ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Жилой дом Журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗа)

3.22
Любопытный жилой дом «переходного стиля» от конструктивизма к сталинскому ампиру.
  • Жилой дом Журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗа)
+ -

Угловой производственный корпус типографии акционерного общества «Огонек», по проекту Лисицкого выходивший на 1-ый Самотечный и 2-ой Щемиловский переулки, осуществлен не был. На его месте для работников Журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗа) – журналистов, редакторов и работников типографии был построен жилой дом. Его спроектировали архитекторы М. О. Барщ и Г. А. Зундблат. Напомним, что первый из них был автором московского Планетария - шедевра архитектуры авангарда 1920-х годов, а второй - создателем целого ряда замечательных жилых зданий.

Этот пятиэтажный жилой дом примечателен не только потому, что в нем жили Михаил Кольцов и деятели Коминтерна. Его архитектура отражает типичную тенденцию начала 1930-х годов, когда простой по геометрии объем (в духе архитектуры авангарда 1920-х), с прекрасно спланированными светлыми квартирами украшался элегантным упрощенным декором, еще не перешедшим в пышные формы неоклассики 1930-х годов. Лоджии здесь украшены коринфскими колоннами (небольшого масштаба, ещё не спорящего с плоскостью стен), простенки между ними сделаны вогнутыми. Фасад отделан горизонтальными тягами, а деревянный карниз снизу расписан.

Дом ЖУРГАЗа представляет собой уникальный по сохранности пример, где обобщенная форма и декор не соперничают друг с другом. Поразительна сохранность интерьеров в подъездах, в этом явная заслуга жильцов. Здесь сохранились кафельные и наливные полы с декоративными вставками на лестничных площадках, лестницы с оригинальными и ограждениями, кессонированные потолки лестничных холлов.

Дом состоит из удобных квартир, занимающих всю ширину корпуса (двухсторонних, со сквозным проветриванием), оборудованных лоджиями и балконами. Едва ли не каждая из них - своего рода музей (здесь живут многие потомки советских издателей и другие представители московской культурной элиты). Раньше в нижних этажах размещалось общежитие для коминтерновцев, в основном немцев, бежавших из Германии после прихода к власти нацистов. Семья Кольцова усыновила немецкого сироту Губерта, героя прогремевшей по всему СССР книги «Губерт в стране чудес», написанной гражданской женой Кольцова немкой Марией Остен.

В 1938 году Кольцов был арестован, а вместе с ним и многие члены Коминтерна. Губерт, немецкий мальчик, усыновленный семьей, попал в интернат. Однако часть семей жильцов дома живет в нем до сих пор.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Лана Михайлова   1 июля 2014 21:01

    Публицист, журналист и писатель Михаил Ефимович Кольцов (настоящее имя — Моисей Фри́длянд)жил в этом доме (1-й Самотечный переулок, 17А, квартира № 6).

Интересное рядом

Здания
Станция метро «Новослободская»

Станция метро «Новослободская»

Ул. Новослободская

Дата открытия: 30.01.1952 Открыта в составе участка "Курская" - "Белорусская". Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Построена по типовому проекту.

3.6
Памятники
Бюст В.И. Попкова

Бюст В.И. Попкова

Самотечная пл. (сквер)

Виталий Иванович Попков (1922—2010) — летчик-ас, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.

(Нет голосов)
Музеи
Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки

Музей был открыт в 1912 году при Московской консерватории. В фондах музея хранится более 900 редких музыкальных инструментов, личные архивы композиторов и исполнителей, коллекции фотографий и документов и богатая коллекция живописи. В 1912 году в здании Московской консерватории открылся Мемориальный музей имени Николая Рубинштейна – дирижера и основателя консерватории. Деньги на его открытие дал московский домовладелец и любитель музыки Дмитрий Беляев. Среди немногочисленных экспонатов были, например, письменный стол Петра Чайковского, портреты композитора Антона Рубинштейна и мецената Дмитрия Беляева, коллекция среднеазиатских инструментов и итальянская лира-гитара 1656 года. Фонды пополнялись постепенно. Так, Модест Чайковский, брат композитора, подарил гипсовую посмертную маску Петра Ильича, а почитатель Николая Римского-Корсакова Сергей Белановский выслал перочинный ножик композитора, который, правда, был украден в 1925 году. В начале 1930-х годов музей оказался на грани закрытия. Тогда наступили тяжелые времена для всей консерватории. Но музей не закрыли, а в 1938 году на должность заведующего была назначена Екатерина Алексеева. С ее приходом музей начал постепенно восстанавливаться. В 1943 году, в разгар войны, он получил статус государственного, а в конце 1940-х годов имя Рубинштейна окончательно исчезло из его названия. Музыкальный музей вышел за рамки мемориальной комнаты при консерватории и стал независимым институтом. В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки ему присвоили имя великого композитора. В 1982 году музей переехал в новый, специально для него построенный дом на улице Фадеева. Музей вел и ведет работу по пополнению своих фондов. Еще в 1943 году директор Екатерина Алексеева вступила в переписку с Сергеем Рахманиновым, проживавшим тогда в США. Композитор откликнулся на просьбу выслать для музея некоторые его личные вещи и музыкальные записи. Два раза Екатерина Алексеева ездила в США и из второй своей поездки в 1970 году вместе с исследовательницей творчества Рахманинова Заруи Апетян привезла 20 ящиков экспонатов для музея. В последующие годы музей получал в дар множество предметов, связанных с мировой музыкальной культурой. Например, принадлежавший балерине Анне Павловой рукописный клавир (переложенную партитуру вокально-оркестрового произведения для фортепиано) балета или скрипку Страдивари, завещанную Давиду Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой. Основная экспозиция музея называется «Музыкальные инструменты народов мира». В пяти залах выставлено более 900 экспонатов. В отделе русских инструментов представлены девятиструнные гусли XIII века, найденные при раскопках в Новгороде, балалайки XIX века, старые рояли из Санкт-Петербурга 1830–1870-х годов, пастушьи рожки и, конечно, гармоники, получившие распространение только в 1830-х годах. Любопытны башкирская флейта курай, чувашская волынка шыбр с мешком из бычьего пузыря, карельский струнный инструмент кантеле, похожий на гусли и упоминающийся в эпосе «Калевала». Экспозиция среднеазиатских инструментов состоит в основном из предметов коллекции Августа Эйхгорна, служившего капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе с 1870 по 1883 год. В 2011 году Музей музыкальной культуры был переименован во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Теперь в его составе еще пять мемориальных музеев: Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина на Новинском бульваре, музей «П. И. Чайковский и Москва» на Кудринской площади, Музей-квартира композитора и директора консерватории А. Б. Гольденвейзера, Музей С. С. Прокофьева в Камергерском переулке и Музей-квартира дирижера и композитора Н. С. Голованова в Брюсовом переулке.

(Нет голосов)
Здания
Жилой дом А.В. Остроумовой

Жилой дом А.В. Остроумовой

Воротниковский пер., д. 10, стр.2

Название местности, где расположен дом, восходит  к слободе московских воротников – караульных, охранявших городские и крепостные ворота. Вплоть до XVIII века в их обязанности входило отпирать и запирать на ночь городские ворота в Кремле, Китай-городе и Белом городе.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник маршалу Ф.И. Толбухину

Памятник маршалу Ф.И. Толбухину

Самотечный б-р

Федор Иванович Толбухин (1894—1949) — советский военачальник, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза, народный герой Югославии, Герой Народной Республики Болгарии, кавалер ордена «Победа».

(Нет голосов)
Здания
Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Воротниковский пер., д. 7, корп. 1, 2, 3, 4

Здесь в 1927-1950-х гг. жили и работали артисты Малого театра Рыжов, Головин, Рафаилов, Е.Н. Гоголева, В.Я. Хенкин, В.М. Барсова. В корпусе №3 в 1920-1930-х гг. помещалась оперная студия К.С. Станиславского, в 1920 1940-х гг.- Центральный дом работниковискусств

(Нет голосов)
Музеи
Объединение «Выставочные залы Москвы»

Объединение «Выставочные залы Москвы»

Объединение «Выставочные залы Москвы» – это сеть современных выставочных площадок, основанных в 2013 году и работающих с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства.С 16 августа 2016 года Объединение возглавляет Бушуева Марина Сергеевна. Основной целью является развитие художественной, социальной и пространственной среды города посредством активной работы с жителями различных районов Москвы в области традиционного искусства и современной визуальной культуры.В состав Объединения входит 20 галерей в 9 округах Москвы. Благодаря деятельности Выставочных залов Москвы жители далеких от центра районов могут посещать различные культурные мероприятия недалеко от дома. Основная деятельность Объедения – выставочная, также в галереях проходят лекции, художественные мастер-классы, творческие встречи и концерты. Галереи являются площадкой для культурных акций, дискуссий, международных биеннале и фестивалей.

(Нет голосов)
Здания
Здание Самотечных торговых бань, конец XVIII ‒ начало ХХ в.

Здание Самотечных торговых бань, конец XVIII ‒ начало ХХ в.

2-й Волконский пер., д. 5, стр. 1

В 2002 г. исторические банные постройки были реконструированы с сохранением уличных фасадов и с приспособлением под размещение офисных помещений. В настоящее время здание Самотечных торговых бань поставлено на государственную охрану как выявленный объект культурного наследия.

(Нет голосов)
Места
Цветной бульвар

Цветной бульвар

Во второй половине XIX века это было не самое лучшее место для вечерних семейных прогулок.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник воинам, отстоявшим мир и свободу в борьбе с фашизмом

Памятник воинам, отстоявшим мир и свободу в борьбе с фашизмом

пересечение ул. — Дурова, Делегатской и Самотечной

(Нет голосов)
Здания
Дом, в котором жил Пушкин Александр Сергеевич у своего друга П.В.Нащокина в 1836 г.

Дом, в котором жил Пушкин Александр Сергеевич у своего друга П.В.Нащокина в 1836 г.

Воротниковский пер., д. 12, стр. 1

В этом месте Москвы находилась слобода Воротников, стражей городских Кремлевских ворот. Их перевели сюда с Малой Дмитровки, когда Москва разрослась до Земляного Города – четвертого оборонительного кольца. По этой слободе получил свое название Воротниковский переулок.

3.44
Места
Улица Малая Дмитровка

Улица Малая Дмитровка

Малая Дмитровка известна с XVI века, когда здесь проходила торговая дорога из Москвы в Дмитров.

(Нет голосов)