«У сценического пространства есть два правила: первое – все, что угодно, может произойти, второе – что-то непременно должно происходить», - утверждал английский режиссер, педагог и мыслитель с русскими корнями Питер Брук, автор книги «Пустое пространство». На какой бы площадке ни ставил Константин Богомолов – будь то Театр на Бронной, МХТ им. Чехова, «Табакерка», Театр Наций, Гоголь-центр, Ленком, Электротеатр Станиславский, Театр на Таганке или БДТ имени Товстоногова и пр. – он тщательно исследует, препарирует, «вскрывает» театральное пространство, делая это так же хладнокровно и изящно, как хирург, извлекающий осколок пули из тела больного. Часто появляясь на сцене (и киноэкране – в сериалах «Кеша должен умереть» реж. К. Богомолов, «Псих» реж. Ф. Бондарчук) плюс к тому еще и в качестве актера, Богомолов невозмутимо держит покерфейс. В каждом спектакле лауреат «Золотой маски» и премии «Чайка» идет на риск, мастерски блефует, срывая «банк за банком» – ему удается ранить, эпатировать зрителя, задеть за живое. Художественный руководитель Театра на Бронной действительно умеет впечатлять, ломать стереотипы, менять стили, миксовать жанры, модернизировать форму, «прокачивать» содержание. Если театр и вправду, как полагал П. Брук, механизм, позволяющий «подниматься и опускаться по лестнице смысла», то Богомолову всегда удается подкидывать зрителю все новые и новые, полузабытые смыслы. Разумеется, Константин Юрьевич не предлагает «готовые ответы» на извечные вопросы («кто много спрашивает, получает слишком много ответов», - предостерегал Брехт, один из любимых драматургов Богомолова), зато знает, где эти ответы искать. – У Шекспира, Чехова, Ионеско, Шварца, Достоевского, Булгакова, Пелевина... Поскольку театр – уравнение как минимум с одним неизвестным, Богомолов всячески избегает штампов, шаблонов и прочих банальностей, он режиссер-поэт, а не «режиссер-толкователь».
Любая театральная форма, ставшая привычной и удобной, как мягкое кресло, нуждается в переосмыслении. Каким бы ни был успех почти каждого его спектакля, («Карамазовы», «Идеальный муж. Комедия», «Мужья и жены», «Три сестры», «Дракон» – в МХТ имени Чехова; «Гамлет in Moscow», «Бесы Достоевского», «Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя», «Дядя Лёва (Покровские ворота)», «Чайка с продолжением» в Театре на Бронной; «Гаргантюа и Пантагрюэль», «На всякого мудреца» в Театре Наций; «Преступление и Наказание» в питерском Театре на Садовой), Богомолов ни на секунду не останавливается на достигнутом, маниакально продолжая «поиски разнообразных истин». Константин Юрьевич – режиссер закрытый и саркастичный, рациональный и вместе с тем сверхчувствительный, тонкий и самокритичный. Гибкий, как пружина, театр Богомолова богат на эксперименты, «игровое» начало в нем почти на равных сосуществует с рассудочностью сознания.
«Я очень зависим от пространства вокруг меня, мне крайне важно, чтобы у меня был психологический комфорт», - замечает Константин Юрьевич. «Психологический комфорт складывается из того, с какими людьми ты общаешься, в каком пространстве живешь, ну и, конечно, какой работой занимаешься. Ты должен заниматься любимой работой, общаться с теми людьми, с которыми тебе хорошо и интересно, и которые при этом не высасывают из тебя энергию. Еще ты должен пребывать в том пространстве, которое дает тебе энергию, ощущение безопасности, уюта, расслабленности и правильной домашности».
Новый маршрут, приуроченный ко Всемирному дню театра, – возможность исследовать творческий путь режиссера, в жизни которого сценическое пространство Москвы сыграло далеко не последнюю роль.













