ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Здание МХТ

3.56
По рисункам Шехтеля отделали интерьеры и все убранство - вплоть до занавеса и надписей.
  • Здание МХТ
+ -

Московский Художественный театр обосновался в здании на Камергерском в 1902 году, после того как Савва Морозов арендовал его у Г.М. Лианозова на 12 лет. До этого у дома было много владельцев; его строили, сносили и перестраивали. Каким мы видим его сейчас, он стал в 1902 году после реконструкции, проведенной Ф.О. Шехтелем. Это было первое театральное здание в России, которое архитектор создавал в творческом союзе с художественными руководителями театра.

Существует легенда, что в середине XIV века участок земли, где стоит дом, принадлежал Иакинфу Шубе, полководцу Дмитрия Донского. В 1767 году владение перешло к князю П.И. Одоевскому и его наследникам. В 1851 году «мхатовский» дом стал принадлежать Сергею Римскому-Корсакову; в народе здание прозвали «домом Фамусова». По мнению литераторов, Римский-Корсаков был женат на двоюродной сестре Грибоедова, с которой был написан образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Театральная история здания началась в 1882 году, когда по заказу Георгия Лианозова архитектор М.Н. Чичагов перестроил дом. Зрительный зал занял центральную часть задних комнат, а большая часть двора между зданиями превратилась в сцену. Лианозов сдавал помещение театру Ф.А. Корша и труппе госпожи Е.Н. Горевой; здесь пели знаменитые итальянцы Анжело Мазини и Франческо Таманьо. Впоследствии театр арендовали для кафешантанов разные владельцы подобных заведений, в основном Ш. Омон.

В 1902 году по заказу Саввы Морозова реконструкцию здания для Московского Художественного театра осуществил архитектор Федор Шехтель (при участии И.А. Фомина). Дом перепланировали, фасад был перестроен. По рисункам знаменитого архитектора отделали интерьеры и все убранство театра вплоть до занавеса и надписей. По выражению Станиславского, здание превратили в «изящный храм искусства». Савва Морозов потратил на перестройку дома 300 тысяч рублей, при этом Шехтель выполнил свою работу безвозмездно.

После реконструкции вместимость театра увеличилась до 1300 человек. Большая сценическая коробка заняла весь бывший двор. Для проектирования сцены был привлечен опытный антрепренер-режиссер, знаток сценических фокусов М.В. Лентовский; за техническое оснащение сцены отвечали братья Жуйкины. В результате получилась одна из самых совершенных сцен того времени.

К сожалению, проект Шехтеля по переделке фасада полностью осуществить не удалось. Существующая отделка сочетает в себе как элементы модерна, так и следы эклектичной обработки. Во время той отделки на первом этаже вставили оконные рамы с мелкой «клетчатой» расстекловкой (стекло разделено на маленькие квадраты). Между окнами первого и второго этажа повесили фонари-светильники кубической формы на изысканных кронштейнах. Для боковых порталов был разработан дизайн входных дверей с пластичными медными ручками. Было предложено интересное решение для правого входа: с обеих сторон он был облицован голубоватой керамической плиткой. Над его входом разместили скульптуру Голубкиной «Море житейское» – выполненную именно в духе нового искусства, стилистику и формальный язык которого воплощал Художественный общедоступный театр.

Оформление интерьеров восхитительное – это редкий сохранившийся пример русского модерна в театральной архитектуре. Приглушенная зеленоватая окраска стен, темное дерево, орнамент в стиле модерн, надписи, выполненные специально разработанным шрифтом – всё это создает уникальную атмосферу театра.

Федор Шехтель придумал занавес сцены со знаменитыми орнаментом в виде завитков и изображением чайки, которая стала символом МХТ. Это дань великому А.П. Чехову, чья пьеса «Чайка» была поставлена на сцене театра. 25 октября 1902 года спектаклем «Мещане» открылся сезон в новом здании театра в Камергерском переулке.

В конце 1970–1980-х была проведена капитальная реконструкция помещений театра. Были отреставрированы интерьеры фойе и зрительного зала; смонтировано новое техническое оборудование сцены, пристроены подсобные помещения. После многочисленных изменений и реконструкций подлинно шехтелевских вещей осталось немного. Но фирменный стиль великого архитектора всё же сохраняется в интерьерах театра, его история продолжается в МХТ.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Чижовское подворье

Чижовское подворье

Никольская ул., д. 8

Комплекс трехэтажных зданий, получивший наименование «Чижовского подворья», стал самым крупным деловым кварталом в Китай‑городе

3.56
Дома
Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)

Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)

Красная пл., д.7

Невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного фактически и дала народное название собору.

4.01
Дома
Дом Апраксиных

Дом Апраксиных

ул. Знаменка, 19

Воспоминания об этом доме оставил служивший в штабе Стендаль.

3.38
Дома
Жилой дом, XVIII ‒ начало XIX в.

Жилой дом, XVIII ‒ начало XIX в.

М. Кисловский пер., д. 6, стр. 1

Один из самых старых сохранившихся домов в Москве, 1720-х гг., с остатками палат XVII в., много раз перестраивался. Принадлежал Нелединским-Мелецким, князьям Волконским, Трубецким.

(Нет голосов)
Дома
Суздальское подворье

Суздальское подворье

Ул. Рождественка, д. 5

Весь квартал между Пушечной улицей и Кузнецким мостом прорезала целая система проходных дворов.

3.27
Дома
Особняк В.И. Якунчикова

Особняк В.И. Якунчикова

Средний Кисловский пер., д. 7/10

В этом доме выросла художница Мария Якунчикова-Вебер. Ее сестра Наталья стала женой В. Поленова.

3.19
Дома
Средние торговые ряды

Средние торговые ряды

Красная пл., дом 5

Средние торговые ряды вместе с Верхними и Нижними были частью ансамбля Красной площади.

3.56
Дома
Ссудная казна

Ссудная казна

Настасьинский пер., д. 3

Интерьеры здания, в настоящее время недоступные для посещения, расписаны по эскизам Ивана Билибина.

3.91
Дома
Дом «Первый шаг»

Дом «Первый шаг»

Тверской бул., д.20, стр.4

Кирпичный жилой дом в стиле «авангард» для работников просвещения.

3
Дома
МХАТ

МХАТ

Тверской бульвар, д. 22

Здание, задуманное еще в 1930-х, было построено только спустя почти сорок лет

5
Памятники
Памятник студентам, преподавателям, сотрудникам Архитектурного института, павшим в годы Великой Отечественной войны

Памятник студентам, преподавателям, сотрудникам Архитектурного института, павшим в годы Великой Отечественной войны

Рождественка ул., д. 11 (у здания Архитектурного института)

(Нет голосов)
Территории
Кузнецкий мост

Кузнецкий мост

Мост, между прочим, никуда не делся.

(Нет голосов)