

Осип Бове - выдающийся русский архитектор итальянского происхождения. После пожара 1812 года он вошёл в состав особой строительной комиссии и стал архитектором центрального района Москвы, восстановив его облик в едином классическом стиле с элементами ампира. Предлагаем познакомиться с творениями Осипа Бове и погрузиться в атмосферу его таланта и творчества, пройдя удобный маршрут по центру столицы.

Здание Манежа - один из памятников победы в Отечественной войне 1812 года. Было построено в 1817 году, к празднованию пятилетия разгрома наполеоновских войск для торжественного смотра и парада сводного отряда Гвардии, состоявшего из героев войны.
Проект здания разработал инженер А.А. Бетанкур, руководили работами А.А. Карбонье и А.Я. Кашперов. Перед ними стояла уникальная строительная задача - построить крытое помещение, в котором целый пехотный полк мог бы пройти маршем беспрепятственно, что исключало возведение каких-либо опор для перекрытий. Инженерный гений Августина Бетанкур справился с этой задачей блестяще и возвел не имевшую аналогов в мире безопорную деревянную конструкцию стропильных ферм, к которой подвешивался потолок.
Через 8 лет после открытия, в 1825 году, Манеж получил декоративное оформление фасада, выполненное по проекту Осипа Бове в стиле «ампир». Выдающийся зодчий оставил гладкими массивные фронтоны здания, чтобы не утяжелить его облик, а стены оформил ритмичной аркадой оконных проемов с полуколоннами. Так же важную роль в восприятии протяженного здания с широкой кровлей играют часто поставленные на ней слуховые окна.
14 марта 2004 года в здании Манежа произошло серьезное возгорание, которое привело к потере кровли, неповрежденными остались только массивные наружные стены. В 2005 году архитекторы полностью воссоздали внешний декор здания по чертежам и рисункам Осипа Бове.

Александровский сад - один из первых общественных садов в Москве, простирающийся на почти 900 метров вдоль северо-западной стены Кремля. Сад был разбит в 1819-1823 годах под руководством О.И. Бове. Архитектор задумал его как регулярный парк с живописными руинами и ландшафтной архитектурой. Согласно его проекту, реку Неглинную заключили в кирпичный тоннель, а ее пойму засыпали землей, на которой высадили деревья и кустарники. О.И. Бове посвятил устройство сада победе над наполеоновскими войсками в Отечественной войне. Сад был условно поделен на Верхний, Средний и Нижний сады и до 1825 года именовался как Кремлевский сад.
Начинается Александровский сад от угловой Арсенальной башни, которая так же была восстановлена О.И. Бове после подрыва французскими войсками в 1812 году.

В центре Александровского сада у подножия Средней Арсенальной башни располагается еще одно творение О.И.Бове - грот «Руины». Сооружен грот в 1821 году в процессе обустройства территории сада. Грот встроен в возвышение, которое является остатками оборонительного редута. Под аркой в центре грота помещены четыре классические колонны с фризом, а для «декора» использованы обломки зданий, разрушенных во время пожара 1812 года.

После пожара 1812 года Бове было поручено восстановление центрального участка города, в который входил Китай-город и нынешняя Красная площадь — перед войной она представляла собой беспорядочное нагромождение торговых лавок и была отделена от Кремля и Собора Василия Блаженного. Архитектор принял решение связать их в единый ансамбль, выстроив напротив кремлевской стены новое здание Торговых рядов в виде 12-колонного портика с куполом (сейчас там стоит ГУМ). Портик перекликался с контурами и куполом Сената, а храм Василия Блаженного и Воскресенские (Иверские) ворота замыкали огромное свободное пространство. Алевизов ров, который шел вдоль кремлевской стены был закопан, предмостные укрепления снесены. На месте рва был разбит бульвар и появился проезд к набережной Москва-реки. У Кремлёвской стены высадили деревья. Архитектор составил проект восстановления Никольской башни, разрушенной в 1812 г. Также по инициативе Бове в 1818 году на площади поставили памятник Минину и Пожарскому (автор Иван Мартос), который был обращен лицом к Кремлю. Так Красная площадь оформилась в гармоничный архитектурный ансамбль.

Проект Театральной площади был утвержден вскоре после того, как Академия художеств в 1816 году присудила О.И. Бове звание архитектора. Участком земли, который стал впоследствии Театральной площадью, владел купец Василий Варгин. Построенный им на данной земле особняк был передан Дирекции императорских театров после утверждения плана о создании и обустройстве площади, известной в то время, как Петровская. Осип Бове стал автором проекта по перестройке особняка под нужды театра, который позднее назовут Малым. Так же для создания площади были снесены старые кварталы, окружавшие бывший Петровский театр, который пострадал еще в 1805 году от пожара. И одной из главных задач стало строительство нового театра. Осип Бове доработал слишком громоздкий и дорогой проект архитектора Андрея Михайлова. Он уменьшил здание, хотя и сохранил саму композицию строения. Строительство театра завершили в 1824 году, а 6 января 1825 года там прошел первый спектакль.

Здание Малого театра на Театральной площади в 2024 году празднует свое 200-летие, и, хотя, история возникновения труппы Московского Малого театра относится к 1756 году, само здание появляется в 1824 году, по проекту О.И.Бове, который перестраивает особняк купца Варгина, стоявший на этом участке. Позже оно было перестроено архитектором Тоном и приняло свой окончательный вид. Объявление о первом спектакле в Малом театре было опубликовано в «Московских ведомостях» за 1824 год и вскоре театр становится невероятно популярным, в том числе благодаря знаменитым актерам Михаилу Щепкину и Павлу Мочалову. В 1831 году на сцене Малого театра состоялась премьера комедии «Горе от ума», где Щепкин сыграл Фамусова, а Мочалов - Чацкого. Позже, в 1836 году в театре поставили спектакли по произведениям Николая Гоголя: Ревизор, Мертвые души, Игрок. Но самым любимым автором Малого театра, несомненно, можно считать Александра Островского, который написал 48 пьес и все они были поставлены на сцене Малого театра. Сегодня перед зданием театра стоит памятник писателю - «певцу Замоскворечья».

Величественное здание Большого театра в стиле «ампир» имеет богатую историю, главную роль в которой играет талантливый архитектор О.И. Бове, который в 1824 году перестраивает здание сгоревшего в 1805 году Петровского театра. Строительство Большого Петровского театра становится настоящим событием для Москвы начала 19 века. Великолепное восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком , внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". По проекту Осипа Бове, здание театра, согласно разработанному им плану реконструкции Москвы после пожара должен был стать новым композиционным центром города и для этого перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь, которая изначально называлась Петровской, а в 1820-х была переименована в Театральную. Новое здание москвичи называли «Колизей», а проходившие здесь спектакли собирали полный зал великосветского московского общества. В газете «Московские ведомости» от 6 января 1825 можно найти следующее упоминание об открытии Большого театра: «На торжественном открытии публика вызывала не актеров, а архитектора. Перед увертюрой поднялся ужасный шум. Стали выкликать строителя: «Бове, Бове!» Он явился в ложе директора, и его заглушили рукоплесканиями...».
История здания, связанная с жизнью архитектора О.И. Бове, начинается с 1818 года. В 1813 году под Лейпцигом во время заграничного похода погиб князь А.И. Трубецкой. Через пять лет его вдова Авдотья Семеновна, которой досталась усадьба, вышла замуж за знаменитого московского зодчего О.И. Бове, который перестроил здание в Петровском переулке. Несмотря на то, что брак считался «неравным» и вызвал большой ажиотаж в московском светском обществе, супруги жили счастливо. Именно в этом доме Авдотья Семеновна рожает Осипу Бове четверых детей. Здесь же, работая в своем кабинете, архитектор создает облик послепожарной Москвы. Осип Бове прожил в усадьбе до 1830 года. 26 июня 2024 года на здании, где в настоящее время располагается штаб-квартира Российского военно-исторического общества, были установлены два бюста: архитектору Осипу Бове и Дмитрию Скалону - первому Председателю Совета Императорского русского военно-исторического общества.

Авторство здания Ново-Екатерининской больницы принадлежит двум великим архитекторам - Матвею Казакову, который выстраивает в 1774 - 1776 годах усадьбу для князя Гагарина, и его ученику, Осипу Бове, который в 1828 году перестраивает здание по заказу генерал-губернатора Москвы Дмитрия Голицына. В 1833 году по указу Николая I в здании разместилась Новая Екатерининская больница, которая предоставляла бесплатное лечение даже для низших сословий. В 1846 году, одними из первых в России, в больнице были созданы госпитальные клиники — хирургическая с урологическим отделением и терапевтическая.
В 2009 году реставраторы обнаружили на чердаке здания интереснейшую находку. Переделывая усадьбу в больницу, Осип Бове увеличил объем здания, но не стал трогать крышу постройки своего учителя М.Ф. Казакова, которая чудом уцелела во время московского пожара, просто накрыв ее новой, большей по размеру. Поэтому внутри чердака сохранились детали кровли 1786 года. 2013 год ознаменовался стартом реставрационных работ в городской усадьбе. Реставраторы восстановили первоначальный декор усадьбы, белокаменные подоконники, междуэтажные карнизы, цоколь здания, лепной портик фасада. Был восстановлен герб Российской империи на том месте, где до реставрации находился герб СССР. Усадебный парк был отреставрирован на основе чертежей архитектора Бове и данных, полученных в ходе археологических раскопок. Также реставрационные работы провели во флигеле и храме во имя святого благоверного князя Александра Невского. На территории усадьбы построили общественное здание с подземным переходом и парковкой, а также ряд вспомогательных строений. Усадьба в 2015 году стала лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ."