ENG

Красносельский район

+ -
История района начинается в XVII веке. Первое упоминание о селе Красном, от которого произошло название района, встречается в завещании Великого князя Василия I, датируемого 1423 годом, отдавшего его во владение сыну Василию. Село находилось перед столицей, в истоке дороги, ведущей на Ярославль. Южнее села данный путь сливался со Стромынским путем и дальше вел к Кремлю. При Василии Тёмном село было обустроено, получив, благодаря живописности места, название Красное (то есть красивое). Вдоль села протекала из Красного пруда в сторону Бауманской площади речка Чечора. На берегу пруда, занимавшего свыше 23 гектаров, находился, по преданию, дворец Петра I. Тогда на пруду устраивали царские потехи с пушечной пальбой и фейерверками. Впоследствии пруд был засыпан, а речка заключена в трубу. Ныне существующие Красносельские улицы существовали уже в XVIII веке, а в более раннее время в Красносельском районе существовали Панкратьевская, населенная скорняками, а также Мясницкая, Казенная, Спасская и другие слободы. Напоминанием о них остались улицы Большая Спасская и Мясницкая. В конце семнадцатого века в Красном насчитывалось уже порядка двухсот дворов, большая часть из которых размещалась на севере села, расширившегося к западу. Помимо дворцовых фермеров, тут жили подьячие, сокольники, ловцы, торговцы, стольник и думный дьяк.

Символом Красносельского района по праву считается созвездие вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Они изображены на гербе района в виде серебряного вилообразного креста, на фоне которого изображен красный силуэт аллегории Славы. И сегодня жизнедеятельность района подчинена крупнейшему в Москве железнодорожному и транспортно-пересадочному узлу. Комсомольская площадь днем и ночью встречает и провожает жителей и гостей столицы. Более 250 тыс. пассажиров в сутки отправляется на поездах дальнего следования и пригородных электричках. В 1935 году была открыта первая станция метро – Комсомольская, с которой началась история московского метро. Первый пробный поезд прошел по участку «Комсомольская» — «Красносельская» — «Сокольники». А 15 мая 1935 года уже началось пассажирское движение по всем 13 станциям, от «Сокольников» до «Парка Культуры». В первый же день работы метро было перевезено 370 тысяч пассажиров!

Символами района могут считаться и две сталинские высотки - гостиница «Ленинградская» на Каланчевской площади (1953 г., архитекторы Л. Поляков и А. Борецкий) и высотка на Красных воротах. Последнее здание уникально. Его строили над метро, на плавунах. По расчетам инженеров, после окончания строительства грунт должен был просесть, из-за чего высотка неизбежно отклонилась бы от перпендикулярной оси. Дабы избежать такой неприятности, здание изначально строили под наклоном, так что после проседания грунта оно просто выпрямилось. Погрешность в расчетах оказалась меньше двух миллиметров. По такому случаю коллектив инженеров, архитекторов и строителей, работавших на объекте, был награжден Сталинской премией.

Нельзя не отметить и еще одну достопримечательность Красносельского района - ОАО кондитерский концерн «Бабаевский» — старейшее кондитерское предприятие России (бывшее «Товарищество А. И. Абрикосова и Сыновей»). При концерне создан музей, экспозиция которого рассказывает о том сложном пути, которой был пройден за два века от кондитерской фабрики бывшего крепостного Абрикосова до современного кондитерского гиганта. Кстати, особняк в стиле модерн построил в 1905 году для владельцев фабрики архитектор Шнауберт. Этот особняк стал визитной карточкой концерна «Бабаевский» и известен всем любителям сладкого.

На территории Красносельского района находится Ново-Алексеевский женский монастырь, построенный в 1837 году. На территории монастыря было большое кладбище и церковь. В 30-х годах XX века кладбище уничтожили, часть зданий была разрушена, а в остальных разместились различные учреждения. В 1980-х годах по этой территории проложили третье кольцо. Сегодня монастырь восстановлен.

Всего же в районе 104 из 443 зданий являются памятниками культуры, истории и архитектуры.

Анна Берникова
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Басманная полицейская часть

Басманная полицейская часть

Басманная Новая д. 29

Это отделение милиции размещается, возможно, в доме одного из самых известных масонов. Какие тайны оно хранит?

Рейтинг: 5
Дома
Гараж для грузовиков Моссовета

Гараж для грузовиков Моссовета

Новорязанская ул., 27

Гараж полукруглой формы стал очередным экспериментом архитектора

Рейтинг: 3.3
Памятники
Ленин на колесах

Ленин на колесах

Пр. Комсомольской площади, д.3Б

Самый удивительный памятник В.И.Ленину

Рейтинг: 3.96
Дома
Дом Перовских

Дом Перовских

Басманная Новая ул., д.27

Девиз рода Перовских, давших имя этому дому, на их гербе «Не слыть, а быть» вполне соответствовал действительности.

Рейтинг: 3.48
Дома
Басманная больница

Басманная больница

Басманная Новая ул., 26 к1

Основу здания Басманной больницы составляют старинные палаты Демидовых, возведенные в конце XVIII века, впоследствии здание было перестроено под общественные нужды.

Рейтинг: 3.45
Дома
Дом Перовских

Дом Перовских

ул. Новая Басманная, д. 27, стр. 1

В доме жили: адмирал Н.С.Мордвинов, историограф Н.М.Карамзин, фабриканты Алексеевы.

(Нет голосов)
Дома
Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг. (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг. (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

Садовая-Спасская ул., д.21/1

Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг., Садовая-Спасская улица, д. 21/1 (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

(Нет голосов)
Дома
Станция метро "Красносельская"

Станция метро "Красносельская"

Эта станция могла бы носить название "Гаврикова улица".

Рейтинг: 3.66
Дома
Павильон станции метро Красные ворота

Павильон станции метро Красные ворота

Садовая-Спасская ул., дом 21/1

В 1933–1934 годах, параллельно с прокладкой трассы, инженерными и геологическими изысканиями, были проведены и архитектурные конкурсы на проекты перронных залов и наземных павильонов 13 станций первой очереди метро. Реальное строительство метро происходило в 1934–1935 годах и совпало с резким стилистическим поворотом от авангарда к декоративной архитектуре в советском искусстве.

Рейтинг: 3.7
Дома
Станция метро "Красные ворота"

Станция метро "Красные ворота"

Садовая-Спасская ул., д. 21/1

В 1938 году проекту этой станции был присужден Гран-при Международной Всемирной Ярмарки в Париже.

Рейтинг: 3.3
Территории
Площадь Красные ворота

Площадь Красные ворота

Здесь стояла одна из самых красивых триумфальных арок.

(Нет голосов)