Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг. (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг. (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

ЦАО, Садовая-Спасская ул., дом 21/1
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Сталинский ампир
Годы постройки:
1949-1953
Архитекторы:
А.Н. Душкин ,Б.С. Мезенцев
Назначение постройки
Жилой дом, Административное здание

Информация о здании

Генеральный план центра Москвы, разработанный в 1948 г. главным архитектором столицы Д.Н. Чечулиным, предусматривал в качестве своеобразного сопровождения планируемой грандиозной вертикали Дворца Советов строительство восьми высотных зданий. Важной градостроительной задачей считалось закрепление в новом масштабе исторически сложившейся радиально-кольцевой структуры Москвы. Поэтому места возведения новых высоток «привязывались» либо к Садовому кольцу, либо к речным долинам. Предполагалось возродить в новом масштабе свойственное столице неповторимое своеобразие городского ландшафта.  Высотные сооружения должны были также вернуть Москве исторически присущую ей особенность – ансамблевую целостность. Ожерелье из восьми вертикалей должно было выявлять центральное ядро города, а их тщательно продуманное расположение обусловлено как топографией Москвы, так и структурой ее плана.

Район площади Красных Ворот (Лермонтовской), являясь самой высокой точкой на Садовом кольце, приобретал особое градостроительное значение. Поэтому генплан 1948 г. предусматривал размещение здесь одной из высоток. Был снесен целый квартал дореволюционной застройки, включая дом генерал-майора Толя, в котором в 1814 г. родился М.Ю. Лермонтов. Создание административно-жилого комплекса для одной из структур, отделившихся от Министерства путей сообщения, было поручено архитекторам А.Н. Душкину, Б.С. Мезенцеву и главному конструктору, инженеру В.М. Абрамову.  В плане комплекс имеет П-образную форму. Протяженность его главного фасада – сто метров, а боковых –сто двадцать пять метров. Выходящая на Садовую-Спасскую улицу 24-х этажная башня предназначалась для размещения в ней Министерства транспортного машиностроения. Боковые 11-ти этажные крылья завершались в торцах 15-ти этажными башнями. Особенностью проекта стало наличие подземного хозяйственного двора, повторявшего П-образную форму здания. Здесь была сосредоточена большая часть оборудования, необходимого для эксплуатации комплекса (машинные отделения и подстанции, камеры пылеудаления и кондиционирования воздуха, тепловые пункты и даже гаражи для индивидуальных автомобилей).  

Центральная высотная часть со шпилем и венчающей его звездой композиционно четко делится на три яруса. В нижнем объеме – 16 этажей. Второй и третий ярусы имеют 5 и 3 этажа соответственно. Шпиль высотой в 26 метров обрамлен полосами латунной смальты, а установленная на нем пятиконечная звезда выполнена из специального стекла, заключенного в стальную раму. В отличие от других высотных зданий, дом на площади Красных Ворот облицован не керамической плиткой, а натуральным известняком из Белобродского карьера под Каширой. Цокольные этажи и межоконные вставки выполнены из красного гранита. Трехдверный портал главного входа на своем карнизе первоначально имел шесть огромных скульптур, изображавших ученого, шахтера, кузнеца, железнодорожника, колхозницу и архитектора. Последний держал в руках макет этого высотного здания. Позже скульптурная группа, символизировавшая творческий союз науки и производства, была демонтирована. 

Жилые корпуса были рассчитаны на 270 квартир. В нижней части каждого корпуса были размещены объекты «соцкультбыта» - книжный, продуктовый и ювелирный магазины поместились в крыле, выходящем на Каланчевскую улицу. В противоположном крыле размещался детский сад, ателье, мастерская по ремонту обуви и т.д. 

При строительстве комплекса авторскому коллективу пришлось решить множество технических проблем, обусловленных как сложным рельефом, так и наличием под строящимся зданием действующей ветки метрополитена. Именно здесь в процессе строительства в большом объеме применялась технология искусственной заморозки грунта. Косметический ремонт и очистка фасадов здания были осуществлены в 2000 году. В настоящее время в административной части размещается Банк Москвы.
Автор статьи: Константин Гацунаев
Распечатать статью

Интересное рядом (11)

Памятник первому министру путей сообщения
icon
Павел Петрович Мельников (1804—1880) — механик, инженер, один из авторов проекта железной дороги Петербург — Москва. Профессор прикладной математики и автор трудов по теории железнодорожного дела.
Здание ГИРД
icon
Садово-Спасская улица, 19
Большой Харитоньевский переулок
icon
Нынешнее название переулок получил по названию храма Харитония Исповедника в Огородниках, стоявшей на пересечении Большого и Малого Харитоньевских переулков.
Большой Харитоньевский переулок
Чистые прудыКрасные ворота
Елизаветинская женская гимназия
icon
В здании на протяжении всей его истории располагались учебные заведения.
Памятный знак в честь Ц.Л. Куникова
icon
Памятный знак в честь Цезаря Львовича представляет собой огромный якорь весом 8 т.
Дворец бракосочетания №1
icon
Дворец бракосочетания № 1 находится в центре старой Москвы, в прекрасном особняке, построенном в 1909 году архитектором С.Ф. Воскресенским для купца А.В. Рериха. В 1961 году особняк был передан Городскому отделу ЗАГС исполкома Моссовета для открытия первого в России Дворца бракосочетания.
Малый Харитоньевский пер., д. 10, стр. 1
Чистые пруды
star-icon
3.4
Садовая-Черногрязская улица
icon
Название этой улицы с непролазной грязью никак не связано.
Ярославский вокзал
icon
Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству "первой русской" (т.е. без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов. Активным его помощником стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова.
Комсомольская пл., 5
star-icon
3.7
audioGuideОткрыть аудиогид
Станция метро «Комсомольская» (кольцевая)
icon
Станция открылась 30 января 1952 г. в составе участка «Курская» - «Белорусская». Станции четвертой очереди по сравнению с первыми тремя имеют подчеркнуто парадный характер, что было продиктовано задачей отразить победу в Великой Отечественной войне и величие сталинской эпохи. «Комсомольская-кольцевая» считается одной из самых богато украшенных станций Московского метрополитена.