ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг. (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

(Нет голосов)
Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг., Садовая-Спасская улица, д. 21/1 (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)
+ -

Генеральный план центра Москвы, разработанный в 1948 г. главным архитектором столицы Д.Н. Чечулиным, предусматривал в качестве своеобразного сопровождения планируемой грандиозной вертикали Дворца Советов строительство восьми высотных зданий. Важной градостроительной задачей считалось закрепление в новом масштабе исторически сложившейся радиально-кольцевой структуры Москвы.Поэтому места возведения новых высоток «привязывались» либо к Садовому кольцу, либо к речным долинам. Предполагалось возродить в новом масштабе свойственное столице неповторимое своеобразие городского ландшафта.  Высотные сооружения должны были также вернуть Москве исторически присущую ей особенность – ансамблевую целостность. Ожерелье из восьми вертикалей должно было выявлять центральное ядро города, а их тщательно продуманное расположение обусловлено как топографией Москвы, так и структурой ее плана.
Район площади Красных Ворот (Лермонтовской), являясь самой высокой точкой на Садовом кольце, приобретал особое градостроительное значение. Поэтому генплан 1948 г. предусматривал размещение здесь одной из высоток. Был снесен целый квартал дореволюционной застройки, включая дом генерал-майора Толя, в котором в 1814 г. родился М.Ю. Лермонтов. Создание административно-жилого комплекса для одной из структур, отделившихся от Министерства путей сообщения, было поручено архитекторам А.Н. Душкину, Б.С. Мезенцеву и главному конструктору, инженеру В.М. Абрамову.  В плане комплекс имеет П-образную форму. Протяженность его главного фасада – сто метров, а боковых –сто двадцать пять метров. Выходящая на Садовую-Спасскую улицу 24-х этажная башня предназначалась для размещения в ней Министерства транспортного машиностроения.Боковые 11-ти этажные крылья завершались в торцах 15-ти этажными башнями.  Особенностью проекта стало наличие подземного хозяйственного двора, повторявшего П-образную форму здания. Здесь была сосредоточена большая часть оборудования, необходимого для эксплуатации комплекса (машинные отделения и подстанции, камеры пылеудаления и кондиционирования воздуха, тепловые пункты и даже гаражи для индивидуальных автомобилей).  
Центральная высотная часть со шпилем и венчающей его звездой композиционно четко делится на три яруса. В нижнем объеме – 16 этажей. Второй и третий ярусы имеют 5 и 3 этажа соответственно. Шпиль высотой в 26 метров обрамлен полосами латунной смальты, а установленная на нем пятиконечная звезда выполнена из специального стекла, заключенного в стальную раму. В отличие от других высотных зданий, дом на площади Красных Ворот облицован не керамической плиткой, а натуральным известняком из Белобродского карьера под Каширой. Цокольные этажи и межоконные вставки выполнены из красного гранита. Трехдверный портал главного входа на своем карнизе первоначально имел шесть огромных скульптур, изображавших ученого, шахтера, кузнеца, железнодорожника, колхозницу и архитектора. Последний держал в руках макет этого высотного здания. Позже скульптурная группа, символизировавшая творческий союз науки и производства, была демонтирована.
Жилые корпуса были рассчитаны на 270 квартир. В нижней части каждого корпуса были размещены объекты «соцкультбыта» - книжный, продуктовый и ювелирный магазины поместились в крыле, выходящем на Каланчевскую улицу. В противоположном крыле размещался детский сад, ателье, мастерская по ремонту обуви и т.д.
При строительстве комплекса авторскому коллективу пришлось решить множество технических проблем, обусловленных как сложным рельефом, так и наличием под строящимся зданием действующей ветки метрополитена. Именно здесь в процессе строительства в большом объеме применялась технология искусственной заморозки грунта. Косметический ремонт и очистка фасадов здания были осуществлены в 2000 году. В настоящее время в административной части размещается Банк Москвы.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом Г.Г. Гогеля – С.И. Плещеева

Дом Г.Г. Гогеля – С.И. Плещеева

Новая Басманная ул., д. 12 стр. 2а

Усадьба дошла до нас в практически нетронутом виде: были только растесаны окна второго этажа и разобрана лестница. Дом включен в "Альбомы Казакова"

3.27
Дома
Палаты XVII века (Бывшая усадьба Н.Н. Приклонской – В.Я. Левашова – дом Н.П. Кильдюшевского с палатами XVII века)

Палаты XVII века (Бывшая усадьба Н.Н. Приклонской – В.Я. Левашова – дом Н.П. Кильдюшевского с палатами XVII века)

Архангельский переулок, д. 10, стр. 2

(Нет голосов)
Дома
Палаты Сверчковых

Палаты Сверчковых

Сверчков переулок, д.8 стр. 3

Палаты XVII века.

3.96
Дома
Дом Стахеева

Дом Стахеева

Новая Басманная ул., д. 14, стр. 1

Особняк Стахеевых построен в стиле "неогрек". После революции здесь разместилось учреждение, что сохранило от переделки прекрасные интерьеры здания.

3.76
Дома
Жилой дом поэта А.Н. Майкова

Жилой дом поэта А.Н. Майкова

Ул. Большая Спасская, д. 19а., стр. 1

Среди известных владельцев был славист, гофмейстер высочайшего двора, действительный статский советник, камергер Аполлон Александрович Майков

3.25
Дома
Клуб железнодорожников

Клуб железнодорожников

Комсомольская пл., д. 4

«Очутившись на улице, Ипполит Матвеевич насупился
— Где же драгоценности? — закричал предводитель.
— Да вот они! — закричал румяный старик. – Клуб на них построили, солдатик! Видишь? Паровое отопление, шахматы с часами, буфет, театр, в галошах не пускают!..
Ипполит Матвеевич оледенел…»

3.42
Дома
Палаты Гурьевых

Палаты Гурьевых

Потаповский пер., д. 6

Дом в Потаповском переулке имеет длинную и очень интересную историю.

3.54
Дома
Дом правления Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог

Дом правления Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог

Басманная Старая, д. 11

Здание было построено в 1898-1899 годах по проекту архитектора Н. И. Орлова (автора старого здания Курского вокзала) и инженера М. А. Аладьина.

3.38
Памятники
Памятник В.И. Ленину на Комсомольской площади

Памятник В.И. Ленину на Комсомольской площади

Комсомольская пл.

Мягкость линий фигуры и спокойный образ выделяют этот памятник на фоне других, посвященных вождю.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник А.С. Грибоедову

Памятник А.С. Грибоедову

Чистопрудный бульвар

Интересно, что у москвичей был шанс встречаться не "у Грибоедова", а "у Бакунина"...

3.44
Дома
Церковь Федора Тирона и Архангела Гавриила

Церковь Федора Тирона и Архангела Гавриила

Архангельский пер., д.15а, стр.2

Увлекательная история – от домового храма фаворита Петра I до масонов и Антиохийского подворья.

3.58
Дома
Ярославский вокзал

Ярославский вокзал

Комсомольская пл., 5

Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству "первой русской" (т.е. без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов. Активным его помощником стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова.

3.57