиатских инструментов и итальянская лира-гитара 1656 года. Фонды пополнялись постепенно. Так, Модест Чайковский, брат композитора, подарил гипсовую посмертную маску Петра Ильича, а почитатель Николая Римского-Корсакова Сергей Белановский выслал перочинный ножик композитора, который, правда, был украден в 1925 году. В начале 1930-х годов музей оказался на грани закрытия. Тогда наступили тяжелые времена для всей консерватории. Но музей не закрыли, а в 1938 году на должность заведующего была назначена Екатерина Алексеева. С ее приходом музей начал постепенно восстанавливаться. В 1943 году, в разгар войны, он получил статус государственного, а в конце 1940-х годов имя Рубинштейна окончательно исчезло из его названия. Музыкальный музей вышел за рамки мемориальной комнаты при консерватории и стал независимым институтом. В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки ему присвоили имя великого композитора. В 1982 году музей переехал в новый, специально для него построенный дом на улице Фадеева. Музей вел и ведет работу по пополнению своих фондов. Еще в 1943 году директор Екатерина Алексеева вступила в переписку с Сергеем Рахманиновым, проживавшим тогда в США. Композитор откликнулся на просьбу выслать для музея некоторые его личные вещи и музыкальные записи. Два раза Екатерина Алексеева ездила в США и из второй своей поездки в 1970 году вместе с исследовательницей творчества Рахманинова Заруи Апетян привезла 20 ящиков экспонатов для музея. В последующие годы музей получал в дар множество предметов, связанных с мировой музыкальной культурой. Например, принадлежавший балерине Анне Павловой рукописный клавир (переложенную партитуру вокально-оркестрового произведения для фортепиано) балета или скрипку Страдивари, завещанную Давиду Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой. Основная экспозиция музея называется «Музыкальные инструменты народов мира». В пяти залах выставлено более 900 экспонатов. В отделе русских инструментов представлены девятиструнные гусли XIII века, найденные при раскопках в Новгороде, балалайки XIX века, старые рояли из Санкт-Петербурга 1830–1870-х годов, пастушьи рожки и, конечно, гармоники, получившие распространение только в 1830-х годах. Любопытны башкирская флейта курай, чувашская волынка шыбр с мешком из бычьего пузыря, карельский струнный инструмент кантеле, похожий на гусли и упоминающийся в эпосе «Калевала». Экспозиция среднеазиатских инструментов состоит в основном из предметов коллекции Августа Эйхгорна, служившего капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе с 1870 по 1883 год. В 2011 году Музей музыкальной культуры был переименован во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Теперь в его составе еще пять мемориальных музеев: Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина на Новинском бульваре, музей «П. И. Чайковский и Москва» на Кудринской площади, Музей-квартира композитора и директора консерватории А. Б. Гольденвейзера, Музей С. С. Прокофьева в Камергерском переулке и Музей-квартира дирижера и композитора Н. С. Голованова в Брюсовом переулке.

(Нет голосов)
Памятники
Киров С. М.

Киров С. М.

Сущевский Вал ул., д. 14/22, к. 4

3.3
Здания
Станция метро «Новослободская»

Станция метро «Новослободская»

Ул. Новослободская

Дата открытия: 30.01.1952 Открыта в составе участка "Курская" - "Белорусская". Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Построена по типовому проекту.

3.6
Памятники
Памятник  М.Горькому

Памятник М.Горькому

Площадь Тверской Заставы

В 2017 году после реставрации возвращен на площадь Тверской Заставы.

3.56
Здания
Дом Общества «Детский труд и отдых»

Дом Общества «Детский труд и отдых»

Вадковский пер., д. 5

Интереснейший памятник в стиле протофункционального модерна, в котором размещалось удивительное учреждение — «Школа радости»

3.85
Здания
Дом купца Шерупенкова

Дом купца Шерупенкова

Лесная ул. д.1/2

Можно сказать, что это один из самых известных домов в городе рубежа 19-20 веков. Он славен не своей архитектурой или архитектором, хотя башенка на одном из его углов и выделяет его среди соседей. Не  своими жильцами, не владельцами и даже не организациями, в нем размещавшимися.

(Нет голосов)
Места
Площадь Тверская застава

Площадь Тверская застава

Сегодня эту площадь трудно назвать площадью.

(Нет голосов)