ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Здание Политехнического института кожевенной промышленности

3.3
Архитектурный стиль конструктивизм 1920-х гг. стал манифестом страны, победившей революции, провозгласившей новые взгляды, в том числе и на форму и функциональность зданий. Места, где занимались образованием людей новой формации, находили прямое отражение в проектах архитекторов-конструктивистов.
+ -

Конец 1920-х гг. XX столетия отмечен резким скачком индустриализации, которая требовала подготовленные инженерные кадры. Для их подготовки создавались новые высшие учебные заведения. В числе десятков созданных вузов был открыт вуз с профилем легкой промышленности – Политехнический институт кожевенной промышленности.
Архитектурный стиль конструктивизм 1920-х гг. стал манифестом страны, победившей революции, провозгласившей новые взгляды, в том числе и на форму и функциональность зданий. Места, где занимались образованием людей новой формации, находили прямое отражение в проектах архитекторов-конструктивистов, визуализировавших динамику и энергию жизни молодой страны.
Корпус института решено было построить у Устьинского моста в стиле конструктивизм по проекту архитектора Б. В. Ефимовича. Исторически на территории находились дворы купцов, канцеляристов, дворцовых комиссаров, которые в середине VIII в. были скуплены для палат богатейшего санкт-петербургского купца и промышленника С. Я. Яковлева. Далее постройки Яковлева перепродавались и перестраивались в дворцовые усадьбы, торговые заведения и арендное жилье. В 1880 г. в связи с проектированием Устьинского моста владение (в тот момент Баташевых) было куплено и разделено на два участка для прокладки подъездной трассы. Со временем место было преобразовано в городской толкучий рынок. В 1920-е гг. он назывался Устьинским рынком. Здесь образовалась рыночная площадь с деревянными павильонами, стоявшими рядами по Толкучему проезду и набережной, которая называлась в это время Причальной. В 1932 г. рынок был ликвидирован из-за строительства здания института.
Концепция главного строения института основывалась на рациональной планировке, простоте и ясности композиционного построения фасадов и содержала ряд специфических свойств, таких как нарочитая асимметричность и геометризованность форм. Выразительное положение здания (на углу, возле Большого Устьинского моста и набережной) было подчеркнуто архитектором большим полуциркульным объемом. Наверху цилиндра расположилась главная аудитория института, выделенная большой полосой остекления. Внутренняя планировка здания такова, что учебные кабинеты, рабочие комнаты, административные помещения, а также кафедры ориентированы на остекленный фасад. Несмотря на несомненную выразительность здания, оно было негативно встречено архитектурными критиками, не воспринявшими несогласованность ленточных окон прямоугольного и круглого корпусов. В конце 1970-х гг. эта симметрия объемов и вовсе была искажена надстройками. В настоящее время здание сохраняется в большей степени в первоначальном виде. Центральная часть усложнена дворовыми выступами-ризалитами полукруглой и прямоугольной формы. Последний из них состоял из разновысотных частей: средняя была четырехэтажная, сегодня надстроенная до пяти этажей, проездная арка в торце заложена, так как к нему примыкает новый учебный корпус.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Городская усадьба М.Г.Спиридова - Ф.К.Рюхардт - Лечебница О.Г. фон Шимана

Городская усадьба М.Г.Спиридова - Ф.К.Рюхардт - Лечебница О.Г. фон Шимана

Яузский б-р, д. 9/2/6-8

В конце XVIII – начале XIX в. здесь была усадьба действительного тайного советника и камергера, сенатора М. Г. Спиридова, известного как автор первых работ об истории русского дворянства.

3.27
Дома
Дом, в котором жил Н.Д. Телешов

Дом, в котором жил Н.Д. Телешов

Покровский бул., д. 16-18

Федор Шаляпин призывал своих друзей послушать его именно тут: «Здесь меня послушайте, а не в Большом театре – там я за деньги пою!».

3.18
Дома
Особняк Рихтера

Особняк Рихтера

Пятницкая ул., 42

Дом №42 по Пятницкой улице представляет собой типичный городской особняк. Композиция его фасада симметрична и основана на противопоставлении низкого цокольного этажа высокому парадному второму. Дом был построен в середине XIX века, возможно, по проекту архитектора Фёдора Фёдоровича Рихтера. Если авторство Ф. Ф. Рихтера подтвердится, это будет редкий образец частного дома, построенного по его проекту.

3.29
Дома
Новый гостиный двор

Новый гостиный двор

Рыбный пер, 3

Новый гостиный двор заложен в 1838–40 гг. на месте снесенных Старых рыбных рядов.

2.93
Дома
Усадьба М.П. Клаповской

Усадьба М.П. Клаповской

Ул. Гончарная, д. 16

Редкий пример полной научной реставрации городской усадьбы — яркого образца московского ампира на основе палат XVII в.

4.5
Дома
Дом купцов Варгиных

Дом купцов Варгиных

Пятницкая ул., 16

Вытянувшийся вдоль Пятницкой улицы трёхэтажный дом № 16 принадлежал купцам Варгиным в XIX веке. В его основе флигель большой купеческой усадьбы XVIII столетия купца Р. И. Журавлёва. Главный дом сгорел в пожаре 1812 года. Впоследствии он был восстановлен и над ним надстроен мезонин. В конце 1820-х годов всё огромное владение перешло к Варгиным. В части помещений размещалось мелкое производство.

2.94
Дома
Дом Н.С. Брашнина

Дом Н.С. Брашнина

Пятницкая ул., 44 строение 1

В этом доме в 1920-е годы размещался один из батальонов ЧОН – частей особого назначения. Они создавались  с 1919 года для борьбы с контрреволюцией, а фактически для подавления недовольства населения.

3
Музеи
Толстовский центр на Пятницкой, 12

Толстовский центр на Пятницкой, 12

В Толстовском центре на Пятницкой, 12 проходят крупные тематические и фондовые выставки из собраний музея, детские музейные программы, вечера-встречи с деятелями культуры, концерты.

Здание является памятником архитектуры конца XVIII века (возведено в 1789-1795 гг.) и примечательно тем, что входило в ряд строений, одно из которых в 1857-1858 гг. снимал молодой Толстой, вернувшийся с Крымской войны. К тому времени он уже был известным писателем. Жизнь в Замоскворечье сблизила Толстого с А. Н. Островским, А. А. Фетом. Бывали у Толстого на Пятницкой М. Е. Салтыков-Щедрин, Б. Н. Чичерин, братья Аксаковы. Здесь писатель напряженно работал над «Казаками», рассказами «Погибший» («Альберт»), «Три смерти».

(Нет голосов)
Территории
Швивая горка

Швивая горка

Вершина этой горки упрятана во дворе высотки и застроена гаражами.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Григорьева

Доходный дом Григорьева

Пятницкая ул., 10

Высокий доходный дом в стиле модерн на чётной стороне Пятницкой улицы, был построен по проекту архитектора А. М. Калмыкова для купца Н. Г. Григорьева в самом конце XIX века. На первом этаже до революции располагался гастрономический магазин знаменитого «колбасного короля», купца 2-й гильдии, потомственного почётного гражданина Николая Григорьевича Григорьева.

3.66
Дома
Жилой дом, первая пол. XIX в

Жилой дом, первая пол. XIX в

Гончарная наб., д. 1, стр. 2

Жилой дом построен по индивидуальному архитектурному проекту в 1917 году. В 2004 году двухэтажное здание с мансардой полностью реконструировали: восстановлены кровля и фасад, заменены инженерные коммуникации, установлены современные стеклопакеты.

(Нет голосов)