Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Жилой дом М. П. Арсеньевой

Жилой дом М. П. Арсеньевой

ЦАО, Трубниковский пер., дом 21, строение 1
АрбатскаяБаррикаднаяКраснопресненскаяСмоленская
Двухэтажный каменный дом был построен во второй половине XIX в. по проекту гражданского инженера А. А. Никифорова в духе «византийской» архитектуры.
star-icon
3.4
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Византийский
Годы постройки:
1876
Архитекторы:
А.А. Никифоров
Назначение постройки
Жилой дом

Информация о здании

Небольшой городской усадебный дом расположен в районе Арбата и ориентирован главным фасадом на Трубниковский переулок. Первые детальные планы владения относятся к концу XVIII в., когда оно входило в состав обширной усадьбы секунд-майора В. П. Толстого и было застроено небольшими деревянными строениями. Все они сгорели в пожаре 1812 г., и до конца 1830-х гг. на этом месте был сад, затем вновь стали появляться небольшие служебные постройки. 

В 1850-х гг. территорию разделили на две части, и владение, где сейчас располагается строение 1, приобрело современную конфигурацию и площадь. Усадьба принадлежала сначала лекарю А. К. Греллю, затем жене штабс-капитана М. П. Арсеньевой, после ‒ жене коллежского советника В. Ф. Добровой. 

В 1876 г. гражданский инженер Александр Алексеевич Никифоров, один из учредителей Московского архитектурного общества, разработал проект нового двухэтажного каменного усадебного дома в стиле эклектики с использованием «византийских» форм архитектуры (строение 1). Фасад дома сохранился до настоящего времени практически без изменений, в том виде, в котором его задумал архитектор. Утраченные в советское время элементы (дверные проемы, окно первого этажа, ажурный гребень на крыше и др.) были воссозданы в ходе последних восстановительных работ.

Трехчастная симметричная композиция фасада состояла из двух боковых ризалитов и центральной части. Во втором этаже ризалитов – полуциркульные окна в пол, обрамленные в декоративные рустованные рамы стрельчатой формы с замковым камнем, с выходом на балконы с литыми решетками. На первом этаже расположили входные группы. Стены первого яруса были обработаны «под шубу», второго ‒ оформлены легким прямоугольным рустом. Композицию ризалитов завершали дробный фриз и карниз. Кроме того, над северным ризалитом были надстроены антресоли в виде прямоугольного аттика. Среднюю часть фасада решили в виде аркады, объединяющей два этажа, в виде профилированных пилястр со стрельчатыми арками. Капители пилястр и междуэтажный карниз, а также фризы ризалитов декорировали рядом дентикул. Стены украсили филенками, розетками, наличники окон второго этажа – бусами. Срединная часть завершалась поребриком, по краю крыши проходил ажурный гребень. Боковые и дворовые фасады имели гораздо более скромный декор. Внутренняя планировка дома с протяженным коридором и рядами комнат по обе стороны от него напоминала о доходных домах, получивших распространение на рубеже XIX-XX вв. 

Впрочем, несколько позже усадьба действительно стала совмещать жилую и доходную функции. Правда, главный дом все же занимали хозяева, а под жилье сдавали два других дома, построенных в 1880-1890-е гг. Во дворе был разбит большой сад с беседкой и фонтаном, к нему выходила терраса главного дома. 
В начале 1900-х гг. владельцами усадьбы стали почетные граждане супруги Ушаковы. Александр Сергеевич Ушаков был разносторонним человеком: занимался адвокатурой, книжной торговлей, ростовщичеством, скупкой векселей. Кроме перечисленного, под псевдонимом Н. Скавронский писал заметки о Москве («Очерки Москвы», 1862-1863 гг.). Известен тот факт, что он являлся истцом в известном деле игуменьи Митрофании, несправедливо обвиненной в махинациях с векселями, средства от которых шли на строительство церквей и благотворительных учреждений. 

В начале ХХ в. владение короткое время принадлежало великой княгине Елизавете Федоровне. 

В 1915 г. застройка усадьбы оказалась под угрозой сноса, а на ее месте предполагалось построить многоэтажный доходный дом по проекту архитектора К. А. Дулина, однако задуманное не удалось реализовать. В советское время главный дом, как, впрочем, все постройки на территории усадьбы, были отданы под квартиры. Это обстоятельство отразилось на интерьерах усадебного дома: они были значительно искажены, в том числе возведением новых перегородок. Тем не менее часть элементов интерьера сохранилась, например, парадная лестница с литым ограждением, филенчатые двери, профилированные карнизы в ряде комнат.
Автор статьи: Ольга Яковлева
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Дом Шувалова
icon
Здание является ярким примером застройки Поварской улицы после пожара 1812 года. В 1905 году здесь останавливался московский градоначальник, генерал-майор Павел Павлович Шувалов.
ЦАО, Поварская ул., дом 30-36, строение 3
Арбатская
Лосев Алексей Федорович
icon
философ и религиозный мыслитель
star-icon
3.4
Сладкий музей
icon
г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 24
АрбатскаяСмоленская
Библиотека №3 имени Н.А. Добролюбова - дом архитектора И.В. Жолтовского - предложено не в тот раздел
icon
Старейшая публичная библиотека Москвы, с 1919 года носящая имя Николая Александровича Добролюбова, ведет свою историю с 1848 года.
Главный дом усадьбы Позднякова
icon
Нынешний облик здания возник не сразу, а складывался на протяжении трех строительных периодов, при трех разных хозяевах.
ЦАО, Никитская Б. ул., дом 51, строение 1
БаррикаднаяКраснопресненская
audioGuideОткрыть аудиогид