Левобережный район: порт пяти морей, Парк дружбы и яркое прошлое

Левобережный район: порт пяти морей, Парк дружбы и яркое прошлое

111 ч. 30 м.9 км
Вы познакомитесь с памятниками архитектуры от византийского стиля до модернизма, а также узнаете, где снимали фильм «Волга-Волга» и как возник парк Дружбы.

Автор маршрута: Программа "Мой район"
5
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Метро «Речной вокзал»

Мы начинаем путь от южного выхода метро «Речной вокзал», откуда легко добраться пешком до большинства точек нашего маршрута. Станция была открыта прямо под новый год, 31 декабря 1964 года, и больше полувека оставалась конечной на Замоскворецкой линии метро. Несложно догадаться, что свое имя она получила в честь Северного речного вокзала, он находится неподалеку. Изначально станция проектировалась «в компанию» вокзалу и могла появиться еще в 1938 году. Но построили ее уже не в эпоху помпезной сталинской архитектуры, а при Хрущеве. Никита Сергеевич был известным борцом с архитектурными излишествами, так что дизайн 72-й по счету станции московского метрополитена вышел скорее практичным, нежели эстетичным. Однако своя изюминка у «Речного вокзала» тоже есть – эта станция, как говорят, уникальна с точки зрения палеонтологии: в камне, которым облицованы колонны вестибюля, можно увидеть останки ископаемых головоногих моллюсков необычной формы. 

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Теперь мы выходим на Фестивальную улицу, сворачиваем направо и направляемся к следующей точке маршрута.  

Улица, по которой мы сейчас движемся, получила свое название в честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году. Сначала, правда, здесь появился парк Дружбы – он располагается как раз по левую руку от нас. Туда мы тоже обязательно зайдем в ходе нашей прогулки.

Пока же давайте узнаем историю этих мест. С XVII века и до вхождения территории в состав Москвы в середине прошлого столетия здесь располагалась деревня Аксиньино. У нее было много владельцев, но объединяло их всех то, что это были люди, приближенные к царям. Самый известный из них – князь Михаил Михайлович Голицын, герой Северной войны и знаменитый сподвижник Петра I. Деревня стала частью приданного его жены Авдотьи, в девичестве Бутурлиной. При Голицыне в 1808 году в Аксиньине была построена церковь Знамения Пресвятой Богородицы – сегодня это единственное напоминание о бывшем селе. У церкви мы и сделаем нашу первую остановку. 

Мимо нарядного здания из красного кирпича пройти невозможно. Но такой облик оно имело не всегда. Первоначально, церковь при Голицыне построили из сосны. Очевидно, что для князя она была очень важна – Михаил Михайлович хотел лично присутствовать на ее освящении и приказал дождаться его из военного похода до совершения обряда. 

В конце XVIII века следующие владельцы имения – графы Толстые – по просьбе настоятеля храма отремонтировали и частично перестроили основное здание и колокольню. Убранство церкви было небедным: колокольню венчали шесть колоколов, иконостас украшала позолота, а главная икона Знамения Пресвятой Богородицы имела оклад из серебра со множеством жемчужин. Когда в 1812 году наполеоновские войска устраивали набеги на подмосковные села, настоятель и прихожане храма попрятали большую часть ценных вещей, и французам они не достались. Но церковь уже подстерегала другая беда – спустя 60 лет здесь произошел пожар, уничтоживший деревянную постройку. Было принято решение строить на этом месте новый храм – уже более надежный, каменный. Автором проекта стал московский губернский архитектор Александр Густавович Вейденбаум. На сегодняшний день это его единственная сохранившаяся в Москве постройка. А о самом первом, деревянном храме князя Голицына теперь напоминает лишь часовня, возведенная на месте, где была его алтарная часть.

Здание церкви Знамения выполнено в византийском стиле, который был популярен в XIX веке. Здесь о нем напоминает невысокий широкий купол, зубцы на карнизах и мозаика на внешней стене. Если обойти храм с обратной стороны, можно увидеть мозаичное изображение Богородицы Оранты – с поднятыми и разведенными в стороны руками. Ладони ее при этом обращены к смотрящим. Этот жест издревле символизирует заступническую молитву Богоматери за человечество, а младенец Иисус в круге на ее груди воплощает образ бога. 

Защитническая миссия ждала и сам храм в Аксиньине: в советский период он стал приютом для икон из разрушенных церквей окрестных деревень. Чудо, что сам храм при этом все время был действующим и принимал прихожан. Правда, его служителям не удалось избежать сталинских репрессий.

Вообще, история этого храма тесно переплелась с историей нашей страны: среди его настоятелей были и ветераны Великой Отечественной войны, и бывшие узники сталинских лагерей. Во время хрущевской оттепели его попытались закрыть, подняв налоги. Но вмешалась урбанизация – неподалеку от храма построили станцию метро «Речной вокзал», и приезжать в храм стало проще. Количество прихожан в нем увеличилось в разы, и это спасло его от разорения. 

Более того, в начале 1980-х, к своему 100-летию, храм получил целых две пристройки: северный придел и крестильню у южного придела. Дело неслыханное по тем временам. Но, говорят, тогдашним настоятелям пришлось пойти на хитрость – разрешение было получено под предлогом строительства подсобного помещения. 

Общежитие «Лайнер»

Если у вас есть время и желание, можно зайти внутрь и посмотреть на внутреннее убранство церкви – хорошо сохранившиеся иконостас и росписи кисти иконописца Якова Епанешникова, оформившего многие московские и подмосковные храмы в XIX веке. Если же готовы продолжать экскурсию – двигаемся дальше, в сторону парка. 

Здесь по соседству с обычными жилыми домами находятся два студенческих общежития. Ближе к нам по ходу движения стоит знаменитое университетское общежитие «Лайнер», в нем живут учащиеся МГТУ Гражданской Авиации. Панельную 16-этажку с тремя подъездами построили в «олимпиадный» 1980-й год. Это классический образец архитектуры того времени. Общежитие очень популярно у будущих авиаинженеров. По отзывам, периодически даже возникают очереди из новобранцев-первокурсников, желающих присоединиться к активной студенческой жизни, ведь в «Лайнере» ребята не только живут и зубрят учебный материал, но, например, собираются на капустники, организуют стендапы, играют в настольные игры. 

Общежитие «Дружба»

На четыре этажа выше и на шесть лет старше него – общежитие «Дружба» Московского авиационного института. Всего у МАИ их девять. То, что перед нами, названо в честь парка, на окраине которого стоит. Здание было построено в 1974 году в стиле брутализм, который был популярен при проектировании гостиниц, общежитий, а в дальнейшем и жилых домов СССР. Со строительством общежития связана одна байка. Говорят, что в изначальном проекте здания не предусмотрели лифт – мол, студентам полезны физические нагрузки. Но позже по здравому разумению признали, что погорячились. Но не переделывать же весь утвержденный проект – для лифта пришлось сооружать пристройку, которая соединяется с основной частью несколькими воздушными переходами. 

Академия хорового искусства имени Виктора Сергеевича Попова

Итак, мы сворачиваем направо от высоток и идем в сторону виднеющегося перед нами трехэтажного здания, напоминающего школу.

Перед вами – Академия хорового искусства имени Виктора Сергеевича Попова. Учебное заведение уникальное – здесь готовят вокалистов хора всех возрастов, профессиональных хоровых дирижеров и солистов. Академия была основана в 1991 году на базе Московского хорового училища, которое выпустило своих первых учеников еще в 1945 году. Основал его дирижер Александр Васильевич Свешников, всю свою профессиональную жизнь посвятивший делу возрождения и популяризации хоровых вокальных традиций Руси. Для преподавания он приглашал выпускников Синодального училища церковного пения и лучших педагогов Московской консерватории. Свешникову удалось привлечь к работе и именитых композиторов. Например, специально для хора мальчиков Сергей Прокофьев создал ораторию «На страже мира», а Дмитрий Шестакович – ораторию «Песнь о лесах» и кантату «Над родиной нашей солнце сияет». Отметился хор даже в литературе и кино. Писатель Александр Рекемчук сделал героя своего романа «Мальчики», Женю, певцом этого хора. Под тем же названием произведение вскоре было экранизировано – в фильме 1971 года сыграли Леонид Куравлев и юный Антон Табаков. 

На Фестивальную улицу училище переехало в конце 1980-х годов. До этого оно располагалось в другом здании – на улице Большая Грузинская. Спустя несколько лет уже под руководством заслуженного хорового дирижера, создателя Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения СССР Виктора Сергеевича Попова училище получило статус высшего музыкального учебного заведения. Попов много лет был ректором и художественным руководителем академии, и после кончины дирижера в 2009 году учреждение переименовали в его честь. 

На базе академии сегодня выступают пять хоров – хор мальчиков (1-7 классы), хор юношей (9-11 классы), смешанный хор студентов 1-5 курсов, мужской хор с участием выпускников учебного заведения, а также сводный хор. Последний — самый крупный, он состоит из всех хоровых коллективов академии и выступает на лучших концертных площадках Москвы, исполняя самые сложные вокальные произведения – в том числе и а капелла. Кстати, концерты (как вокальные, так и инструментальные) часто проходят и в самом здании академии, которое сейчас перед нами – причем на бесплатной основе. 

Парк Дружбы

А мы тем временем разворачиваемся от академии в противоположную сторону и сворачиваем на самую первую тропинку слева от нас. Перед нами крупнейший парк Левобережного – парк Дружбы. Теперь нам нужно дойти до кафе «Парус», свернуть после него налево и прогуляться вдоль аллеи до первого мостика между прудами. 

Своим появлением парк обязан … человеческому тщеславию. Еще за два года до его закладки о том, чтобы сделать такой крупный парк на окраине столицы и речи не шло, ведь буквально через дорогу располагался впечатляющий по тем меркам регулярный парк Северного речного вокзала. И вот, не в Москве, а далеко за ее пределами, даже и не в СССР вовсе, а в социалистической Польше, в 1955 году произошло событие, которое решило судьбу этого клочка неухоженной земли. В Варшаве, где в тот год состоялся 5-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов, была торжественно заложена Аллея Дружбы. Одиночные деревья как символ прошедшего фестиваля высаживались и в прежние годы – в Праге, Будапеште, Бухаресте и Берлине. Но в Варшаве был создан прецедент – посадили не одно дерево, а целую аллею. Следующий фестиваль должен был проводиться в Москве, и организаторы решили превзойти всех – высадить к событию целый парк. И вот, уже через год с небольшим трое выпускников Московского архитектурного института – Галина Ежова, Анатолий Савин и Валентин Иванов взялись за дело. Все трое после окончания института трудились в Отделе главного художника подготовительного комитета Фестиваля и первое в своей профессиональной карьере серьезное задание получили из рук шефов – главного режиссера фестиваля Иосифа Михайловича Туманова и главного художника фестиваля Бориса Георгиевича Кноблока. 

После некоторых притирок команду вчерашних студентов-архитекторов возглавил руководитель мастерской озеленения Института генерального плана Москвы архитектор Виталий Иванович Долганов. У ребят был боевой запал и свежие идеи, у Долганова – опыт озеленения всей Москвы к 800-летию столицы, проект смотровой площадки на Воробьевых горах (тогда – Ленинские) и Орден Ленина за профессиональные заслуги (а эту награду в ту пору имели единицы среди архитекторов). Команде предстояло найти правильное место для реализации замыслов.

Первым в списке был участок земли на Поклонной горе. По генплану, это место было зарезервировано под будущий абстрактный парк – им потом стал Парк Победы. Вторым номером рассматривались земли на месте современной Профсоюзной улицы. Напоследок съездили посмотреть территорию на Ленинградском шоссе, где напротив речного вокзала располагались старые отработанные карьеры Никольского кирпичного завода. 

Вот, что по этому поводу потом напишет Валентин Иванов: «Все единодушно пришли к выводу, что лучшего места для будущего парка, чем карьеры, заполненные чистейшей водой, разделенные живописными перешейками и окруженные всхолмленным рельефом, не найти».

Пруды и холмы, оставшиеся после завода, стали отправной точкой проекта, а соседство Северного речного вокзала определило концепцию – парк Дружбы решено было делать ландшафтным и по максимуму использовать ту поверхность, что была создана здесь за последнюю сотню лет. В воспоминаниях Валентин Иванов писал, что самой трудной задачей было утвердить выбранное место на заседании президиума исполкома Моссовета. Проект раз за разом заворачивали, считая, что участок удален от центра города и представляет собой неблагоустроенную территорию. Но проектировщикам это место нравилось, и они сумели его отстоять. 

Так как парк пришлось создавать в очень сжатые сроки, на помощь позвали комсомольскую молодежь. В течение почти двух месяцев автобусы привозили на стройку по 600-800 парней и девушек. Три часа они работали с граблями и лопатами, а потом шли купаться в прудах будущего парка. 

Итак, перед нами появился мостик между Фестивальными прудами – переходим по нему. На берегах местных водоемов можно встретить красных уток – огарей, у которых здесь даже есть собственная резиденция – «Утиный остров» посреди Большого пруда. Вообще, этот вид нетипичен для нашей полосы, но в Москве он не редкость. Считается, что нынешние столичные огари – это потомки уток, которые улетели из Московского зоопарка, когда им перестали подрезать крылья. Угощать птиц не запрещено, главное – помнить, что их нельзя кормить черным хлебом и сдобой.

Скульптура «Фестивальный цветок»

Теперь мы направляемся к площади с небольшим амфитеатром справа от нас. В ее центре – скульптура «Фестивальный цветок». Появилась она здесь уже в 1985 году, когда Всемирный фестиваль молодежи и студентов снова приехал в уже перестроечную Москву. Сам цветок – ромашка с пятью разноцветными лепестками появился в символике фестивалей как раз в 1957 году. Как и в Олимпийских кольцах, каждый лепесток здесь обозначает свой континент: Европу, Азию, Африку, Америку и Австралию. Все эти детали и нашли отражение в скульптуре, у которой мы сейчас стоим. Лепестки ромашки здесь – это пять медальонов, расположенных вокруг «сердцевины» – скульптурной композиции юноши и девушки, выпускающих в небо голубей. На самих медальонах тоже выгравированы голуби мира – обратите внимание, что изображения не повторяются. 

Стоя спиной к памятнику, выходим с площади на аллею с рябинами по правой стороне от нас. Она была высажена 6 октября 2001 года и получила имя Алисы Селезневой – героини фантастического цикла «Приключения Алисы» Кира Булычева. Как это часто бывает, всенародную славу книгам принесла экранизация – многосерийный фильм «Гостья из будущего», вышедший в 1985-м году. Картина сразу стала культовой и обзавелась фанклубами, один из которых – mielofon.ru – и выступил с идеей высадить в честь любимой героини детства аллею в районе Речного вокзала.

За семь месяцев активисты не только собрали нужную для проекта сумму, но и добились разрешения на него у властей Левобережного района и администрации парка. Полностью на средства поклонников в парке Дружбы посадили 25 саженцев рябины и установили памятный камень с металлической табличкой. На ней выгравирован портрет Алисы из «Гостьи из будущего». Для большей узнаваемости образа «девочки из будущего» на плече у нее сидит птица Говорун, известная многим по мультфильму «Тайна третьей планеты», еще одной экранизации историй об Алисе. 

На церемонии закладки аллеи присутствовали автор книг Кир Булычев и Наталья Мурашкевич – для поклонников этого мини-сериала она, конечно, навсегда останется Наташей Гусевой, 12-летней девочкой-актрисой, сыгравшей Алису в кино.

Рядом с аллеей располагается масштабная игровая площадка, установленная в 2019-м году, тогда парк обновили по программе «Мой район». Если вы окажетесь здесь с детьми, мимо пройти не получится – в огромном пандусе разместились качели, гамаки, вертикальный лабиринт из кубов, горки, переходы и веревочные «паутины». Если есть время, поднимитесь на верхний уровень главной конструкции – это отличная смотровая, с которой можно полюбоваться и на пруды, и на аллею Алисы Селезневой, и на Фестивальный цветок. Рядом с основной игровой зоной находятся два необычных аттракциона: музыкальное пространство и зеркальный лабиринт. Здесь можно организовать свой оркестр и поиграть на металлофонах и колокольчиках, а также сделать эффектные фото в лабиринте.


Продолжаем наше путешествие по парку. Пересекаем детскую площадку по тропинке под пандусом и направляемся к нижнему Фестивальному пруду. 

Как мы уже знаем, парк Дружбы был построен на территории затопленных карьеров кирпичного завода. Вода здесь оказалась невероятно чистой, и при обустройстве парка созданные на этой территории пруды отлично подходили для купания и рыбной ловли – для этого сюда запустили карасей. Рыбу в прудах ловят и сегодня – на их берегах тут и там можно увидеть терпеливых рыбаков. 

Сам кирпичный завод располагался в селе Никольское, на месте которого сегодня находится Войковский район. Основателем завода стал купец Петр Николаевич Туманов, имевший еще несколько предприятий в южной части современной Москвы. Амбициозный предприниматель выкупил торфяное болото, располагавшееся за территорией сегодняшнего аэропорта Шереметьево, и использовал местный торф как дешевое топливо для работы завода. Созданные здесь кирпичи были именными и имели маркировку «ТУМ». 

Туманов был поставщиком кирпичей и для строительства Верхних Торговых рядов на Красной площади – сегодня они известны москвичам как ГУМ. В советское время завод переименовали в «Никольский кирпичный завод Московского коммунального хозяйства имени Лаврова». Он достиг расцвета в 1930-е годы благодаря строительству в Никольском Химкинского водохранилища – участка канала имени Москвы на базе реки Химки. В ее русле обнаружили большие запасы глины, которые и использовали для производства кирпича. Местный кирпич был фактически районообразующим, из него впоследствии строились жилые дома и служебные постройки будущего Левобережного. Однако к 90-м годам прошлого века как раз по этой причине завод окончательно закрылся – промзона уже не вписывалась в ландшафт нарастающих жилых кварталов. 


Проходим вдоль пруда, мимо еще одной детской площадки, и выходим к небольшому амфитеатру с импровизированной сценой. Нам нужно пересечь его и подняться по лестнице наверх – заодно и оценим рельефность этих территорий, которая так понравилась проектировщикам парка. Наверху выбираем тропинку из плиток – по ней мы дойдем до еще одной аллеи.


Слева от себя оставляем здание Управы трех районов Северного административного округа – Левобережного, а также соседних Ховрина и Головинского. В советские годы, кстати, территории Левобережного и сегодняшних районов Ховрино, Головинского, Войковского и Сокола относились к единому району – Ленинградскому. Здание же, которое мы видим перед собой, было построено в конце 1970-х годов по проекту архитектора Максима Былинкина. Если обойти управу с обратной стороны, увидите забавную деталь – левый и правый фланги здания с их узкими арками напоминают … чашки. Задумано ли так было автором проекта или нет – остается загадкой, но местные жители прозвали эти части постройки «пивными кружками». 


Мы проходим дальше. Перед нами две площадки – разноцветная детская справа и площадка с круговыми качелями слева. У этих качелей редко собирается очередь – ведь на них одновременно могут качаться 20 человек, причем как детей, так и взрослых. Так что, если есть желание, здесь смело можно сделать остановку и «полетать». 

Направляемся к центральному входу в парк Дружбы.

Мы же продолжаем прогулку и направляемся к центральному входу в парк Дружбы. Пока идем, обратите внимание на лесной массив по сторонам от нас. Многие из этих деревьев были посажены летом 1957 года и, несмотря на скепсис чиновников и специалистов, прижились практически все. До начала церемонии в парке разместили 500 деревьев, включая пять 50-летних лип, привезенных с территории ВДНХ и 80-летний дуб, выкопанный в Химкинском лесопарке. Из лип и дуба на центральной площади парка создали композицию, напоминающую эмблему фестиваля. А в день акции сюда пришли почти 5000 человек – причем, это были не только гости фестиваля – к процессу активно подключились и жители окрестностей. Рассказывали, что более всего впечатлились делегации южных континентов – для них наши березки и елочки были совсем в диковинку. 

Ту часть парка, где мы сейчас проходим, проектировщики задумывали островком регулярной планировки. Здесь должны были разместиться зоны отдыха со скульптурами, посвященными пяти континентам. До конца идею довести не удалось, но монументов тут впоследствии было установлено достаточно. Например, справа от нас находится бронзовая композиция «Дети мира» финского скульптора Антти Неувонена. В 1990 году он даровал ее московскому парку Дружбы в ответ на подарок советского художника Олега Кирюхина – композицию «Мир во всем мире», установленную на площади Хаканиеми в Хельсинки. 


Свернув от скульптуры направо, мы направляемся в сторону центральной аллеи парка, где нас будет ждать еще один монумент. Перед нами – памятник венгеро-советской дружбе, возведенный в 1976 году. Это еще один пример дружеского ответного жеста. За год до этого в честь 30-летия освобождения Венгрии войсками Красной Армии от фашистских захватчиков подобный памятник был установлен в будапештском Парке дружбы. Впоследствии венгерский «оригинал» был демонтирован и перенесен уже в качестве обычной скульптуры в музейный парк, а вот московский памятник стоит в парке Дружбы до сих пор.  
Разворачиваемся от памятника в сторону главной аллеи и направляемся к главному входу в парк со стороны Ленинградского шоссе. 


Обратите внимание – сейчас по пути слева и справа от нас можно будет увидеть симметрично расположенные парные скульптуры. Та, что слева, называется «Плодородие» и изображает молодого человека и девушку, держащих над головой огромную корзину с фруктами. Та, что справа, называется «Хлеб» – здесь две девушки поднимают вместе сноп колосьев, а второй покоится у их ног. Памятники эти – близкие родственники монументу «Рабочий и колхозница», стоящему на ВДНХ.  У них один автор – известный советский скульптор Вера Мухина. «Хлеб» и «Плодородие» изначально создавались как украшение Большого Москворецкого моста между улицами Варварка и Большая Ордынка, но из-за финансовых разногласий художницы с архитектором моста Алексеем Щусевым (проще говоря, из-за обычной нехватки средств на создание скульптур) образы Мухиной ушли «в стол». Уже после смерти скульптора композиции все же были отлиты по сохранившимся эскизам и украсили парк Дружбы. 

Парк Северного речного вокзала

Итак, один парк маршрута мы осмотрели, теперь нам предстоит познакомиться со вторым – частью которого он едва не стал еще 80 лет назад. Спускаемся в подземный переход, пересекаем Ленинградское шоссе и выходим прямо к парку Северного речного вокзала.

Один из самых известных парков столицы появился после открытия канала имени Москвы. Первая флотилия теплоходов и катеров прошла по новой водной артерии из Нижнего Новгорода к Северному речному вокзалу 2 мая 1937 года. Примерно в то же время первых посетителей принял парк. 

Скульптура «Водный путь»

На входе нас встречает скульптура «Водный путь» авторства Юлии Кун, установленная в год открытия вокзала. Монумент высотой более четырех метров изображает девушку, которая держит над головой кораблик. Скульптор любила аллегории и своем творении зашифровала такой смысл: одна рука – река Волга, другая – река Москва, а парусник между ними – новый водный путь. К слову, до 1947 года канал так и назывался – Москва-Волга. В 2019 году памятник «Водный путь» бережно отреставрировали: исследовали красочные слои и вернули девушке и кораблику первоначальные оттенки.  


За скульптурой «Водный путь» берет начало центральная аллея парка, от которой разбегаются в разные стороны прогулочные дорожки. Но мы никуда не сворачиваем и идем по аллее прямо.

Строительство парка Северного речного вокзала продолжалось с 1936 по 1938 годы. По задумке главного архитектора Алексея Рухлядева, новый вокзальный комплекс должен был стать для прибывающих в Москву пассажиров не транзитным пунктом, а местом отдыха. Эту концепцию поддержал автор проекта парка – инженер зеленого строительства Тимофей Шафранский. 

В основу планировки парка легла система перпендикулярных аллей, характерная для советского садово-паркового искусства 1930-1940-х годов. На площади перед вокзалом разбили цветники, установили 14 скульптурных групп и фонтанов, выдержанных в узнаваемой стилистике сталинской архитектуры. Почти все они утрачены: слишком поздно парк получил статус объекта культурного наследия – в 1999 году. 

Больше 15 лет парк ветшал. Чугунная парковая ограда потеряла половину архитектурных элементов, плитка на прогулочных дорожках была разбита, а два сохранившихся фонтана не работали. И вот в 2017 году на международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва» был презентован проект реконструкции парка Северного речного вокзала, а в 2018-м начались реставрационные работы по программе «Мой район». Обновленный парк Северного речного вокзала открылся в День города – 5 сентября 2020 года. В первые же выходные его посетили 19 тысяч человек.

Для фонтанов по старым чертежам и фотографиям заново изготовили основные элементы. Представьте, только на воссоздание бронзовых фигур лебедей-кликунов, идентичных оригинальным, ушло больше трех месяцев! Благодаря подсветке фонтаны переливаются всеми цветами радуги. Фигурную ограду вдоль границы парка со стороны Ленинградского шоссе тоже отреставрировали: утраченные элементы – пики, шары и орнамент – восстановили с помощью слепков, которые сняли с сохранившихся экземпляров. 
Территория парка стала комфортным местом для прогулок и отдыха: здесь заменили старые фонари и сделали архитектурно-художественную подсветку, высадили новые деревья и кустарники, разбили новые клумбы в тех же местах, что и много лет назад. А еще в парке появились новые пункты проката и киоски в стиле середины прошлого столетия. Их внешний вид воссоздали по фотографиям. 

Северный речной вокзал

Вот мы почти прошли центральную аллею и вышли к зданию вокзала. Ощущение «дежа вю» не покидает вас? Это вполне объяснимо: здесь был снят не один фильм. Только что открывшийся Северный речной вокзал во всей красе показан в музыкальной комедии «Волга-Волга» – любимом фильме Иосифа Сталина. Также он мелькал в кадрах советских кинолент «По семейным обстоятельствам», «Гонки по вертикали» и в российских комедиях 2000-х годов «ДМБ» и «День выборов».  

Северный речной вокзал строили четыре года – с 1933-го по 1937-й. Автор проекта – уже упомянутый советский архитектор Алексей Рухлядев. Он же делал наземный вестибюль станции метро «Комсомольская» и Городок художников на Верхней Масловке. 

Здание вокзала, напоминающее огромный пароход с широкими палубами и высокой мачтой, стало образцом сталинской архитектуры, хотя изначально задумывалось как стилизация под памятник итальянской готики – Дворец дожей в Венеции. 

Северный вокзал прежде назывался Химкинским. Он стал первым речным вокзалом в Советском Союзе, при строительстве которого большое внимание уделили эстетике, а не только функционалу. Его центральная башня и шпиль стали характерными признаками речных вокзалов, появившихся позже. 
Шпиль вокзала поднимается вверх на 27 метров. Украшает его сияющая уральскими самоцветами звезда. Ходили слухи, что она была перенесена со Спасской башни Кремля, но позже миф развеяли. У двух звезд разные конструкции лучей и разное происхождение: звезду со Спасской башни изготовил подмосковный Аэрогидродинамический институт имени Жуковского, а звезду на шпиле речного вокзала – Нижегородский завод имени Молотова. Сам шпиль – выдвижной. Предполагалось, что он будет служить маяком для судов – подниматься с началом навигации и опускаться с ее завершением. На деле же высокий тонкий шпиль с массивной звездой на макушке не мог противостоять сильным ветрам, гуляющим по просторам Химкинского водохранилища, и поднимался только три раза. 

Но вернемся к архитектуре вокзала. О советском наследии напоминают бетонные скульптуры, установленные на нижнем ярусе центральной башни. Они изображают красноармейца, краснофлотца, колхозницу-южанку и рабочего-северянина. Работы советского скульптора Ромуальда Иодко плохо сохранились. Во время реставрации с них сняли слепки и сделали копии, а сами подлинники будут экспонироваться в музее истории канала имени Москвы.

Фасады здания украшены фарфоровыми медальонами – блюдами диаметром 1,5 метра каждое, расписанными специалистами Ленинградского фарфорового завода. Всего медальонов 24: 12 располагаются со стороны парка, 12 – со стороны набережной. Рисунки медальонов неповторимы и посвящены достижениям советской архитектуры и техники. Это и транспортные средства – от дирижабля до самолета, паровоза и ледокола, и знаковые места столицы – Кремль, Мавзолей, Театр Советской Армии. Попробуйте отыскать медальон со строением, которого в Москве не найти – Дворцом Советов. Его планировали построить на месте снесенного в 1931 году Храма Христа Спасителя на Волхонке. Для каркаса будущего дворца даже установили базовые металлические конструкции, но началась Великая Отечественная война, и металл понадобился для противотанковых ежей… А в 1960-е годы от проекта и вовсе отказались, построив на залитом фундаменте один из крупнейших в мире открытых бассейнов «Москва».

Боковые крылья здания вокзала обхватывают двухъярусные галереи. Они заканчиваются ротондами с фонтанами посередине. Один фонтан – «Северный». Его еще называют «Полярный». Второй – «Южный» или «Черноморский». Тема «Северного» фонтана отсылает к освоению Арктики: чашу держит семейство белых медведей, а на вершине расположился птичий базар – утки и гагары. Над фонтаном работал скульптор Лев Кардашев. «Южный» фонтан напоминает о теплом Черном море и Крыме: в центре чаши находится цветок, из которого спускается вода, а вокруг него по кругу располагается группа из девяти дельфинов. «Южный» фонтан делал скульптор Иван Ефимов. Оба фонтана со временем пришли в плачевное состояние: мраморные и гранитные элементы разрушились, многие скульптуры пропали. Специалисты восстановили их: отлили заново чаши, воссоздали декоративные элементы, установили современное фонтанное оборудование.

Вообще, с момента открытия здание вокзала реставрировалось всего лишь один раз – накануне Олимпийских игр в Москве. А с начала 1990-х стали сокращаться речные перевозки, и вокзал окончательно пришел в запустение. В 2010 году его закрыли. 

После реставрации он выглядит так же, как в 1937 году. Ремонт затронул не только фасады, но и внутренние помещения. В здание можно зайти и полюбоваться бережно восстановленными росписями и витражами – вход свободный. Там, где прежде располагался зал ожидания, разместилось выставочное пространство Музея транспорта. Обновили и колоритные интерьеры ресторана «Волга-Волга», который всего на пару лет младше самого вокзала. 

Еще одна изюминка здания – смотровая площадка на крыше. Архитектор Рухлядев хотел, чтобы вокзал был максимально функциональным. Для этого была обустроена крыша-терраса, которая привлекала отдыхающих и связывала здание вокзала с прилегающим парком. С площадки открывается панорамный вид на парк, Химкинское водохранилище и расположенный на другом берегу канала музейно-парковый комплекс «Северное Тушино». 

Со смотровой площадки можно увидеть расположенный севернее здания вокзала бюст ученому-кораблестроителю Алексею Крылову. Он считался одним из главных новаторов отечественного флота во второй половине XIX-первой половине XX веков, а также перевел с латыни на русский язык «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона. Интересно, что дочь Крылова Анна вышла замуж за коллегу отца – знаменитого физика и лауреата Нобелевской премии Петра Капицу. Их сын Сергей Капица тоже стал физиком и приобрел большую популярность как ведущий научно-популярной телевизионной передачи «Очевидное – невероятное». 

Набередна канала имени Москвы

Давайте теперь спустимся на набережную канала имени Москвы и немного поговорим о его истории. В 30-е годы XX века столица стремительно росла и активно строилась, а вода в главной ее реке также интенсивно убывала. Так, в 1931 году было решено построить канал, чтобы использовать ресурсы Волги, одной из крупнейших рек на Земле, для снабжения Москвы водой. Строительство канала было очень непростым. На участке протяженностью более 120 километров планировалось построить более 200 вспомогательных сооружений – плотин, шлюзов и насосных станций. Канал строили более ста тысяч человек: к работе привлекли узников специально созданного для этой цели Дмитровского исправительно-трудового лагеря. 

Сначала канал так и назывался – Москва-Волга, а в 1947 году в честь 800-летия столицы его переименовали в канал имени Москвы. Длина водной артерии составляет 128 километров. Канал идет от Перервинского гидроузла на юге Москвы до города Дубна на Иваньковском водохранилище, где сливается с Волгой. Именно благодаря этому водному пути Москву стали называть портом пяти морей, ведь для столичных судов открылся выход к Балтийскому, Белому, Азовскому, Черному и Каспийскому морям.

Давайте прогуляемся по живописной набережной канала – от девятого до четвертого причала. Ее обновили вместе с территорией парка, и сегодня здесь можно загорать в шезлонгах, отдохнуть на пуфах в виде морской гальки, кататься на велосипедах и любоваться красивым закатом. Здесь же находится необычный аттракцион – копия канала имени Москвы. Это ручей длиной 400 метров, который тянется вдоль всей набережной до самого вокзала. Подсветка, латунные копии шлюзов и вокзала, кораблики, которые можно спускать на воду – мини-канал совсем как настоящий. 

Скульптура «Спорт»

Поднимаемся по лестнице, которая находится напротив причала №3, и возвращаемся в парк. Мы будем исследовать его северную часть. Держите курс на виднеющийся впереди белоснежный монумент.
Перед нами одна из сохранившихся оригинальных парковых скульптур – «Спорт». Она изображает молодых людей – двух девушек и юношу, которые играют в баскетбол. Автор памятника неизвестен. Работу над скульптурой приписывают Вере Мухиной и даже озвучивают ее название – «Комсомольцы, играющие в мяч», но достоверных подтверждений этому нет. 

Обходим скульптуру слева и продолжаем путь по аллее. Амфитеатр, представший перед нами, появился здесь совсем недавно. Планируется, что в теплое время года он будет работать как летний кинотеатр. 
Берем правее, переходим дорогу и оказываемся у детской площадки. Это тематический игровой городок, он стилизован под речную прогулку. Прорезиненное покрытие имитирует водную гладь с островками суши. Среди них есть «большая Земля» – гигантская песочница. Аттракционы и тренажеры похожи на корабельные снасти, а центральный элемент – многоярусный теплоход «Севрюга» – вдохновлен фильмом «Волга-Волга». Кстати, в южной части парка можно найти еще шесть детских площадок с лазательными игровыми комплексами, качелями-гнездами и даже тарзанкой. 

Храм Святого Праведного воина Федора Ушакова

Обходим детскую площадку с левой стороны, затем поворачиваем налево по первой тропинке и направляемся в административную часть вокзального комплекса. 

Слева от нас располагается Управление государственного речного надзора, которое следит за соблюдением правил транспортной безопасности на воде. Одноэтажное здание с правой стороны от нас – администрация Канала имени Москвы. Здесь занимаются навигацией и регулированием движения судов. Обходим постройку с левой стороны и направляемся в сторону Ленинградского шоссе. На пешеходном переходе пересекаем проезжую часть, поворачиваем налево и идем по тротуару вдоль зеленой зоны. 

Белоснежное строение перед нами – храм Святого Праведного воина Федора Ушакова на Речном вокзале, построенный в честь знаменитого флотоводца, героя русско-турецких войн. Считается, что в морских боях он не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, за что турки прозвали его «Ушак-паша». Паша – это своего рода восточный титул, что-то вроде почетного «господин» или «сэр». 

Выйдя в отставку, Федор Ушаков обратился к вере и посвятил себя – как мы сказали бы сейчас – аскетизму и благотворительности. Он регулярно посещал находившийся неподалеку от его имения Санаксарский монастырь, поддерживал нуждающихся и держал Великий пост. Он поспособствовал строительству в Екатеринбурге Ново-Тихвинского женского монастыря, и спустя почти двести лет – в 2004 году – был канонизирован Русской православной церковью. Временный храм, перед которым мы сейчас находимся был возведен в 2016 году, а новый храмовый комплекс на 500 прихожан планируется построить в будущем на пожертвования прихожан. 

Здание Московского речного пароходства

Перед храмом мы сворачиваем направо и продолжаем путь вдоль сквера. Впереди финальная точка маршрута – здание Московского речного пароходства, построенное в начале 1970-х годов архитектором Максимом Былинкиным. 

История московского пароходства начинается в середине девятнадцатого века. 26 января 1857 года, капитан гвардии и житель города Касимова Геннадий Львов подал прошение об организации пароходства по рекам Москве, Оке и Волге, которое было удовлетворено в том же году. Официально же историю Московское речное пароходство отсчитывает от 1858 года, когда начались первые регулярные рейсы.

Здание пароходства – памятник архитектурного модернизма, стиля, пионером которого стал швейцарский архитектор Ле Корбюзье. Присмотритесь к нему: массивные кубы корпусов поддерживаются несущими колоннами, у арочных окон – воздушное панорамное остекление, а связь с речной темой поддерживают якоря, установленные по бокам от главного входа.

Наша экскурсия по Левобережному району подошла к концу. 
Автор статьи: Программа "Мой район"
Распечатать статью

Точки маршрута

Метро «Речной вокзал»

Годы постройки

1964

Стиль

Типовой проект

Адрес

метро Речной вокзал

Ближайшие станция метро

Речной вокзал

Архитекторы

Н.И. Демчинский Ю.А. Колесникова

Назначение постройки

Метро

Узнать об объекте больше
Метро «Речной вокзал»
1
Мы начинаем путь от южного выхода метро «Речной вокзал», откуда легко добраться пешком до большинства точек нашего маршрута. Станция была открыта прямо под новый год, 31 декабря 1964 года, и больше полувека оставалась конечной на Замоскворецкой линии метро. Несложно догадаться, что свое имя она получила в честь Северного речного вокзала, он находится неподалеку. Изначально станция проектировалась «в компанию» вокзалу и могла появиться еще в 1938 году. Но построили ее уже не в эпоху помпезной сталинской архитектуры, а при Хрущеве. Никита Сергеевич был известным борцом с архитектурными излишествами, так что дизайн 72-й по счету станции московского метрополитена вышел скорее практичным, нежели эстетичным. Однако своя изюминка у «Речного вокзала» тоже есть – эта станция, как говорят, уникальна с точки зрения палеонтологии: в камне, которым облицованы колонны вестибюля, можно увидеть останки ископаемых головоногих моллюсков необычной формы.
Теперь мы выходим на Фестивальную улицу, сворачиваем направо и направляемся к следующей точке маршрута.
Улица, по которой мы сейчас движемся, получила свое название в честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году. Сначала, правда, здесь появился парк Дружбы – он располагается как раз по левую руку от нас. Туда мы тоже обязательно зайдем в ходе нашей прогулки.
Next step
Идем от станции метро «Речной вокзал» на Фестивальную улицу, сворачиваем направо и направляемся к Церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Аксиньине.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине

Годы постройки

1883-1884

Стиль

Кирпичный стиль

Адрес

Фестивальная, 6 с. 1

Ближайшие станция метро

Речной вокзал

Архитекторы

А.Г. Вейденбаум
Узнать об объекте больше
star-icon
3
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине
2
Пока же давайте узнаем историю этих мест. С XVII века и до вхождения территории в состав Москвы в середине прошлого столетия здесь располагалась деревня Аксиньино. У нее было много владельцев, но объединяло их всех то, что это были люди, приближенные к царям. Самый известный из них – князь Михаил Михайлович Голицын, герой Северной войны и знаменитый сподвижник Петра I. Деревня стала частью приданного его жены Авдотьи, в девичестве Бутурлиной. При Голицыне в 1808 году в Аксиньине была построена церковь Знамения Пресвятой Богородицы – сегодня это единственное напоминание о бывшем селе. У церкви мы и сделаем нашу первую остановку.
Мимо нарядного здания из красного кирпича пройти невозможно. Но такой облик оно имело не всегда. Первоначально, церковь при Голицыне построили из сосны. Очевидно, что для князя она была очень важна – Михаил Михайлович хотел лично присутствовать на ее освящении и приказал дождаться его из военного похода до совершения обряда.
В конце XVIII века следующие владельцы имения – графы Толстые – по просьбе настоятеля храма отремонтировали и частично перестроили основное здание и колокольню. Убранство церкви было небедным: колокольню венчали шесть колоколов, иконостас украшала позолота, а главная икона Знамения Пресвятой Богородицы имела оклад из серебра со множеством жемчужин. Когда в 1812 году наполеоновские войска устраивали набеги на подмосковные села, настоятель и прихожане храма попрятали большую часть ценных вещей, и французам они не достались. Но церковь уже подстерегала другая беда – спустя 60 лет здесь произошел пожар, уничтоживший деревянную постройку. Было принято решение строить на этом месте новый храм – уже более надежный, каменный. Автором проекта стал московский губернский архитектор Александр Густавович Вейденбаум. На сегодняшний день это его единственная сохранившаяся в Москве постройка. А о самом первом, деревянном храме князя Голицына теперь напоминает лишь часовня, возведенная на месте, где была его алтарная часть.
Здание церкви Знамения выполнено в византийском стиле, который был популярен в XIX веке. Здесь о нем напоминает невысокий широкий купол, зубцы на карнизах и мозаика на внешней стене. Если обойти храм с обратной стороны, можно увидеть мозаичное изображение Богородицы Оранты – с поднятыми и разведенными в стороны руками. Ладони ее при этом обращены к смотрящим. Этот жест издревле символизирует заступническую молитву Богоматери за человечество, а младенец Иисус в круге на ее груди воплощает образ бога.
Защитническая миссия ждала и сам храм в Аксиньине: в советский период он стал приютом для икон из разрушенных церквей окрестных деревень. Чудо, что сам храм при этом все время был действующим и принимал прихожан. Правда, его служителям не удалось избежать сталинских репрессий.
Вообще, история этого храма тесно переплелась с историей нашей страны: среди его настоятелей были и ветераны Великой Отечественной войны, и бывшие узники сталинских лагерей. Во время хрущевской оттепели его попытались закрыть, подняв налоги. Но вмешалась урбанизация – неподалеку от храма построили станцию метро «Речной вокзал», и приезжать в храм стало проще. Количество прихожан в нем увеличилось в разы, и это спасло его от разорения.
Более того, в начале 1980-х, к своему 100-летию, храм получил целых две пристройки: северный придел и крестильню у южного придела. Дело неслыханное по тем временам. Но, говорят, тогдашним настоятелям пришлось пойти на хитрость – разрешение было получено под предлогом строительства подсобного помещения.
Если у вас есть время и желание, можно зайти внутрь и посмотреть на внутреннее убранство церкви – хорошо сохранившиеся иконостас и росписи кисти иконописца Якова Епанешникова, оформившего многие московские и подмосковные храмы в XIX веке. Если же готовы продолжать экскурсию – двигаемся дальше, в сторону парка.
Next step
Выйдя из ворот церкви, поворачиваем налево во двор и идем в сторону общежитий «Лайнер» и «Дружба»

Университетское общежитие «Лайнер»

Годы постройки

1980

Адрес

ул. Фестивальная, дом 4, корпус 2

Ближайшие станция метро

Речной вокзал

Назначение постройки

Общежитие

Узнать об объекте больше
Университетское общежитие «Лайнер»
3
Здесь по соседству с обычными жилыми домами находятся два студенческих общежития. Ближе к нам по ходу движения стоит знаменитое университетское общежитие «Лайнер», в нем живут учащиеся МГТУ Гражданской Авиации. Панельную 16-этажку с тремя подъездами построили в «олимпиадный» 1980-й год. Это классический образец архитектуры того времени. Общежитие очень популярно у будущих авиаинженеров. По отзывам, периодически даже возникают очереди из новобранцев-первокурсников, желающих присоединиться к активной студенческой жизни, ведь в «Лайнере» ребята не только живут и зубрят учебный материал, но, например, собираются на капустники, организуют стендапы, играют в настольные игры.

Академия хорового искусства имени Виктора Сергеевича Попова

Адрес

Фестивальная ул., д. 2

Ближайшие станция метро

Речной вокзал

Назначение постройки

Учебное заведение

Узнать об объекте больше
Академия хорового искусства имени Виктора Сергеевича Попова
4
Перед вами – Академия хорового искусства имени Виктора Сергеевича Попова. Учебное заведение уникальное – здесь готовят вокалистов хора всех возрастов, профессиональных хоровых дирижеров и солистов. Академия была основана в 1991 году на базе Московского хорового училища, которое выпустило своих первых учеников еще в 1945 году. Основал его дирижер Александр Васильевич Свешников, всю свою профессиональную жизнь посвятивший делу возрождения и популяризации хоровых вокальных традиций Руси. Для преподавания он приглашал выпускников Синодального училища церковного пения и лучших педагогов Московской консерватории. Свешникову удалось привлечь к работе и именитых композиторов. Например, специально для хора мальчиков Сергей Прокофьев создал ораторию «На страже мира», а Дмитрий Шестакович – ораторию «Песнь о лесах» и кантату «Над родиной нашей солнце сияет». Отметился хор даже в литературе и кино. Писатель Александр Рекемчук сделал героя своего романа «Мальчики», Женю, певцом этого хора. Под тем же названием произведение вскоре было экранизировано – в фильме 1971 года сыграли Леонид Куравлев и юный Антон Табаков.
На Фестивальную улицу училище переехало в конце 1980-х годов. До этого оно располагалось в другом здании – на улице Большая Грузинская. Спустя несколько лет уже под руководством заслуженного хорового дирижера, создателя Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения СССР Виктора Сергеевича Попова училище получило статус высшего музыкального учебного заведения. Попов много лет был ректором и художественным руководителем академии, и после кончины дирижера в 2009 году учреждение переименовали в его честь.
На базе академии сегодня выступают пять хоров – хор мальчиков (1-7 классы), хор юношей (9-11 классы), смешанный хор студентов 1-5 курсов, мужской хор с участием выпускников учебного заведения, а также сводный хор. Последний — самый крупный, он состоит из всех хоровых коллективов академии и выступает на лучших концертных площадках Москвы, исполняя самые сложные вокальные произведения – в том числе и а капелла. Кстати, концерты (как вокальные, так и инструментальные) часто проходят и в самом здании академии, которое сейчас перед нами – причем на бесплатной основе.
Next step
Поворачиваемся к Академии спиной и сворачиваем на самую первую тропинку слева от нас. Сворачиваем после кафе «Парус» налево, идем вдоль аллеи до первого мостика между прудами. Переходим мост и направляемся к площади с небольшим амфитеатром

Парк Дружбы

Адрес

ул. Фестивальная

Ближайшие станция метро

Речной вокзал

Узнать об объекте больше
Парк Дружбы
5
А мы тем временем разворачиваемся от академии в противоположную сторону и сворачиваем на самую первую тропинку слева от нас. Перед нами крупнейший парк Левобережного – парк Дружбы. Теперь нам нужно дойти до кафе «Парус», свернуть после него налево и прогуляться вдоль аллеи до первого мостика между прудами.
Своим появлением парк обязан … человеческому тщеславию. Еще за два года до его закладки о том, чтобы сделать такой крупный парк на окраине столицы и речи не шло, ведь буквально через дорогу располагался впечатляющий по тем меркам регулярный парк Северного речного вокзала. И вот, не в Москве, а далеко за ее пределами, даже и не в СССР вовсе, а в социалистической Польше, в 1955 году произошло событие, которое решило судьбу этого клочка неухоженной земли. В Варшаве, где в тот год состоялся 5-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов, была торжественно заложена Аллея Дружбы. Одиночные деревья как символ прошедшего фестиваля высаживались и в прежние годы – в Праге, Будапеште, Бухаресте и Берлине. Но в Варшаве был создан прецедент – посадили не одно дерево, а целую аллею. Следующий фестиваль должен был проводиться в Москве, и организаторы решили превзойти всех – высадить к событию целый парк. И вот, уже через год с небольшим трое выпускников Московского архитектурного института – Галина Ежова, Анатолий Савин и Валентин Иванов взялись за дело. Все трое после окончания института трудились в Отделе главного художника подготовительного комитета Фестиваля и первое в своей профессиональной карьере серьезное задание получили из рук шефов – главного режиссера фестиваля Иосифа Михайловича Туманова и главного художника фестиваля Бориса Георгиевича Кноблока.
После некоторых притирок команду вчерашних студентов-архитекторов возглавил руководитель мастерской озеленения Института генерального плана Москвы архитектор Виталий Иванович Долганов. У ребят был боевой запал и свежие идеи, у Долганова – опыт озеленения всей Москвы к 800-летию столицы, проект смотровой площадки на Воробьевых горах (тогда – Ленинские) и Орден Ленина за профессиональные заслуги (а эту награду в ту пору имели единицы среди архитекторов). Команде предстояло найти правильное место для реализации замыслов.
Первым в списке был участок земли на Поклонной горе. По генплану, это место было зарезервировано под будущий абстрактный парк – им потом стал Парк Победы. Вторым номером рассматривались земли на месте современной Профсоюзной улицы. Напоследок съездили посмотреть территорию на Ленинградском шоссе, где напротив речного вокзала располагались старые отработанные карьеры Никольского кирпичного завода.
Вот, что по этому поводу потом напишет Валентин Иванов: «Все единодушно пришли к выводу, что лучшего места для будущего парка, чем карьеры, заполненные чистейшей водой, разделенные живописными перешейками и окруженные всхолмленным рельефом, не найти».
Пруды и холмы, оставшиеся после завода, стали отправной точкой проекта, а соседство Северного речного вокзала определило концепцию – парк Дружбы решено было делать ландшафтным и по максимуму использовать ту поверхность, что была создана здесь за последнюю сотню лет. В воспоминаниях Валентин Иванов писал, что самой трудной задачей было утвердить выбранное место на заседании президиума исполкома Моссовета. Проект раз за разом заворачивали, считая, что участок удален от центра города и представляет собой неблагоустроенную территорию. Но проектировщикам это место нравилось, и они сумели его отстоять.
Так как парк пришлось создавать в очень сжатые сроки, на помощь позвали комсомольскую молодежь. В течение почти двух месяцев автобусы привозили на стройку по 600-800 парней и девушек. Три часа они работали с граблями и лопатами, а потом шли купаться в прудах будущего парка.
Итак, перед нами появился мостик между Фестивальными прудами – переходим по нему. На берегах местных водоемов можно встретить красных уток – огарей, у которых здесь даже есть собственная резиденция – «Утиный остров» посреди Большого пруда. Вообще, этот вид нетипичен для нашей полосы, но в Москве он не редкость. Считается, что нынешние столичные огари – это потомки уток, которые улетели из Московского зоопарка, когда им перестали подрезать крылья. Угощать птиц не запрещено, главное – помнить, что их нельзя кормить черным хлебом и сдобой.
Теперь мы направляемся к площади с небольшим амфитеатром справа от нас. В ее центре – скульптура «Фестивальный цветок». Появилась она здесь уже в 1985 году, когда Всемирный фестиваль молодежи и студентов снова приехал в уже перестроечную Москву. Сам цветок – ромашка с пятью разноцветными лепестками появился в символике фестивалей как раз в 1957 году. Как и в Олимпийских кольцах, каждый лепесток здесь обозначает свой континент: Европу, Азию, Африку, Америку и Австралию. Все эти детали и нашли отражение в скульптуре, у которой мы сейчас стоим. Лепестки ромашки здесь – это пять медальонов, расположенных вокруг «сердцевины» – скульптурной композиции юноши и девушки, выпускающих в небо голубей. На самих медальонах тоже выгравированы голуби мира – обратите внимание, что изображения не повторяются.
Стоя спиной к памятнику, выходим с площади на аллею с рябинами по правой стороне от нас. Она была высажена 6 октября 2001 года и получила имя Алисы Селезневой – героини фантастического цикла «Приключения Алисы» Кира Булычева. Как это часто бывает, всенародную славу книгам принесла экранизация – многосерийный фильм «Гостья из будущего», вышедший в 1985-м году. Картина сразу стала культовой и обзавелась фанклубами, один из которых – mielofon.ru – и выступил с идеей высадить в честь любимой героини детства аллею в районе Речного вокзала.
За семь месяцев активисты не только собрали нужную для проекта сумму, но и добились разрешения на него у властей Левобережного района и администрации парка. Полностью на средства поклонников в парке Дружбы посадили 25 саженцев рябины и установили памятный камень с металлической табличкой. На ней выгравирован портрет Алисы из «Гостьи из будущего». Для большей узнаваемости образа «девочки из будущего» на плече у нее сидит птица Говорун, известная многим по мультфильму «Тайна третьей планеты», еще одной экранизации историй об Алисе.
На церемонии закладки аллеи присутствовали автор книг Кир Булычев и Наталья Мурашкевич – для поклонников этого мини-сериала она, конечно, навсегда останется Наташей Гусевой, 12-летней девочкой-актрисой, сыгравшей Алису в кино.
Рядом с аллеей располагается масштабная игровая площадка, установленная в 2019-м году, тогда парк обновили по программе «Мой район». Если вы окажетесь здесь с детьми, мимо пройти не получится – в огромном пандусе разместились качели, гамаки, вертикальный лабиринт из кубов, горки, переходы и веревочные «паутины». Если есть время, поднимитесь на верхний уровень главной конструкции – это отличная смотровая, с которой можно полюбоваться и на пруды, и на аллею Алисы Селезневой, и на Фестивальный цветок. Рядом с основной игровой зоной находятся два необычных аттракциона: музыкальное пространство и зеркальный лабиринт. Здесь можно организовать свой оркестр и поиграть на металлофонах и колокольчиках, а также сделать эффектные фото в лабиринте.
Продолжаем наше путешествие по парку. Пересекаем детскую площадку по тропинке под пандусом и направляемся к нижнему Фестивальному пруду.
Как мы уже знаем, парк Дружбы был построен на территории затопленных карьеров кирпичного завода. Вода здесь оказалась невероятно чистой, и при обустройстве парка созданные на этой территории пруды отлично подходили для купания и рыбной ловли – для этого сюда запустили карасей. Рыбу в прудах ловят и сегодня – на их берегах тут и там можно увидеть терпеливых рыбаков.
Сам кирпичный завод располагался в селе Никольское, на месте которого сегодня находится Войковский район. Основателем завода стал купец Петр Николаевич Туманов, имевший еще несколько предприятий в южной части современной Москвы. Амбициозный предприниматель выкупил торфяное болото, располагавшееся за территорией сегодняшнего аэропорта Шереметьево, и использовал местный торф как дешевое топливо для работы завода. Созданные здесь кирпичи были именными и имели маркировку «ТУМ».
Туманов был поставщиком кирпичей и для строительства Верхних Торговых рядов на Красной площади – сегодня они известны москвичам как ГУМ. В советское время завод переименовали в «Никольский кирпичный завод Московского коммунального хозяйства имени Лаврова». Он достиг расцвета в 1930-е годы благодаря строительству в Никольском Химкинского водохранилища – участка канала имени Москвы на базе реки Химки. В ее русле обнаружили большие запасы глины, которые и использовали для производства кирпича. Местный кирпич был фактически районообразующим, из него впоследствии строились жилые дома и служебные постройки будущего Левобережного. Однако к 90-м годам прошлого века как раз по этой причине завод окончательно закрылся – промзона уже не вписывалась в ландшафт нарастающих жилых кварталов.
Проходим вдоль пруда, мимо еще одной детской площадки, и выходим к небольшому амфитеатру с импровизированной сценой. Нам нужно пересечь его и подняться по лестнице наверх – заодно и оценим рельефность этих территорий, которая так понравилась проектировщикам парка. Наверху выбираем тропинку из плиток – по ней мы дойдем до еще одной аллеи.
Слева от себя оставляем здание Управы трех районов Северного административного округа – Левобережного, а также соседних Ховрина и Головинского. В советские годы, кстати, территории Левобережного и сегодняшних районов Ховрино, Головинского, Войковского и Сокола относились к единому району – Ленинградскому. Здание же, которое мы видим перед собой, было построено в конце 1970-х годов по проекту архитектора Максима Былинкина. Если обойти управу с обратной стороны, увидите забавную деталь – левый и правый фланги здания с их узкими арками напоминают … чашки. Задумано ли так было автором проекта или нет – остается загадкой, но местные жители прозвали эти части постройки «пивными кружками».
Мы проходим дальше. Перед нами две площадки – разноцветная детская справа и площадка с круговыми качелями слева. У этих качелей редко собирается очередь – ведь на них одновременно могут качаться 20 человек, причем как детей, так и взрослых. Так что, если есть желание, здесь смело можно сделать остановку и «полетать».
Мы же продолжаем прогулку и направляемся к центральному входу в парк Дружбы. Пока идем, обратите внимание на лесной массив по сторонам от нас. Многие из этих деревьев были посажены летом 1957 года и, несмотря на скепсис чиновников и специалистов, прижились практически все. До начала церемонии в парке разместили 500 деревьев, включая пять 50-летних лип, привезенных с территории ВДНХ и 80-летний дуб, выкопанный в Химкинском лесопарке. Из лип и дуба на центральной площади парка создали композицию, напоминающую эмблему фестиваля. А в день акции сюда пришли почти 5000 человек – причем, это были не только гости фестиваля – к процессу активно подключились и жители окрестностей. Рассказывали, что более всего впечатлились делегации южных континентов – для них наши березки и елочки были совсем в диковинку.
Ту часть парка, где мы сейчас проходим, проектировщики задумывали островком регулярной планировки. Здесь должны были разместиться зоны отдыха со скульптурами, посвященными пяти континентам. До конца идею довести не удалось, но монументов тут впоследствии было установлено достаточно. Например, справа от нас находится бронзовая композиция «Дети мира» финского скульптора Антти Неувонена. В 1990 году он даровал ее московскому парку Дружбы в ответ на подарок советского художника Олега Кирюхина – композицию «Мир во всем мире», установленную на площади Хаканиеми в Хельсинки.
Свернув от скульптуры направо, мы направляемся в сторону центральной аллеи парка, где нас будет ждать еще один монумент. Перед нами – памятник венгеро-советской дружбе, возведенный в 1976 году. Это еще один пример дружеского ответного жеста. За год до этого в честь 30-летия освобождения Венгрии войсками Красной Армии от фашистских захватчиков подобный памятник был установлен в будапештском Парке дружбы. Впоследствии венгерский «оригинал» был демонтирован и перенесен уже в качестве обычной скульптуры в музейный парк, а вот московский памятник стоит в парке Дружбы до сих пор.
Разворачиваемся от памятника в сторону главной аллеи и направляемся к главному входу в парк со стороны Ленинградского шоссе.
Обратите внимание – сейчас по пути слева и справа от нас можно будет увидеть симметрично расположенные парные скульптуры. Та, что слева, называется «Плодородие» и изображает молодого человека и девушку, держащих над головой огромную корзину с фруктами. Та, что справа, называется «Хлеб» – здесь две девушки поднимают вместе сноп колосьев, а второй покоится у их ног. Памятники эти – близкие родственники монументу «Рабочий и колхозница», стоящему на ВДНХ. У них один автор – известный советский скульптор Вера Мухина. «Хлеб» и «Плодородие» изначально создавались как украшение Большого Москворецкого моста между улицами Варварка и Большая Ордынка, но из-за финансовых разногласий художницы с архитектором моста Алексеем Щусевым (проще говоря, из-за обычной нехватки средств на создание скульптур) образы Мухиной ушли «в стол». Уже после смерти скульптора композиции все же были отлиты по сохранившимся эскизам и украсили парк Дружбы.
Next step
Выходим к Ленинградскому шоссе, спускаемся в подземный переход и выходим к парку Северного речного вокзала.

Парк Северного речного вокзала

Адрес

Северный речной вокзал

Ближайшие станция метро

Речной вокзал

Узнать об объекте больше
5
Парк Северного речного вокзала
6
Один из самых известных парков столицы появился после открытия канала имени Москвы. Первая флотилия теплоходов и катеров прошла по новой водной артерии из Нижнего Новгорода к Северному речному вокзалу 2 мая 1937 года. Примерно в то же время первых посетителей принял парк.

За скульптурой «Водный путь» берет начало центральная аллея парка, от которой разбегаются в разные стороны прогулочные дорожки. Но мы никуда не сворачиваем и идем по аллее прямо.
Строительство парка Северного речного вокзала продолжалось с 1936 по 1938 годы. По задумке главного архитектора Алексея Рухлядева, новый вокзальный комплекс должен был стать для прибывающих в Москву пассажиров не транзитным пунктом, а местом отдыха. Эту концепцию поддержал автор проекта парка – инженер зеленого строительства Тимофей Шафранский.
В основу планировки парка легла система перпендикулярных аллей, характерная для советского садово-паркового искусства 1930-1940-х годов. На площади перед вокзалом разбили цветники, установили 14 скульптурных групп и фонтанов, выдержанных в узнаваемой стилистике сталинской архитектуры. Почти все они утрачены: слишком поздно парк получил статус объекта культурного наследия – в 1999 году.
Больше 15 лет парк ветшал. Чугунная парковая ограда потеряла половину архитектурных элементов, плитка на прогулочных дорожках была разбита, а два сохранившихся фонтана не работали. И вот в 2017 году на международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва» был презентован проект реконструкции парка Северного речного вокзала, а в 2018-м начались реставрационные работы по программе «Мой район». Обновленный парк Северного речного вокзала открылся в День города – 5 сентября 2020 года. В первые же выходные его посетили 19 тысяч человек.
Для фонтанов по старым чертежам и фотографиям заново изготовили основные элементы. Представьте, только на воссоздание бронзовых фигур лебедей-кликунов, идентичных оригинальным, ушло больше трех месяцев! Благодаря подсветке фонтаны переливаются всеми цветами радуги. Фигурную ограду вдоль границы парка со стороны Ленинградского шоссе тоже отреставрировали: утраченные элементы – пики, шары и орнамент – восстановили с помощью слепков, которые сняли с сохранившихся экземпляров.
Территория парка стала комфортным местом для прогулок и отдыха: здесь заменили старые фонари и сделали архитектурно-художественную подсветку, высадили новые деревья и кустарники, разбили новые клумбы в тех же местах, что и много лет назад. А еще в парке появились новые пункты проката и киоски в стиле середины прошлого столетия. Их внешний вид воссоздали по фотографиям.

Скульптура «Водный путь»

Годы постройки

1937

Адрес

Ленинградское ш. (Северный речной вокзал)

Ближайшие станция метро

Речной вокзал

Назначение постройки

Развитие науки, культуры, быта

Узнать об объекте больше
Скульптура «Водный путь»
7
На входе нас встречает скульптура «Водный путь» авторства Юлии Кун, установленная в год открытия вокзала. Монумент высотой более четырех метров изображает девушку, которая держит над головой кораблик. Скульптор любила аллегории и своем творении зашифровала такой смысл: одна рука – река Волга, другая – река Москва, а парусник между ними – новый водный путь. К слову, до 1947 года канал так и назывался – Москва-Волга. В 2019 году памятник «Водный путь» бережно отреставрировали: исследовали красочные слои и вернули девушке и кораблику первоначальные оттенки.
Next step
Поднимаемся по лестнице, которая находится напротив причала №3, и возвращаемся в парк.

Северный речной вокзал

Годы постройки

1932-1937

Стиль

Сталинский ампир

Адрес

САО, Ленинградское шоссе, дом 51

Ближайшие станция метро

Речной вокзал

Архитекторы

А.И. Рухлядев

Назначение постройки

Вокзал

Узнать об объекте больше
star-icon
3.7
Северный речной вокзал
8
Вот мы почти прошли центральную аллею и вышли к зданию вокзала. Ощущение «дежа вю» не покидает вас? Это вполне объяснимо: здесь был снят не один фильм. Только что открывшийся Северный речной вокзал во всей красе показан в музыкальной комедии «Волга-Волга» – любимом фильме Иосифа Сталина. Также он мелькал в кадрах советских кинолент «По семейным обстоятельствам», «Гонки по вертикали» и в российских комедиях 2000-х годов «ДМБ» и «День выборов».
Северный речной вокзал строили четыре года – с 1933-го по 1937-й. Автор проекта – уже упомянутый советский архитектор Алексей Рухлядев. Он же делал наземный вестибюль станции метро «Комсомольская» и Городок художников на Верхней Масловке.
Здание вокзала, напоминающее огромный пароход с широкими палубами и высокой мачтой, стало образцом сталинской архитектуры, хотя изначально задумывалось как стилизация под памятник итальянской готики – Дворец дожей в Венеции.
Северный вокзал прежде назывался Химкинским. Он стал первым речным вокзалом в Советском Союзе, при строительстве которого большое внимание уделили эстетике, а не только функционалу. Его центральная башня и шпиль стали характерными признаками речных вокзалов, появившихся позже.
Шпиль вокзала поднимается вверх на 27 метров. Украшает его сияющая уральскими самоцветами звезда. Ходили слухи, что она была перенесена со Спасской башни Кремля, но позже миф развеяли. У двух звезд разные конструкции лучей и разное происхождение: звезду со Спасской башни изготовил подмосковный Аэрогидродинамический институт имени Жуковского, а звезду на шпиле речного вокзала – Нижегородский завод имени Молотова. Сам шпиль – выдвижной. Предполагалось, что он будет служить маяком для судов – подниматься с началом навигации и опускаться с ее завершением. На деле же высокий тонкий шпиль с массивной звездой на макушке не мог противостоять сильным ветрам, гуляющим по просторам Химкинского водохранилища, и поднимался только три раза.
Но вернемся к архитектуре вокзала. О советском наследии напоминают бетонные скульптуры, установленные на нижнем ярусе центральной башни. Они изображают красноармейца, краснофлотца, колхозницу-южанку и рабочего-северянина. Работы советского скульптора Ромуальда Иодко плохо сохранились. Во время реставрации с них сняли слепки и сделали копии, а сами подлинники будут экспонироваться в музее истории канала имени Москвы.
Фасады здания украшены фарфоровыми медальонами – блюдами диаметром 1,5 метра каждое, расписанными специалистами Ленинградского фарфорового завода. Всего медальонов 24: 12 располагаются со стороны парка, 12 – со стороны набережной. Рисунки медальонов неповторимы и посвящены достижениям советской архитектуры и техники. Это и транспортные средства – от дирижабля до самолета, паровоза и ледокола, и знаковые места столицы – Кремль, Мавзолей, Театр Советской Армии. Попробуйте отыскать медальон со строением, которого в Москве не найти – Дворцом Советов. Его планировали построить на месте снесенного в 1931 году Храма Христа Спасителя на Волхонке. Для каркаса будущего дворца даже установили базовые металлические конструкции, но началась Великая Отечественная война, и металл понадобился для противотанковых ежей… А в 1960-е годы от проекта и вовсе отказались, построив на залитом фундаменте один из крупнейших в мире открытых бассейнов «Москва».
Боковые крылья здания вокзала обхватывают двухъярусные галереи. Они заканчиваются ротондами с фонтанами посередине. Один фонтан – «Северный». Его еще называют «Полярный». Второй – «Южный» или «Черноморский». Тема «Северного» фонтана отсылает к освоению Арктики: чашу держит семейство белых медведей, а на вершине расположился птичий базар – утки и гагары. Над фонтаном работал скульптор Лев Кардашев. «Южный» фонтан напоминает о теплом Черном море и Крыме: в центре чаши находится цветок, из которого спускается вода, а вокруг него по кругу располагается группа из девяти дельфинов. «Южный» фонтан делал скульптор Иван Ефимов. Оба фонтана со временем пришли в плачевное состояние: мраморные и гранитные элементы разрушились, многие скульптуры пропали. Специалисты восстановили их: отлили заново чаши, воссоздали декоративные элементы, установили современное фонтанное оборудование.
Вообще, с момента открытия здание вокзала реставрировалось всего лишь один раз – накануне Олимпийских игр в Москве. А с начала 1990-х стали сокращаться речные перевозки, и вокзал окончательно пришел в запустение. В 2010 году его закрыли.
После реставрации он выглядит так же, как в 1937 году. Ремонт затронул не только фасады, но и внутренние помещения. В здание можно зайти и полюбоваться бережно восстановленными росписями и витражами – вход свободный. Там, где прежде располагался зал ожидания, разместилось выставочное пространство Музея транспорта. Обновили и колоритные интерьеры ресторана «Волга-Волга», который всего на пару лет младше самого вокзала.
Еще одна изюминка здания – смотровая площадка на крыше. Архитектор Рухлядев хотел, чтобы вокзал был максимально функциональным. Для этого была обустроена крыша-терраса, которая привлекала отдыхающих и связывала здание вокзала с прилегающим парком. С площадки открывается панорамный вид на парк, Химкинское водохранилище и расположенный на другом берегу канала музейно-парковый комплекс «Северное Тушино».
Со смотровой площадки можно увидеть расположенный севернее здания вокзала бюст ученому-кораблестроителю Алексею Крылову. Он считался одним из главных новаторов отечественного флота во второй половине XIX-первой половине XX веков, а также перевел с латыни на русский язык «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона. Интересно, что дочь Крылова Анна вышла замуж за коллегу отца – знаменитого физика и лауреата Нобелевской премии Петра Капицу. Их сын Сергей Капица тоже стал физиком и приобрел большую популярность как ведущий научно-популярной телевизионной передачи «Очевидное – невероятное».
Давайте теперь спустимся на набережную канала имени Москвы и немного поговорим о его истории. В 30-е годы XX века столица стремительно росла и активно строилась, а вода в главной ее реке также интенсивно убывала. Так, в 1931 году было решено построить канал, чтобы использовать ресурсы Волги, одной из крупнейших рек на Земле, для снабжения Москвы водой. Строительство канала было очень непростым. На участке протяженностью более 120 километров планировалось построить более 200 вспомогательных сооружений – плотин, шлюзов и насосных станций. Канал строили более ста тысяч человек: к работе привлекли узников специально созданного для этой цели Дмитровского исправительно-трудового лагеря.
Сначала канал так и назывался – Москва-Волга, а в 1947 году в честь 800-летия столицы его переименовали в канал имени Москвы. Длина водной артерии составляет 128 километров. Канал идет от Перервинского гидроузла на юге Москвы до города Дубна на Иваньковском водохранилище, где сливается с Волгой. Именно благодаря этому водному пути Москву стали называть портом пяти морей, ведь для столичных судов открылся выход к Балтийскому, Белому, Азовскому, Черному и Каспийскому морям.
Давайте прогуляемся по живописной набережной канала – от девятого до четвертого причала. Ее обновили вместе с территорией парка, и сегодня здесь можно загорать в шезлонгах, отдохнуть на пуфах в виде морской гальки, кататься на велосипедах и любоваться красивым закатом. Здесь же находится необычный аттракцион – копия канала имени Москвы. Это ручей длиной 400 метров, который тянется вдоль всей набережной до самого вокзала. Подсветка, латунные копии шлюзов и вокзала, кораблики, которые можно спускать на воду – мини-канал совсем как настоящий.
Поднимаемся по лестнице, которая находится напротив причала №3, и возвращаемся в парк. Мы будем исследовать его северную часть. Держите курс на виднеющийся впереди белоснежный монумент.
Next step
Проходим мимо скульптуры «Спорт», амфитеатра и детской площадки с пароходом.

Скульптура «Спорт»

Годы постройки

1930-е

Адрес

Ленинградское ш., 51

Ближайшие станция метро

Речной вокзал

Назначение постройки

Развитие науки, культуры, быта

Узнать об объекте больше
Скульптура «Спорт»
9
Перед нами одна из сохранившихся оригинальных парковых скульптур – «Спорт». Она изображает молодых людей – двух девушек и юношу, которые играют в баскетбол. Автор памятника неизвестен. Работу над скульптурой приписывают Вере Мухиной и даже озвучивают ее название – «Комсомольцы, играющие в мяч», но достоверных подтверждений этому нет.
Обходим скульптуру слева и продолжаем путь по аллее. Амфитеатр, представший перед нами, появился здесь совсем недавно. Планируется, что в теплое время года он будет работать как летний кинотеатр.
Берем правее, переходим дорогу и оказываемся у детской площадки. Это тематический игровой городок, он стилизован под речную прогулку. Прорезиненное покрытие имитирует водную гладь с островками суши. Среди них есть «большая Земля» – гигантская песочница. Аттракционы и тренажеры похожи на корабельные снасти, а центральный элемент – многоярусный теплоход «Севрюга» – вдохновлен фильмом «Волга-Волга». Кстати, в южной части парка можно найти еще шесть детских площадок с лазательными игровыми комплексами, качелями-гнездами и даже тарзанкой.
Обходим детскую площадку с левой стороны, затем поворачиваем налево по первой тропинке и направляемся в административную часть вокзального комплекса.
Слева от нас располагается Управление государственного речного надзора, которое следит за соблюдением правил транспортной безопасности на воде. Одноэтажное здание с правой стороны от нас – администрация Канала имени Москвы. Здесь занимаются навигацией и регулированием движения судов. Обходим постройку с левой стороны и направляемся в сторону Ленинградского шоссе.
Next step
На пешеходном переходе пересекаем проезжую часть, поворачиваем налево и идем по тротуару вдоль зеленой зоны.

Храм Федора Ушакова

Годы постройки

2016

Адрес

Ленинградское ш., вл. 59

Ближайшие станция метро

Речной вокзал

Узнать об объекте больше
Храм Федора Ушакова
10
Белоснежное строение перед нами – храм Святого Праведного воина Федора Ушакова на Речном вокзале, построенный в честь знаменитого флотоводца, героя русско-турецких войн. Считается, что в морских боях он не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, за что турки прозвали его «Ушак-паша». Паша – это своего рода восточный титул, что-то вроде почетного «господин» или «сэр».
Выйдя в отставку, Федор Ушаков обратился к вере и посвятил себя – как мы сказали бы сейчас – аскетизму и благотворительности. Он регулярно посещал находившийся неподалеку от его имения Санаксарский монастырь, поддерживал нуждающихся и держал Великий пост. Он поспособствовал строительству в Екатеринбурге Ново-Тихвинского женского монастыря, и спустя почти двести лет – в 2004 году – был канонизирован Русской православной церковью. Временный храм, перед которым мы сейчас находимся был возведен в 2016 году, а новый храмовый комплекс на 500 прихожан планируется построить в будущем на пожертвования прихожан.
Перед храмом мы сворачиваем направо и продолжаем путь вдоль сквера. Впереди финальная точка маршрута – здание Московского речного пароходства, построенное в начале 1970-х годов архитектором Максимом Былинкиным.
Next step
Перед храмом сворачиваем направо и продолжаем путь вдоль сквера до здания Московского речного пароходства.

Здание Московского речного пароходства

Годы постройки

1970

Стиль

Модернизм

Адрес

Ленинградское шоссе, д. 59

Ближайшие станция метро

Речной вокзал

Архитекторы

М. Былинкин

Назначение постройки

Промышленный комплекс

Узнать об объекте больше
Здание Московского речного пароходства
11
История московского пароходства начинается в середине девятнадцатого века. 26 января 1857 года, капитан гвардии и житель города Касимова Геннадий Львов подал прошение об организации пароходства по рекам Москве, Оке и Волге, которое было удовлетворено в том же году. Официально же историю Московское речное пароходство отсчитывает от 1858 года, когда начались первые регулярные рейсы.
Здание пароходства – памятник архитектурного модернизма, стиля, пионером которого стал швейцарский архитектор Ле Корбюзье. Присмотритесь к нему: массивные кубы корпусов поддерживаются несущими колоннами, у арочных окон – воздушное панорамное остекление, а связь с речной темой поддерживают якоря, установленные по бокам от главного входа.
Next step
Наша экскурсия по Левобережному району подошла к концу.

Отзывы (1)

Светлана
Светлана
Очень понравился маршрут. Составлен очень интересно.

Связано с маршрутом (1)