ENG

Цветной бульвар

+ -

В старину по трассе нынешнего Цветного бульвара протекала река Неглинка. Ко второй половине XVIII века ее воды оказались изрядно загрязнены и издавали зловоние. В связи с этим в начале 1790-х годов параллельно руслу, немного восточнее, от нынешней Самотечной площади до устья, был прорыт канал. Воды Неглинки перевели в канал, а природное русло засыпали. Тем не менее эффект был очень незначительным. И в 1817-19 годах Неглинку, все от той же Самотеки, спрятали в подземный коллектор.

Между Самотечной и Трубной площадями разбили бульвар, первоначально получивший название Трубного. В середине XIX в. сюда перевели торговлю цветами. В начале бульвара установили два деревянных павильона (позже замененные каменными) для торговли саженцами и рассадой, на аллеях устроили цветочную торговлю. И вскоре бульвар сменил название, став Цветным.

Во второй половине XIX в. это было не самое лучшее место для вечерних семейных прогулок. Дневная торговля цветами с наступлением сумерек сменялась на совершенно иной промысел: по соседству, в переулках Сретенской горы, располагался в то время квартал «красных фонарей» с многочисленными домами терпимости.

В 1880 г. на левой стороне Цветного бульвара по проекту архитектора Августа Егоровича Вебера было возведено здание цирка Альберта Саламонского – знаменитого до сих пор Цирка на Цветном бульваре (или Цирка Ю.В. Никулина). Правда, современное здание на месте прежнего, пришедшего в ветхое состояние, построено совсем недавно – во второй половине 1980-х годов (Цветной бульвар, дом № 13).

В 1881 г. подле цирка Саламонского появился павильон, в котором разместилась «Панорама штурма Плевны». Позже в этом здании некоторое время находился цирк братьев Никитиных – главных конкурентов Саламонского. Постройка эта, хотя и в изрядно переделанном виде, сохранилась до наших дней. В советское время здесь расположился один из первых в Москве широкоформатных кинотеатров «Мир», открывшийся вскоре после войны.

В 1820 г. в правой боковой аллее бульвара был установлен водоразборный фонтан в виде чугунной чаши с масками, работы знаменитого скульптора Ивана Витали. В 1930-е годы его перенесли на территорию ЦПКиО им. Горького. Далее следы его теряются.

В 1913 г. на центральной аллее бульвара неподалеку от Трубной площади на время проведения празднеств, посвященных 300-летию дома Романовых, был открыт так называемый Романовский цветочный обелиск работы садовода-художника В.Л. Бежанова.

После революции Цветной бульвар обзавелся еще двумя памятникам. В рамках ленинского плана монументальной пропаганды здесь установили два монумента работы известного скульптора Сергея Меркурова: памятник Достоевскому и скульптуру «Мысль». В 1936 г., когда по центральной аллее бульвара пустили трамвайную линию, монументы убрали. Памятник Достоевскому сейчас стоит перед зданием бывшей Мариинской больницы (ул. Достоевского, дом 2), в правом флигеле которой родился великий писатель. Скульптура «Мысль» установлена на Новодевичьем кладбище на могиле самого Меркурова.

В 1947 г., к 800-летию Москвы, Цветной, как и все московские бульвары, реконструировали. В его начале появились красивые вазоны и фонари-светильники на гранитных постаментах, соединенные скамьями. Были устроены новые чугунные ограды. Трамвайные пути перенесли в правый проезд бульвара (в 1967 г. трамвай с бульвара убрали). Возле главной клумбы установили скульптурную композицию «Песня» работы М.Ф. Бабурина.

В 1990-е годы практически вся историческая застройка четной стороны бульвара, включая дом № 22, в котором прошли детство и юность поэта Валерия Брюсова, была уничтожена.

Нечетной стороне повезло больше. Целый ряд домов сохранился. В том числе дом № 5 – одна из работ знаменитого архитектора Б.В. Фрейденберга. Этот дом стоит на государственной охране как выявленный объект культурного наследия. Сохранился и дом № 9, построенный в 1906 г. по проекту Н.Д. Струкова. Здесь в 1910-20-е годы располагалась мастерская скульптора Меркурова. Во дворе этого дома находится одна из старейших московских ветеринарных клиник, открывшаяся еще в 1922 г.

В 2000 г. перед зданием цирка был открыт памятник Ю. Никулину работы известного скульптора А. Рукавишникова, сразу полюбившийся и москвичам и гостям столицы. А спустя два года на центральной аллее Цветного бульвара установили фонтан со скульптурами клоунов работы З. Церетели.

В 1994 г. в самом начале бульвара у Трубной площади установили памятник-колонну «Солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга» (скульптор А.А. Бичуков, архитектор А.В. Кузьмин). Рядом с памятником – вход на станцию метро «Трубная», открывшуюся 30 августа 2007 г.

К сожалению, из всей застройки Трубной площади и начала Цветного бульвара сохранилось только одно здание – бывшего ресторана «Эрмитаж», а ныне – театра «Школа современной пьесы». Зато отсюда открывается прекрасный вид на одну из древнейших московских обителей – Богородице-Рождественский женский монастырь.

Алексей Дедушкин
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Мужчина, женщина и ребенок с деревом

Мужчина, женщина и ребенок с деревом

Пушкарев пер. (сквер между домами 15 и 17)

(Нет голосов)
Музеи
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Единственный в России музей, объединивший в своей экспозиции произведения декоративно-прикладного искусства России XVIII–XX вв. Расположен в памятнике архитектуры – старинной усадьбе «Дом Остермана». Музей насчитывает более 120 тыс. экспонатов. Музей расположен в комплексе зданий – памятнике архитектуры конца XVIII–XX вв. По имени прежних владельцев эту старинную усадьбу называют Домом Остермана. Собрание музея сформировалось к 1999 г. в результате объединения коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея народного искусства, где хранились коллекции Кустарного музея (основан в 1885 г.) и материалов НИИ художественной промышленности. Территория музея – 2,0719 га – позволяет использование парковой зоны для осуществления музейных проектов, проведение массовых мероприятий – создания общественного пространства.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Трындиных

Доходный дом Трындиных

Ул. Б. Лубянка, д. 13/16, стр. 1

На крыше здания в начале ХХ века была устроена одна из первых в Москве астрономических обсерваторий.

Рейтинг: 3.52
Музеи
Музей-квартира А.И. Солженицына

Музей-квартира А.И. Солженицына

Музей-квартира А.И. Солженицына располагается в двух помещениях жилого дома № 12, строение 8, подъезд 14 по Тверской улице: в собственно мемориальной квартире № 169 (1-й этаж) и в квартире № 173 (3-й этаж). Экспозиция организована в шести разделах: «Кухня» Войдя в мемориальную квартиру, посетитель сразу погружается в неповторимую атмосферу жизни интеллигенции 1970-х годов, средоточием которой была кухня. Главный акцент на оригинальные экспонаты: радиоприемник, по которому Солженицыны на этой кухне узнали о выходе в Париже первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», ставшего причиной ареста и высылки автора из СССР; рукопись и машинописные копии воззвания «Жить не по лжи!», запущенного в самиздат 12 февраля 1974 года, в день ареста Солженицына. Зал «Нобелиана» Экспозиция самой большой комнаты в квартире посвящена творческому пути Солженицына, со времени тайного писательства в годы заключения и до получения регалий лауреата Нобелевской премии (1948–1974). В первой витрине выставлена подлинная телогрейка Солженицына с нашивками номеров экибастузского особого лагеря и нобелевский фрак. В экспозиции также представлены оригинальные предметы: лагерный блокнот и четки, которые помогали Солженицыну сочинять устно в лагере (начало 1950-х годов), номера журналов «Новый мир» с первыми публикациями Солженицына в СССР (1962–1966), мировые издания до 1970 года, регалии лауреата — Нобелевская медаль и диплом. Ряд экспонатов посвящен сюжету несостоявшейся в этой квартире в апреле 1972 года нобелевской церемонии: в витринах размещены фрагменты переписки Солженицына с Нобелевским комитетом; самодельные пригласительные билеты на церемонию; сервиз, купленный специально для этой церемонии. Советские власти не дали визу секретарю Шведской академии, церемония не состоялась, сервиз до нынешнего юбилейного года стоял в нераспечатанной коробке. «Арест» Прихожая мемориальной квартиры представляет состоявшийся в ней 12 февраля 1974 года арест Солженицына, за которым последовала высылка писателя из страны. «Работа над “Красном Колесом”» В комнате восстановлен кабинет писателя времени работы над исторической эпопеей «Красное Колесо» (1970–1990-е). Все экспонаты оригинальные: рабочий стол Солженицына, предметы на столе, пишущая машинка, аппарат для просмотра микрофильмов, наборно-верстальная машина IBM Composer, на которой Н.Д.Солженицына набрала и сверстала 20-томное «вермонтское» собрание сочинений. В специальных витринах представлена творческая работа писателя: конверты картотеки «Красного Колеса», библиография, промежуточные редакции эпопеи. «Фотолаборатория» Маленькая комната, оформленная в виде фотолаборатории 1970-х лет, посвящена рассказу о тайной работе над книгой «Архипелаг ГУЛАГ» и невидимых помощниках Солженицына в этой работе. В комнате представлены: рукопись и машинопись промежуточных редакций «Архипелага», пишущая машинка Е.Ц.Чуковской, на которой были сделаны перепечатки, образцы самиздата, книги, ходившие в СССР (например, ксерокопия парижского издания в коробке из-под вафельного торта). В комнате реконструирован процесс фотокопирования текста: показана работа фотоувеличителя, процесс сушки пленки. «Кабинет А.И.Солженицына 1990-х годов» В комнате полностью сохраняется мемориальная обстановка: рабочий стол А.И.Солженицына, книжные шкафы с мировыми изданиями его произведений. Экспозиция будет дополнена мемориальными предметами, сопровождавшими писателя при возвращении на Родину, в долгой поездке из Владивостока в Москву в 1994 году: полевая сумка, дорожные блокнотики, пенал с письменными принадлежностями, бинокль, карты маршрута возвращения с рукописными пометами Солженицына.

(Нет голосов)
Территории
Страстной бульвар

Страстной бульвар

Название бульвара напоминает о Страстном монастыре, который занимал все пространство нынешнего сквера, где сейчас расположился памятник А.С. Пушкину.

(Нет голосов)
Дома
Здание спортивного общества «Динамо»

Здание спортивного общества «Динамо»

ул. Большая Лубянка, 12

Это монументальное здание со сдвоенными полуколоннами без баз и капителей и большими круглыми окнами на углу Большой Лубянки и Фуркасовского переулка. На улицу выходит вход в магазин — знаменитый «Сороковой гастроном» - ныне «Седьмой континент». Однако у здания были и другие функции — здесь и офисы, и служебные квартиры, и зал собраний, и даже столовая-клуб - ее цилиндрический объем выходит на Малую Лубянку. Комплекс был построен знаменитым архитектором, академиком И.А. Фоминым в соавторстве с А. Я. Лангманом, выпускником венской Высшей технической школы и фактически главным архитектором ОГПУ (его мастерская, находилась на верхнем этаже этого здания, в помещении с круглыми окнами).

Рейтинг: 3.66
Дома
Подворье Желтоводского Макарьева монастыря

Подворье Желтоводского Макарьева монастыря

Ул. Большая Лубянка, д, 16

Еще одни "тайные" палаты, скрытые от глаз горожан, находятся на Лубянке.

Рейтинг: 5
Дома
Жилой дом  Журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗа)

Жилой дом Журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗа)

1-й Самотечный переулок, д. 17а

Любопытный жилой дом «переходного стиля» от конструктивизма к сталинскому ампиру.

Рейтинг: 3.22
Дома
Дом графа Остермана

Дом графа Остермана

Ул. Делегатская, д. 3 с1

Один из немногих уцелевших уголков старой Москвы, где еще жив дух старинной усадьбы.

Рейтинг: 5
Дома
Дом страхового общества "Якорь", здание ВЧК

Дом страхового общества "Якорь", здание ВЧК

ул. Большая Лубянка, 11

Торговый дом купца Дмитрия Александровича Лухманова, сер. ХIХ в. В начале XX в. здесь находилось страховое общество «Якорь». В 1918 г. в здании разместилась Всероссийская Чрезвычайная комиссия (ВЧК), рабочий кабинет Феликса Дзержинского находился на втором этаже.

Рейтинг: 3.45
Дома
Административное здание, арх. В.С. Андреев

Административное здание, арх. В.С. Андреев

Тверская ул., д.11

Темно-коричневый финский гранит, которым отделан фасад первого этажа дома, имеет особую историю.

Рейтинг: 3.52
Дома
Городская усадьба А.П.Карамышевой - Доходное владение К.Е.Ценкер, конец XVIII - 2-я половина XIX вв., архитектор Б.Ф.Фрейденберг: - Главный дом, 1787-1793 гг., 1852 г., 1883 г., архитектор Б.В.Фрейденберг - Жилой флигель, 1787-1793 гг., 1852 г.

Городская усадьба А.П.Карамышевой - Доходное владение К.Е.Ценкер, конец XVIII - 2-я половина XIX вв., архитектор Б.Ф.Фрейденберг: - Главный дом, 1787-1793 гг., 1852 г., 1883 г., архитектор Б.В.Фрейденберг - Жилой флигель, 1787-1793 гг., 1852 г.

Рождественский бульв., д. 16, стр. 1

Рождественский бульвар – отрезок в северной части Бульварного кольца Москвы на месте валов, составлявших границу и крепость города с конца XIV в., в конце XVI в. на месте валов была возведена крепость Белого города.

(Нет голосов)