ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Скоропечатня Левенсона

3.72
«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн.
  • Типография Левенсона
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
  • Скоропечатня Левенсона
+ -

В 1900 году Ф. Шехтель построил в Трехпрудном переулке производственно-издательский комплекс для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона». Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, а в конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфическое производство.

Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект знаменитому в то время архитектору Шехтелю. Сотрудничество с ним «скоропечатни» началось еще в те времена, когда он работал театральным художником и иллюстратором книг. В 1880-х годах Шехтеля считали лучшим московским виньетистом. Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении, и проект Шехтеля был необычен для производственного предприятия.

«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. Комплекс состоит из двух разных по функции частей: вдоль переулка стоит административное здание издательства и редакции со сторожкой слева, а вглубь участка уходит производственный корпус. Он предельно прост и лишен декоративного убранства, зато построен с применением самых новых технологий: металлокаркас позволил перекрыть значительные пролеты в цеховых помещениях. Этот корпус имеет 4 этажа с огромными окнами. Каждый этаж – это отдельный цех: сверху типографический и литографский, внизу мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная и т.д.). Имелся также цех хромолитографии, переплетный, нумерационный. Перед фабричным корпусом, в едином с ним стиле, устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов.

Административный корпус похож на небольшой романо-готический замок. В центре фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ». Эркер фасада чуть сдвинут вправо, он создает красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы, замыкая Мамоновский переулок. Его уравновешивают две башенки с шатровым верхом левого угла фасада. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха – растительным мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии. Рисунок рам, расстекловка решены в изящных линиях модерна. Интересен рисунок устоев ворот с коваными светильниками.

В 1910 году в типографии Марина Цветаева на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».

Типография Левенсона работала в этом доме до 1917 года, когда была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. С начала 1990-х годов это большой офисный центр.

В 2013-2016 гг. была проведена комплексная реставрация административного корпуса бывшей типографии.

В частности, было возвращено перво­начальное цветовое решение, отреставри­рованы лепной декор и барельеф в уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи, имеющие историческую ценность интерьеры. В так называемом универсальном зале над подковообразным окошком конторской кассы в 1900 году был размещен барельеф с изображением немецкого первопечат­ника Иоганна Гутенберга.

Проведены реставрация дере­вянного потолка и окраска стен лестничного объема.

На втором этаже был обустроен кабинет Левенсона, оформленный Шехтелем в стиле модерн. Кабинет Левенсона соединялся дверью с небольшим «интимным» салоном, или ком­натой отдыха. Ремонтно-реставрационные работы здесь также были проделаны в пол­ном объеме. Уникальные потолки и двери, дизайн кото­рых, по замыслу Шехтеля, не повторялся, а также оконные заполнения воссоздавались по архивным фотографиям и авторским чертежам.

 Здание было удостоено звания лауреата конкурса "Московская реставрация-2016".

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Территории
Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж» — пожалуй, один из старейших и любимейших москвичами парков развлечений.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Н.Ф. Филатову

Памятник Н.Ф. Филатову

Садовая-Кудринская ул., д. 15

(Нет голосов)
Территории
Тверская улица

Тверская улица

Тверская улица образовалась из большой дороги в Тверь, столицу соседнего княжества и соперницу Москвы. С XV века Тверская дорога соединилась с дорогой на Новгород и значение ее выросло. После основания Петербурга Тверская стала дорогой в новую столицу. Сегодня Тверская улица по-прежнему остается главной улицей Москвы.

(Нет голосов)
Дома
Особняк Святополк-Четвертинского, ЦДЛ

Особняк Святополк-Четвертинского, ЦДЛ

Поварская ул., д. 50, стр. 1

Прекрасный особняк на Поварской был построен для князя Святополк-Четвертинского.

3.78
Памятники
Весть

Весть

Брюсов пер. (сквер напротив храма Воскресения Словущего)

Композиция скульптуры построена на контрасте небесного и «животного», духовного и чувственного.

(Нет голосов)
Дома
Дом Пеговых

Дом Пеговых

М. Гнездниковский пер., д. 12/27

Глядя на этот простой дом, и не подумаешь, что его владелец пожертвовал на строительство храма более 400 тысяч рублей.

5
Дома
Особняк В.И. Рекк – Н.А. Протопопова

Особняк В.И. Рекк – Н.А. Протопопова

Гранатный пер., д. 13, стр. 3

Красивый особняк в Гранатном был выстроен для жены основателя одной из крупнейших домостроительных компаний Москвы

3.44
Дома
Жилой дом М.Я. Протковой

Жилой дом М.Я. Протковой

Садовая-Кудринская ул., д. 15, стр. 1

Тот факт, что в Москве двадцать первого века существует деревянный, допожарной постройки дом, да не где-нибудь в переулках, а на шумном Садовом кольце, да еще и прекрасной сохранности – это настоящее чудо.

3.35
Дома
Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Ул. Тверская, д. 16

Это владение известно с XVIII века, правда, до 1788 года оно было разрезано проезжим переулком. Ныне владения по обе стороны несуществующего Молочного переулка объединены в одно

3.44
Дома
Дом, в котором в 1851-1883 гг. жил известный общественный деятель, писатель-славянофил А. И. Кошелев, в доме действовал общественно-литературный салон

Дом, в котором в 1851-1883 гг. жил известный общественный деятель, писатель-славянофил А. И. Кошелев, в доме действовал общественно-литературный салон

Поварская ул., д. 31/29, стр. 2

Именно про этот дом писатели С. П. Жихарев и С. Н. Глинка писали как о первом гостеприимном доме Москвы: «Нечего сказать, тихий бал: вся Поварская, в буквальном смысле, запружена была экипажами, которые по обеим сторонам улицы тянулись до самых Арбатских ворот.

(Нет голосов)
Дома
"Дом Ростовых"

"Дом Ростовых"

Поварская ул., 52

В 1770-х годах это владение перешло к Долгоруковым. Они построили  два симметричных служебных корпуса по краям главного дома с круглыми угловыми помещениями. На рубеже XVIII—XIX веков главный дом усадьбы был надстроен мезонином, украшен двумя портиками  и получил строгое классическое оформление фасадов. Дом описан как "Дом Ростовых" в романе "Война и мир".

3.78
Дома
Дом Заборовой -Трубецких - Уваровых

Дом Заборовой -Трубецких - Уваровых

Леонтьевский переулок, д. 18

В тени деревьев, за забором, притаился симпатичный особнячок: судьба его и прежних обитателей была насыщена довольно громкими именами и событиями, о которых говорила вся Москва…

3.56