Открыть в приложении
Скачать
close

Раздел для тех, кто любит гулять и бродить по городу. Выберите маршрут из списка или посмотрите, как он выглядит на карте и — удачного путешествия.!

Марьина Роща: Дом-музей Достоевского-Уилище Ведомства путей сообщения-Бахметевский гараж-Рижский вокзал

Марьина Роща: Дом-музей Достоевского-Уилище Ведомства путей сообщения-Бахметевский гараж-Рижский вокзал

70 ч. 51 м.5 км
Согласно одной из версий происхождения названия этого района, местность, прилегавшая к слободе Марьино в начале XV в., была названа в честь боярыни Марьи, женщины необычайной красоты, жены сына боярина Фёдора Кошки (предка боярских родов Романовых и Шереметьевых) Фёдора Голтяя, который и владел этими землями.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

По другой версии, вплоть до XVIII в. Марьина роща была частью большого лесного массива, где промышляли разбойники лихие люди, и одно время ими руководила атаманша Марья, отсюда пошло название «Марьина роща».


Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Мы начинаем нашу увлекательную прогулку по Марьиной роще со станции метро «Достоевская» (выход 1). Повернем на одноименную улицу и сделаем наше первую остановку у Ансамбля Мариинской больницы. Она была построена на средства Московского присутствия Опекунского совета учреждений императрицы Марии Фёдоровны на Божедомке (сейчас - улица Достоевского) и являлась одной из первых бесплатных клиник в Москве. По уставу больницы на лечение в неё мог быть принят неимущий любого пола, нации, звания и состояния. В 1928 году в больничном флигеле открыта Музей-квартира Ф. М. Достоевского (первый музей писателя). В 1936 году в парадном дворе больницы был установлен перенесённый с Цветного бульвара Памятник писателю работы скульптора С. Д. Меркурова.


Московское инженерное училище ведомства путей сообщения

Далее пройдем по улице Образцова, где по адресу дом 9 находится величественное здание Московского инженерного училища Ведомства путей сообщения (совр. Российский университет транспорта). В конце XIX в. интенсивно развивается российская железнодорожная сеть. К концу столетия ее протяженность составляла более 53 тысяч километров. Подготовка специалистов-железнодорожников велась в Петербургском институте инженеров путей сообщения еще с появления первой железной дороги в 1837 г. С 1969 г. в городах России стали открываться железнодорожные училища, где готовили средний технический персонал – машинистов, дорожных мастеров и других специалистов. Однако нехватка инженерно-технических кадров по-прежнему стояла довольно остро. По инициативе Министерства путей сообщения 23 мая 1896 г. было учреждено Императорское Московское инженерное училище. Для строительства здания Инженерного училища был выделен большой участок земли на месте бывших огородов на Бахметьевской улице. Проект был выполнен петербургским архитектором И. С. Китнером. Торжественная закладка здания состоялась 14 июня 1897 г. А в 1901 г. училище выпустило первых инженеров. Сегодня здание продолжает выполнять свою функцию: здесь по-прежнему готовят специалистов транспортной отрасли.


Бахметьевский гараж

Дальше по улице Образцова находится еще одно примечательное место – Бахметьевский гараж. Это кирпичное здание со множеством ворот и эффектной белой штукатурной отделкой в плане представляет собой параллелограмм. Такая форма продиктована большим радиусом поворота английских автобусов фирмы «Лейланд», закупленных в 1925 году Моссоветом для городских перевозок. Архитектор К.С. Мельников изобрел и запатентовал для автобусов и другого транспорта особую схему въезда и выезда, так называемую «прямоточную систему» (в ней не требовались разворотные площадки), преимущества которой ему пришлось доказывать на практике. В гараже, построенном в 1926-1928 годах, площадью 8000 кв. м разместились машиноместа для ста двенадцати автобусов, восемь рядов по 14 мест в каждом. Благодаря изяществу металлических конструкций, которые сделал великий русский инженер Владимир Шухов, просторный интерьер поражает своей высотой и гигантским масштабом, тогда как снаружи сооружение кажется сравнительно низким. Сейчас в здании находится Еврейский музей и центр толерантности.


Дом Д. Вайнтроба

На пересечении со 2-м Вышеславцевым переулком находится неприметное, но интересное здание – Дом Д. Вайнтроба. Он выглядит сейчас примерно так же, как и сто лет назад. Неизвестно в какой цвет был выкрашен дом, но вполне возможно, что он был желтым, как и сейчас. Сохранилась этажность: постройка изначально имела два этажа и была сооружена из камня. Изменились лишь детали: так, дом лишился дополнительных дверей, выходивших на угол тогда еще Бахметевской улицым (совр. ул. Образцова) и 2-го Вышеславцева переулка, вместо них сейчас глухая стена, и небольшого балкона с ажурным ограждением.Точный год постройки не установлен, но доподлинно известно, что в 1904 году владение с постройками, в числе которых был и описываемый дом, приобрел кандидат права юридического факультета Московского университета Даниил Меер Вайнтроб. Однако сам хозяин в этом доме не жил: он использовался для получения дохода от сдачи в наем квартир, а также от пивной лавки, находившейся на первом этаже. Однако из-за скромных размеров дома в нем могли квартировать только три семьи, правда, особо не стесняя себя, квартиры имели по 3-4 комнаты, не считая кухни и передней. Сегодня здесь располагаются офисные помещения.


Гараж Интуриста

Теперь давайте перейдем улицу Сущевский вал, свернем на 2-ю Ямскую улицу, где располагается Гараж «Интуриста». В начале 1930-х годов Государственное акционерное общество по иностранному туризму в СССР «Интурист» было объединено со Всесоюзным акционерным обществом «Отель», в результате чего получило несколько гостиниц, ресторанов и большое количество автотранспорта. Тогда было принято решение о строительстве отдельного гаража для «Интуриста». Над проектом гаража совместно трудились группа проектировщиков Гипроавтотранса и мастерская Моссовета №7, возглавляемая всемирно известным русским архитектором Константином Мельниковым. В 1933 году в инженеры-технологи Гипроавтотранса создают типовое решение пятиэтажного гаража с полурампами на 300 автомобилей.В настоящее время принадлежит Автотранспортной службе Управления материально-технического обеспечения ФСБ.


Рижский вокзал

Далее вернемся и по Сущевскому Валу в сторону увеличения нумерации дойдем до последней остановки маршрута – Рижского вокзала. Московско-Виндавская железная дорога строилась в первую очередь для соединения центральной России с незамерзающими портами Балтики. Вокзал построен по проекту известного петербургского архитектора С. Бржозовского (автора Витебского вокзала в Петербурге) под руководством архитектора Ю.Ф. Дидерикса. Фасад вокзала был выполнен в «русском» стиле, с использованием множества элементов архитектуры допетровской Руси. Здание состояло из трёх двухэтажных «теремов», соединённых одноэтажными переходами. Со стороны площади в вокзал вели три входа: слева – в зал III класса, в центре – в вестибюль багажного отделения и в двухсветные залы I и II классов, и правый – в парадную комнату. Здание вокзала и пассажирская платформа освещались электричеством, вырабатываемым собственной электростанцией, расположенной в подвале левого крыла здания. Для защиты пассажиров от непогоды над платформой был устроен металлический навес. С 2005 года при вокзале открыт музей железнодорожной техники.
Автор статьи: Гид района
Распечатать статью

Точки маршрута

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Адрес

ул. Достоевского, д. 2

Ближайшие станция метро

Достоевская

Узнать об объекте больше
star-icon
4.5
Музей-квартира Ф.М. Достоевского
1
Мы начинаем нашу увлекательную прогулку по Марьиной роще со станции метро «Достоевская» (выход 1). Повернем на одноименную улицу и сделаем наше первую остановку у Ансамбля Мариинской больницы. Она была построена на средства Московского присутствия Опекунского совета учреждений императрицы Марии Фёдоровны на Божедомке (сейчас - улица Достоевского) и являлась одной из первых бесплатных клиник в Москве. По уставу больницы на лечение в неё мог быть принят неимущий любого пола, нации, звания и состояния. Здесь же впервые в России были введены должности консультантов «из посторонних для больницы знаменитых специалистов». В 1928 году в больничном флигеле открыта Музей-квартира Ф. М. Достоевского (первый музей писателя).
Next step
. В 1936 году в парадном дворе больницы был установлен перенесённый с Цветного бульвара Памятник писателю работы скульптора С. Д. Меркурова.

Памятник Ф.М. Достоевскому

Годы постройки

1914

Адрес

Ул. Достоевского, 4 к.1

Ближайшие станция метро

Достоевская

Назначение постройки

Исторические личности

Узнать об объекте больше
star-icon
3.7
Памятник Ф.М. Достоевскому
2
Next step
Далее пройдем по улице Образцова, где по адресу дом 9 находится величественное здание Московского инженерного училища Ведомства путей сообщения (ныне Российский университет транспорта).

Московское инженерное училище ведомства путей сообщения

Годы постройки

1896–1898

Адрес

СВАО, Образцова ул., дом 9, строение 9

Ближайшие станция метро

МенделеевскаяДостоевская

Архитекторы

И.С. Китнер

Назначение постройки

Учебное заведение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.4
Московское инженерное училище ведомства путей сообщения
3
В конце XIX в. интенсивно развивается российская железнодорожная сеть. К концу столетия ее протяженность составляла более 53 тысяч километров. Подготовка специалистов-железнодорожников велась в Петербургском институте инженеров путей сообщения еще с появления первой железной дороги в 1837 г. С 1969 г. в городах России стали открываться железнодорожные училища, где готовили средний технический персонал – машинистов, дорожных мастеров и других специалистов. Однако нехватка инженерно-технических кадров по-прежнему стояла довольно остро. По инициативе Министерства путей сообщения 23 мая 1896 г. было учреждено Императорское Московское инженерное училище. Его открытие состоялось в этом же году в арендованном здании на Тверской улице. Для строительства здания Инженерного училища был выделен большой участок земли на месте бывших огородов на Бахметьевской улице. Проект был выполнен петербургским архитектором И. С. Китнером. Торжественная закладка здания состоялась 14 июня 1897 г. Строительство шло довольно быстро: за год с небольшим были возведены основное здание и несколько корпусов. Казне постройка обошлась в сумму более миллиона рублей. В плане главный корпус училища представлял собой вытянутый прямоугольник. Середина фасада выделялась ризалитом, украшенным рельефами с изображением «предметов инженерного искусства (паровоз, пароход)». Через главный вход учащиеся попадали в большой вестибюль. Правое трехэтажное крыло было отведено под учебные цели. На первом его этаже размещались «гидравлическая лаборатория, механическая с двумя отделениями – машинным и цементным, мастерской, физическим кабинетом и лабораторией. Все лаборатории богато оборудованы современными механизмами, новейшими типами приборов» (из отчета о строительстве). На втором этаже располагалась библиотека. Ее зал с двумя рядами чугунных фигурных колонн напоминал вокзальный перрон. На третьем этаже находились рекреационный зал и чертежные классы. Левая половина была четырехэтажной и предназначалась для общежития на 113 студентов. На первом этаже здесь были столовая и лазарет с аптекой. Остальные три этажа занимали комнаты, рассчитанные на троих, четверых или пятерых учащихся. Общее количество студентов составляло 237 человек. Главный фасад и интерьеры были оформлены в формах эклектики с элементами классического декора и отличались репрезентативностью, характерной для общественных строений этого времени. Для химической лаборатории было сооружено отдельное двухэтажное здание, а для руководства (директора, одного профессора и двух помощников инспектора) – четырехэтажный корпус. В 1901 г. училище выпустило первых инженеров. В отличие от пятилетнего курса Петербургского инженерного института, продолжительность обучения здесь сначала составляла три года с обязательным последующим прохождением двухлетней инженерно-строительной практики. Однако скоро стала очевидной недостаточность такого срока подготовки. В 1913 г. училище было преобразовано в Московский институт инженеров путей сообщения им. Николая II. С этого времени учащиеся института получали образование в течение пяти лет. После революции институт сосредоточился на подготовке инженеров по созданию и эксплуатации подвижного состава. Выросло число факультетов, в 1929 г. их стало шесть. В этой связи возникла потребность в расширении учебных площадей. В 1930-е гг. под руководством гражданского инженера С. М. Герольского основное здание было надстроено третьим этажом. Кроме этого, было построено еще несколько учебных корпусов, дворец культуры и общежитие. Старое общежитие, размещавшееся в левом крыле здания, было также приспособлено под учебные цели. Сегодня здание продолжает выполнять свою функцию: здесь по-прежнему готовят специалистов транспортной отрасли.
Next step
Дальше по улице Образцова находится еще одно примечательное место – Бахметьевский гараж.

Гараж для автобусов Моссовета

Годы постройки

1926-1928

Стиль

Авангард

Адрес

СВАО, Образцова ул., дом 11, строение 1А

Ближайшие станция метро

Марьина рощаМенделеевскаяНовослободскаяДостоевская

Архитекторы

К.С. МельниковВ.Г. Шухов

Назначение постройки

Промышленный комплекс

Узнать об объекте больше
5
Гараж для автобусов Моссовета
4
Это кирпичное здание со множеством ворот и эффектной белой штукатурной отделкой в плане представляет собой параллелограмм. Такая форма продиктована большим радиусом поворота английских автобусов фирмы «Лейланд», закупленных в 1925 году Моссоветом для городских перевозок. Архитектор К.С. Мельников изобрел и запатентовал для автобусов и другого транспорта особую схему въезда и выезда, так называемую «прямоточную систему» (в ней не требовались разворотные площадки), преимущества которой ему пришлось доказывать на практике. В гараже, построенном в 1926-1928 годах, площадью 8000 кв. м разместились машиноместа для ста двенадцати автобусов, восемь рядов по 14 мест в каждом. Въезжая, водитель ставил автобус на одно из размеченных мест, а забирая автобус, должен был проехать или насквозь гаража, или, если ряд перед ним был полностью занят – плавно повернув направо к одним из восьми боковых ворот – форма параллелограмма как раз позволила облегчить сгладить траекторию поворота внутри. В результате три стены для въезда и выезда здесь прорезаны многочисленными порталами этих ворот, создавшими ломанную пилообразную поверхность фасадов. Эти ворота и стали основным пластическим приемом внешнего оформления гаража, особенно порталы въезда «телескопически» выступающие из стены. В стенах сделаны вертикальные проемы, идущие от пола до потолка, и большие круглые окна на фасаде выездов. Главный фасад также украшает шрифтовая композиция с обозначением въездов, названием гаража и годом постройки. Благодаря изяществу металлических конструкций, которые сделал великий русский инженер Владимир Шухов, просторный интерьер поражает своей высотой и гигантским масштабом, тогда как снаружи сооружение кажется сравнительно низким. Вдоль гаража под крышей сделан мостик, подвешенный под фонарями, на него можно подняться по металлическим винтовым лестницам, украшающим интерьер в обоих торцах здания. Помимо основного объема рядом с гаражом было выстроено здание для администрации и столовой, оно выполнено из красного кирпича и фиксирует угол участка. Сейчас в здании находится Еврейский музей и центр толерантности.
Next step
На пересечении со 2-м Вышеславцевым переулком находится неприметное, но интересное здание – Дом Д. Вайнтроба.

Дом Д. Вайнтроба

Стиль

Эклектика

Узнать об объекте больше
star-icon
3.6
Дом Д. Вайнтроба
5
Он выглядит сейчас примерно так же, как и сто лет назад. Неизвестно в какой цвет был выкрашен дом, но вполне возможно, что он был желтым, как и сейчас. Сохранилась этажность: постройка изначально имела два этажа и была сооружена из камня. Изменились лишь детали: так, дом лишился дополнительных дверей, выходивших на угол тогда еще Бахметевской улицым (совр. ул. Образцова) и 2-го Вышеславцева переулка, вместо них сейчас глухая стена, и небольшого балкона с ажурным ограждением. Точный год постройки не установлен, но доподлинно известно, что в 1904 году владение с постройками, в числе которых был и описываемый дом, приобрел кандидат права юридического факультета Московского университета Даниил Меер Вайнтроб. Однако сам хозяин в этом доме не жил: он использовался для получения дохода от сдачи в наем квартир, а также от пивной лавки, находившейся на первом этаже. Однако из-за скромных размеров дома в нем могли квартировать только три семьи, правда, особо не стесняя себя, квартиры имели по 3-4 комнаты, не считая кухни и передней. Даже сегодня обустройство здания многим покажется современным. К дому была подведена канализация, на каждом этаже было по два ватерклозета. Стены и потолки были оштукатурены, полы выстланы дубовым паркетом, парадная лестница устроена из подольского и тарусского камня. Для отопления использовались сразу несколько печей: голландские, русские изразцовые и утермарковские. Стоит упомянуть еще одну любопытную деталь: уже в 1914 году дом был подключен к телефонной связи. Незадолго до революции в 1916 году все владение вместе с домом перешло к новому владельцу - потомственному почетному гражданину Ивану Корешкову. Сегодня здесь располагаются офисные помещения.
Next step
Теперь давайте перейдем улицу Сущевский вал, свернем на 2-ю Ямскую улицу, где располагается Гараж «Интуриста».

Гараж "Интуриста"

Годы постройки

1932–1934

Стиль

Конструктивизм

Адрес

СВАО, Сущевский Вал ул., дом 33, строение 1

Ближайшие станция метро

Марьина роща

Архитекторы

К. Мельников

Назначение постройки

Иное

Узнать об объекте больше
star-icon
3.5
Гараж "Интуриста"
6
В начале 1930-х годов Государственное акционерное общество по иностранному туризму в СССР «Интурист» было объединено со Всесоюзным акционерным обществом «Отель», в результате чего получило несколько гостиниц, ресторанов и большое количество автотранспорта. Тогда было принято решение о строительстве отдельного гаража для «Интуриста». Над проектом гаража совместно трудились группа проектировщиков Гипроавтотранса и мастерская Моссовета №7, возглавляемая всемирно известным русским архитектором Константином Мельниковым. В 1933 году в инженеры-технологи Гипроавтотранса создают типовое решение пятиэтажного гаража с полурампами на 300 автомобилей. От мастерской Мельникова требовалось лишь архитектурное оформление фасадов. Мельников создал динамическую композицию фасада из простых геометрических фигур. Правую частью фасада он решает большими остекленными плоскостями – круг и трапеция. Левая часть – равномерное членение вертикальными окнами. Основная композиционная ось – диагональ, именно она «разрезает» плоскость фасада на две части. Начинаясь от низа круга, она «летит» вверх и огибает здание слева полуциркульной консолью, намекая на символ бесконечности. По замыслу архитектора, вход в здание должен был находиться с угла здания, над ним – скульптурная композиция, еще выше – полукруглая консоль-козырек, на фасаде в верхней части – логотип «Интуриста», а на диагонали – закреплен настоящий автомобиль. Но проект архитектора был реализован лишь частично: правая сторона фасада с большим круглым окном. Левую часть здания строили уже без Мельникова: пятиэтажной, в набиравшем обороты неоклассическом стиле. За время существования здание гаража несколько раз перестраивалось. С 1990 года признано объектом культурного наследия регионального значения. В настоящее время принадлежит Автотранспортной службе Управления материально-технического обеспечения ФСБ.
Next step
Далее вернемся и по Сущевскому Валу в сторону увеличения нумерации дойдем до последней остановки маршрута – Рижского вокзала.

Рижский вокзал

Годы постройки

1899

Стиль

Псевдорусский стиль

Адрес

СВАО, Рижская пл., дом 1, СВАО, Рижская пл., дом 3

Ближайшие станция метро

Рижская

Архитекторы

Ю.Ф. Дитрих

Назначение постройки

Вокзал

Узнать об объекте больше
star-icon
3
Рижский вокзал
7
С развитием сети железных дорог Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги вело строительство новых железнодорожных линий. Оно было преобразовано из общества Рыбинско-Бологовской железной дороги, основанного в 1868 году. В 1897 году Общество обязалось «построить железную дорогу нормальной колеи протяжением около 1030 вёрст для соединения возможно кратчайшим путём Москвы с Виндавой», ныне – порт Вентспилс в Латвии. Появление этой железной дороги связано с ростом внешнеторгового оборота России в конце XIX века. Московско-Виндавская железная дорога строилась в первую очередь для соединения центральной России с незамерзающими портами Балтики. Станция Москва Московско-Виндавской железной дороги располагалась у Крестовской заставы. Вокзал построен по проекту известного петербургского архитектора С. Бржозовского (автора Витебского вокзала в Петербурге) под руководством архитектора Ю.Ф. Дидерикса. Фасад вокзала был выполнен в «русском» стиле, с использованием множества элементов архитектуры допетровской Руси. Здание состояло из трёх двухэтажных «теремов», соединённых одноэтажными переходами. Со стороны площади в вокзал вели три входа: слева – в зал III класса, в центре – в вестибюль багажного отделения и в двухсветные залы I и II классов, и правый – в парадную комнату. Здание вокзала и пассажирская платформа освещались электричеством, вырабатываемым собственной электростанцией, расположенной в подвале левого крыла здания. Для защиты пассажиров от непогоды над платформой был устроен металлический навес. Вокзал был открыт для пассажиров 11 сентября 1901 года – на 2,5 месяца позже, чем движение по остальной железной дороге. Поэтому первое время поезда принимались к маленькому деревянному вокзалу станции Подмосковная (сейчас– платформа Красный Балтиец), находившейся в 7 километрах от ещё строившегося Виндавского вокзала. Рижский вокзал – один из самых тихих в Москве. Сохранявшийся до 1970-х годов металлический навес с массивными чугунными опорами придавал ему европейский вид, а расположение здания параллельно путям делали его «провинциальным». Поэтому вокзал стал декорацией ко многим отечественным фильмам. Здесь снимали сцены из «Семнадцати мгновений весны», «Вокзала для двоих», «Баллады о солдате», «Адмирала». ХХ век мало изменил облик вокзала, был разобран только навес. Но своё имя вокзал менял чаще, чем другие вокзалы Москвы. Названный при открытии Виндавским, в 1930-м году он стал Балтийским, через 12 лет – Ржевским, а ещё через 4 года, в 1946 году – Рижским. С 2005 года при вокзале открыт музей железнодорожной техники.
Next step
На этом наша прогулка завершена!

Связано с маршрутом (5)

Лев
icon
Москва, Фестивальный парк
Памятник А.В. Суворову
icon
Александр Васильевич Суворов (1730—1800) — великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России.
Суворовская пл.
Достоевская
Церковь на Лазаревском кладбище
icon
Две симметричные колокольни делают церковь похожей на католическую.
ЦАО, Советской Армии ул., дом 12, строение 1
star-icon
3.3
Памятный знак в честь военнослужащих, погибших в мирное время при защите интересов России
icon
Памятник погибшим воинам-десантникам 6-й роты.
ул. Советской Армии, д. 2 (у Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации)
Достоевская