ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Здание Цветковской галереи

3.25
История владения № 29 на Пречистенской набережной прослеживается с начала XIX века.
  • Цветковская галерея
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
+ -

В 1898 году Иван Евменьевич Цвет­ков, известный коллекционер, приобретает здесь у мещан Квасниковых «пустопорож­нее место». Участок предназначался для строительства здания галереи, где предпо­лагалось разместить обширную коллекцию произведений русских художников, которую Цветков собирал с 1881 года.

Архитектурная концепция здания должна была соответствовать «русской» идее собрания Цветкова. Автором проекта, выполненно­го в неорусском стиле, выступил известный мастер исторической и фольклорной живописи В.М.Васнецов. Строительство особняка в 1899-1901 годах осуществили архитектор В.Н.Башкиров и инженер-архитектор Б.Н.Шнауберт. По оценочной описи значились двухэтажный дом с подвалом, «частью жилым, частью нежилым», каменным открытым крыльцом и каменное одноэтажное строение во дворе «для принадлежностей». В доме были водопровод, канализация, центральное отопление дровами.

Силуэт двухэтажной каменной постройки определила высокая кровля-епанча с метал­лическим гребнем. В декоре краснокирпичных фасадов применены стилизованные приемы узорочья XVII века. Парадный вход акцентирован объемом балкона и килем венчающего кокошника, врезанного в крышу. Резная парадная дверь фланкиро­вана настенными светильниками-фонарями. Парапет балкона украшен ширинками. Центральное окно первого этажа оформлено колонками и завершением в виде разорванного фронтончика, высокие окна второго этажа колончатыми наличника­ми с килевидными кокошниками. Здание опоясано фризом, состоящим из ширинок с изразцовыми вставками и пояса поребри­ка под ним. Углы постройки декорированы лопатками с ширинками, в которых также помещены изразцы. Со стороны двора к особняку примыкает открытое крыльцо на пузатых колонках с перекинутыми между ними арками и килевидным зонтом. В объем крыльца включена лестница, ведущая на высокий первый этаж. Декоративное решение дворового и бокового фасадов идентично главному фасаду. Полихромные изразцы с растительными узорами, скорее всего, были изготовлены фабрикой Товари­щества М.С.Кузнецова. Документального подтверждения этому нет, однако сравни­тельный анализ с кузнецовскими изразцами особняка Н.В.Игумнова (Большая Якиманка, д. 43, стр. 1, 2, 3) не оставляет сомнений в их общем происхождении.

В 1909 году И.Е.Цветков передал свою коллекцию в дар Москве, с условием пожиз­ненного проживания в особняке. Цветков скончался в феврале 1917 года, за несколько недель до отречения императора Нико­лая II. Национализированная галерея функционировала как самостоятельный музей до 1925 года. Затем она получила статус одного из отделов Третьяковской галереи, позже часть ее собрания вошла в Государственный музейный фонд и рас­пределилась по другим музеям России. В 1942 году бывший особняк Цветкова был предоставлен для размещения французской военной миссии в СССР. В наши дни в здании находится военный атташат Франции.

Реставрация особняка была ориентирова­на на максимальное воссоздание утраченных элементов фасадов, соответствующих первоначальному авторскому замыслу. Проект учитывал опыт реставрации комплекса зданий дома Игумнова на Большой Якиманке.

Позднее покрытие основного объема кровли и кровли козырька крыльца дворового фасада из оцинкованного листа было заменено на черепицу из цинк-титана. Также из цинк-титана были выполнены резной подзор свеса кровли, водосточные воронки и трубы. По архивным фотографиям воссоздано утраченное коньковое завершение шатра над дымниками. Воссозданы столярные заполнения внешней нитки окон, окон люкарен, а также деревянные въездные ворота.

Восстановлен исторический облик элементов архитектурного оформления — наличников, колонок, фронтончиков. Согласно проекту реставрации они были выкрашены в белый цвет. Восполнены утраты изразцового фриза. Металлические решетки на окнах цокольного этажа воссоздавались по образцу сохранившихся решеток на главном фасаде. Площадки крылец главного и дворового фасадов были воссозданы из натурального камня.

В 2016 году памятник стал лауреатом премии "Московская реставрация" в номинациях - "За лучший проект реставрации и приспособления" и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Tasha   5 июня 10:04

    В настоящее время на здании флаг Бразилии. Можете пояснить, что там сейчас расположено?

Интересное рядом

Личности
Толстой

Толстой

4.34
Дома
Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец

Дворцовая и Соборная площади

Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1850 гг. на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIIIв. дворца императрицы Елизаветы Петровны.

3.78
Дома
Купеческий дом XVIII века

Купеческий дом XVIII века

Большая Полянка ул., 2

Дом занимает важную градостроительную позицию, начиная улицу Большая Полянка.

3.27
Дома
Городская усадьба И.Т. Рахманова, Н.Л. Бухвостова, С.С. Сулимы, купцов Котовых, 1-я половина XVIII - середина XIX вв. (с 1870-х гг. Софийский механический завод Акционерного общества Г. Листа)

Городская усадьба И.Т. Рахманова, Н.Л. Бухвостова, С.С. Сулимы, купцов Котовых, 1-я половина XVIII - середина XIX вв. (с 1870-х гг. Софийский механический завод Акционерного общества Г. Листа)

Болотная наб., д. 14, стр. 14

Во время пожара 1812 года главный дом не сгорел, но прочие постройки сильно пострадали от огня.

(Нет голосов)
Территории
Малая Якиманка

Малая Якиманка

Получила свое название по церкви Иоакима и Анны.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом В.Н. Никифорова

Доходный дом В.Н. Никифорова

Пер. Сивцев Вражек, д. 12

В дни вооруженного восстания октября 1917 года в этом доме жил Б. Пастернак

3.45
Музеи
Государственный музей Л. Н. Толстого. Литературная экспозиция на Пречистенке

Государственный музей Л. Н. Толстого. Литературная экспозиция на Пречистенке

Основная литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Л. Н. Толстого, располагается в старинном особняке (бывшем владении Лопухиных-Станицкой), построенном в 1817 году по проекту архитектора А. Г. Григорьева. Знаменитый зодчий наряду с Д. Жилярди и О. И. Бове отстраивал Москву после пожара 1812 года.

Здание деревянное, оштукатуренное, представляет собой блестящий образец зрелого московского ампира: внутри строения − анфилада парадных залов с плафонной живописью, фасад украшают белые колонны и барельефы.

Увидев впервые этот «чудный ампирный особняк», организатор и хранитель Толстовского музея В. Ф. Булгаков принял решение: «Вот достойное помещение для музея Л. Н. Толстого». Это произошло в 1920 году, и с тех пор здание на Пречистенке, 11/8 неотделимо от имени писателя.

За более чем 100-летнюю историю музея сменилось несколько постоянных экспозиций: «Л. Н. Толстой и его эпоха», «Его душа объяла всех и вся», «Земля и небо Льва Толстого» и другие.

(Нет голосов)
Дома
Теремной дворец

Теремной дворец

Дворцовая площадь

Дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

2.94
Дома
Благовещенская башня

Благовещенская башня

Кремлевская стена

Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Расположена между Тайницкой и Свибловой (Водовзводной) башнями. Ее название связано с легендой о чудотворной иконе “Благовещения”, когда-то располагавшейся на башне.

3.35
Дома
Дом Фалеева

Дом Фалеева

Гагаринский переулок, д. 11

Если знать профессию прежнего хозяина дома, можно понять, что к масонству он не имеет отношения.

3.45
Дома
Дом скульптора Н.А. Андреева

Дом скульптора Н.А. Андреева

Большой Афанасьевский пер., 27-31

За новым зданием школы прячется небольшой дом, построенный в 1893 году по проекту известного московского архитектора Александра Каминского – учителя Федора Шехтеля. Предназначен дом был для мраморной мастерской.

3.3