Архитекторы: В. Б. Бухаев, А. В. Ефимов
Материалы: бронза, металл, гранит
Памятник Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». Установлена на Болотной площади 02 сентября 2001 года. Проект установки скульптурной композиции выполнен архитекторами Вячеславом Бухаевым и Андреем Ефимовым.
Скульптурная композиция включает в себя фигуры детей, мальчика и девочки, которые застыли в движении с завязанными глазами, у их ног лежат книги: «Народные русские сказки» и А.С. Пушкин «Сказки», а вокруг полукругом расположены фигуры, олицетворяющие пороки или зло современного мира - наркомания, воровство, алкоголизм, невежество, лженаучность, равнодушие, пропаганда насилия, эксплуатация детского труда, нищета...
15 фигур - двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами, окружённые трехметровыми аллегорическими монстрами, - производят на зрителей неизменно сильное впечатление. Антропоморфные фигуры олицетворяют «пороки взрослых», разрушающих детей. Контраст между миром взрослых пороков и невинностью детства достигается также с помощью цветового решения.
Композиция задумана автором, Михаилом Михайловичем Шемякиным, как аллегория борьбы с мировым злом.
Вот что говорил сам Михаил Шемякин об истории создания памятника:
"Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок … «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей.
Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осел, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков".