ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Скоропечатня Левенсона

3.64
«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн.
  • Типография Левенсона
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
  • Скоропечатня Левенсона
+ -

В 1900 году Ф. Шехтель построил в Трехпрудном переулке производственно-издательский комплекс для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона». Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, а в конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфическое производство.

Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект знаменитому в то время архитектору Шехтелю. Сотрудничество с ним «скоропечатни» началось еще в те времена, когда он работал театральным художником и иллюстратором книг. В 1880-х годах Шехтеля считали лучшим московским виньетистом. Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении, и проект Шехтеля был необычен для производственного предприятия.

«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. Комплекс состоит из двух разных по функции частей: вдоль переулка стоит административное здание издательства и редакции со сторожкой слева, а вглубь участка уходит производственный корпус. Он предельно прост и лишен декоративного убранства, зато построен с применением самых новых технологий: металлокаркас позволил перекрыть значительные пролеты в цеховых помещениях. Этот корпус имеет 4 этажа с огромными окнами. Каждый этаж – это отдельный цех: сверху типографический и литографский, внизу мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная и т.д.). Имелся также цех хромолитографии, переплетный, нумерационный. Перед фабричным корпусом, в едином с ним стиле, устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов.

Административный корпус похож на небольшой романо-готический замок. В центре фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ». Эркер фасада чуть сдвинут вправо, он создает красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы, замыкая Мамоновский переулок. Его уравновешивают две башенки с шатровым верхом левого угла фасада. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха – растительным мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии. Рисунок рам, расстекловка решены в изящных линиях модерна. Интересен рисунок устоев ворот с коваными светильниками.

В 1910 году в типографии Марина Цветаева на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».

Типография Левенсона работала в этом доме до 1917 года, когда была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году.

В 2013-2016 гг. была проведена комплексная реставрация административного корпуса бывшей типографии.

В частности, было возвращено перво­начальное цветовое решение, отреставри­рованы лепной декор и барельеф в уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи, имеющие историческую ценность интерьеры. В так называемом универсальном зале над подковообразным окошком конторской кассы в 1900 году был размещен барельеф с изображением немецкого первопечат­ника Иоганна Гутенберга.

Проведены реставрация дере­вянного потолка и окраска стен лестничного объема.

На втором этаже был обустроен кабинет Левенсона, оформленный Шехтелем в стиле модерн. Кабинет Левенсона соединялся дверью с небольшим «интимным» салоном, или ком­натой отдыха. Ремонтно-реставрационные работы здесь также были проделаны в пол­ном объеме. Уникальные потолки и двери, дизайн кото­рых, по замыслу Шехтеля, не повторялся, а также оконные заполнения воссоздавались по архивным фотографиям и авторским чертежам.

 Здание было удостоено звания лауреата конкурса "Московская реставрация-2016".

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Усадьба Разумовского

Усадьба Разумовского

Б. Никитская ул., д. 9/15, стр. 1

В XVIII в. Большая Никитская улица была одной из самых представительных улиц Москвы, застроенной дворцами вельможной знати. Многие из них сохранились до наших дней, но далеко не все из них сохранили свой первоначальный облик.

(Нет голосов)
Музеи
Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года. Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998). Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых. В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру. В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы. Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе. В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой. Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы. Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы. Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба, конец XVIII в. - начало XIX в.

Городская усадьба, конец XVIII в. - начало XIX в.

Вспольный переулок, д. 5, стр. 1

В начале XIX века участок, на котором располагается сейчас дом № 5, входил в территорию усадьбы с каменным главным домом в стиле "московского ампира" деревянным флигелем с мезонином, хозяйственным двором и обширным садом.

(Нет голосов)
Дома
"Дом Ростовых"

"Дом Ростовых"

Поварская ул., 52

В 1770-х годах это владение перешло к Долгоруковым. Они построили  два симметричных служебных корпуса по краям главного дома с круглыми угловыми помещениями. На рубеже XVIII—XIX веков главный дом усадьбы был надстроен мезонином, украшен двумя портиками  и получил строгое классическое оформление фасадов. Дом описан как "Дом Ростовых" в романе "Война и мир".

3.84
Дома
Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Ул. Тверская, д. 16

Это владение известно с XVIII века, правда, до 1788 года оно было разрезано проезжим переулком. Ныне владения по обе стороны несуществующего Молочного переулка объединены в одно

3.56
Дома
Дом Пеговых

Дом Пеговых

М. Гнездниковский пер., д. 12/27

Глядя на этот простой дом, и не подумаешь, что его владелец пожертвовал на строительство храма более 400 тысяч рублей.

5
Дома
Городская усадьба И.И. Миндовской

Городская усадьба И.И. Миндовской

Вспольный пер., дом 9, строение 1, 2

Дом Ираиды Ивановны Миндовской - один из последних, осуществлённых накануне революции, проектов Шехтеля.

(Нет голосов)
Дома
Служебный корпус усадьбы Сологуба

Служебный корпус усадьбы Сологуба

Поварская ул., дом 52/55, стр. 2

Одноэтажное строение использовалось как каретный сарай с жилыми квартирами для дворовых.

(Нет голосов)
Территории
Тверская улица

Тверская улица

Тверская улица образовалась из большой дороги в Тверь, столицу соседнего княжества и соперницу Москвы. С XV века Тверская дорога соединилась с дорогой на Новгород и значение ее выросло. После основания Петербурга Тверская стала дорогой в новую столицу. Сегодня Тверская улица по-прежнему остается главной улицей Москвы.

(Нет голосов)
Памятники
Весть

Весть

Брюсов пер. (сквер напротив храма Воскресения Словущего)

Композиция скульптуры построена на контрасте небесного и «животного», духовного и чувственного.

(Нет голосов)
Дома
Особняк А. Б. Эджубова

Особняк А. Б. Эджубова

Вспольный пер., д. 3

Упоминание о владении 3 в Георгиевском переулке впервые встречается с середины XVIII в., когда его покупает А. А. Протопопова, семья которой владеет участком до 1815 г.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом М. П. Арсеньевой

Жилой дом М. П. Арсеньевой

Трубниковский пер., д. 21, стр. 1

Двухэтажный каменный дом был построен во второй половине XIX в. по проекту гражданского инженера А. А. Никифорова в духе «византийской» архитектуры.

3.3