Информация о здании
Переулки между Тверской и Большой Никитской представляют собой в отношении истории застройки пеструю, сложную, забавную, занимательную и достаточно поучительную картину. История и современность перемешаны здесь достаточно причудливо, при том, что современность имеет здесь свою «историю» - например, Брюсов переулок в ХХ в. облюбовала Московская Консерватория, за ней – Союз композиторов и Большой театр, и небольшая трасса превратилась в историю русской – советской музыки ХХ в., сменившую историю усадебного переулка прошлого. Но имена обитателей переулка ХХ в. настолько знамениты и знаменательны, что в данном случае остается только принять эту «смену вех».
Достаточно указать, что Брюсов переулок сменил три исторических названия, каждое из которых имело важное значение. Старейшее название переулка – Большой Вознесенский - по храму Вознесения Господня (Малое Вознесение) в нынешнем Вознесенском переулке, который первоначально был Малым Вознесенским. Храм необычайно знаменателен – это старейший сохранившийся памятник огромного района от Знаменки до Тверской. Каменное здание храма относится к середине XVI в. и в свою очередь могло быть связано с очень необычным соседом – от Знаменки до Большой Никитской до Романова Газетного переулков (со смещением трасс?) располагался печально знаменитый Опричный двор Ивана Грозного.
В XVIII в. значительные участки Большой Никитской и примыкающих к ней переулков занимают крупные усадьбы. По одной из них (№ 2) переулок получает свое самое известное наименование – усадьбу занимает знаменитый «чернокнижник» граф Я.Брюс, а при Екатерине II – его племянник, один из губернаторов (как писали в это время – «главнокомандующих») Москвы В.Брюс.
Кроме усадьбы Брюсов, в переулке со стороны Тверской сохранилась усадьба графов Гудовичей, первоначально выходившая на Тверскую и при расширении трассы Тверской – улицы Горького – в 1930-е гг. она была значительно отодвинута и сейчас полностью входит в застройку переулка.
С 1962 по 1994 гг. Брюсов переулок имел статус улицы имени н.а. СССР А.В.Неждановой – легендарной певицы первой половины ХХ в., жившей в д 7 (Доме артистов Большого театра СССР, построенном под руководством академика архитектуры А.В.Щусева).
В конце XIX и в начале ХХ вв. часть застройки Брюсова переулка заняли доходные дома (№6, 1901 г., архитектор А.Ф.Мейснер, др.), с этого началось повышение высоты застройки переулка, предвосхищая строительство в переулке в советский период.
«Артистическое» заселение Брюсова переулка началось в 1928 г., когда здесь одновременно были построены Дом артистов МХАТ (№ 17, напротив сквера с памятником композитору А.И.Хачатуряну, по проекту А.В.Щусева) и Дом артистов (№ 12, перед выходом переулка к Тверской, по проекту И.И.Рерберга).Исторически Копьевский переулок шел параллельно трассе улицы Кузнецкий мост от Петровки до Большой Дмитровки (исторически улица Большая Георгиевская) и, по видимому, был частью старейшей в Москве Кузнечной слободы на р. Неглинки (русло реки было забрано в трубы коллектора около 1820 г. при восстановлении Москвы после Отечественной войны 1812 г., сейчас – трасса улицы Неглинная).
Основа здания, получившего среди историков Москвы определение «усадьбы князей Щербатовых», по-видимому, относится к середине XVIII в., так как это здание частично показано на плане Москвы полковника Горихвостова 1767 – 1768 гг.
Историческая традиция связывает усадьбу в Копьевском переулке с двумя выдающимися личностями истории русской культуры. Предположительно владельцем усадьбы в конце
придворный герольдмейстер императрицы Екатерины М.М.Щербатов. Предполагается также, что в этой усадьбе провел детские годы будущий великий философ, участник Отечественной войны 1812 г. П.Я.Чаадаев.
Усадьба Щербатовых в Копьевском переулке неоднократно перестраивалась. Значительная реконструкция усадьбы была проведена после Отечественной войны 1812 г. При проведении этих работ здание середины XVIII в. было оформлено в качестве главного дома в глубине парадного двора (курденера). Здание было надстроено до трех этажей (третий этаж жилой антресольный). Наружное оформление фасада главного дома было выполнено в стилистике строгого классицизма, центральная часть фасада была выделена портиком из
тосканских неконелированных пилястр под треугольным фронтоном.
В 1895 г. при Голицыных главный дом бывшей усадьбы Щербатовых был закрыт со стороны Копьевского переулка доходным корпусом (архитектор В.П.Загорский).
На протяжении большей части ХХ в. комплекс усадьбы Щербатовых –Голицыных имел смешанное использование.
В 1993 – 1995 гг. в составе реконструкции зданий Большого театра была проведена реконструкция главного дома усадьбы Щербатовых. Исторические палаты были снесены с воссозданием.
На его месте был построен Жилой дом ЖСК «Педагог Московской Консерватории». Автор проекта – архитектор Иосиф Леонидович Маркузе (1898 – 1987гг.) – ученик одного из ведущих архитектором 1920-х гг. И.Голосова, в качестве ассистента которого активно работал в 1930-е гг.
Жилой дом Московской Консерватории представляет собой достаточно любопытный пример советского «элитарного» жилого строительства 1950-х Описываемое здание представляет собой крупное девятиэтажный объем, имеющий четкую «постконструктивистскую» композицию фасада с эффектным членением фасада по горизонтали карнизами на яруса. Фасад облицован декоративной плиткой (нижний ярус – плитка песочного цвета, основные яруса – плитка серого цвета). Нижний ярус в два этажа выделен в качестве цоколя, при этом верхние окна нижнего яруса выполнены в соответствии со старой московской традицией в виде арочных проемов. На основных ярусах оконные проемы разделяют монументальные тосканские пилястры, имеющие вид монументальных пилонов. Композицию фасада оживляют слабо выделенные ризалиты по торцам фасада.
В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования.
Достаточно указать, что Брюсов переулок сменил три исторических названия, каждое из которых имело важное значение. Старейшее название переулка – Большой Вознесенский - по храму Вознесения Господня (Малое Вознесение) в нынешнем Вознесенском переулке, который первоначально был Малым Вознесенским. Храм необычайно знаменателен – это старейший сохранившийся памятник огромного района от Знаменки до Тверской. Каменное здание храма относится к середине XVI в. и в свою очередь могло быть связано с очень необычным соседом – от Знаменки до Большой Никитской до Романова Газетного переулков (со смещением трасс?) располагался печально знаменитый Опричный двор Ивана Грозного.
В XVIII в. значительные участки Большой Никитской и примыкающих к ней переулков занимают крупные усадьбы. По одной из них (№ 2) переулок получает свое самое известное наименование – усадьбу занимает знаменитый «чернокнижник» граф Я.Брюс, а при Екатерине II – его племянник, один из губернаторов (как писали в это время – «главнокомандующих») Москвы В.Брюс.
Кроме усадьбы Брюсов, в переулке со стороны Тверской сохранилась усадьба графов Гудовичей, первоначально выходившая на Тверскую и при расширении трассы Тверской – улицы Горького – в 1930-е гг. она была значительно отодвинута и сейчас полностью входит в застройку переулка.
С 1962 по 1994 гг. Брюсов переулок имел статус улицы имени н.а. СССР А.В.Неждановой – легендарной певицы первой половины ХХ в., жившей в д 7 (Доме артистов Большого театра СССР, построенном под руководством академика архитектуры А.В.Щусева).
В конце XIX и в начале ХХ вв. часть застройки Брюсова переулка заняли доходные дома (№6, 1901 г., архитектор А.Ф.Мейснер, др.), с этого началось повышение высоты застройки переулка, предвосхищая строительство в переулке в советский период.
«Артистическое» заселение Брюсова переулка началось в 1928 г., когда здесь одновременно были построены Дом артистов МХАТ (№ 17, напротив сквера с памятником композитору А.И.Хачатуряну, по проекту А.В.Щусева) и Дом артистов (№ 12, перед выходом переулка к Тверской, по проекту И.И.Рерберга).Исторически Копьевский переулок шел параллельно трассе улицы Кузнецкий мост от Петровки до Большой Дмитровки (исторически улица Большая Георгиевская) и, по видимому, был частью старейшей в Москве Кузнечной слободы на р. Неглинки (русло реки было забрано в трубы коллектора около 1820 г. при восстановлении Москвы после Отечественной войны 1812 г., сейчас – трасса улицы Неглинная).
Основа здания, получившего среди историков Москвы определение «усадьбы князей Щербатовых», по-видимому, относится к середине XVIII в., так как это здание частично показано на плане Москвы полковника Горихвостова 1767 – 1768 гг.
Историческая традиция связывает усадьбу в Копьевском переулке с двумя выдающимися личностями истории русской культуры. Предположительно владельцем усадьбы в конце
придворный герольдмейстер императрицы Екатерины М.М.Щербатов. Предполагается также, что в этой усадьбе провел детские годы будущий великий философ, участник Отечественной войны 1812 г. П.Я.Чаадаев.
Усадьба Щербатовых в Копьевском переулке неоднократно перестраивалась. Значительная реконструкция усадьбы была проведена после Отечественной войны 1812 г. При проведении этих работ здание середины XVIII в. было оформлено в качестве главного дома в глубине парадного двора (курденера). Здание было надстроено до трех этажей (третий этаж жилой антресольный). Наружное оформление фасада главного дома было выполнено в стилистике строгого классицизма, центральная часть фасада была выделена портиком из
тосканских неконелированных пилястр под треугольным фронтоном.
В 1895 г. при Голицыных главный дом бывшей усадьбы Щербатовых был закрыт со стороны Копьевского переулка доходным корпусом (архитектор В.П.Загорский).
На протяжении большей части ХХ в. комплекс усадьбы Щербатовых –Голицыных имел смешанное использование.
В 1993 – 1995 гг. в составе реконструкции зданий Большого театра была проведена реконструкция главного дома усадьбы Щербатовых. Исторические палаты были снесены с воссозданием.
На его месте был построен Жилой дом ЖСК «Педагог Московской Консерватории». Автор проекта – архитектор Иосиф Леонидович Маркузе (1898 – 1987гг.) – ученик одного из ведущих архитектором 1920-х гг. И.Голосова, в качестве ассистента которого активно работал в 1930-е гг.
Жилой дом Московской Консерватории представляет собой достаточно любопытный пример советского «элитарного» жилого строительства 1950-х Описываемое здание представляет собой крупное девятиэтажный объем, имеющий четкую «постконструктивистскую» композицию фасада с эффектным членением фасада по горизонтали карнизами на яруса. Фасад облицован декоративной плиткой (нижний ярус – плитка песочного цвета, основные яруса – плитка серого цвета). Нижний ярус в два этажа выделен в качестве цоколя, при этом верхние окна нижнего яруса выполнены в соответствии со старой московской традицией в виде арочных проемов. На основных ярусах оконные проемы разделяют монументальные тосканские пилястры, имеющие вид монументальных пилонов. Композицию фасада оживляют слабо выделенные ризалиты по торцам фасада.
В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования.