ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Иоанна Богослова, 1652-1665 гг.

3.3
Церковь Иоанна Богослова – памятник архитектуры. Образец храма-ансамбля, сочетающего объемы середины XVII, конца XVII и середины XVIII в. Сохраняет роль организованного центра и архитектурной доминанты квартала. Участвует в панораме Тверского бульвара.
+ -

В настоящее время на территории бывшей церковной земли расположены два строения: церковь Иоанна Богослова на Бронной (Богословский переулок, д. 4) и здание Мосгорсовета (Большая Бронная, д. 16/6).
Церковь Иоанна Богослова – памятник архитектуры. Образец храма-ансамбля, сочетающего объемы середины XVII, конца XVII и середины XVIII в. Сохраняет роль организованного центра и архитектурной доминанты квартала. Участвует в панораме Тверского бульвара.

Первые документальные упоминания о церкви Иоанна Богослова, относящиеся к началу XVIII в., топографически привязывают церковь к Тверским воротам Белого города: «…в Бронниках, за Тверскими воротами» (1631).
Церковь Иоанна Богослова – приходская церковь слободы бронников, известна с XV в. Здесь, кроме мастеров, выделывавших для войск бронь и холодное оружие, жили также иностранные мастера сабельных дел, которых здесь поселил в 1570 г. Иван Грозный.

Деревянный храм известен с 1605 г. В 1615 г. царь Михаил Федорович подарил храму икону Иоанна Богослова с дарственной надписью на доске с обратной стороны. Дата постройки каменной церкви, сменившей деревянную, по клировым ведомостям значится 1665 г. Вполне вероятно, что постройка была начата в 1652 г., а окончена и освящена в 1665 г.
Территория церковной земли и кладбища в середине XVII в. занимала площадь 25х25 сажен. Здесь же располагались небольшие дворы церковнослужителей. С восточной стороны, почти вплотную к алтарю, на расстоянии всего четырех метров примыкал двор «рейтарского строя Петра Бедрина». Вероятно, этот квадратной формы двор изображен на плане Москвы, составленном Горихвостовым в 1768 г.
На плане слободы конца 1670-х гг. церковная территория показана уже с новым кладбищем. С каждой стороны участка расположено здание одной из первых московских богаделен, устроенных в 1768 г. после указа о «богаделенных избах при церквах». Содержалось в ней для поминовения царских родителей 100 человек нищих. Церковь Иоанна Богослова показана состоящей из двухсветного четверика, увенчанного пятиглавием, с трехчастным алтарем. С запада примыкали одноэтажная трапезная и шатровая двухъярусная колокольня со сквозным основанием. Никольский придел с северной стороны храма не показан. Придел был окончен постройкой 1694 г. и освящен в 1695 г. Однако при исследовании было обнаружено, что основание придела было возведено едва ли не раньше главного храма. На северном фасаде раскрыта уцелевшая часть кладки древнейшего ядра с фрагментом прежде отсутствовавшего здесь портала. Возможно, 1694 г. – дата перестройки придела.

В начале XVIII в. территория церковного владения не претерпевает каких-либо изменений. Записи в «Актовых книгах XVIII в. Москвы» фиксируют сделки по купле-продаже дворов церковнослужителей церкви Иоанна Богослова.

В 1740-х гг. была выстроена новая колокольня со сквозным основанием (позже, в XIX в., к колокольне в нижнем ярусе были пристроены две палатки с северной и южной сторон). На колокольне был колокол, отлитый в 1692 г. И. Моториным.

После чумы в Москве 1771 г. кладбища при церквях Белого и Земляного города были упразднены. Территория кладбища отошла ко владению князя И. А. Вяземского в 1776 г. (территория Театра Щукина).
На плане 1731 г. восточная граница церковного владения проходит практически по линии современных границ владений. Северную и западную части владения по-прежнему занимают дворы церковнослужителей (их расположение остается неизменным вплоть до начала XX в.), однако с южной стороны не выделено владение, принадлежавшее ранее Кутурлину. Вероятно, это владение в первой половине XVIII в. вошло в состав церковной территории. Здание церкви изображено с каменной пристройкой (папертью) с южной стороны, впоследствии утраченной.

Церковь Иоанна Богослова пострадала при пожаре 1812 г. и была восстановлена 1 августа 1814 г. (квартирные Книги Арбатской части, 1815 г.).
Все деревянные постройки во владении сгорели и были восстановлены в 1816-1818 гг.

В 1836 г. в церкви был устроен придел во имя Митрофана Воронежского, с правой стороны главного престола, в одном и том же алтаре. В 1842 г. церковь была возобновлена митрополитом Филаретом (1821-1867).
После застройки нижнего яруса колокольни объем церкви не претерпевал изменений.
Двухсветный четверик венчало пятиглавие, поставленное на ряды кокошников. С востока примыкал трехчастный пониженный алтарь, с запада располагались одноэтажная трапезная и трехъярусная барочная колокольня, как бы вырастающая из объема трапезной.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом, несущим световую центральную главу, в нижней части основной свод дополнен цилиндрическими сводами по числу соответствующих «кокошников».
Внутри храм соединен с трапезной тремя широкими арочными проемами.
В северной стене проход в Никольский придел, состоящий из двухсветного четверика, увенчанного одной главой на двухъярусном восьмигранном барабане, и пониженных трапезной и трехчастной апсиды. Фасады выполнены в стиле московское барокко.
Описание интерьеров церкви из метрики 1887 г.: лепных украшений нет, полы из подольского мрамора (плотного мелкозернистого известняка, хорошо шлифующегося), иконостас резной (1878 г., мастер А. Е. Хомяков), стены храма расписаны живописью.

В начале XX в. владения, принадлежавшие церкви, носили доходный характер, часть строений сдавалась под квартиры и конторские помещения. На плане 1914 г. вокруг церкви показана ограда в каменных столбах на каменном фундаменте.

Храм был закрыт в 1933 г. Здание было передано камерному театру. Главы церкви были разобраны, апсиды четверика сломаны, металлический зонт над входом и ограда разрушены, несмотря на то что разрешение на пользование зданием церкви было дано при условии сохранения иконостаса, передачи хоругвей и паникадил в музей, сохранения без изменения внешнего вида памятника. Запрашивалось расширение существующих и пробивка новых проемов.

Очевидцами того, как происходило «изъятие» церковных ценностей, были Н. Я. и О. Э. Мандельштам, жившие в то время в жилом доме Союза писателей.
Икона Иоанна Богослова, пожертвованная царем Михаилом Федоровичем, находится сейчас в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Где сегодня находится чудотворная икона Божией матери «Умиление», бывшая в храме, неизвестно.

До 1960 г. в храме размещалось общежитие, затем мастерские театра.
В восточной части здания были пробиты огромные проемы для большемерных декораций. Еще одни ворота были пробиты в южной стене четверика, где был устроен гараж. Позднее, освободив четверик для реставрации, пользователи пристроили кирпичный гараж с восточной стороны Никольского придела.

Реставрация храма началась в 1956 г., но тогда вся работа ограничилась проектными предложениями.
В 1973 г. начались реставрационные работы по колокольне, в настоящее время она отреставрирована.
В 1940 г. на территории владения было выстроено трехэтажное здание диспетчерского пункта Мосгорсовета, закрывшего обзор здания церкви Иоанна Богослова со стороны Большой Бронной улицы.
В 1993 г. здание храма возвращено Русской православной церкви.

Реставрация четверика идет уже более 10 лет. Научная реставрация здания церкви продолжается. Запланирован демонтаж одноэтажного здания гаража и освобождение территории церковного владения в пределах церковной ограды 1900-х гг., возможно также восстановление ограды. Владение находится на территории Бронной слободы – памятника археологии XV-XVIII вв., археологический слой здесь сохранен.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Пока нет
изображения

Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко

Музей-квартира В. И. Немировича-Данченко был создан как филиал Музея МХАТ в целях увековечения памяти одного из основателей и руководителей Московского Художественного театра. В доме 5/7 в Глинищевском переулке Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни. В 1944 году здесь был открыт его мемориальный музей.В неприкосновенности сохранилась обстановка комнат старой московской квартиры, экспонаты рассказывают о долгой и плодотворной жизни в искусстве выдающегося режиссера, драматурга и театрального педагога. На стенах кабинета – портреты и фотоснимки крупных деятелей русской культуры с дарственными надписями хозяину. В музее-квартире проводятся выставки, экскурсии, посвященные жизни и деятельности В. И. Немировича-Данченко, принимаются заявки на коллективные посещения.Музей приспособлен для посещения лицами с ограниченными возможностями передвижения, с нарушением опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на креслах-каталках и с ОВЗ.

(Нет голосов)
Дома
Особняк Балиных - резиденция посла Турции

Особняк Балиных - резиденция посла Турции

Большая Никитская, д. 43

Первые упоминания о здании относятся к середине XVIII в., когда территория входила в состав двух обширных усадеб: вдовы графини Е. Р. Скавройской и надворного советника Ф. М. Безсонова.

3.3
Территории
Большая Никитская улица

Большая Никитская улица

Площадь Никитских ворот делит улицу на две части.

(Нет голосов)
Дома
Палаты в Шубине

Палаты в Шубине

Тверская ул., д. 6, стр. 2

Огромный сталинский дом скрывал в своих недрах роскошный дворец времен Алексея Михайловича Романова.

3.68
Дома
Дом Верстовского

Дом Верстовского

Хлебный пер., д. 28, стр. 1

Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н.Верстовский.

3.55
Дома
Особняк Гавриила Тарасова

Особняк Гавриила Тарасова

Ул. Спиридоновка, д. 30/1

У этого дома есть совершенно конкретный итальянский прототип: палаццо Тьене, построенное в Виченце в середине 16 века знаменитым Андреа Палладио.  

3.58
Дома
Дом купца Носенкова

Дом купца Носенкова

ул. Поварская, дом 21

На пересечении Поварской улицы и Борисоглебского переулка располагается здание, тесно связанное с русской культурой и литературой

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом

Жилой дом

Малый Патриарший пер., д. 5

Именно на этом месте была создана всем известная ныне песенка «В лесу родилась елочка».

3.44
Дома
Аудиторный корпус Московского университета

Аудиторный корпус Московского университета

Моховая ул., д.9, стр.1

На углу Моховой и Никитской улиц Пашков приказал построить дворец «для устройства балов». По неизвестным причинам строительство дома не было окончено. К 1832 г. в нем не было окон, дверей и печей. Император Николай I повелел купить его для университета, и этот корпус получил название Аудиторного.

3.48
Дома
Университетская типография

Университетская типография

Ул. Большая Дмитровка, д. 34, стр. 4

Типографский корпус выстроен в 1822 году и с тех пор является несомненным украшением улицы.

3.1
Дома
Дом, конец XVIII в., арх. М.Ф.Казаков

Дом, конец XVIII в., арх. М.Ф.Казаков

Глинищевский пер., 6

Посередине Глинищевского переулка вот уже более двухсот лет стоит дом эпохи зрелого классицизма.

3.33
Территории
Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж» — пожалуй, один из старейших и любимейших москвичами парков развлечений.

(Нет голосов)