Церковь Косьмы и Дамиана и остатки ограды, 1791-1803 гг., арх. М.Ф. Казаков

Церковь Косьмы и Дамиана и остатки ограды, 1791-1803 гг., арх. М.Ф. Казаков

ЦАО, Маросейка ул., дом 14/2, строение 3
Храм этот хотели снести, но устроили в нем склад и пивную.
star-icon
3.8
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Классицизм
Годы постройки:
1791—1793
Архитекторы:
М.Ф. Казаков

Информация о здании

На пересечении Маросейки со Старосадским переулком, после которого она переходит в Покровку, стоит примечательный храм. Кажется, будто он состоит из нескольких «куличей», примыкающих друг к другу. Чувствуется рука хорошего зодчего — и действительно, здесь потрудился один из лучших мастеров своего дела.

Первое упоминание о церкви связано с грустным событием: она полностью сгорела в 1547 году. Затем церковь надолго исчезает из исторических источников и вновь появляется в 1629 году — и снова в связи с опустошительным пожаром. В 1639 году она выстроена уже в камне. Однако в XVIII веке и это здание обветшало и грозило обрушением. Для его перестройки был приглашен один из лучших архитекторов своей эпохи — М. Ф. Казаков. Строительство проходило медленно, несколько раз останавливалось и в итоге продлилось с 1791 года по 1803 год. Средства для его завершения дал подполковник М. Р. Хлебников, живший напротив.

Хотя храм и именуется в честь святых Космы и Дамиана, им на самом деле посвящен только один из боковых приделов. Второй придел — Никольский. А центральный престол освящен в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного — единственный в Москве случай. Архитектуру храма относят к «зрелому классицизму», которому свойственны лаконичность и сдержанность в оформлении. Церковь обращает на себя внимание не столько отделкой фасадов, на которых нет ни лепнины, ни росписей, сколько общей структурой. Алтарная апсида и приделы равны по своей высоте и тем самым создают стройный ансамбль, заключающийся в сочетании примыкающих друг к другу четырех цилиндров (основная часть, алтарь и два придела) и кубической трапезной с колокольней. В основной части и в трапезной на равном расстоянии от приделов расположены двухколонные портики. Чуть больше декора в верхней части церкви: купол центрального объёма прорезан окнами-люкарнами, а сам он увенчан главной с барабаном, украшенным пилястрами.

Среди прихожан храма были знаменитые русские литераторы: Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский. После революции храм оказался закрыт и в конце 1920-х годов под предлогом расширения улицы назначен к сносу, которому предшествовала полная фотофиксация здания и снятие обмеров. Тем не менее, решение об уничтожении церкви не было претворено в жизнь. Вместо этого в ней устроили склад и пивную, потом их место заняла мастерская автомакетов, затем — клуб автомототуристов. В процессе приспособления оказалось почти полностью утрачено внутреннее убранство храма, но внешне он практически не изменился и не был радикально перестроен. С 1993 года здесь возобновились богослужения, за годы реставрации были разобраны межэтажные перекрытия, воссозданы утраченные детали интерьеров и иконостасы.

Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Хохловская площадь
icon
Хохловская площадь невелика. Она находится между Покровским бульваром и Покровскими воротами, на Бульварном кольце Москвы.
Народная галерея
icon
г. Москва, Потаповский пер., д. 16/5
Проспект Академика Сахарова
icon
Улица, планировавшаяся еще в 1935 году, появилась лишь полвека спустя.
пр-кт Академика Сахарова
ТургеневскаяЧистые прудыСретенский бульварКомсомольская (кольцевая)Комсомольская (радиальная)