А мы тем временем разворачиваемся от академии в противоположную сторону и сворачиваем на самую первую тропинку слева от нас. Перед нами крупнейший парк Левобережного – парк Дружбы. Теперь нам нужно дойти до кафе «Парус», свернуть после него налево и прогуляться вдоль аллеи до первого мостика между прудами.
Своим появлением парк обязан … человеческому тщеславию. Еще за два года до его закладки о том, чтобы сделать такой крупный парк на окраине столицы и речи не шло, ведь буквально через дорогу располагался впечатляющий по тем меркам регулярный парк Северного речного вокзала. И вот, не в Москве, а далеко за ее пределами, даже и не в СССР вовсе, а в социалистической Польше, в 1955 году произошло событие, которое решило судьбу этого клочка неухоженной земли. В Варшаве, где в тот год состоялся 5-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов, была торжественно заложена Аллея Дружбы. Одиночные деревья как символ прошедшего фестиваля высаживались и в прежние годы – в Праге, Будапеште, Бухаресте и Берлине. Но в Варшаве был создан прецедент – посадили не одно дерево, а целую аллею. Следующий фестиваль должен был проводиться в Москве, и организаторы решили превзойти всех – высадить к событию целый парк. И вот, уже через год с небольшим трое выпускников Московского архитектурного института – Галина Ежова, Анатолий Савин и Валентин Иванов взялись за дело. Все трое после окончания института трудились в Отделе главного художника подготовительного комитета Фестиваля и первое в своей профессиональной карьере серьезное задание получили из рук шефов – главного режиссера фестиваля Иосифа Михайловича Туманова и главного художника фестиваля Бориса Георгиевича Кноблока.
После некоторых притирок команду вчерашних студентов-архитекторов возглавил руководитель мастерской озеленения Института генерального плана Москвы архитектор Виталий Иванович Долганов. У ребят был боевой запал и свежие идеи, у Долганова – опыт озеленения всей Москвы к 800-летию столицы, проект смотровой площадки на Воробьевых горах (тогда – Ленинские) и Орден Ленина за профессиональные заслуги (а эту награду в ту пору имели единицы среди архитекторов). Команде предстояло найти правильное место для реализации замыслов.
Первым в списке был участок земли на Поклонной горе. По генплану, это место было зарезервировано под будущий абстрактный парк – им потом стал Парк Победы. Вторым номером рассматривались земли на месте современной Профсоюзной улицы. Напоследок съездили посмотреть территорию на Ленинградском шоссе, где напротив речного вокзала располагались старые отработанные карьеры Никольского кирпичного завода.
Вот, что по этому поводу потом напишет Валентин Иванов: «Все единодушно пришли к выводу, что лучшего места для будущего парка, чем карьеры, заполненные чистейшей водой, разделенные живописными перешейками и окруженные всхолмленным рельефом, не найти».
Пруды и холмы, оставшиеся после завода, стали отправной точкой проекта, а соседство Северного речного вокзала определило концепцию – парк Дружбы решено было делать ландшафтным и по максимуму использовать ту поверхность, что была создана здесь за последнюю сотню лет. В воспоминаниях Валентин Иванов писал, что самой трудной задачей было утвердить выбранное место на заседании президиума исполкома Моссовета. Проект раз за разом заворачивали, считая, что участок удален от центра города и представляет собой неблагоустроенную территорию. Но проектировщикам это место нравилось, и они сумели его отстоять.
Так как парк пришлось создавать в очень сжатые сроки, на помощь позвали комсомольскую молодежь. В течение почти двух месяцев автобусы привозили на стройку по 600-800 парней и девушек. Три часа они работали с граблями и лопатами, а потом шли купаться в прудах будущего парка.
Итак, перед нами появился мостик между Фестивальными прудами – переходим по нему. На берегах местных водоемов можно встретить красных уток – огарей, у которых здесь даже есть собственная резиденция – «Утиный остров» посреди Большого пруда. Вообще, этот вид нетипичен для нашей полосы, но в Москве он не редкость. Считается, что нынешние столичные огари – это потомки уток, которые улетели из Московского зоопарка, когда им перестали подрезать крылья. Угощать птиц не запрещено, главное – помнить, что их нельзя кормить черным хлебом и сдобой.
Теперь мы направляемся к площади с небольшим амфитеатром справа от нас. В ее центре – скульптура «Фестивальный цветок». Появилась она здесь уже в 1985 году, когда Всемирный фестиваль молодежи и студентов снова приехал в уже перестроечную Москву. Сам цветок – ромашка с пятью разноцветными лепестками появился в символике фестивалей как раз в 1957 году. Как и в Олимпийских кольцах, каждый лепесток здесь обозначает свой континент: Европу, Азию, Африку, Америку и Австралию. Все эти детали и нашли отражение в скульптуре, у которой мы сейчас стоим. Лепестки ромашки здесь – это пять медальонов, расположенных вокруг «сердцевины» – скульптурной композиции юноши и девушки, выпускающих в небо голубей. На самих медальонах тоже выгравированы голуби мира – обратите внимание, что изображения не повторяются.
Стоя спиной к памятнику, выходим с площади на аллею с рябинами по правой стороне от нас. Она была высажена 6 октября 2001 года и получила имя Алисы Селезневой – героини фантастического цикла «Приключения Алисы» Кира Булычева. Как это часто бывает, всенародную славу книгам принесла экранизация – многосерийный фильм «Гостья из будущего», вышедший в 1985-м году. Картина сразу стала культовой и обзавелась фанклубами, один из которых – mielofon.ru – и выступил с идеей высадить в честь любимой героини детства аллею в районе Речного вокзала.
За семь месяцев активисты не только собрали нужную для проекта сумму, но и добились разрешения на него у властей Левобережного района и администрации парка. Полностью на средства поклонников в парке Дружбы посадили 25 саженцев рябины и установили памятный камень с металлической табличкой. На ней выгравирован портрет Алисы из «Гостьи из будущего». Для большей узнаваемости образа «девочки из будущего» на плече у нее сидит птица Говорун, известная многим по мультфильму «Тайна третьей планеты», еще одной экранизации историй об Алисе.
На церемонии закладки аллеи присутствовали автор книг Кир Булычев и Наталья Мурашкевич – для поклонников этого мини-сериала она, конечно, навсегда останется Наташей Гусевой, 12-летней девочкой-актрисой, сыгравшей Алису в кино.
Рядом с аллеей располагается масштабная игровая площадка, установленная в 2019-м году, тогда парк обновили по программе «Мой район». Если вы окажетесь здесь с детьми, мимо пройти не получится – в огромном пандусе разместились качели, гамаки, вертикальный лабиринт из кубов, горки, переходы и веревочные «паутины». Если есть время, поднимитесь на верхний уровень главной конструкции – это отличная смотровая, с которой можно полюбоваться и на пруды, и на аллею Алисы Селезневой, и на Фестивальный цветок. Рядом с основной игровой зоной находятся два необычных аттракциона: музыкальное пространство и зеркальный лабиринт. Здесь можно организовать свой оркестр и поиграть на металлофонах и колокольчиках, а также сделать эффектные фото в лабиринте.
Продолжаем наше путешествие по парку. Пересекаем детскую площадку по тропинке под пандусом и направляемся к нижнему Фестивальному пруду.
Как мы уже знаем, парк Дружбы был построен на территории затопленных карьеров кирпичного завода. Вода здесь оказалась невероятно чистой, и при обустройстве парка созданные на этой территории пруды отлично подходили для купания и рыбной ловли – для этого сюда запустили карасей. Рыбу в прудах ловят и сегодня – на их берегах тут и там можно увидеть терпеливых рыбаков.
Сам кирпичный завод располагался в селе Никольское, на месте которого сегодня находится Войковский район. Основателем завода стал купец Петр Николаевич Туманов, имевший еще несколько предприятий в южной части современной Москвы. Амбициозный предприниматель выкупил торфяное болото, располагавшееся за территорией сегодняшнего аэропорта Шереметьево, и использовал местный торф как дешевое топливо для работы завода. Созданные здесь кирпичи были именными и имели маркировку «ТУМ».
Туманов был поставщиком кирпичей и для строительства Верхних Торговых рядов на Красной площади – сегодня они известны москвичам как ГУМ. В советское время завод переименовали в «Никольский кирпичный завод Московского коммунального хозяйства имени Лаврова». Он достиг расцвета в 1930-е годы благодаря строительству в Никольском Химкинского водохранилища – участка канала имени Москвы на базе реки Химки. В ее русле обнаружили большие запасы глины, которые и использовали для производства кирпича. Местный кирпич был фактически районообразующим, из него впоследствии строились жилые дома и служебные постройки будущего Левобережного. Однако к 90-м годам прошлого века как раз по этой причине завод окончательно закрылся – промзона уже не вписывалась в ландшафт нарастающих жилых кварталов.
Проходим вдоль пруда, мимо еще одной детской площадки, и выходим к небольшому амфитеатру с импровизированной сценой. Нам нужно пересечь его и подняться по лестнице наверх – заодно и оценим рельефность этих территорий, которая так понравилась проектировщикам парка. Наверху выбираем тропинку из плиток – по ней мы дойдем до еще одной аллеи.
Слева от себя оставляем здание Управы трех районов Северного административного округа – Левобережного, а также соседних Ховрина и Головинского. В советские годы, кстати, территории Левобережного и сегодняшних районов Ховрино, Головинского, Войковского и Сокола относились к единому району – Ленинградскому. Здание же, которое мы видим перед собой, было построено в конце 1970-х годов по проекту архитектора Максима Былинкина. Если обойти управу с обратной стороны, увидите забавную деталь – левый и правый фланги здания с их узкими арками напоминают … чашки. Задумано ли так было автором проекта или нет – остается загадкой, но местные жители прозвали эти части постройки «пивными кружками».
Мы проходим дальше. Перед нами две площадки – разноцветная детская справа и площадка с круговыми качелями слева. У этих качелей редко собирается очередь – ведь на них одновременно могут качаться 20 человек, причем как детей, так и взрослых. Так что, если есть желание, здесь смело можно сделать остановку и «полетать».
Мы же продолжаем прогулку и направляемся к центральному входу в парк Дружбы. Пока идем, обратите внимание на лесной массив по сторонам от нас. Многие из этих деревьев были посажены летом 1957 года и, несмотря на скепсис чиновников и специалистов, прижились практически все. До начала церемонии в парке разместили 500 деревьев, включая пять 50-летних лип, привезенных с территории ВДНХ и 80-летний дуб, выкопанный в Химкинском лесопарке. Из лип и дуба на центральной площади парка создали композицию, напоминающую эмблему фестиваля. А в день акции сюда пришли почти 5000 человек – причем, это были не только гости фестиваля – к процессу активно подключились и жители окрестностей. Рассказывали, что более всего впечатлились делегации южных континентов – для них наши березки и елочки были совсем в диковинку.
Ту часть парка, где мы сейчас проходим, проектировщики задумывали островком регулярной планировки. Здесь должны были разместиться зоны отдыха со скульптурами, посвященными пяти континентам. До конца идею довести не удалось, но монументов тут впоследствии было установлено достаточно. Например, справа от нас находится бронзовая композиция «Дети мира» финского скульптора Антти Неувонена. В 1990 году он даровал ее московскому парку Дружбы в ответ на подарок советского художника Олега Кирюхина – композицию «Мир во всем мире», установленную на площади Хаканиеми в Хельсинки.
Свернув от скульптуры направо, мы направляемся в сторону центральной аллеи парка, где нас будет ждать еще один монумент. Перед нами – памятник венгеро-советской дружбе, возведенный в 1976 году. Это еще один пример дружеского ответного жеста. За год до этого в честь 30-летия освобождения Венгрии войсками Красной Армии от фашистских захватчиков подобный памятник был установлен в будапештском Парке дружбы. Впоследствии венгерский «оригинал» был демонтирован и перенесен уже в качестве обычной скульптуры в музейный парк, а вот московский памятник стоит в парке Дружбы до сих пор.
Разворачиваемся от памятника в сторону главной аллеи и направляемся к главному входу в парк со стороны Ленинградского шоссе.
Обратите внимание – сейчас по пути слева и справа от нас можно будет увидеть симметрично расположенные парные скульптуры. Та, что слева, называется «Плодородие» и изображает молодого человека и девушку, держащих над головой огромную корзину с фруктами. Та, что справа, называется «Хлеб» – здесь две девушки поднимают вместе сноп колосьев, а второй покоится у их ног. Памятники эти – близкие родственники монументу «Рабочий и колхозница», стоящему на ВДНХ. У них один автор – известный советский скульптор Вера Мухина. «Хлеб» и «Плодородие» изначально создавались как украшение Большого Москворецкого моста между улицами Варварка и Большая Ордынка, но из-за финансовых разногласий художницы с архитектором моста Алексеем Щусевым (проще говоря, из-за обычной нехватки средств на создание скульптур) образы Мухиной ушли «в стол». Уже после смерти скульптора композиции все же были отлиты по сохранившимся эскизам и украсили парк Дружбы.
Выходим к Ленинградскому шоссе, спускаемся в подземный переход и выходим к парку Северного речного вокзала.
Отзывы