ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Свв. Мучениц Софии и Татианы, 1892-1897 гг., архитектор А.С.Каминский

Садовая-Кудринская ул., д. 15, стр. 9
(Нет голосов)
  • Церковь Св. Мучениц Софии и Татианы
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
+ -

Весной 1885 года князь Александр Алексеевич Щербатов пожертвовал детской больнице ведомства учреждений императрицы Марии обширную городскую усадьбу своей недавно скончавшейся матери княгини Софьи Степановны Щербатовой, расположенную по Садовой-Кудринской. С 1887 по 1897 год усадьба была коренным образом перестроена: по проекту архитектора А.С. Каминского серьезной переделке для размещения стационара подвергся усадебный дом.

  После расширения территории в 1890 году за счет соседнего со щербатовским участка Коншиной появилось место для строительства амбулатории и церкви. Этим же годом датированы соответствующие проекты Каминского. Проект внутреннего убранства и росписи храма, как и в других своих постройках, разрабатывал сам архитектор.


Посвящение церкви Свв. Мученицам Софии и Татиане обусловлено пожеланием А.А. Щербатова: «если будет устроена при детской больнице церковь, то таковая должна быть во имя святой Татианы, как была таковая при детской больнице, ныне закрытой на Бронной, но, кроме того, и во имя святой Софии».


7 августа 1892 года руководивший всеми работами попечитель больницы генерал-инженер Вениамин Иванович Ахшарумов представил в Московское присутствие «проект и смету на постройку при заведении церкви с покойницкою и секционною».


В 1907 году современник описывал храм следующим образом: «в глубине двора грандиозно высится церковь во имя Свв. Софии и Татианы… Храм вместимостью на 100 молящихся построен по проекту архитектора Каминского в стиле нововизантийском, с резным деревянным иконостасом и стенами, расписанными по трафарету. Пол в храме из метлахской плитки, отопление духовое. В праздничные дни за обедней присутствуют дети, которым разрешается врачами выход наружу».


После революции для церкви Свв. Мучениц Софии и Татианы наступили тяжелые времена. 20 июля 1923 года был выдан мандат на ее ликвидацию. Иконостас и часть икон перешли в распоряжение Музейногоотдела Главнауки «как художественные произведения конца XIX века». К середине 1970-х храм, который использовался для различных нужд медицинского учреждения и неуклонно ветшал, решили снести, и уже начался его слом, который все-таки был остановлен. С 1979 года в здании находилось патологоанатомическое отделение больницы. И только в 2009 году оно было признано памятником архитектуры, а вскоре передано русской православной церкви.


Когда весной 2011 года на объект пришли реставраторы для проведения обмеров и натурных исследований, их выводы были неутешительными: церковь сохранилась со значительными утратами, прежде всего в объемной композиции, отличавшейся сложным и выразительным силуэтом. Были утрачены ярусы колокольни выше венчающего карниза второго этажа, купол храма, главы, кресты, печные трубы. высотные отметки утраченных частей колокольни и купола храма восстанавливались по старым фотографиям и авторскому проекту А.С. Каминского.


Декоративное убранство фасадов также имело значительные утраты и искажения. Отделка интерьеров оказалась практически полностью утраченной.


Реставраторы провели полный комплекс реставрационно-восстановительных работ по фасадам и интерьерам на конец XIX века, а также по приспособлению здания для церковной службы.


Храм вновь обрел задуманную архитектором композицию – полностью воссоздана колокольня (арки яруса звона, свод яруса, кокошники и барабан, венчающий карниз), главы и кресты храма, крыша над трапезной с ее уникальными фигурными трубами. Фасаду храма возвращен его характерный архитектурный декор: отреставрированы и докомпонованы сохранившиеся детали (тяги, карнизы, профили, наличники, подоконники, капители и детали колонок, поребрик и сухарики), воссозданы утраченные элементы фронтонов в западной части здания, кокошники четверика.


Выполнен и большой объем работ по интерьерам. По сводам и верхним частям стен второго этажа проведено исследование на наличие закрашенных декоративных росписей. Фрагменты росписей сохранились только в подпружных арках между трапезной, четвериком и алтарем. все они расчищены и законсервированы. По сводам произведена вычинка и восстановлено их штукатурное покрытие (в местах, где живопись утрачена). Удалено также позднее покрытие пола. Под ним была обнаружена подлинная полихромная плитка, выполненная по рисункам А.С. Каминского. Плитка сохранилась в большом объеме, но с многочисленными сколами и утратами. все подлинные фрагменты сохранены, утраченные места затерты и окрашены в тон. Иконостас изготовлен по отдельному проекту по архивной фотографии.

В 2014 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За успешную реализацию инвестиционного проекта по реставрации объекта культурного наследия ".


Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Галерея Нико

Галерея Нико

Креативное пространство «Галерея Нико. Музей Н. Б. Никогосяна» открыто для посещения с 2016 года. Здесь проходят концерты классической музыки, камерного джаза, выставки замечательных художников и постоянная экспозиция работ народного художника СССР, академика РАХа Н. Б. Никогосяна. Выставочное пространство, в котором располагается сегодня Галерея Нико, было создано Николаем Никогосяном в 2000-е годы после реконструкции здания студии. В этой студии располагалась скульптурная мастерская Никогосяна, в которой создавались его основные монументальные и скульптурные работы. Сюда к мастеру приходили позировать и просто в гости многие артисты, художники, военачальники и просто интересные люди, чьи портреты сейчас украшают экспозицию Галереи. Проект реконструкции здания был подготовлен архитектором Размиком Пепоняном и был признан одним из лучших архитектурных проектов города 2008 года.

(Нет голосов)
Дома
Станция метро "Краснопресненская"

Станция метро "Краснопресненская"

пер. Панфиловский

Переход на станции расположен там, где раньше стояла скульптура В. И. Ленина и И.В. Сталина.

3.35
Памятники
Памятник А. А. Блоку

Памятник А. А. Блоку

Спиридоновка ул., д. 8 (сквер)

Александр Александрович Блок (1880—1921) — русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик, классик русской литературы XX столетия.

(Нет голосов)
Дома
Особняк Горбуновых

Особняк Горбуновых

Ул. Большая Грузинская, д. 17

Этот дом ныне принадлежит скульптору Зурабу Церетели.

3.66
Памятники
Памятник героям-дружинникам, участникам баррикадных боев на Красной Пресне

Памятник героям-дружинникам, участникам баррикадных боев на Красной Пресне

Дружинниковская ул. (у Горбатого моста)

(Нет голосов)
Дома
Усадьба В.Н.Грибова

Усадьба В.Н.Грибова

Хлебный пер., д.15

Вход в элегантный особняк в Хлебном переулке охраняют два добрых льва.

3.27
Дома
Палаты (Гранатный двор), XVII в.

Палаты (Гранатный двор), XVII в.

Спиридоновка ул., дом 3-5, стр. 1

Предполагают, что здесь располагались мастерские по производству разрывных артиллерийских снарядов, находившиеся в ведомстве Пушкарского приказа (с 1701 года – Артиллерийского приказа).

3.44
Музеи
Музей-мастерская Зураба Церетели

Музей-мастерская Зураба Церетели

На Большой Грузинской улице в Москве стоит дом, построенный купцом Василием Горбуновым в конце XIX века, – памятник архитектуры. На рубеже нашего столетия старинный особняк совершенно преобразился. Его чинный и несколько вычурный эклектичный облик дополнила современная пристройка. На фасаде пристройки – веселые клоуны. Эти огромные, ярко раскрашенные скульптуры придали обычному зданию праздничный, фантастический характер. Площадка перед особняком, часть Грузинской площади, превратилась в музей под открытым небом. Экспозиция включает коллекцию произведений Зураба Церетели и собрание его монументальной скульптуры во внутреннем дворике наряду с мозаичными и витражными композициями. На трех этажах площадки представлено свыше 250 произведений живописи, графики, эмали и станковой скульптуры. Экспозиция на Большой Грузинской необычна тем, что не задумывалась как раз и навсегда определенная константа: она динамична и формируется самим художником.

(Нет голосов)
Территории
Триумфальная площадь

Триумфальная площадь

Когда-то на этом месте был земляной вал с оборонительным рвом. Через них на Тверской дороге-тракте для проезда в город прикопали насыпь и поставили охранников-караульщиков. Местность называлась Тверские ворота Земляного города.

(Нет голосов)
Дома
Дом С.И. Смирновского

Дом С.И. Смирновского

Ул. М.Бронная, д.19

Небольшой трехэтажный дом 19 по М.Бронной улице принадлежал в конце XIX в. семье Смирновских. Годом постройки дома считается 1874 г.

3.4
Дома
Храм Георгия Победоносца в Грузинах

Храм Георгия Победоносца в Грузинах

Грузинская Большая ул., д. 13, стр. 1

Церковь построил грузинский царевич, а потом занял электромеханический техникум.

3.56
Территории
Сад «Аквариум»

Сад «Аквариум»

За театром Сатиры располагается один из самых «фешенебельных» мест столицы – сад «Аквариум». Этот кусок земли, размером ровно в гектар, когда-то был перенасыщен развлекательными залами, временными сценами, площадками для выступлений.

(Нет голосов)