Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Царь-пушка

Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства.

Царь-пушка
Царь-пушка

Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства.

4.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Годы постройки:
1586
Назначение постройки:
Памятник литейного ремесла
Информация о памятнике

Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства. Она изготовлена по приказу царя Федора Ивановича в 1586 г. придворным литейщиком Андреем Чоховым на московском Пушечном дворе. По калибру, который составляет 890мм, это самая большая пушка в мире, за что она и названа Царь-пушкой. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.

По своему устройству Царь-пушка является боевым орудием, однако некоторые особенности конструкции не позволяют отнести ее ни к одному из известных нам типов артиллерийских орудий. В старых документах пушка называлась «Дробовиком». Это, а также конструкция ствола позволяют предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью. В силу исторических обстоятельств Царь-пушке ни разу не пришлось участвовать в боевых сражениях. Четыре ядра, сложенные пирамидой у ее подножья, носят декоративный характер, они полые внутри и были отлиты вместе с лафетом из чугуна в 1835 г. на заводе Берда в Петербурге.

Вскоре после отливки пушка была установлена на специальном станке на Красной площади недалеко от Спасских ворот, возможно для их защиты. Там она и находилась вплоть до начала ХVIII в., когда Петр I задумал строительство в Кремле Цейхгауза и организацию в нем хранилища древнего отечественного и трофейного оружия. В 1706 г. Царь-пушка наряду с другими орудиями, в том числе и трофейными, была перевезена в Кремль и находилась сначала во дворе Арсенала, а затем вместе с другой пушкой у главных его ворот. В 1835 г. обе пушки были установлены на новые чугунные лафеты, изготовленные по эскизам академика А.П. Брюллова. В 1843 г. Царь-пушку и другие русские старинные орудия разместили вдоль фасада Оружейной палаты, предназначавшейся для «хранения достопамятностей», а трофейные пушки оставили у Арсенала.

В связи с началом в 1960 г. работ по строительству Кремлевского дворца съездов старое здание Оружейной палаты было разобрано, а древние орудия вновь перевезли к Арсеналу. Позже Царь-пушку установили отдельно на то место, где она находится сейчас.

Во второй половине 1970-х гг. Царь-пушка и чугунный лафет с ядрами были вывезены на реставрацию. ...В один из зимних дней 1980 года на Ивановской площади Московского Кремля появилась колонна машин, в которую входили гигантский автокран, огромный трейлер, мощный КрАЗ. Опытные мастера-монтажники, обернув 40-тонный ствол Царь-пушки войлочными матами и обвязав крепкими тросами, сняли его с лафета и уложили на специальные подставки, укрепленные на трейлере. В специально отведенном месте началась работа по возвращению Царь-пушке первоначального вида. Специалисты-реставраторы очистили ее поверхность от коррозии, смыли многочисленные слои краски, нанесенные при косметических ремонтах, проводившихся в разные времена.

На следующий день из Спасских ворот Кремля выехал КрАЗ, на котором находился лафет Царь-пушки. На одном из заводов была проведена скрупулезная работа по его реставрации. Лафет был разобран на части, очищен в специальной камере от старой краски и ржавчины.

Вместо утраченных и негодных деталей накладного орнамента, украшающего лафет, необходимо было сделать новые и восстановить недостающие части. Специалисты брали с лафета Царь-пушки пробы, определяли состав чугуна. Им удалось получить состав, не уступающий исходному материалу. На Мытищинском заводе художественного литья по рисункам отлили недостающие элементы накладного орнамента.

Не меньше хлопот доставила реставраторам и такая проблема: чем покрыть очищенный лафет? Современные краски оказались непригодными - они достаточно прочны, но зачастую исчезает ощущение, что перед вами произведение древнего литейного искусства. После долгих поисков, проб в лабораториях Государственного научно-исследовательского и проектного института лакокрасочной промышленности были созданы новые лакокрасочные покрытия, полностью отвечавшие необходимым требованиям.

Летом 1980 года после завершения сложных реставрационных работ Царь-пушка вновь была доставлена в Кремль и установлена на прежнем месте, где и находится сейчас.

Рекомендации
Лихоборские ворота
парк «Отрада» на пересечении Нововладыкинского проезда и Алтуфьевского шоссе
Владыкино
Сухой фонтан
ул. Менжинского, д. 6
Бабушкинская
Отзывы
(3)
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(5)
Яшин Лев Иванович
советский футболист
Третьяковский проезд

Третьяковский проезд — редкое место в самом сердце Москвы, где история купеческой столицы соединяется с изысканной атмосферой старинной торговой улицы. Пройдите под его арками, чтобы увидеть уникальную архитектуру, почувствовать дух прошлого и оказаться среди самых красивых витрин старого города.

  

Третьяковский проезд – короткая, замкнутая улица между Никольской и Театральным проездом, больше похожая на парадный двор: её пространство ограничено двумя арками, мощёно булыжником и обстроено домами с крупными витринами. Архитектура ворот с башенками и зубцами отсылает к крепостной стене Китай-города; о прошлом напоминает и соседняя Птичья башня – единственная сохранившаяся башня стены.

В XVII-XVIII веках территория между Никольской и Театральным проездом принадлежала представителям крупных аристократических семей, а в начале XIX века участок выкупил книготорговец Глазунов, для которого Осип Бове построил дом с лавками на Никольской. В 1868 году землю приобрели братья Павел и Сергей Третьяковы и добились разрешения разобрать часть Китайгородской стены, чтобы проложить новый проезд, разгружающий Никольские ворота и ведущий к Китай-городу. Это была единственная московская улица, построенная на частные средства.

Автором комплекса стал зять Третьяковых архитектор Александр Каминский. Он выстроил дом в стиле неоренессанса по Никольской, дом в русском стиле по Театральному, прорубил арки и создал внутри короткую торговую улицу. В корпусах разместились Московский купеческий банк, магазины готового платья, чайный магазин Василия Куликова, знаменитый Торговый дом Вильяма Габю, торговавший часами и ювелирными изделиями. Вечерами здесь гуляли москвичи, любуясь богато оформленными витринами.

В 1930-е годы при реконструкции центра разобрали большую часть Китайгородской стены, щебень от кладки пошёл на строительство метро. В 1970–1980-е годы проезд был деловой и транспортно оживлённой улицей с конторами и складами. Новый этап начался в 2000-е, когда комплекс отреставрировали, подчеркнув исторический декор и вернув ему роль элитарной торговой улицы. Сегодня Третьяковский проезд остаётся одним из самых дорогих и узнаваемых адресов Москвы, где соединяются память о купеческой Москве XIX века и современная витринная роскошь.