Открыть в приложении
Скачать
close

Раздел для тех, кто любит гулять и бродить по городу. Выберите маршрут из списка или посмотрите, как он выглядит на карте и — удачного путешествия.!

Меншиков – сподвижник Петра I

Меншиков – сподвижник Петра I

6

Автор маршрута: Департамент культурного наследия города Москвы.

Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Вступление

Невозможно переоценить вклад Петра Великого в развитие России. Он навсегда изменил страну, задал ей совершенно другой вектор. И, конечно, его свершения не случились бы без верных сподвижников, обладающих такой же неуемной энергией, как и сам царь.

Александр Данилович Меншиков, прошедший путь от торговца пирожками (по версиям некоторых исследователей) до генералиссимуса, во многом причастен к тому, как совершалась история в начале XVIII века.

Петр ценил Меншикова, которому отдал дружбу, с которым делил часы веселья и тяготы походной жизни, не столько за умение угадывать свои желания, сколько за верность преобразованиям и неиссякаемую энергию. Мы посмотрим, как эти преобразования отразились на облике Москве. Сначала поговорим о том, какой была архитектура до-петровского периода на примере внешнего облика палат Сверчковых. Затем отправимся осматривать архитектуру и интерьер Церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах и увидим какие изменения в архитектуре последовали вслед за приходом эпохи Петра I.

Для того, чтобы понять, как эпоха Петра I отразились на архитектуре, нужно сначала увидеть, что было до этого периода.



Маршрут создан при научно-методической поддержке аккредитованного экскурсовода - Кануркиной Олеси Ильиничны.

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Распечатать статью

Точки маршрута

Палаты Сверчковых

Годы постройки

XVII в.

Стиль

Древнерусское зодчество

Адрес

ЦАО, Сверчков пер., дом 8, строение 3

Ближайшие станция метро

Китай-город

Назначение постройки

Городская усадьба

Узнать об объекте больше
star-icon
3.9
Палаты Сверчковых
1
Перед нами палаты XVII века. Слово «палаты» восходит к итальянскому слову «палаццо», что есть «дворец». Долгое время строительство в Москве ведется преимущественно из дерева. Приказ каменных дел возникает лишь в конце XVI века, кстати, в XVIII веке он переедет как раз в это здание. Каменное строительство очень дорого, как само строительство, так и эксплуатация, ведь в холодную погоду такое здание трудно обогреть. Только люди, обладающие достатком, могли себе позволить каменное жилье. Техническая сторона такого строительства также сыграла роль в позднем развитии и малом распространении каменных палат. Палаты Сверчкова строятся на рубеже XVI и XVII веков, и это говорит о том, что их владелец был очень обеспеченным человеком. Московское барокко характеризуется краснокирпичной отделкой и белым декором. Яркие приметы этого стиля — это сочетание ордерной структуры и декора, который использовали в русском зодчестве прошлых веков, такие как килевидные элементы (наличники), которые встречаются в московской архитектуре еще в XV веке.
Next step
Выходим из двора, поворачиваем направо и потом налево на улицу Покровку.

Дом причта церкви Успения на Покровке

Стиль

Древнерусское зодчество

Адрес

ЦАО, Покровка ул., дом 5, строение 5

Ближайшие станция метро

Китай-город

Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
Дом причта церкви Успения на Покровке
2
Мы увидели пример гражданской архитектуры XVII века, но главным наследием Меншикова в Москве является храм Архангела Гавриила. Чтобы наиболее полно увидеть различия именно храмов до и после петровской эпохи, давайте рассмотрим каким был один из самых красивых храмов Москвы конца XVII века. На месте этого сквера до 1936 года стояла церковь Успения на Покровке. Церковь отличалась богатым декором в стиле московского барокко. Она стояла на высоком подклете и была окружена открытой галереей. Храм имел форму «восьмерик на четверике» характерную для архитектуры того времени. Это уступчивая центрическая композиция, устремленная вверх. Отличительной чертой этого храма было размещение малых главок по углам четверика, которые вместе со основной главой образовывали пятиглавие, что делало отсылку к традиционным русским пятиглавым храмам. Здание было украшено богатым белокаменным декором, который ярко выделялся на фоне основного красного цвета здания. К сожалению, в советское время храм был снесен, части декора его хранятся в Донском монастыре. Если зайти в ресторан у сквера, то можно увидеть единственный сохранившийся фрагмент стены уничтоженной церкви, примыкавшей к дому причта. Эти два здания, уцелевшие палаты Сверчкова, гражданская постройка, и облик снесенной церкви и выражают то, какой была архитектура до реформ Петра. Она имела тесные связи с московским зодчеством предыдущих эпох. И, хотя элементы европейского ордера присутствовали, они скорее имели условный вид. Петр I повернул страну в сторону запада. Его реформы коснулись многих сфер жизни. Это также отразилось на архитектуре. Хотя позже, в конце XIX века, архитекторы вновь обращаются за вдохновением в век XVII. И это мы видим на следующем здании.
Next step
Проходим обратно в Потаповский переулок и доходим до Архангельского переулка и заходим в сквер, расположенный с торца особняка.

Палаты XVII века (Бывшая усадьба Н.Н. Приклонской – В.Я. Левашова – дом Н.П. Кильдюшевского с палатами XVII века)

Адрес

ЦАО, Архангельский пер., дом 10, строение 2

Узнать об объекте больше
Палаты XVII века (Бывшая усадьба Н.Н. Приклонской – В.Я. Левашова – дом Н.П. Кильдюшевского с палатами XVII века)
3
В основе этого особняка - палаты XVII века. На нашем пути уже второй раз возни-кают палаты, и это не случайно. Мы выяснили, что в XVII веке только богатые люди могли строить каменные палаты себе для жилья. А строили они их в этом районе, потому что здесь проезжал царь в свои загородные резиденции. Поэтому и Меншиков выбирает этот район и начинает скупать здесь земли. Здесь мы видим еще один пример палат XVII века. Здание часто меняло хозяев и поэтому было многократно перестроено. Первый этаж включает сохранившийся без изменения объем палат XVII века, сводчатые помещения, образовавшиеся при поэтапном расширении здания в XVIII веке, пристройки середины XIX века и парадный вестибюль начала ХХ века. На боковом фасаде открыта кладка и мы снова видим килевидные элементы, как на платах Сверчкова. Второй этаж сочетает планировочную структуру второй половины XVIII – начала XIX столетия с декоративной отделкой второй половины конца XIX века. Фасады памятника имеют богатый лепной декор, датируемый XIX веком.
Next step
Переходим через дорогу, остаемся в Архангельском переулке.

Детский приют Елизаветинского благотворительного общества

Стиль

Неорусский стиль

Адрес

ЦАО, Архангельский пер., дом 17, строение 1

Узнать об объекте больше
Детский приют Елизаветинского благотворительного общества
4
В веке XIX вновь начинают восторгаться древнерусской архитектурой, которую пытались оставить позади Петр I и его сподвижники. Их вдохновляли достижения европейского искусства и уклада жизни. А вот в XIX веке появляется много зданий отправляющих нас в допетровскую эпоху. Здание с неорусским декором было построено в 1892 г. по проекту архитектора Александра Петровича Попова. Елизаветинское благотворительное общество, учрежденное женой генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича, Елизаветой Федоровной, выступало заказчиком постройки здания приюта. По своей структуре и декору оно напоминает палаты XVII века, как раз допетровскую архитектуру. К концу XIX века архитекторы часто обращаются за вдохновением к предыдущим эпохам. Здесь именно такой случай. И вновь окна обрамляет килевидный декор.
Next step
Проходя во двор, мы наконец увидим, что же привнесли петровские реформы в архитектуру.

Церковь Федора Тирона и Архангела Гавриила

Годы постройки

1705-1707, 1773-1780

Стиль

Барокко

Адрес

ЦАО, Архангельский пер., дом 15А, строение 9

Ближайшие станция метро

Чистые пруды

Архитекторы

И.П. Зарудный
Узнать об объекте больше
star-icon
3.5
Церковь Федора Тирона и Архангела Гавриила
5
Нововведения Петра I коснулись всех сфер жизни, и они прижились, в том числе прижились и европейские архитектурные стили. Архитектура не стояла на месте и на смену барокко приходит классицизм. Зимняя, в классическом стиле, церковь «под колоколы» при летнем Гавриило-Архангельском храме была построена по проекту архитектора А.В. Еготова в 1806 году и показывает развитие архитектуры к началу XIX века. Возведена она была на средства директора Почтамта Ф.П. Ключарёва.
Next step
Рядом, в этом же дворе расположена следующая точка маршрута.

Московский Императорский почтамт и телеграф

Годы постройки

XVIII в., 1790-е, 1803-1804, 1855-1856, 1910-1912

Стиль

Историзм

Адрес

ЦАО, Мясницкая ул., дом 26А, строение 1

Ближайшие станция метро

ТургеневскаяЧистые пруды

Архитекторы

Л.А. ВеснинЛ.И. НовиковО.Р. Мунц

Назначение постройки

Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
4.1
Московский Императорский почтамт и телеграф
6
После того как Александр Данилович Меншиков перестал владеть усадьбой в этом районе, она переходила из рук в руки пока не стала принадлежать почтовой службе. Хорошее расположение, удобные подъезды для карет: все это подходило такому важному учреждению. В бывшей некогда усадьбе петровского фаворита Александра Меншикова в 1792 году расположили почтамт, а в 1821 году к почтовому ведомству приписали и Меншикову башню. В комплекс Главпочтамта входит 17 зданий, главное из которых, фасадом выходящее на Мясницкую, было построено в 1912 году. Здание украшает массивный главный вход в романском стиле и венчает световой барабан с уплощенным куполом
Next step
На экскурсии мы познакомились с постройками допетровского времени, а также посмотрели, какие изменения пришли в московскую архитектуру при Петре I. Желаем новых интересных путешествий по Москве!

Связано с маршрутом (1)