ENG

Красносельский район

+ -
История района начинается в XVII веке. Первое упоминание о селе Красном, от которого произошло название района, встречается в завещании Великого князя Василия I, датируемого 1423 годом, отдавшего его во владение сыну Василию. Село находилось перед столицей, в истоке дороги, ведущей на Ярославль. Южнее села данный путь сливался со Стромынским путем и дальше вел к Кремлю. При Василии Тёмном село было обустроено, получив, благодаря живописности места, название Красное (то есть красивое). Вдоль села протекала из Красного пруда в сторону Бауманской площади речка Чечора. На берегу пруда, занимавшего свыше 23 гектаров, находился, по преданию, дворец Петра I. Тогда на пруду устраивали царские потехи с пушечной пальбой и фейерверками. Впоследствии пруд был засыпан, а речка заключена в трубу. Ныне существующие Красносельские улицы существовали уже в XVIII веке, а в более раннее время в Красносельском районе существовали Панкратьевская, населенная скорняками, а также Мясницкая, Казенная, Спасская и другие слободы. Напоминанием о них остались улицы Большая Спасская и Мясницкая. В конце семнадцатого века в Красном насчитывалось уже порядка двухсот дворов, большая часть из которых размещалась на севере села, расширившегося к западу. Помимо дворцовых фермеров, тут жили подьячие, сокольники, ловцы, торговцы, стольник и думный дьяк.

Символом Красносельского района по праву считается созвездие вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Они изображены на гербе района в виде серебряного вилообразного креста, на фоне которого изображен красный силуэт аллегории Славы. И сегодня жизнедеятельность района подчинена крупнейшему в Москве железнодорожному и транспортно-пересадочному узлу. Комсомольская площадь днем и ночью встречает и провожает жителей и гостей столицы. Более 250 тыс. пассажиров в сутки отправляется на поездах дальнего следования и пригородных электричках. В 1935 году была открыта первая станция метро – Комсомольская, с которой началась история московского метро. Первый пробный поезд прошел по участку «Комсомольская» — «Красносельская» — «Сокольники». А 15 мая 1935 года уже началось пассажирское движение по всем 13 станциям, от «Сокольников» до «Парка Культуры». В первый же день работы метро было перевезено 370 тысяч пассажиров!

Символами района могут считаться и две сталинские высотки - гостиница «Ленинградская» на Каланчевской площади (1953 г., архитекторы Л. Поляков и А. Борецкий) и высотка на Красных воротах. Последнее здание уникально. Его строили над метро, на плавунах. По расчетам инженеров, после окончания строительства грунт должен был просесть, из-за чего высотка неизбежно отклонилась бы от перпендикулярной оси. Дабы избежать такой неприятности, здание изначально строили под наклоном, так что после проседания грунта оно просто выпрямилось. Погрешность в расчетах оказалась меньше двух миллиметров. По такому случаю коллектив инженеров, архитекторов и строителей, работавших на объекте, был награжден Сталинской премией.

Нельзя не отметить и еще одну достопримечательность Красносельского района - ОАО кондитерский концерн «Бабаевский» — старейшее кондитерское предприятие России (бывшее «Товарищество А. И. Абрикосова и Сыновей»). При концерне создан музей, экспозиция которого рассказывает о том сложном пути, которой был пройден за два века от кондитерской фабрики бывшего крепостного Абрикосова до современного кондитерского гиганта. Кстати, особняк в стиле модерн построил в 1905 году для владельцев фабрики архитектор Шнауберт. Этот особняк стал визитной карточкой концерна «Бабаевский» и известен всем любителям сладкого.

На территории Красносельского района находится Ново-Алексеевский женский монастырь, построенный в 1837 году. На территории монастыря было большое кладбище и церковь. В 30-х годах XX века кладбище уничтожили, часть зданий была разрушена, а в остальных разместились различные учреждения. В 1980-х годах по этой территории проложили третье кольцо. Сегодня монастырь восстановлен.

Всего же в районе 104 из 443 зданий являются памятниками культуры, истории и архитектуры.

Анна Берникова
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом Перовских

Дом Перовских

Басманная Новая ул., д.27

Девиз рода Перовских, давших имя этому дому, на их гербе «Не слыть, а быть» вполне соответствовал действительности.

Рейтинг: 4.5
Дома
Басманная больница

Басманная больница

Басманная Новая ул., 26 к1

Основу здания Басманной больницы составляют старинные палаты Демидовых, возведенные в конце XVIII века, впоследствии здание было перестроено под общественные нужды.

Рейтинг: 3.45
Дома
Басманная полицейская часть

Басманная полицейская часть

Басманная Новая д. 29

Это отделение милиции размещается, возможно, в доме одного из самых известных масонов. Какие тайны оно хранит?

Рейтинг: 5
Дома
Павильон станции метро Красные ворота

Павильон станции метро Красные ворота

Садовая-Спасская ул., дом 21/1

В 1933–1934 годах, параллельно с прокладкой трассы, инженерными и геологическими изысканиями, были проведены и архитектурные конкурсы на проекты перронных залов и наземных павильонов 13 станций первой очереди метро. Реальное строительство метро происходило в 1934–1935 годах и совпало с резким стилистическим поворотом от авангарда к декоративной архитектуре в советском искусстве.

Рейтинг: 3.62
Дома
Станция метро "Красные ворота"

Станция метро "Красные ворота"

Садовая-Спасская ул., д. 21/1

В 1938 году проекту этой станции был присужден Гран-при Международной Всемирной Ярмарки в Париже.

Рейтинг: 3.3
Дома
Площадь Красные ворота

Площадь Красные ворота

Здесь стояла одна из самых красивых триумфальных арок.

Рейтинг: 3.3
Дома
Усадьба Ф.И. Прове – А.И. Калиш

Усадьба Ф.И. Прове – А.И. Калиш

Басманная Новая ул., д.22

Дом построен для двойняшек Федора и Адели Прове, они поровну делили второй этаж здания, и каждый владел еще и флигелем со своей стороны усадьбы.

Рейтинг: 3.42
Дома
Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг. (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг. (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

Садовая-Спасская ул., д.21/1

Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг., Садовая-Спасская улица, д. 21/1 (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

(Нет голосов)
Дома
Станция метро "Красносельская"

Станция метро "Красносельская"

Эта станция могла бы носить название "Гаврикова улица".

Рейтинг: 3.56
Памятники
Ленин на колесах

Ленин на колесах

Пр. Комсомольской площади, д.3Б

Самый удивительный памятник В.И.Ленину

Рейтинг: 3.9
Дома
Гараж для грузовиков Моссовета

Гараж для грузовиков Моссовета

Новорязанская ул., 27

Гараж полукруглой формы стал очередным экспериментом архитектора

Рейтинг: 3.3
Территории
Площадь Красные ворота

Площадь Красные ворота

Здесь стояла одна из самых красивых триумфальных арок.

(Нет голосов)