В начале XX века, когда Москва стремительно развивалась и электрифицировалась, возникла острая необходимость в мощном источнике энергии для городского трамвая. Так, в 1904 году на берегу Водоотводного канала началось строительство Центральной электрической станции. Проект разрабатывал талантливый архитектор Василий Башкиров при участии выдающегося инженера Владимира Шухова.
Станция задумывалась как настоящий промышленный гигант своего времени, с проектной мощностью не менее 15 тысяч киловатт. Пока шло строительство, электричество для трамваев вырабатывала временная станция неподалёку, которую впоследствии разобрали.
Торжественный пуск первой очереди станции состоялся 2 февраля 1907 года в присутствии городского головы Николая Ивановича Гучкова. В огромной котельной заработали восемь водотрубных паровых котлов «Фицнер-Гампер», а в машинном зале — два паровых турбогенератора «Броун-Бовери». К этому моменту трамвайное хозяйство потребляло почти треть всей производимой в Москве электроэнергии.
Архитектурный облик станции был поистине впечатляющим. Башкиров мастерски соединил элементы промышленной архитектуры с мотивами древнерусского зодчества, создав выразительный и запоминающийся образ. Особую роль в композиции играла шатровая башня с часами, ставшая визитной карточкой здания.
На протяжении XX века внешний вид станции неоднократно менялся: появлялись новые корпуса и технологические помещения, изменялось цветовое решение фасадов. Однако основная структура здания оставалась неизменной, сохраняя свою историческую ценность.
В 2006 году было принято решение о выводе ГЭС-2 из эксплуатации. Причинами стали износ оборудования, высокая стоимость производимой энергии и необходимость улучшения экологической обстановки в центре Москвы. Электрическая нагрузка была перераспределена на новую подстанцию «Берсеневская», а тепловая — на ТЭЦ-20.
Новая глава в истории ГЭС-2 началась в 2015 году, когда комплекс приобрела компания, планировавшая создать здесь Дом культуры. Проект реставрации и приспособления здания разработало международное архитектурное бюро Ренцо Пьяно, знаменитого итальянского архитектора, создавшего Центр Жоржа Помпиду в Париже.
Работы начались в 2017 году и продолжались до 2021 года. Реставраторы поставили перед собой амбициозную задачу: вернуть зданию первоначальный облик, очистив его от позднейших наслоений, и одновременно приспособить пространство для новых общественных и культурных функций.
В ходе реставрации были укреплены наружные стены, разобраны заложенные оконные проёмы, восстановлена историческая окраска фасадов. Главным украшением здания вновь стала воссозданная башня с часами. Особое внимание уделили световому решению: кровлю над основным зданием выполнили из светопрозрачного материала со встроенными солнечными батареями, обеспечивающими до 10 процентов необходимой энергии.
Интерьеры здания также подверглись тщательной реставрации. Была восстановлена историческая лестница с кованым ограждением и метлахской плиткой, сохранены и отреставрированы другие уникальные элементы промышленной архитектуры начала XX века.
Проект реставрации ГЭС-2 стал крупнейшим в мире примером преобразования промышленного объекта в культурное пространство за последние годы. Новое пространство объединило в себе выставочные залы, библиотеку, кинотеатр и концертный зал, мастерские, студии и резиденции художников, магазины, ресторан и кафе, детскую площадку и аудитории для публичных мероприятий.
Особое внимание уделено экологической составляющей проекта. Воссозданные трубы ГЭС-2 высотой 70 метров теперь используются для забора и очистки воздуха. В здании установлена система сбора и очистки дождевой воды, которая используется для технических нужд и орошения растений.
Результаты реставрации были высоко оценены профессиональным сообществом. В 2021 году проект стал лауреатом конкурса «Московская реставрация».
Сегодня Дом культуры «ГЭС-2» — это не просто отреставрированный памятник промышленной архитектуры, но и новый культурный центр мирового уровня. Здесь проводятся выставки современного искусства, образовательные программы, концерты и перформансы. Пространство рассчитано на посещение до 750 тысяч человек в год и призвано стать одной из ключевых точек притяжения на культурной карте Москвы.
Автор статьи: Алексей Дедушкин. Доработано Департаментом культурного наследия
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.






























%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)





