ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба Кондиковых-Орловых-Г.М.Лианозова

3.44
На гербе этого дома рабочий держит в одной руке молот, а в другой… кинопленку.
  • Усадьба Кондиковых-Орловых-Г.М.Лианозова
+ -

Дом №7, стоящий на углу двух Гнездниковских переулков, Большого и Малого, ничем особенным не примечателен, но вот герб, которым он украшен, вызывает, мягко говоря, недоумение. Рабочий, держит в одной руке молот, а в другой… кинопленку. Что же это означает?

В XVIII веке здесь располагалось довольное обширное владение купца Кондикова. В начале XIX века домом владели сыновья Фёдора Орлова, одного из братьев Орловых, которые возвели на трон Екатерину II. В 1880-м особняк приобрёл российский промышленник, меценат, общественный и политический деятель Георгий Лианозов, который обратился к архитектору И. П. Херодинову, и тот изменил фасад здания и возвёл левую и правую пристройки. Его сын нефтепромышленник С. Г. Лианозов был большим любителем нового искусства. Степан Георгиевич учредил фирму «Биохром» и вместе с Федором Шаляпиным и Марией Андреевой намеревался снимать фильмы. Мария Федоровна сообщала Горькому: «Сейчас мы ищем денег, нужно тысяч двадцать предварительно, чтобы заплатить нотариусу за наш договор, за общий договор со всеми вкладчиками и чтобы внести первый взнос Лианозову. Эти двадцать тысяч рублей мы тотчас же вернем из тех девяноста тысяч рублей, которые нам дает "Биохром"... Дело, как видишь, затеяно большое. Если оно удастся, целая периферия окраинных синематографов, да и не только в Москве, а во многих местах, обеспечена».

Дело, увы, не удалось. Но незадолго до революции особняк арендовал Чибрарио де Годен, представлявший в Москве кинофирму «Транс-Атлантик». С 1918 года здесь располагались сначала кинофотоотдел при Наркомпросе, позднее - Совкино, еще позднее - Министерстве кинематографии. В 1925 году особняк надстроили двумя этажами и тогда же появился странный герб. А символизировал он, что при советской власти кинематография принадлежит рабочим, а не интеллигенции. Это отчасти соответствовало истине, одно время министерством руководил некто И. Г. Большаков – он даже слова «кинематография» произнести не мог (выходило «кимография»). Зато этот министр вошел в литературу - однажды Самуил Маршак, тщетно прождав в его приемной несколько часов, ушел, оставив на прощание записку: «У вас, товарищ Большаков, не так уж много Маршаков».

Кстати, именно в этом доме был спасен фильм Григория Александрова «Весёлые ребята». Его хотели положить на полку чиновники, которые заключили, что Александров попросту подражает американским мюзиклам. Подражание, надо сказать, было очевидным, но вряд ли заметным для советских зрителей, которые американские мюзиклы в глаза не видели. К счастью для Александрова, с выводами своих чиновников не согласился тогдашний начальник управления кинематографии Борис Шумяцкий. Он показал картину Горькому, а тот рассказал о ней Сталину. В Кремле в то время своего кинозала не было, и Сталин приехал в особняк в Малом Гнездниковском. Рассказывают, что во время просмотра Сталин много смеялся, сказал, что отдохнул, как никогда, и что больше всех в картине ему понравилась Любовь Орлова. Разумеется, вопрос о полке был немедленно снят, фильм вышел на экраны и имел невероятный успех у зрителей.

Сейчас в здании размещается Министерство культуры Российской Федерации.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Церковь «Большое Вознесение»

Церковь «Большое Вознесение»

ул. Б. Никитская, д. 36, стр. 1

В одном из приделов недостроенной церкви Вознесения Господня венчался А.С. Пушкин.

3.55
Дома
Театр Сатиры

Театр Сатиры

Триумфальная пл., 2.

Что роднит этот театр с цирком? И почему именно он стал прототипом театра "Варьете"?

3.57
Дома
Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь

Петровка ул., д. 28

Собор, давший название монастырю, сохраняется неизменным почти 500 лет.

3.26
Памятники
Памятник Владимиру Маяковскому

Памятник Владимиру Маяковскому

Москва,Триумфальная площадь

Памятник поэту Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади

3.77
Дома
 Жилой дом общества «Оргаметалл»

Жилой дом общества «Оргаметалл»

Большой Козихинский пер., д. 15, с. 2

Общество «Оргаметалл» было создано в 1924 г. в структуре Наркоммаша, когда был взят курс на индустриализацию страны и внедрение научной организации труда

3.25
Музеи
Центр Гиляровского

Центр Гиляровского

Центр Гиляровского — филиал музейного объединения «Музей Москвы», основанный в 2017 году к 162-летию со дня рождения беллетриста Владимира Гиляровского и 121-летию Музея Москвы. Центр представляет собой открытое выставочное пространство без постоянной экспозиции, в котором помимо временных выставок проходят кинопоказы, а также работает лекторий. Музей расположен в двухэтажном флигеле городской усадьбы XVIII века, история которой прослеживается с 1811 года. В начале XIX века французский балетмейстер Жан Ламираль приобрёл участок в Столешниковом переулке с большим домом в 27 комнат. В 1820-х годах право на владение перешло к действительному тайному советнику 1-го класса Павлу Гагарину, а затем — Егору Леве. Последний разделил участок на две части, оставив себе нынешнее владение № 7. Участок № 9 купил Дмитрий Никифоров, а затем — Иван Карзинкин. Под его началом усадьбы была кардинально перестроена под доходный дом в эклектическом стиле. Проект здания разрабатывался архитектором Василием Карнеевым. После революции 1917 года в доме были созданы коммунальные квартиры. С 1886 по 1935 год в квартире № 10 на третьем этаже проживал писатель и журналист Владимир Гиляровский. У него в гостях бывали знаменитые деятели культуры того времени: Антон Чехов и Александр Куприн, Иван Бунин и Николай Телешов, Исаак Левитан и Фёдор Шаляпин. При жизни Гиляровского во флигеле доходного дома работал трактир, однако доподлинно неизвестно, бывал ли там писатель. Здание флигеля перешло во владение Музея Москвы в начале 2000-х годов.

(Нет голосов)
Дома
Дом Мясоедова

Дом Мясоедова

ул. Большая Дмитровка, д. 8

Когда-то сюда пришел устраиваться сам Федор Шаляпин. Но после томительного ожидания ему сообщили, что управляющему недосуг.

3.75
Дома
Дом Карзинкина

Дом Карзинкина

Столешников пер., д. 9

Дом «злостного бонапартиста» танцмейстера Ламираля, а позже — знаменитого «дяди Гиляя», гостями которого были Чехов, Куприн, Бунин, Левитан, Шаляпин и многие другие.

3.7
Дома
Церковь Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря

Церковь Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря

Петровка ул., д. 28, стр. 10

Церковь Петра Митрополита – самый древний храм Высоко-Петровского монастыря.

(Нет голосов)
Дома
Особняк Ф.О. Шехтеля

Особняк Ф.О. Шехтеля

Ермолаевский пер., д. 28, стр. 1

На собственном примере этот архитектор показал новейшие принципы современного зодчества.

3.66
Территории
Манежная площадь

Манежная площадь

Почти полвека площадь служила парковкой для автобусов.

(Нет голосов)