ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Феодора Студита у Никитских ворот

3.56
Церковь, построенная в память стояния на реке Угре, чуть не стала музеем в честь своего прихожанина.
  • Церковь Феодора Студита у Никитских ворот
+ -

Скромная пятиглавая церковь, находящаяся в глубине участка, почти не видна со стороны Никитского бульвара. Однако с площади хорошо заметна её высокая шатровая колокольня, стоящая отдельно от храма. Был у церкви и знаменитый прихожанин – один из прославленных полководцев России.

Согласно одной из версий, деревянная часовня на этом месте появилась еще в конце XV века, в память о стоянии на реке Угре, с которым закончилось татаро-монгольское иго на Руси. Это событие произошло 11 ноября 1480 года, в день святого Феодора Студита. Со временем здесь же появилась и церковь, но после разрушительного московского пожара 1547 года её следы теряются.

Церковь вновь фигурирует в исторических источниках уже во времена династии Романовых и снова в связи с эпохальным событием: возвращением в Москву из польского плена отца царя Михаила Федоровича – Федора Никитича Романова. Предполагается, что на этом месте его встречало московское духовенство. Став патриархом Филаретом, он воcстановил церковь в честь Феодора Студита, бывшего его святым покровителем до пострижения в монашество.

По его повелению и на его средства у Никитских ворот в 1624‑1626 годах был создан Федоровский Патриарший больничный монастырь, который играл роль не только монашеской обители, но и госпиталя для неимущих горожан. Одновременно с каменным храмом была построена шатровая колокольня. Обитель была упразднена в 1709 году, больница переведена в Новинский монастырь, Федоровская церковь с этого времени существовала уже в качестве приходской.

Несмотря на именование Федоровской, главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а в трапезной существовало два придела: во имя Феодора Студита и во имя Аверкия Иерапольского. Четверик храма, изначально увенчанный пятью главами с кокошниками, представлял собой формирующийся тогда образ храма, который станет для XVII века традиционным. Особое значение представляла колокольня, поставленная отдельно от храма, с его северо-восточной стороны. Это вторая по древности шатровая колокольня в Москве после Гребневской церкви на Лубянке (которая была снесена в 1935 году).

Пострадав в 1812 году от огня, церковь изменила свой внешний облик: вместо пяти глав появился купол с одной небольшой главкой, окна утратили старую обработку и изначальный декор, переложены алтарные апсиды. Колокольня при этом осталась без изменений. Приделы были расширены в 1865‑1873 годах и вынесены на одну линию с главным алтарем.

Самым известным прихожанином церкви Феодора Студита считается генералиссимус А.В. Суворов, родители которого были похоронены на приходском кладбище, а сам он крещен здесь же и в юности пел на клиросе. Из других известных прихожан можно отметить промышленника и мецената Ф.В. Чижова: на его средства впервые было издано собрание сочинений Н.В. Гоголя.

В 1920‑х годах службы в церкви прекратились, а сама она была передана филиалу ВНИИ жиров Министерства пищевой промышленности. В итоге здание обросло пристройками, фасады искажены, уникальная колокольня утратила шатер со звонницей. В 1980‑х годах началась реставрация церковного здания, которое предполагалось превратить в музей Суворова. Однако в 1991 году оно было передано православной общине и вскоре здесь возобновились богослужения. В результате последней реставрации воссоздано утраченное еще в XIX веке пятиглавие с кокошниками и завершение колокольни.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Музей истории телефона

Музей истории телефона

Музей истории телефона, представляющий одно из крупнейших в мире собраний артефактов телефонной связи, – масштабный проект компании «Мастертел», одного из лидеров российской телекоммуникационной отрасли.

В выставочных залах и запасниках музея находится более 2 000 экземпляров раритетной техники конца XIX – середины XX веков, на примере которых можно проследить, как со временем менялся дизайн и функции телефонных аппаратов, как из предмета роскоши телефон превратился в один из самых необходимых атрибутов человека.

Цель проекта – сохранение историко-культурного наследия в области развития телефонной связи, популяризация научно-технических знаний среди детей и молодежи, расширение представлений современников о том, как на протяжении столетия, вплоть до 70-х годов XX века изменялись технические средства коммуникации.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Б. Окуджаве

Памятник Б. Окуджаве

Улица Арбат, 45.

В доме № 43 на Арбате поэт жил долгое время. Поэтому именно на этой улице было решено установить памятник всенародно любимому барду.

(Нет голосов)
Дома
Особняк Лопатиной

Особняк Лопатиной

Большая Никитская, д. 54

Здание особняка Лопатиной построено в 1876 году по заказу жены потомственного почетного гражданина Л. В. Лопатиной. Автор проекта - известный московский архитектор А. С. Каминский.

3.3
Дома
Церковь Николы в Старом Ваганькове

Церковь Николы в Старом Ваганькове

Староваганьковский пер., д. 14

История церкви неразрывно связана с историей Пашкова дома.

3.02
Дома
Гостиница Шевалдышева

Гостиница Шевалдышева

Ул. Тверская, д. 12, стр. 2

Фешенебельная гостиница, принимавшая в своих стенах Л.Толстого, Ф. Тютчева, А. Фета, а также многих литературных героев…

3.64
Дома
Здание Александровского подворья, XVII - XVIII вв.

Здание Александровского подворья, XVII - XVIII вв.

Староваганьковский пер., д. 23, стр. 1

Здание подворья, примыкающее к трапезной палате Аптекарского приказа восточной стеной, было построено приблизительно в 1680-х годах.

3.25
Музеи
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Идея создания музея архитектуры родилась в России еще в конце XIX века под влиянием возросшего интереса к национальному наследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями в XIX в. в процессе исследования и реставрации памятников архитектуры, нуждался в обобщении. Возникла потребность в научно-просветительском центре более высокого уровня и нового типа – в музее архитектуры.

Музей был учрежден 1 января 1934 г., одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нем работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря. Основная экспозиция разместилась в Большом соборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установили художественные фрагменты разрушенных памятников, спасенные сотрудниками музея и ставшие частью коллекции.

Объектом музейного собирания и показа была заявлена мировая архитектура от древних времен до XIX в. Фонды музея объединяли материалы по русской архитектуре, составлявшие большую часть собрания, с материалами по европейскому, византийскому, ближневосточному зодчеству. Имелись даже такие экзотические экспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайских свайных жилищ. Ключевым предметом показа стали сами сооружения монастыря и сохранившийся некрополь XVIII-XIX вв.

(Нет голосов)
Дома
Дом, в котором жил и работал художник В.А. Серов

Дом, в котором жил и работал художник В.А. Серов

Староваганьковский пер., д. 21, стр. 1

В этом доме В.А. Серов написал множество портретов современников, а также исторический цикл картин.

3.38
Дома
Особняк Лопатиной

Особняк Лопатиной

Большая Никитская, д. 54

Здание особняка Лопатиной построено в 1876 году по заказу жены потомственного почетного гражданина Л. В. Лопатиной. Автор проекта - известный московский архитектор А. С. Каминский.

3.27
Дома
Центральный Дом литераторов им. А.А.Фадеева

Центральный Дом литераторов им. А.А.Фадеева

Поварская ул., дом 50/53, строение 2

В конце Большой Никитской улицы привлекает внимание своим козырьком и вывеской здание Центрального дома литераторов.

3.3
Дома
Жилой дом А. А. Муромцева, 1-я половина XVIII в., 1828 г., конец XIX в., архитектор М. А. Арсеньев

Жилой дом А. А. Муромцева, 1-я половина XVIII в., 1828 г., конец XIX в., архитектор М. А. Арсеньев

Б. Никитская ул., д. 10

Этот двухэтажный дом 10 на углу Большой Никитской и Газетного переулка является типичным представителем московской застройки начала 19 века.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом М.Я. Протковой

Жилой дом М.Я. Протковой

Садовая-Кудринская ул., д. 15, стр. 1

Тот факт, что в Москве двадцать первого века существует деревянный, допожарной постройки дом, да не где-нибудь в переулках, а на шумном Садовом кольце, да еще и прекрасной сохранности – это настоящее чудо.

3.54