Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Нестарый Арбат. Маршрут проекта «Московское долголетие».

Проект «Московское долголетие» приглашает вас прогуляться по маршруту, посвященному известным московским долгожителям-деятелям отечественной культуры и науки, судьба которых тесно связана с Арбатом. Маршрут разработан в партнерстве с известным писателем, историком и москвоведом Александром Васькиным.

Нестарый Арбат. Маршрут проекта «Московское долголетие».
Нестарый Арбат. Маршрут проекта «Московское долголетие».
A
ЦАО, Арбат ул., дом 54, строение 8
27 м.
2.3 км

Проект «Московское долголетие» приглашает вас прогуляться по маршруту, посвященному известным московским долгожителям-деятелям отечественной культуры и науки, судьба которых тесно связана с Арбатом. Маршрут разработан в партнерстве с известным писателем, историком и москвоведом Александром Васькиным.

5.00
Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
A
ЦАО, Арбат ул., дом 54, строение 8
Информация о маршруте

Арбат – без сомнения, одна из самых знаменитых и исторически важных московских улиц. Здесь каждый дом наполнен своей неповторимой атмосферой, которой нам поможет проникнуться эта интереснейшая экскурсия.

Вместе с проектом «Московское долголетие» и известным писателем и историком Александром Васькиным мы узнаем, кто из московских долгожителей – известных деятелей отечественной культуры и науки тесно связан с Арбатом.

Это философ Алексей Федорович Лосев (прожил 94 года) и его супруга филолог Аза Алибековна Тахо-Годи (исполнился 101 год), скульптор Сергей Тимофеевич Коненков (прожил 97 лет), писательница Мариэтта Сергеевна Шагинян (прожила 93 года), ученый-полярник Иван Дмитриевич Папанин (прожил 91 год), литератор Лиля Юрьевна Брик (прожила 86 лет), народные артисты СССР Владимир Абрамович Этуш (прожил 96 лет) и Юлия Константиновна Борисова (прожила 98 лет), бард Александр Моисеевич Городницкий (исполнился 91 год). Вспомним мы и революционерку Веру Фигнер (прожила 89 лет), и композиторов Матвея Блантера (прожил 87 лет), Родиона Константиновича Щедрина (исполнился 91 год), и балерину Майю Михайловну Плисецкую (прожила 89 лет), а также долгожительницу XVIII-XIX веков княгиню Наталью Петровну Голицыну (прожила 96 лет).

Наш маршрут пройдет мимо зданий, расположенных на Старом Арбате и в переплетениях Арбатских переулков, и мы узнаем, какие истории жизни известных московских долгожителей хранят многие из них.

Автор статьи: Проект «Московское долголетие»
Рекомендации
В путь!
Станция метро «Смоленская» (Арбатско-Покровской линии)
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1953
Адрес:
ЦАО, Арбат ул., дом 54, строение 8
Архитекторы:
И. Рожин, А.Ф. Стрелков, Г. Яковлев, О.А. Великорецкий
Эпоха:
1950-е
3.35
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута

Начнём наш маршрут от станции метро «Смоленская»


Выйдите на улицу Арбат.


Широкий диапазон версий о происхождении названия этой знаменитой московской улицы является свидетельством её древности. При Иване Грозном в здешних местах возникла одна из первых стрелецких слобод, рядом с очерченными царем опричными землями. Появились здесь и дворцовые слободы. Значение Арбата как важной «стратегической» местности рядом с царским Кремлем укреплялось и в XVII веке, при первых самодержцах из династии Романовых. А об обитателях здешних слобод и их занятиях напоминают нам сегодня названия окрестных переулков – Плотников, Староконюшенный, Серебряный, Денежный…


К концу XVIII века Арбат приобрел репутацию аристократического предместья Москвы, застройка обновлялась усадьбами различного уровня роскоши. Пожар 1812 года также способствовал обновлению местности. Улица украсилась в едином архитектурном стиле - аккуратными ампирными особняками в один и два этажа с обширными палисадниками и дворами.


Менялся облик Арбата параллельно с изменением социальной структуры его населения. Все меньше имен, прославившихся в былые годы, благодаря удачно пристроившимся при дворе предкам и их громким фамилиям; все больше знаменитостей - преимущественно писателей, художников, артистов, ученых. Неслучайно именно на Арбате поселился в наемной квартире Александр Сергеевич Пушкин в 1831 году.


С началом 20 века обветшавшие ампирные особняки уступают место модерну, вырастают многоэтажные доходные дома, квартиры в которых сдаются в аренду за очень большие деньги. А на первом этаже таких домов зачастую располагались магазины, торгующие модным товаром и провизией, и даже синематограф.


После революции роскошные квартиры «уплотнили», они превратились в коммуналки. Часть зданий была снесена, уступив место в 20-30-е годы стилю конструктивизм, а позднее – сменившему его сталинскому ампиру.


В конце XX века после обширной реконструкции Старый Арбат стал одной из самых любимых прогулочных пешеходных улиц Москвы, по-прежнему хранящей истории о многоликой и такой разнообразной московской жизни.

Следуйте вперед к улице Арбат, поверните налево и проследуйте к дому 53.
Дом, в котором с февраля по май 1831 г. жил Пушкин Александр Сергеевич
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVIII в., 1815, XX в.
Адрес:
Арбат ул., дом 53, строение 1
Эпоха:
19 век
5.00
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута

Арбат, 53 Остановка первая. Юбилейно-пушкинская. Княгиня Голицына.


В этом году исполняется 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина. У дома-музея великого русского поэта вспомним долгожительницу пушкинской эпохи. Княгиня Наталья Петровна Голицына - крайне интересная особа с яркой биографией, широкой публике известная прежде всего как прототип главной героини повести Пушкина «Пиковая дама». Однако она интересна и как весьма своеобразная личность, прожившая долгую и насыщенную жизнь. Родилась Наталья Петровна почти за шестьдесят лет до Пушкина, в 1741 году, вышла замуж в 1766-м, когда была фрейлиной при дворе Екатерины II. Императрица заметила ее в одном из театральных представлений домашнего театра графа П.Б. Шереметева и приблизила к себе, вскоре присмотрев фрейлине жениха.


И хотя вскоре после замужества она удалилась от двора, ее принято называть фрейлиной при пяти императорах.


Женщина княгиня была властная и весьма деловая, в семейном оркестре играла первую скрипку, никому не давая спуску – ни детям, ни мужу. Сразу взяв в руки все хозяйство, она значительно поправила семейные дела, продав половину имений мужа, расплатилась таким образом с долгами, чтобы больше их не делать. Влияние её постепенно распространилось далеко за пределы семейного круга. «В городе она властвовала какою-то всеми признанною безусловною властью. После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон; гвардейский офицер, только надевший эполеты, являлся к ней, как к главнокомандующему», - свидетельствовал граф Соллогуб.


Даже в день именин княгини Голицыной поздравлять ее приезжала царская фамилия в полном составе. И лишь перед императором она вставала, остальных же принимала сидя, удостаивая кого парой слов, а кого и просто кивком своей седой царственной головы.


«Моя Пиковая дама в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся», - записал Пушкин в дневнике 7 апреля 1834 г. Столетия пройдут, но под портретами Натальи Петровны в музеях и в книгах будут отмечать: «Пиковая дама». А самого великого поэта Наталья Голицына переживет почти на год.


Долголетие Голицыной – результат строгой диеты, которой она придерживалась всю жизнь. Даже на десятом десятке она много читала, обладая хорошей памятью, и играла в карты.

Следуйте вперед по улице Арбат до пересечения с Плотниковым переулком.
Жилой дом с магазинами, 1934-1938 гг., 1950 г., арх. Л.М.Поляков
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1934-1938, 1950
Адрес:
Арбат ул., дом 45/24
Архитекторы:
Л.М. Поляков
Эпоха:
1930-е, 1950-е
3.56
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута

Арбат, 45. Остановка вторая. Научная. Иван Папанин.


Остановка третья. Литературная. Мариэтта Шагинян.


Когда-то на месте дома № 45 возвышался старинный храм Николая Чудотворца в Плотниках, возведенный обитателями большой дворцовой слободы. А поскольку строили из дерева, с топорами и пилами в руках, то слобода и получила такое название – Плотники. Храм поначалу (около 1625 года) был деревянным, а в 1670-1677 годах был отстроен из камня. Позднее церковь украсилась приделами Николая Чудотворца и Святой Троицы. А в середине XIX века была выстроена новая трапезная. В 1932 году храм был снесен.


На этом же месте вскорости начинается строительство мощного здания, изначально задуманного в стиле конструктивизма, но по ходу строительства задумку пришлось корректировать. Фасад здания обрёл черты неоклассицизма, стиля, возникшего в результате «осмысления лучших образцов европейского зодчества». Это «осмысление» стало результатом поездки молодых советских архитекторов в Грецию и Италию. Дом № 45 спроектирован Леонидом Поляковым (при участии М. О. Барща и Г. А. Зундтблата) в 1933—1935 гг. Элементы названного стиля - ряд стройных полуколонн дорического ордера и большие окна между ними – призваны были обозначить большой гастроном, который планировалось разместить на первом этаже здания. Магазин «Диета» стал одним из первых гастрономов такого профиля в Москве. А колонны фасада словно поддерживают четырехэтажную жилую часть здания, состоящую из комфортабельных квартир.


В квартирах жили люди самые разные. И знаменитый полярник Иван Папанин, и писательница Мариэтта Шагинян, и пламенная революционерка Вера Фигнер (1852-1942). В этом доме проживали и потомки великих русских писателей – Александра Пушкина и Льва Толстого.


Житель этого дома Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986) - легендарная личность. Исследователь Арктики. Дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук. Почетный член Географического общества СССР, контр-адмирал, почетный гражданин Архангельска, Липецка, Мурманска, Севастополя, Ярославской области.


Не раз был он на краю гибели – в Гражданскую войну сражался с белогвардейцами на Украине и в Крыму. Рисковал своей жизнью, пересекая линию фронта под градом пуль.


В 1920-е годы судьба связала его с морем. С 1932 года он руководит полярной станцией Бухта Тихая на Земле Франца-Иосифа, затем - станцией на мысе Челюскин. Вся страна, затаив дыхание, следила с волнением за работой дрейфующей станции «Северный полюс» под руководством Ивана Папанина. Это была первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая станция. Высадка экспедиции на лед состоялась в мае 1937 года. Через 9 месяцев дрейфа станцию отнесло в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км. Опасность для жизни была большая, но папанинцы выстояли. Научные результаты экспедиции получили высокую оценку в мировом научном сообществе.


После войны Иван Папанин – на научной работе, был заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедициям, возглавляя Службу космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР: С 1956 года Папанин еще и директор Института биологии внутренних вод АН СССР в посёлке Борок.


Несмотря на преклонные годы полярник-долгожитель сохранял ясный ум. Обладая завидным чувством юмора, Иван Дмитриевич говорил, что долго жить ему помогает его «морское происхождение» - ибо отец его был матросом. Кроме того, поскольку его работа была связана с исследованием Арктики, то и организм его закалился от всякого рода хворей и болезней. И все же жизнь он прожил трудную, но интересную.


Одной из самых колоритных фигур - жительниц этого дома являлась «вечная» Мариэтта Сергеевна Шагинян. Это была удивительная женщина, с не иссякающим вдохновением в душе и слуховым аппаратом в ушах. Её можно назвать легендой советской литературы. Она прожила 93 года, будучи одной из немногих женщин-писателей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда (в 1976 году). Шагинян поражала своей многолетней творческой плодовитостью. Писала она почти до последних дней, и потому так разнообразно её литературное наследие -– «О блаженстве имущего. Поэзия З. Н. Гиппиус» (1912), «Две морали» (1914), «Приключения дамы из общества» (1923), «Гидроцентраль» (1928), «Месс Менд, или Янки в Петрограде» (1924), «По Советской Армении» (1950), «Лениниана» (1937—1968), «Т. Шевченко» (1941), «И. А. Крылов» (1944), «Этюды о Низами» (1955) и т.п., и т.д. А еще она успевала переводить, в частности, роман Уилки Коллинза «Лунный камень», который по сей день и переиздается в нашей стране, благодаря Мариэтте Сергеевне.


Секрет ее долголетия в активной жизненной позиции и фанатичной увлеченности любимым делом. На арбатском доме сейчас размещена памятная доска, удостоверяющая факт длительного проживания в нем Мариэтты Сергеевны Шагинян, и ещё одна - о полярнике Иване Дмитриевиче Папанине.

Перейдите на другую сторону улицы Арбат, между домами 38 и 36 пройдите в Спасопесковский переулок, пункт назначения находится слева на пересечении Спасопесковского и Карманицкого переулков.
Жилой дом, 1929г.
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1929
Адрес:
Спасопесковский переулок, 3/1с1
Эпоха:
1920-е
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута

Спасопесковский переулок, 3 Остановка четвертая. Богемная. Лиля Брик.


В дом номер 3 по Спасопесковскому переулку, построенный в 1929-м году в стиле конструктивизм, Лиля Юрьевна переехала в 1931 году. Еще до войны в квартире Лили Брик в Спасопесковском можно было встретить немало молодых поэтов.


Свою миссию она видела в том, чтобы помогать потенциальным гениям до тех пор, пока никто кругом их гениальность не распознал, пока гении эти голодны и сиры, нуждаясь в крыше над головой. Она была она была и меценатом, и продюсером, и импресарио – тут уж называй как хочешь.


Борис Слуцкий так вспоминал свою встречу с ней: «Надо было только раз увидеть Лилю Юрьевну, чтобы туда тянуло уже, как магнитом. У нее поразительная способность превращать любой факт в литературу, а любую вещь в искусство. И еще одна поразительная способность: заставить тебя поверить я свои силы. Если она почувствовала, что в тебе есть хоть крохотная, еще никому не заметная, искра Божья, то сразу возьмется ее раздувать и тебя убедит в том, что ты еще даровитей, чем на самом деле. Лиля сказала мне: «Боря, вы поэт. Теперь дело за небольшим: вы должны работать, как вол. Писать и писать. И забыть про все остальное». И я ей поверил».


С началом войны квартира опустела. Хозяева вернулись обратно в 1943-м, увидев последствия бомбежки Арбата: выбитые окна в квартире, общее разорение.


Василий Катанян – сын последнего мужа Лили Брик - рассказывает: «Жили бытом военной Москвы: отоваривание карточек, обмен вещей на продукты, железная буржуйка, возле которой поставили письменный стол и работали все трое — это было единственное теплое место в комнате. Иногда сидели в пальто. ЛЮ воспринимала все без особых жалоб. «Как в 18-м году», — говорила она. Я ездил помогать отцу управляться с картошкой, а ЛЮ посадила грядку петрушки, она считала ее очень полезной. Она ездила с нами, поливала свою петрушку и варила на костре картошку, которую мы ели часто только с солью — больше ничего не было».


Постепенно в Спасопесковский вновь потянулся народ – оставшиеся в Москве знакомые и те, кто вернулся из эвакуации. Конечно, довоенные разносолы оставалось только вспоминать, но и пустым обеденный стол не был – даже когда главным блюдом был суп из крапивы, все это было со вкусом сервировано.


В военном 1943-м году Маяковскому могло бы исполнится пятьдесят лет. Отмечая юбилей, «Лиля Юрьевна в виде изысканного десерта сварила сладкую манную кашу, и все ели ее холодную, присыпая корицей. Вообще-то в день рождения Маяковского ЛЮ всегда делала его любимое блюдо — вареники с вишнями. Но в сей голодный военный год муку нигде нельзя было купить, и ни у кого из знакомых ее тоже не было: ею не разрешено было торговать. На юбилей поэта пришло много народу, пришли днем (комендантский час!), каждый принес что мог, и Лиля Юрьевна в хрустальном бочонке смешала крюшон — его всегда ставили на стол во время заседания ЛЕФа». А Василий Катанян где-то раздобыл десяток вареных яиц. Из гостей ему запомнились кинорежиссер Лев Кулешов, критик Анатолий Тарасенков, чтец Владимир Яхонтов, актриса Рина Зеленая, художники Михаил Куприянов и Давид Штеренберг.


В 1952 году в Спасопесковском переулке впервые появляется «Робик» - так по-домашнему звала Лиля Брик Родиона Щедрина (род. в 1932), ныне выдающегося композитора – последнего русского музыкального классика. Всемирно известный композитор, пианист, музыкальный педагог, общественный деятель, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и двух Государственных премий РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» активно сочиняет музыку и сегодня. В 2023 году ему исполнился 91 год.


Именно в салоне Лили Брик на Арбате Щедрин познакомился со своей будущей женой – выдающейся балериной Майей Михайловной Плисецкой (1925-2015). Она прожила 89 лет, что также позволяет считать ее долгожителем.

Перейдите на противоположную сторону переулка, следом за строениями Спасской церкви, не входя в сквер на Спасопесковской площади, резко поверните направо, идите прямо до пересечения с Большим Николопесковским переулком. Поверните налево, двигайтесь по переулку, мимо Учебного театра Театрального института им. Б. Щукина. Следующий пункт назначения находится справа, сразу после Учебного театра.
Большой Николопесковский переулок
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута

Большой Николопесковский переулок, 12. Остановка пятая. Бардовская. Александр Городницкий.


Всё перекаты да перекаты -


Послать бы их по адресу!


На это место уж нету карты, -


Плыву вперед по абрису.


А где-то бабы живут на свете,


Друзья сидят за водкою...


Владеют камни, владеет ветер


Моей дырявой лодкою.


Эти знаменитые строки принадлежат нашему современнику и долгожителю Александру Моисеевичу Городницкому (род. 1933). Человек-легенда, известный бард, поэт, автор многих стихов и песен, один из основоположников жанра авторской песни в России, а еще учёный-геофизик, живет на Арбате. «К жизни лучше относиться с юмором и иронией», считает Городницкий, эта точка зрения по всей видимости и помогает ему жить долго. Он и сейчас в прекрасной форме. Много пишет, дает концерты.


А его научные труды известны далеко за пределами нашей страны. Александр Моисеевич - заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, первый лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.


Городницкий – блокадник, в Ленинграде пережил первую блокадную зиму. В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу и затем поступил на геолого-разведочный факультет Ленинградского горного института, где в 1953 году организовал литературное объединение (ЛИТО).


В 1970 году он впервые и на многие годы стал председателем жюри Грушинского фестиваля авторской песни. А в 1972 году принят в члены Союза писателей СССР.


С 1972 года Городницкий работает в Институте Океанологии имени П.П. Ширшова, не раз погружался на дно в подводных обитаемых аппаратах. Бывал он и на дрейфующей станции на Северном полюсе (1964) и в Антарктиде (1973). В честь Городницкого названа малая планета Солнечной системы.


В октябре 2018 года песня Городницкого «Атланты», являющаяся одним из неофициальных гимнов Санкт-Петербурга, стала официальным гимном Государственного Эрмитажа. У поклонников сложилась традиция - отмечать день рождения Александра Моисеевича на Арбате.

Двигайтесь по Большому Николопесковскому переулку в сторону улицы Арбат. Пункт назначения находится слева на пересечении переулка и улицы Арбат.
Театр Вахтангова
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XIX-XX вв.
Адрес:
Арбат ул., дом 26
Архитекторы:
А.С. Каминский, В.П. Абросимов
Эпоха:
1900-е, 1920-е
4.10
Узнать об объекте больше
6
О точке маршрута

Арбат, 26. Остановка шестая. Театральная. Вахтанговский – театр на солнечной стороне.


«Вахтанговский» – так давно уже называют москвичи это здание на Арбате, несмотря на то, что официальное наименование его более длинное - Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. Не менее «протяженной» является и его история – в 2021 году театру исполнилось сто лет.


Дом на Арбате, в котором поселился в 1921 году Вахтанговский театр, был построен еще при отце братьев-книгоиздателей - Василии Никитиче Сабашникове, разбогатевшем на золотодобыче.


Расцвет театра связан с именем его главного режиссера (в 1939-1968 годах) Рубена Симонова. В 1963 году он восстановил спектакль «Принцесса Турандот», где в главных ролях играли Василий Лановой (Калаф) и Юлия Борисова (принцесса).


Оба они – долгожители. Да и в целом, в театре долгожителей-актеров немало! Народный артист СССР Василий Лановой прожил 87 лет. Народная артистка России Дина Андреева - 89 лет. Заслуженная артистка РФ Галина Коновалова прожила 98 лет. В этом же знаменитом театре до последних дней жизни работали народные артисты Советского Союза Владимир Этуш и Юлия Борисова. Залогом их жизненного и творческого долголетия была святая преданность сцене. Как бы плохо ни чувствовал себя артист в преклонном возрасте, но выходя на театральные подмостки, он словно рождался заново. Болезни отступали – их лечило драматическое искусство.


Владимир Абрамович Этуш (1922—2019) — уроженец Москвы, ее защитник, ветеран Великой Отечественной войны. Добровольцем пошел он на войну, получив тяжелое ранение, был комиссован. В 1944 году продолжил учебу в Щукинском училище и вскоре был зачислен в труппу, став впоследствии одним из самых популярных ее артистов и ректором «Щуки» с 2003 по 2019 годы. Советский и российский актер театра и кино, театральный педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» - таков далеко не полный перечень наград Этуша. На вопрос «есть ли у него особый секрет долголетия» Владимир Этуш отвечал, что главное - это сохранение присутствия духа в любой ситуации, а еще - гармония в душе, новые впечатления и положительные эмоции, любовь к жизни: «Важно себе сказать, что после 70 все не заканчивается. У меня она только началась. Стараюсь много путешествовать, получать удовольствие от жизни. Думаю, именно это ее продлевает»!


Творческое долголетие Юлии Борисовой ошеломляло коллег по театру. Когда Борисовой исполнилось 85 лет, Василий Лановой сказал: «Глядя на Юлию Константиновну Борисову, мне иногда кажется, что в ней природа каким-то непостижимым образом сплавила всё то, из чего складывается образ Актрисы на все времена. … Её преданность театру — безгранична. … Каждая роль Борисовой — бриллиант чистейшей воды по чёткости рисунка, по строгости отбора выразительных средств, по силе внутренней убеждённости в правоте своей героини». Свое девяностолетие актриса отметила на сцене.


Советская и российская актриса Юлия Константиновна Борисова (1925-2023) — кавалер многих наград, Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий Российской Федерации. В Государственном академическом театре имени Вахтангова она играла с 1947 года целых 76 лет! Случай редчайший в истории мирового театрального искусства.


Юлия Константиновна редко давала интервью, будучи непубличным человеком. О причинах своего долголетия она говорила: «Мой секрет красоты вам точно не подойдет. Я никогда не была ни в одном косметическом кабинете, не делала зарядку, хотя и сейчас легко могу достать до пола и сделать кульбит. Но я всегда пользуюсь только очень дорогой косметикой, причем выбираю только такие марки, которые, как и я, прошли испытание временем.

Следующий пункт назначения находится напротив театра, на противоположной стороне улицы Арбат.
Доходный дом, 1869-1873 гг., 1876 г. (Библиотека "Дом А. Ф. Лосева")
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
XIX в.
Адрес:
Арбат ул., дом 33
Архитекторы:
М.О. Лопыревский, И.Я. Быковцев
Эпоха:
19 век
4.00
Узнать об объекте больше
7
О точке маршрута

Арбат, 33. Остановка седьмая. Философская. Алексей Лосев.


На Арбате Алексей Федорович прожил большую часть своей длинной (94 года!) жизни, полной моральных и физических испытаний. Родился он в Новочеркасске в семье учителя, происходил из донских казаков. В 1911 году окончил классическую гимназию с золотой медалью, а в 1915 году историко-филологический факультет Московского университета, причем сразу по двум отделениям: философии и классической филологии. За успехи, достигнутые им в научной деятельности, он был оставлен в университете для подготовки к званию профессора.


В 1922 году Павел Флоренский венчал Алексея Лосева с Валентиной Соколовой, которой суждено будет разделить со своим мужем все тяготы и радости жизни на протяжении более тридцати лет


В 1920-х годах Лосев опубликовал несколько своих философских трудов, но за чуждое советской власти мировоззрение был подвергнут гонениям: в апреле 1930 года его арестовали и приговорили к десяти годам лагерей. Аналогичная кара постигла и его жену, приговоренную к пяти годам лишения свободы. На строительстве Беломорканала здоровье Лосева резко ухудшилось, из здорового человека он стал инвалидом, начал терять зрение


В 1933 году случилось чудо - он был освобожден, сыграло роль заступничество Екатерины Пешковой. Ученый вновь вернулся в Москву (дом № 13 на Воздвиженке), к научной работе, а к преподаванию на философском факультете МГУ – только в 1942-м году.


Увидеть изданными свои философские труды Лосев смог только после смерти Сталина в 1953 году, было опубликовано свыше 600 научных работ, из них 40 монографий. Самым значительным результатом его творчества стала семитомная «История античной эстетики», за которую Лосев за два года до смерти был удостоен Государственной премии СССР.


Помимо увлечения философией, которая была для Лосева делом всей жизни, была у Алексея Федоровича еще одна пламенная страсть. Он собирал книги, которые были «его лучшими собеседниками и друзьями», как выражался сам ученый. Его коллекция трижды погибала: первый раз это случилось в революционные годы, второй — после ареста в 1930 году, а третий — в 1941-м, когда бомба попала в его дом. После окончания войны Лосев долгие годы восстанавливал библиотеку, закупал книги, отдавал их в переплет. Некоторые экземпляры сохранились в том виде, в котором они уцелели после войны, — наполовину обожженные, с вырванными страницами и целыми утраченными главами, которые уже не подлежат восстановлению. Все эти книги бережно сохранила после смерти философа в 1988 году его вторая жена и ближайший друг Аза Алибековна Тахо-Годи. Она передала в дар Москве более 11 тысяч книг по истории философии – дар уникальный по своему содержанию.


В арбатскую квартиру философа в доме 33 приходили и его коллеги, и ученики, число которых с годами только росло (например, Сергей Аверинцев). Неслучайно, что на Арбате возникла спустя двенадцать лет после кончины философа «Библиотека истории русской философии и культуры» - «Дом А. Ф. Лосева». Книжное собрание вобрало в себя и мемориальную коллекцию А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи.


Аза Алибековна (родилась в 1922 году) - человек и ученый уникальный. Известный филолог, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ, она еще и хранительница наследия А.Ф. Лосева. Трудоспособность столетней ученой поражает даже значительно более молодых коллег. Наука и творчество – вот залог долголетия А.Тахо-Годи, отмеченной такими званиями и наградами как заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премий Андрея Белого и Александра Солженицына.


Официальное открытие библиотеки Лосева состоялось 23 сентября 2004 года, в день рождения ученого. А через два года во дворе библиотеки был открыт памятник философу и постоянно действующая мемориальная экспозиция «Я сослан в ХХ век», посвященная философу. В 2019 году библиотека обрела статус «Дома Лосева — научной библиотеки и мемориального музея».

Следуйте далее по улице Арбат, пункт назначения находится справа.
Доходный дом А.К.Ечкина
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1902-1903 гг.
Адрес:
ЦАО, Арбат ул., дом 23, строение 1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Эпоха:
1900-е
5.00
Узнать об объекте больше
8
О точке маршрута

Арбат, 23, стр. 1. Остановка восьмая. Скульптурная. Сергей Конёнков.


Скульптор Сергей Тимофеевич Коненков (1874 - 1971) - академик Академии художеств СССР, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, работы которого представлены в ведущих музеях России, прожил 97 лет.


С жизнью и творчеством Коненкова связан дом 23 на Арбате, строение 1. Здесь в 1900-е годы была его мастерская. В ту пору Сергей Тимофеевич получил выгодное предложение известной московской фирмы Гладкова и Козлова выполнить декоративно-оформительские работы по созданию скульптурных изваяний, лепнины и живописных украшений в новой кофейне Д.И. Филиппова на Тверской улице. Над проектом он работал на Арбате. Здесь же он пережил революцию 1905 года, лично участвуя в строительстве баррикад, устроив у себя склад боеприпасов.


После 1917 года скульптор активно участвовал в претворении в жизнь ленинского плана монументальной пропаганды, а в 1920-е уехал в США в длительную творческую стажировку.


В Америке Коненков тоже много работал. Широко известен он стал особенно после своего кресла «Удав». Оно много выставлялось на его выставках. Один из его биографов утверждал, что однажды две американки, пришедшие посмотреть творения Коненкова, все ходили вокруг кресла и долго его обсуждали. Ведь сделано оно было из натуральных деревянных корней толщиной сантиметров в двадцать.


– Как же это он их так скрутил! – восхитилась одна дама.


– Он же русский! – пояснила другая.


В последнее время стала известна секретная миссия жены Коненкова в США. Маргарита Ивановна Воронцова-Конёнкова – русская эмигрантка, графиня, будучи агентом советской разведки, более двадцати лет провела на нелегальном положении в Соединенных Штатах Америки. В 1935 году она свела довольно тесную дружбу с самим Альбертом Эйнштейном. Во время войны Эйнштейн жил в Принстоне (штат Нью-Джерси) и работал там профессором университета. Создатель теории относительности и скрипач по совместительству испытывал к Коненковой самые глубокие и нежные чувства.


Кстати, почти через полвека любовные письма Эйнштейна к Маргарите Коненковой были выставлены на аукционе "Сотби". Десять писем, датированных 1945 и 1946 годами, были предъявлены для продажи неназванными родственниками Коненковой. Письма представляли собою листки бумаги, исписанные по-немецки изящным почерком, который, по мнению экспертов, несомненно, принадлежит гениальному физику.


Вернувшись в СССР из США в 1945 г., Сергей Коненков стал активно работать вплоть до преклонных лет. Его творческому долголетию можно было позавидовать. В 1965 году в здании Московского дома художника на Кузнецком Мосту состоялась выставка работ скульптора, приуроченная к его 90-летию. И звание Героя Социалистического Труда он получил к этой же круглой дате.

Доходный дом О. С. Бургардта-Гвоздецкого («Литературный особняк»)
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1873—1874
Адрес:
ул. Арбат, д. 9с1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Н.И. Гущин
Эпоха:
19 век
3.40
Узнать об объекте больше
9
О точке маршрута

Арбат, 7, дом, который был снесен в 70-е годы. Остановка девятая. Музыкальная. Матвей Блантер.


Когда-то на этом месте стоял дом 7, где начиналась творческая деятельность выдающегося советского композитора, автора песни «Катюша» Матвея Блантера, прожившего 87 лет. В 1920—1921 годах Матвей Исаакович был руководителем музыкальной части эстрадно-артистической студии «Мастерская H. M. Форрегера» («Мастфор»), находившейся в стоявшем здесь здании, снесённом в 1970-е годы.


О причинах своего долголетия композитор мог бы повторить знаменитые строки: «Мне песня строить и жить помогает!».


Историю страны можно проследить по песням Блантера. С песнями Блантера советские люди воевали и созидали. Удивительно, но песня, ставшая символом Великой Отечественной войны – «Катюша», была написана Блантером еще до ее начала. Широко известны следующие его произведения: «До свиданья, города и хаты», «Огонёк», «Песня военных корреспондентов», «Под звёздами балканскими», «Враги сожгли родную хату», «Лучше нету того цвету», «Летят перелётные птицы», «Черноглазая казачка» и многие-многие другие. Матвей Блантер (1903-1990) был удостоен званий Народный артист СССР и Герой Социалистического Труда.

Отзывы
(1)
Поделитесь статьей с друзьями