ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Федора Тирона и Архангела Гавриила

3.58
Увлекательная история – от домового храма фаворита Петра I до масонов и Антиохийского подворья.
  • Церковь Федора Тирона и Архангела Гавриила
+ -

Высокая башня этой церкви до сих пор хорошо видна с Чистых прудов. Задуманная как доминанта над всей Мясницкой слободой, она справляется с этой задачей и сегодня. Однако изначально план создателя храма был более масштабным и нашел реализацию в другом городе и стал всемирно известным зданием…

Церковь Архангела Гавриила известна с 1551 года как деревянный приходской храм для мясников, населявших местную слободу. Второе название – «на Поганом пруду» – также связано с родом занятий прихожан, устраивавших по соседству слив нечистот.

В 1657 году церковь упоминается уже как каменная, вторая перестройка произошла в 1679 году. В конце XVII века значительную территорию рядом с храмом выкупил сподвижник Петра I – А.Д. Меншиков (его усадьба располагалась на месте современного здания Почтамта). Он и стал ктитором новой церкви: сначала в 1701 году он пристроил к ней придел Введения, ставший его домовым храмом, а с 1705 года начал строительство нового здания, завершенное в 1707 году (его основная часть сохраняется и сегодня).

Архитектор Иван Зарудный, создававший новую церковь, работал в стилистике петровского барокко, которое заимствовало всё больше черт из европейской храмовой архитектуры. К его творениям относится ряд московских церквей, объединенных главной чертой – они вытянуты по вертикали. Храм уже не располагается в длину, не состоит из колокольни, трапезной и четверика с алтарными апсидами – он растет ввысь и становится центричным. Оттого многие постройки Зарудного напоминают башни – этот же титул перешел и к церкви Архангела Гавриила, получившей в народе прозвище «Меншикова башня». Полсотни колоколов подчинялись часовому механизму, доставленному из Англии. Фасады были покрыты белокаменным скульптурным декором, по углам располагались статуи. Но главной особенностью храма был венчавший его огромный 30‑метровый шпиль, увенчанный фигурой ангела с крестом. Пройдет время, и этот мотив будет повторен при строительстве Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Отделка храма не была завершена: с переносом столицы в Санкт-Петербург Меншиков к своей московской усадьбе охладел. 14 июня 1723 года произошла трагедия: в шпиль ударила молния, от которой храм загорелся; колокола, проломив своды, разбились, а сама башня надолго оказалась брошенной и никак не использовалась (службы проходили только в боковых приделах). Только через полвека, в 1770‑х годах, его привели в порядок и возобновили богослужения. Но высокий шпиль не был восстановлен, его место заняла вытянутая главка с винтообразным декором. Также и арки в ярусах башни оказались заложены и в качестве звонниц более не использовались.

По одной из версий, восстановлением храма занимался известный масон Г.З. Измайлов, башня же использовалась для тайных масонских собраний, проходивших в её верхнем ярусе, а на её фасадах появились соответствующие символы и изречения, уничтоженные в 1863 году по указу митрополита Московского Филарета.

Вдоль Архангельского переулка в 1806 году на средства директора Почтамта Ф.П. Ключарёва по проекту архитектора И.В. Еготова был построен небольшой храм во имя святого Феодора Тирона (позднее переосвящена в честь Феодора Стратилата). В отличие от Меншиковой башни, здесь было отопление, церковь использовалась для богослужений в зимний период, а также исполняла роль колокольни, надстроенной прямо над зданием. В интерьере сохранился иконостас и росписи второй половины XIX века.

В 1930‑х годах оба храма были закрыты, но их внутреннее убранство практически не пострадало. Лишь у Федоровской церкви был разобран четырехколонный портик, выступавший за красную линию переулка. В 1948 году оба храма были снова открыты для богослужений и переданы Антиохийской православной церкви в качестве подворья. Оно продолжает функционировать здесь и сегодня под руководством епископа Нифона, возглавляющего подворье с 1977 года.

Помимо убранства Гаврииловского храма, его лепнины и росписей, особое внимание привлекает к себе иконостас. Он создавался для другой московской церкви – Спаса Преображения на Преображенской площади. Когда в 1964 году последняя была уничтожена, её иконостас удалось сохранить и перенести в Гаврииловский храм. Старый же иконостас перевезли в Успенский кафедральный собор Махачкалы.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Леонид Назаров   12 декабря 2015 19:19

    Поменяйте, пожалуйста, название статьи. Эту церковь уже очень давно известна по имени Феодора Стратилата. Ни одна старушка в храме не скажет о Феодоре Тироне. Его уже забыли. На уличной памятной доске написано Феодор Стратилат, и проходящие мимо люди видят это и запоминают его, а не Тирона, который нынче нигде не упоминается. Статья искусственно привлекает своим названием, нарочито не верным

Интересное рядом

Дома
Политехнический музей

Политехнический музей

Новая пл., 3

Строительство Политехнического музея продолжалось с 1871 по 1903 год. Большая аудитория Политехнического музея открылась в 1907 году и сразу стала важным центром культурной жизни. В 1920-х тут проходил ряд громких политических процессов, здесь выносились смертные приговоры десяткам людей.

3.25
Дома
Станция метро "Красные ворота"

Станция метро "Красные ворота"

Садовая-Спасская ул., д. 21/1

В 1938 году проекту этой станции был присужден Гран-при Международной Всемирной Ярмарки в Париже.

3.3
Музеи
Политехнический музей

Политехнический музей

В историческом центре Москвы, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами, располагается один из самых больших научных музеев мира — Политехнический. Историческое здание Политехнического музея долгие годы было местом притяжения всех любителей науки и техники в стране. Политехнический музей в Москве был основан в 1872 году, а тремя годами позже началось возведение специального музейного здания для его размещения. В 1877 году по проекту архитектора И.А. Монигетти была закончена центральная часть здания музея (руководил строительством Н.А. Шохин). Южное крыло Политехнического музея с Лубянско-Ильинскими торговыми помещениями возведена по проекту архитектора Н.А. Шохина в 1883 году (строительством руководил архитектор А.Е. Вебер, при участии архитектора И.П. Машкова), а в 1896 году закончено правое крыло музея. Северный корпус построен в 1903 — 1907 годах по проекту Г.И. Макаева архитекторами В.И. Ерамишанцевым и В.В. Воейковым. После реорганизации в 1935 г. выставка «Наши достижения» легла в основу новой экспозиции Политехнического музея, подвергшегося для этих целей коренной реорганизации. На основе экспонатов выставки к 1937 г. выросли постоянные отделы, отражающие последовательное развитие ряда важнейших отраслей хозяйства страны: энергетики, топливной промышленности, металлургии, машиностроения, химии, сельского хозяйства, текстильной и легкой промышленности, строительной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, связи, приборостроения, пищевой промышленности и водного транспорта.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Николая Чудотворца «Красный звон»

Церковь Николая Чудотворца «Красный звон»

Никольский пер., д. 9а

В XVII в. царь Алексей Михайлович пожаловал в церковь колокол 1573 года с изображением трех лилий.

3.25
Дома
Московский Работный дом

Московский Работный дом

Б. Харитоньевский пер., д. 24, стр. 1

В дом этот помещались нищие, бродяги, попрошайки, которые здесь обеспечивались ночлегом, едой, а также работой, главным образом неквалифицированной.

3.75
Музеи
Государственный музей В. В. Маяковского

Государственный музей В. В. Маяковского

Музей является правопреемником Библиотеки-музея В. В. Маяковского, открытой на основании приказа Наркомпроса РСФСР от 23 декабря 1937 г. и находившейся в переулке Маяковского (бывший Гендриков пер.), дом 15/13. В 1967 году на основании приказа Министерства культуры СССР от 10 ноября Библиотека-музей В. В. Маяковского была переименована в Государственный музей В. В. Маяковского и переведена в здание в проезде Серова, дом 3/6, строение 4 (ныне Лубянский проезд), в котором в 1919–1930 гг. находился рабочий кабинет поэта. В 1987–1989 годах музей пережил большую перестройку и полное обновление экспозиции, в 2013 году основное здание закрылось на капитальный ремонт. В 2017 году для посетителей открылась «Квартира на Большой Пресне» (ул. Красная Пресня, д. 36, корп. 1, кв. 24). В настоящее время там представлен культурно-образовательный проект «Дочка». В основном фонде музея хранится 50 149 экспонатов. Всего музейное хранение включает в себя пять основных фондов: мемориальный, рукописно-документальный, фотонегативный, редкой книги и предметов изобразительного искусства. В мемориальном фонде хранятся мемориальные вещи, предметы быта, мебель, а также семейные реликвии рода Маяковских. Фонд предметов изобразительного искусства дает представление о развитии искусства в 1910–1920-е годы, от футуризма до конструктивизма. Широко представлены лубки, плакаты, афиши, реклама, созданные В. В. Маяковским и его современниками. Музейное собрание включает работы Д. Д. Бурлюка, Н. С. Гончаровой, Е. Г. Гуро, А. А. Дейнеки, Н. Ф. Денисовского, Г. Г. Клуциса, Кукрыниксов, М. Ф. Ларионова, Л. М. Лисицкого, К. С. Малевича, В. В. Маяковского, П. В. Митурича, А. М. Родченко, О. В. Розановой, С. Я. Сенькина, В. М. Ходасевич и др. В фотонегативном фонде собраны оригинальные фотографии и негативы с изображением поэта, членов его семьи, а также фотографии поэтов и писателей 1910–1920-х гг. В фонде хранятся уникальные фотоработы таких мастеров, как А. М. Родченко, А. А. Темерин, А. П. Штеренберг, Б. В. Игнатович, С. Тулес, Л. Мохой-Надь и др. В коллекции фонда редкой книги хранятся прижизненные издания произведений В. В. Маяковского, уникальные собрания поэзии, включающее литографированные издания футуристов, поэтические сборники и альманахи 1910–1930-х гг., журналы «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», книги с автографами поэта его друзьям и родным, а также с автографами современников В. В. Маяковского. Значительную часть музейной коллекции составляют материалы личных коллекций современников В. В. Маяковского, видных представителей русского авангарда: С. П. Боброва, Д. Д. Бурлюка, В. В. Каменского, А. Е. Кручёных, Л. В. Маяковской, В. Э. Мейерхольда, П. В. Незнамова, В. В. Хлебникова, И. Г. Терентьева, В. Ф. Шехтель и др.

(Нет голосов)
Дома
Палаты камергера Машкова

Палаты камергера Машкова

Ул. Покровка, д. 31, стр. 3

Несмотря на наличие коммунальных квартир, убранство квартиры домовладельцев сохранилось почти без утрат!

3.3
Дома
Северное страховое общество

Северное страховое общество

Ул. Ильинка, д. 23

Пример гармоничного сочетания старины и новаторства, функционализма и красоты.

3.35
Дома
Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг. (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг. (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

Садовая-Спасская ул., д.21/1

Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг., Садовая-Спасская улица, д. 21/1 (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

(Нет голосов)
Дома
Дом Дурасова

Дом Дурасова

Покровский бул., д.11, стр. 1-В

Практическая академия была одним из лучших экономических высших учебных заведений дореволюционной России.

3.44