ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Косьмы и Дамиана

3.75
Храм этот хотели снести, но устроили в нем склад и пивную.
  • Церковь Косьмы и Дамиана
+ -

На пересечении Маросейки со Старосадским переулком, после которого она переходит в Покровку, стоит примечательный храм. Кажется, будто он состоит из нескольких «куличей», примыкающих друг к другу. Чувствуется рука хорошего зодчего — и действительно, здесь потрудился один из лучших мастеров своего дела.

Первое упоминание о церкви связано с грустным событием: она полностью сгорела в 1547 году. Затем церковь надолго исчезает из исторических источников и вновь появляется в 1629 году — и снова в связи с опустошительным пожаром. В 1639 году она выстроена уже в камне. Однако в XVIII веке и это здание обветшало и грозило обрушением. Для его перестройки был приглашен один из лучших архитекторов своей эпохи — М. Ф. Казаков. Строительство проходило медленно, несколько раз останавливалось и в итоге продлилось с 1791 года по 1803 год. Средства для его завершения дал подполковник М. Р. Хлебников, живший напротив.

Хотя храм и именуется в честь святых Космы и Дамиана, им на самом деле посвящен только один из боковых приделов. Второй придел — Никольский. А центральный престол освящен в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного — единственный в Москве случай. Архитектуру храма относят к «зрелому классицизму», которому свойственны лаконичность и сдержанность в оформлении. Церковь обращает на себя внимание не столько отделкой фасадов, на которых нет ни лепнины, ни росписей, сколько общей структурой. Алтарная апсида и приделы равны по своей высоте и тем самым создают стройный ансамбль, заключающийся в сочетании примыкающих друг к другу четырех цилиндров (основная часть, алтарь и два придела) и кубической трапезной с колокольней. В основной части и в трапезной на равном расстоянии от приделов расположены двухколонные портики. Чуть больше декора в верхней части церкви: купол центрального объёма прорезан окнами-люкарнами, а сам он увенчан главной с барабаном, украшенным пилястрами.

Среди прихожан храма были знаменитые русские литераторы: Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский. После революции храм оказался закрыт и в конце 1920-х годов под предлогом расширения улицы назначен к сносу, которому предшествовала полная фотофиксация здания и снятие обмеров. Тем не менее, решение об уничтожении церкви не было претворено в жизнь. Вместо этого в ней устроили склад и пивную, потом их место заняла мастерская автомакетов, затем — клуб автомототуристов. В процессе приспособления оказалось почти полностью утрачено внутреннее убранство храма, но внешне он практически не изменился и не был радикально перестроен. С 1993 года здесь возобновились богослужения, за годы реставрации были разобраны межэтажные перекрытия, воссозданы утраченные детали интерьеров и иконостасы.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Парк "Зарядье"

Парк "Зарядье"

Парк "Зарядье" - новый символ Москвы

3.44
Дома
Старый Государев двор (Знаменский монастырь)

Старый Государев двор (Знаменский монастырь)

Варварка ул., д. 8, стр. 1, 8Б, 8-10

Один из самых знаменитых памятников Китай-города – Знаменский монастырь на Старом Государевом дворе бояр Романовых на Варварке.

3.44
Дома
Палаты бояр Романовых

Палаты бояр Романовых

Варварка ул., д. 10, стр. 1

В интерьерах палат бояр Романовых с помощью подлинных предметов была воссоздана обстановка боярского дома XVII в.: изразцовые печи, серебряная и расписная посуда, шитье, женские украшения, сундуки, коробья, мебель того времени, старинные книги, прекрасные росписи на стенах.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба А.П.Карамышевой - Доходное владение К.Е.Ценкер, конец XVIII - 2-я половина XIX вв., архитектор Б.Ф.Фрейденберг: - Главный дом, 1787-1793 гг., 1852 г., 1883 г., архитектор Б.В.Фрейденберг - Жилой флигель, 1787-1793 гг., 1852 г.

Городская усадьба А.П.Карамышевой - Доходное владение К.Е.Ценкер, конец XVIII - 2-я половина XIX вв., архитектор Б.Ф.Фрейденберг: - Главный дом, 1787-1793 гг., 1852 г., 1883 г., архитектор Б.В.Фрейденберг - Жилой флигель, 1787-1793 гг., 1852 г.

Рождественский бульв., д. 16, стр. 1

Рождественский бульвар – отрезок в северной части Бульварного кольца Москвы на месте валов, составлявших границу и крепость города с конца XIV в., в конце XVI в. на месте валов была возведена крепость Белого города.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Андроновых, лечебница и родильный дом Лепехина

Усадьба Андроновых, лечебница и родильный дом Лепехина

Ул. Покровка, д. 22а, стр.1

Дом, построенный в конце XVIII – начале XIX вв.,  приобрел свой нынешний облик во 2-й половине XIX в.

3.33
Памятники
Памятник - бюст Чарльза Диккенса

Памятник - бюст Чарльза Диккенса

Ул. Николоямская, д.1

Этот памятник расположен во дворе библиотеки.

2.85
Дома
Покровские казармы

Покровские казармы

Покровский бульвар, д.3

На дома тех, кто участвовал в пожертвовании на строительство казарм, была прикреплена табличка «Свободен от постоя».

3.59
Дома
Доходный дом Трындиных

Доходный дом Трындиных

Ул. Б. Лубянка, д. 13/16, стр. 1

На крыше здания в начале ХХ века была устроена одна из первых в Москве астрономических обсерваторий.

3.52
Дома
Покровский бульвар

Покровский бульвар

Покровский бульвар

Название «Белый город» однозначного объяснения не имеет. Предполагают, что внутри стен лежали преимущественно белые земли, то есть не облагаемые податями.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба С. С. Боткиной

Городская усадьба С. С. Боткиной

Ул. Покровка, д. 27, стр. 1

В дворовом корпусе Боткин устроил художественную галерею с тремя «картинными комнатами».

3.44
Музеи
Музей-квартира А. М. Васнецова

Музей-квартира А. М. Васнецова

Мемориальный музей-квартира академика живописи А. М. Васнецова является отделом Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея». Он расположен в Москве, в Фурманном переулке, дом 6, в квартире № 21–22, на третьем этаже четырехэтажного дома.

Дом построен в начале ХХ века. С 1903 по 1933 годы в нем жил, работал и умер большой русский художник, историк Москвы А. М. Васнецов, внесший в историю города и в русское искусство значительный вклад.

Формирование музея и его коллекции происходило в течение многих лет: с момента возникновения идеи об организации музея в 1956 году до полной ее реализации в 1997 году. В 1956 году исполнилось 100 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова. Московская общественность ходатайствовала перед Министерством культуры РСФСР о воссоздании его домашней мастерской. 13 декабря 1957 года было вынесено Решение Московского городского исполнительного комитета «О воссоздании мемориальной мастерской художника». Городские власти оказали огромное содействие в решении данного вопроса.

В 1960 году, благодаря стараниям сына художника Всеволода Аполлинарьевича и его супруги Екатерины Константиновны Васнецовых, была открыта для посещения мемориальная мастерская, в которой художник работал последние 15 лет. В 1965 году Васнецовы передали большие комнаты под экспозицию музея, а сами переехали в маленькие. В 1986 году приказом Министерства культуры СССР музей А. М. Васнецова вошел в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея». Сын и невестка художника приняли решение завещать государству после своей смерти собрание живописи, графики, художественной мебели, семейный архив, библиотеку и предметы быта конца ХIХ – начала ХХ века. В 1997 году по завещанию Е. К. Васнецовой все её имущество и квартира перешли в собственность Государственной Третьяковской галереи.

В настоящее время коллекция музея насчитывает около 8,5 тысяч единиц хранения. В 2003 году была открыта новая экспозиция музея, которая знакомит посетителей с домашней мастерской, мемориальной обстановкой конца ХIХ – начала ХХ века, а также с многогранным художественным творчеством Аполлинария Васнецова.

(Нет голосов)
Дома
Дом страхового общества "Якорь", здание ВЧК

Дом страхового общества "Якорь", здание ВЧК

ул. Большая Лубянка, 11

Торговый дом купца Дмитрия Александровича Лухманова, сер. ХIХ в. В начале XX в. здесь находилось страховое общество «Якорь». В 1918 г. в здании разместилась Всероссийская Чрезвычайная комиссия (ВЧК), рабочий кабинет Феликса Дзержинского находился на втором этаже.

3.45