ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Феодора Студита у Никитских ворот

3.66
Церковь, построенная в память стояния на реке Угре, чуть не стала музеем в честь своего прихожанина.
  • Церковь Феодора Студита у Никитских ворот
+ -

Скромная пятиглавая церковь, находящаяся в глубине участка, почти не видна со стороны Никитского бульвара. Однако с площади хорошо заметна её высокая шатровая колокольня, стоящая отдельно от храма. Был у церкви и знаменитый прихожанин – один из прославленных полководцев России.

Согласно одной из версий, деревянная часовня на этом месте появилась еще в конце XV века, в память о стоянии на реке Угре, с которым закончилось татаро-монгольское иго на Руси. Это событие произошло 11 ноября 1480 года, в день святого Феодора Студита. Со временем здесь же появилась и церковь, но после разрушительного московского пожара 1547 года её следы теряются.

Церковь вновь фигурирует в исторических источниках уже во времена династии Романовых и снова в связи с эпохальным событием: возвращением в Москву из польского плена отца царя Михаила Федоровича – Федора Никитича Романова. Предполагается, что на этом месте его встречало московское духовенство. Став патриархом Филаретом, он воcстановил церковь в честь Феодора Студита, бывшего его святым покровителем до пострижения в монашество.

По его повелению и на его средства у Никитских ворот в 1624‑1626 годах был создан Федоровский Патриарший больничный монастырь, который играл роль не только монашеской обители, но и госпиталя для неимущих горожан. Одновременно с каменным храмом была построена шатровая колокольня. Обитель была упразднена в 1709 году, больница переведена в Новинский монастырь, Федоровская церковь с этого времени существовала уже в качестве приходской.

Несмотря на именование Федоровской, главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а в трапезной существовало два придела: во имя Феодора Студита и во имя Аверкия Иерапольского. Четверик храма, изначально увенчанный пятью главами с кокошниками, представлял собой формирующийся тогда образ храма, который станет для XVII века традиционным. Особое значение представляла колокольня, поставленная отдельно от храма, с его северо-восточной стороны. Это вторая по древности шатровая колокольня в Москве после Гребневской церкви на Лубянке (которая была снесена в 1935 году).

Пострадав в 1812 году от огня, церковь изменила свой внешний облик: вместо пяти глав появился купол с одной небольшой главкой, окна утратили старую обработку и изначальный декор, переложены алтарные апсиды. Колокольня при этом осталась без изменений. Приделы были расширены в 1865‑1873 годах и вынесены на одну линию с главным алтарем.

Самым известным прихожанином церкви Феодора Студита считается генералиссимус А.В. Суворов, родители которого были похоронены на приходском кладбище, а сам он крещен здесь же и в юности пел на клиросе. Из других известных прихожан можно отметить промышленника и мецената Ф.В. Чижова: на его средства впервые было издано собрание сочинений Н.В. Гоголя.

В 1920‑х годах службы в церкви прекратились, а сама она была передана филиалу ВНИИ жиров Министерства пищевой промышленности. В итоге здание обросло пристройками, фасады искажены, уникальная колокольня утратила шатер со звонницей. В 1980‑х годах началась реставрация церковного здания, которое предполагалось превратить в музей Суворова. Однако в 1991 году оно было передано православной общине и вскоре здесь возобновились богослужения. В результате последней реставрации воссоздано утраченное еще в XIX веке пятиглавие с кокошниками и завершение колокольни.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Гостиница Шевалдышева

Гостиница Шевалдышева

Ул. Тверская, д. 12, стр. 2

Фешенебельная гостиница, принимавшая в своих стенах Л.Толстого, Ф. Тютчева, А. Фета, а также многих литературных героев…

3.72
Дома
Жилой дом М.Я. Протковой

Жилой дом М.Я. Протковой

Садовая-Кудринская ул., д. 15, стр. 1

Тот факт, что в Москве двадцать первого века существует деревянный, допожарной постройки дом, да не где-нибудь в переулках, а на шумном Садовом кольце, да еще и прекрасной сохранности – это настоящее чудо.

3.54
Дома
Дом, в котором жил и работал художник В.А. Серов

Дом, в котором жил и работал художник В.А. Серов

Староваганьковский пер., д. 21, стр. 1

В этом доме В.А. Серов написал множество портретов современников, а также исторический цикл картин.

3.38
Дома
Здание Александровского подворья, XVII - XVIII вв.

Здание Александровского подворья, XVII - XVIII вв.

Староваганьковский пер., д. 23, стр. 1

Здание подворья, примыкающее к трапезной палате Аптекарского приказа восточной стеной, было построено приблизительно в 1680-х годах.

3.25
Дома
Церковь Николы в Старом Ваганькове

Церковь Николы в Старом Ваганькове

Староваганьковский пер., д. 14

История церкви неразрывно связана с историей Пашкова дома.

3.02
Дома
Центральный Дом литераторов им. А.А.Фадеева

Центральный Дом литераторов им. А.А.Фадеева

Поварская ул., дом 50/53, строение 2

В конце Большой Никитской улицы привлекает внимание своим козырьком и вывеской здание Центрального дома литераторов.

3.3
Дома
Особняк Лопатиной

Особняк Лопатиной

Большая Никитская, д. 54

Здание особняка Лопатиной построено в 1876 году по заказу жены потомственного почетного гражданина Л. В. Лопатиной. Автор проекта - известный московский архитектор А. С. Каминский.

3.3
Дома
Жилой дом А. А. Муромцева, 1-я половина XVIII в., 1828 г., конец XIX в., архитектор М. А. Арсеньев

Жилой дом А. А. Муромцева, 1-я половина XVIII в., 1828 г., конец XIX в., архитектор М. А. Арсеньев

Б. Никитская ул., д. 10

Этот двухэтажный дом 10 на углу Большой Никитской и Газетного переулка является типичным представителем московской застройки начала 19 века.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Идея создания музея архитектуры родилась в России еще в конце XIX века под влиянием возросшего интереса к национальному наследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями в XIX в. в процессе исследования и реставрации памятников архитектуры, нуждался в обобщении. Возникла потребность в научно-просветительском центре более высокого уровня и нового типа – в музее архитектуры.Музей был учрежден 1 января 1934 г., одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нем работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря. Основная экспозиция разместилась в Большом соборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установили художественные фрагменты разрушенных памятников, спасенные сотрудниками музея и ставшие частью коллекции.Объектом музейного собирания и показа была заявлена мировая архитектура от древних времен до XIX в. Фонды музея объединяли материалы по русской архитектуре, составлявшие большую часть собрания, с материалами по европейскому, византийскому, ближневосточному зодчеству. Имелись даже такие экзотические экспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайских свайных жилищ. Ключевым предметом показа стали сами сооружения монастыря и сохранившийся некрополь XVIII-XIX вв.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Б. Окуджаве

Памятник Б. Окуджаве

Улица Арбат, 45.

В доме № 43 на Арбате поэт жил долгое время. Поэтому именно на этой улице было решено установить памятник всенародно любимому барду.

(Нет голосов)
Музеи
Сладкий музей

Сладкий музей

Сладкий музей создан в декабре 2017 года. Экспозиция насчитывает более 50 тематических зон, посвященных всеми любимым лакомствам и детским фантазиям – мороженому, сладкой вате, мармеладу, пончикам, экзотическим фруктам, единорогам, разноцветным пингвинам.В музее можно прогуляться среди громадных леденцов, поваляться на гигантских маршмеллоу, погладить единорогов, сделать селфи с пингвинами, покататься на качелях из сахарной ваты, посидеть на коленях у розового Будды, загадать желание, стоя под двойной радугой. Все самые любимые лакомства и сладости из детства собраны в одном месте. «Сладкий музей» – билет в беззаботное детство!

(Нет голосов)
Музеи
Музей истории телефона

Музей истории телефона

Музей истории телефона, представляющий одно из крупнейших в мире собраний артефактов телефонной связи, – масштабный проект компании «Мастертел», одного из лидеров российской телекоммуникационной отрасли. В выставочных залах и запасниках музея находится более 2 000 экземпляров раритетной техники конца XIX – середины XX веков, на примере которых можно проследить, как со временем менялся дизайн и функции телефонных аппаратов, как из предмета роскоши телефон превратился в один из самых необходимых атрибутов человека. Цель проекта – сохранение историко-культурного наследия в области развития телефонной связи, популяризация научно-технических знаний среди детей и молодежи, расширение представлений современников о том, как на протяжении столетия, вплоть до 70-х годов XX века изменялись технические средства коммуникации.

(Нет голосов)