ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Москве

улица 2-я Тверская-Ямская, дом 52, строения 1,2
объект культурного наследия регионального значения
3.48
Построено в 1900-1910-х годах . Автор проекта гражданский инженер Александр Иванович Ропп.
+ -

Прогуливаясь по московским улицам и любуясь красотой того или иного храма, можно встретить комплекс церковных построек, который не похож на монастырь в силу своих размеров. И тогда выясняется, что это не сам монастырь, а его подворье,  представляющее собой небольшой «жилой комплекс» с храмом и подсобными постройками, принадлежащий монастырю, но территориально от него удаленный.
Самым первым подворьем в Москве является Крутицкое, основанное еще в XIII веке при Данииле Московском. С тех пор в Первопрестольной возникло не одно монастырское подворье, среди них и подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Сам монастырь (Валаамская обитель) находится на острове Валаам.
Землю для подворья в старинном районе Москвы – Тверской заставе - пожертвовал в конце XIX века крупный московский благотворитель С.С.Прусаков, в благодарность за чудесное исцеление супруги во время паломничества на Валаам.
Здание, расположенное на пересечении улиц 2-й Тверской-Ямской и переулка Александра Невского, спроектировал  гражданский инженер (по диплому)  Александр Иванович Рооп. Здание состоит из двух корпусов: главный корпус Подворья с храмом Святых Преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев на втором этаже и храмом Святого Благоверного князя Александра Невского на первом. Иконы для иконостаса были написаны художником В.П.Гурьяновым. Вместе со вторым братским корпусом, примыкающим к главному, постройки занимают целый квартал.
Внешне  основное здание не похоже на храм. Оно представляет собой четырехэтажный дом с возвышающейся на углу шатровой звонницей. Храм шестистолпный с крестовыми сводами, располагается внутри на втором этаже. На четырех столбах установлен широкий барабан со сферическим куполом, который отчетливо виден с улицы.  По архитектуре храм похож на крестово-купольный. С улицы по фасаду четко просматриваются размеры храма. Центральная часть на фасаде выделена небольшим ризалитом с расположенными тремя окнами и обрамленными тройными колоннами с кубоватыми капителями. По высоте основной объем имеет два яруса окон. Вход с угла оформлен в виде портала, обрамленного двумя гранитными колоннами красного цвета. Интересно, что эти две колонны, как и другие, декорирующие первый этаж, были изготовлены из гранита, привезенного с Валаама, с тем, чтобы прикоснувшиеся к ним могли ощущать себя паломниками на знаменитый остров. По архитектуре шатровой колокольни, каменным наличникам окон с колонками и килевидным завершением, а также  другим элементам эпохи «русского узорочья» можно сказать, что преобладает псевдо-русский стиль с влиянием византии и модерна.
Драматична история подворья после революции, как и многих других церквей и монастырей. Храм закрывался несколько раз. Окончательно в 1926 году. Была сломана звонница, купол заделан бревнами, пол со знаменитой метлахской плиткой был залит бетоном. Драматургию тех дней можно увидеть на картине художника Виталия Графова, которая была написана к 100-летию Октябрьской революции и так и называется «Закрытие Московского  подворья Валаамского монастыря».
Во время войны 1941-1945 гг. внутри подворья располагался госпиталь. В нем известный хирург и Святитель Лука (Войно-Ясеневский) провел несколько операций.
В 1993 году подворье было возвращено церкви. С того времени реставрировался фасад здания. Комплексная реставрация была проведена мастерской «Моспроект-2», и закончилась в 2013 г., а внутренняя реставрация продолжалась до 2017 года.   Восстановлен новый иконостас и во многом прежняя живопись в интерьере.  Роспись храма была выполнена художниками из Академии Ильи Глазунова. Отреставрированы внутренние помещения, фасад здания и мозаичные иконы. Из святынь подворья следует отметить список с «Валаамской иконы Божией Матери».  Над  дверью главного входа с улицы в 2017 г. был установлен витраж с изображением «Константинова креста». На первом этаже действует музейная экспозиция, в которой в частности можно увидеть исторические кирпичи с печатью Валаамского монастыря.
В настоящее время подворье живет насыщенной церковной жизнью. Проходят службы, работает  Воскресная  и иконописная школа во имя Святого Никифора Патриарха Цареградского, организуются паломнические поездки на Валаам. Подворье пользуется у москвичей и гостей столицы большой популярностью. А архитектурный комплекс является украшением Тверской заставы.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Жилой дом, арх. А.К. Буров

Жилой дом, арх. А.К. Буров

Тверская ул., д.25/9, стр.3

История строительства этого дома поделена на две части: до и после войны.

3.79
Маршруты
Дорогой жизни

Дорогой жизни

9 мая 2019 года мы празднуем День Победы - 74 годовщину Победы в Великой отечественной войне. У Вас есть великолепная возможность прикоснуться к истории. Пройдите "Дорогой жизни" героев Великой Отечественной Войны вместе с нами.

3.52
Дома
Дом М.А. Дмитриева-Мамонова

Дом М.А. Дмитриева-Мамонова

Мамоновский пер., 7

В 1812 году дом принадлежал единственному сыну фаворита, графу Матвею Александровичу Дмитриеву-Мамонову, герою войны 1812 года. В дни оккупации дом был занят принцем Евгением Богарне.

3.4
Музеи
Галерея JART

Галерея JART

Галерея JART работает по принципу междисциплинарного синтеза, свойственного XXI веку, периодически экспонируя разнообразие качественных произведений изобразительного искусства и скульптуры XIX–XXI вв. На базе галереи запущена лекционная программа совместно с художником и искусствоведом Дмитрием Гутовым.Галерея JART создана в 2007 году и с 2016 года работает как открытое выставочное пространство. Среди наиболее значимых проектов галереи: выставка «Штрихи к авангарду», выставка «Свет веков. Западноевропейские витражи XIII–XIX вв.», выставка «Пять столетий русской иконы», выставка Даши Намдакова «Погружение», проект Даши Намдакова на седьмой Московской международной биеннале современного искусства «Заоблачные леса» (Государственная Третьяковская галерея).

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга

Жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга

Ленинградский просп., д. 1

Дом за Тверской заставой в начале Ленинградского шоссе (ныне – проспекта) был построен в конце 1930-1950- е гг. по проекту архитекторов М.А. Готлиба и А.Д. Хилькевича. В начале 1950-х годов началась перестройка дома, в результате которой П-образное в плане здание стало 6-этажным.

3.3
Дома
Доходный дом Е. М. Калиновской, 1911 г., архитектор Э. К. Нирнзее

Доходный дом Е. М. Калиновской, 1911 г., архитектор Э. К. Нирнзее

4-я Тверская-Ямская ул., д. 5

Одним из украшений 4-й Тверской-Ямской улицы, не избалованной архитектурными памятниками, является дом 5, построенный в 1911 г. для Е. М. Калиновской по проекту известного московского архитектора Э. К. Нирнзее в стиле поздний модерн.

(Нет голосов)
Дома
Петровско-Александровский пансион-приют

Петровско-Александровский пансион-приют

Фадеева ул., дом 5, строение 1

Здесь содержались дети из бедных дворянских семей

3.48
Дома
Белорусский вокзал

Белорусский вокзал

Центральный административный округ, Белорусская

Современная площадь Тверской заставы возникла в 1742 году вместе со строительством Камер-Коллежского вала. Ещё в XVI веке здесь существовала Тверская Ямская слобода и проходил оживлённый Тверской тракт, позднее  ставший называться Петербургским.

3.49
Дома
Квартирный корпус Петровско-Александровского пансиона-приюта дворянства Московской губернии

Квартирный корпус Петровско-Александровского пансиона-приюта дворянства Московской губернии

Ул. Фадеева, д. 5 и д.5, стр. 19

В двух жилых корпусах, объединенных гаражом, квартировали репетиторы и воспитатели, состоящие в штате приюта

3.44
Дома
Дом Наркомата оборонной и авиационной промышленности

Дом Наркомата оборонной и авиационной промышленности

Большая Грузинская ул., д. 36, стр. 3

Дом 36 по Большой Грузинской – яркий пример статусного довоенного сталинского дома. Проект был утвержден в октябре 1934 г., когда уже окончательно и бесповоротно свернули от конструктивизма к сталинскому классицизму.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом А. Синицына

Доходный дом А. Синицына

Благовещенский переулок, 3

Доходный дом, стилизованный под готический замок, задаёт образ целого переулка. Автор проекта - архитектор Сергей Гончаров, внучатый племянник жены Пушкина.

3.66