Открыть в приложении
Скачать
close

Раздел для тех, кто любит гулять и бродить по городу. Выберите маршрут из списка или посмотрите, как он выглядит на карте и — удачного путешествия.!

Прогулка по ГМЗ «Царицыно»

Прогулка по ГМЗ «Царицыно»

100 ч. 12 м.2 км
Тематический маршрут в рамках спецпроекта портала «Узнай Москву» и Департамента культуры - «Прогулочные маршруты по городским паркам».
star-icon
3.5
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Интересный факт из истории Царицыно:
До XVIII века здесь располагалось село Богородское, которое сгорело во времена польской оккупации. Пустошь, образовавшуюся на этом месте, назвали Черной Грязью. 

Наше путешествие начинается от главного входа в музей-заповедник "Царицыно", также известного как Визит-центр, или КПП № 1, и заканчивается у входа в музейно-выставочный комплекс "Царицыно". Парадная площадь и здания Визит-центра были созданы в 2007 году. В здании Визит-центра находится касса, где можно приобрести входные билеты в музей и экскурсионные путёвки, оплатить поездку на электромобиле в весенне-летний сезон.

Пройдя направо вдоль зданий Визит-центра (примерно 10 минут), поверните налево. Пройдя по проспекту между прудами, Вы окажетесь перед Фигурным мостом. В летний период можно пройти вперед, по горбатым мостикам, мимо свето-музыкального фонтана. Перейдя пруд, поверните направо.


Фигурный мост

Фигурный мост – одна из первых построек царицынского ансамбля, предназначавшегося для императрицы Екатерины II. Мост возводился в 1776-1778 годах по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. Удачно вписанный архитектором в береговую линию, он соединяет два высоких земляных холма и оформляет парадный въезд в усадьбу. Мосту придан вид крепостного сооружения, подчеркнутый стилизованными «кремлевскими» зубцами. Цветовая гамма, обильный и разнообразный декор делают Фигурный мост, как и другие постройки неоготического ансамбля, праздничным и торжественным.

Пройдя под аркой Фигурного моста, Вы окажетесь в центральной части дворцово-паркового ансамбля.

В центральной части хорошо видны строения царицынского ансамбля. Изначально ансамбль строился, как загородная резиденция императрицы Екатерины II по проекту архитектора Василия Баженова. Однако в 1786 году Баженов был отстранен от дел. Другой архитектор, Матвей Фёдорович Казаков, продолжил строительство. Но, к сожалению, не успел его закончить: после смерти Екатерины II работы в Царицыне были прекращены. Парк стал местом загородных прогулок. А со второй половины XIX века началось активное дачное строительство. В советское время дачи национализировали. Исторический облик царицынского ансамбля был восстановлен после масштабных реставрационных работ 1986-2014 годов.

Пройдите налево, к зданию храма.

Храм иконы «Божией Матери Живоносный источник»


Храм иконы «Божией Матери Живоносный источник» - старейшая из построек на территории императорской усадьбы. Запись в придворном церемониальном журнале свидетельствует, что Екатерина Великая бывала в храме. Первый деревянный храм на этом месте был поставлен в 1680-х годах князем Василием Голицыным, владельцем усадьбы в то время. В 1722 году новый хозяин имения - князь Дмитрий Кантемир - построил на месте деревянного храма новый, с каменной нижней частью и деревянным верхом. В 1759-1765 годах был построен полностью каменный храм, а в 80-е годы XIX века колокольню перестроили и расширили трапезную. В 1930 году церковь закрыли и приспособили под хозяйственные нужды. Сейчас в церкви снова проводятся богослужения - для этого храм был возвращен верующим и были проведены серьезные реставрационные работы.

Пройдите вдоль церковной ограды до расположенным за храмом Кавалерских корпусов.


Кавалерские корпуса

Первый и Второй Кавалерские корпуса, или, как их называл архитектор Василий Баженов, «два домика по церковному рву», были построены одновременно, в 1784-1785 годах. Скорее всего, они предназначались для придворнослужителей. Второй Кавалерский корпус также называют «Восьмигранником» из-за формы плана. Здание не имеет главного фасада, но каждый из четырех фасадов, ориентированных по сторонам света, украшен декоративным четырехколонным портиком и ажурным фронтоном. Белокаменный декор, как и в других баженовских зданиях в Царицыне, акцентирует главные, архитектурно наиболее значимые части: цоколь, карниз, парапет, высокие стрельчатые окна и портики. Корпус постепенно ветшал и к середине XX века от него остались лишь наружные стены. После реставрации в 1994 году во Втором Кавалерском корпусе была открыта первая временная экспозиция Государственного музея-заповедника «Царицыно».

I-й Кавалерский корпус находится далее, за II-м Кавалерским корпусом.

I-й Кавалерский корпус имеет форму квадрата с вынутым углом. Вход в здание обращен к центру ансамбля, оформлен нарядным портиком с двумя парами колонн и увенчан фронтоном. Во второй половине XIX века павильон сдавали в аренду дачникам. В 1932 году здание было основательно перестроено, в нем размещался Исполком Ленинского района Московской области. Позже оно было передано музыкальному училищу. Во время реставрации 1992-1995 годов зданию вернули его первоначальный облик и планировку.

Пройдите в центр ансамбля и поверните налево.


Хлебный дом

Хлебный дом В.И. Баженов строил в 1784-1785 годах. Здание превосходит по величине все аналогичные по функциям постройки в императорских резиденциях России. Архитектор называл его «Кухни на погребах и ледниках», «Кухни со всеми потребностями и службами». Это двухэтажное здание выполнено в виде огромного куба с закругленными углами. Подвальный этаж отводился под погреба, ледники (помещения для хранения продуктов, охлаждаемые льдом, морозильные камеры XVIII века), дровяные и прочие склады, а на других этажах должны были разместиться кухни, кондитерские, различные хозяйственные помещения. Второе название «Хлебный дом» корпус получил благодаря расположенной в центре двух его фасадов белокаменной эмблеме, изображающей каравай хлеба с солонкой. По своему назначению Хлебный дом, как и остальные постройки царицынского ансамбля, никогда не использовался. В 2006 году, после реставрации, Хлебный дом был открыт для посетителей. Сейчас в нем расположены музейно-выставочные залы. В Атриуме Хлебного дома проходят концерты органной музыки.

Повернитесь направо к галерее-ограде с колючей аркой в центре.


Галерея-ограда

Галерея-ограда соединяет Хлебный дом и Большой дворец. Она была возведена в 1782-1784 годах по проекту Василия Баженова. Оригинальная по своему строению, галерея является одной из декоративных построек в составе ансамбля. Наиболее эффектная и запоминающаяся часть галереи – «колючая» арка. Ее своеобразный силуэт, родственный театральной декорации, контрастирует со спокойным, грандиозным и величественным фасадом Хлебного дома. Реставрация галереи была проведена в 1986-1987 годах.

Если Вы устали, то можете пройти под аркой ко входу в выставочные залы музея-заповедника "Царицыно". Для продолижения знакомства с архитектурным ансамблем пройдите вдоль галереи-ограды к Большому дворцу.


Большой дворец

Большой дворец – единственное сооружение в царицынском ансамбле, построенное по проекту архитектора Матвея Казакова. Оно было возведено в 1786-1796 годах на месте и взамен трех баженовских дворцов, снесенных по повелению императрицы. Фрагмент фундамента одного из разобранных дворцов представлен на экспозиции «Царицыно Екатерины II». Два квадратных в плане корпуса, углы которых отмечены гранёными восьмиугольными башнями под шатровыми кровлями, соединены между собой более узкой галереей с высокой кровлей. Перед архитектором Казаковым стояла трудная задача: ему пришлось «встраивать» новое грандиозное здание в уже сложившийся ансамбль, сохраняя связь с другими постройками Баженова. На фасаде галереи – ряды прямоугольных окон с готическим накладным узором, в боковых корпусах устроены лоджии с аркадами из высоких стрельчатых арок. К сожалению, Казаков не успел закончить строительство. В 1796 году скончалась Екатерина II, её потомки не решились завершить дело, начатое императрицей. Со временем Большой дворец превратился в руины, которые привлекали москвичей в Царицыно и во второй половине XIX-го, и в XX веке. После окончания реставрационных работ в 2007 году помещения Большого дворца стали использовать для показа музейных коллекций, а в галерее находятся два парадных зала.

Пройдя далее вдоль фасада Большого дворца и повернув налево, Вы увидите один из дворцов Василия Баженова.


Малый дворец

Малый дворец строили в 1776-1778 годах по проекту Баженова. Он поставлен на верхней площадке ступенчатой земляной пирамиды и возвышается над уровнем пруда почти на 20 метров. Этот дворец-павильон перекрыт низким куполом, его стены нарядно декорированы накладным белокаменным орнаментом и кирпичом, выложенным ромбиком, наверху - вензель императрицы в лучистом сиянии. Как и другие здания баженовского ансамбля, Малый дворец первоначально был покрыт желтой черепичной «крышкой». В 1803-1804 годах Царицыно было открыто для публики, и дворец сдали в аренду под кофейный дом. После долгого разрушения он был восстановлен для музейного использования в 1987-1996 годах.

Пройдя далее между Большим и Малым дворцами, Вы увидите еще один дворец, построенный для Екатерины II.


Средний дворец

Средний дворец поставлен на одной линии с Малым. Он построен Баженовым в 1776-1778 годах. Другое распространенное название - Оперный дом - появилось позже, в начале XIX века, так как в нем предполагалось устраивать спектакли. Средний дворец выделяется богатым и разнообразным белокаменным декором. Он интересен и необычен по своему объемно-пространственному решению, в нем наиболее полно воссозданы баженовские интерьеры. Об официальном статусе Среднего дворца свидетельствуют ажурные геральдические фигуры двуглавых орлов, возвышающиеся на парапетах боковых фасадов. В XIX–ХХ веках дворец не использовался и постепенно разрушался. Впервые здание реставрировали в 1988-1995 годах. После последней реставрации, закончившейся в 2014 году, в нем открылась выставка «Дворец во дворце. Скульптура Останкина в Оперном доме Царицына».


Фигурные ворота

За Средним дворцом стоят Фигурные ворота.

Баженов называл ворота, построенные в 1777-1778 годах, «Вороты при конце сада», «вороты прекрасной фигуры … и прямо нежной готической архитектуры». Второе название «Виноградные ворота» связано с белокаменным декором в проеме стрельчатой арки, который похож на виноградную гроздь. В архитектуре Фигурных ворот, как и Фигурного моста, есть элементы крепостной архитектуры - но крепостной стены в Царицыне нет. Фигурные ворота завершают Березовую перспективу, идущую вдоль прудов. Одновременно они являются нарядной парковой затеей и обозначают границу между архитектурным ансамблем и парком.

От Фигурных ворот можно пройти по аллеям и дорожкам исторического пейзажного парка. Или повернуть налево, пройти вокруг Большой поляны и подойти к стеклянному павильону - главному входу в музейно-выставочное пространство.
Распечатать статью

Точки маршрута

Фигурный мост (Царицыно)

Годы постройки

1776-1778

Стиль

Неоготика

Ближайшие станция метро

ОреховоЦарицыно

Архитекторы

В.И. Баженов

Назначение постройки

Мост

Узнать об объекте больше
star-icon
3.2
Фигурный мост (Царицыно)
1
Фигурный мост – одна из первых построек царицынского ансамбля, предназначавшегося для императрицы Екатерины II. Мост возводился в 1776-1778 годах по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. Удачно вписанный архитектором в береговую линию, он соединяет два высоких земляных холма и оформляет парадный въезд в усадьбу. Мосту придан вид крепостного сооружения, подчеркнутый стилизованными «кремлевскими» зубцами. Цветовая гамма, обильный и разнообразный декор делают Фигурный мост, как и другие постройки неоготического ансамбля, праздничным и торжественным.
Next step
Пройдя под аркой Фигурного моста, Вы окажетесь в центральной части дворцово-паркового ансамбля. Пройдите налево, к зданию храма.

Храм иконы «Божией Матери Живоносный источник»

Годы постройки

XVII-XX вв.

Ближайшие станция метро

ОреховоЦарицыно

Архитекторы

В.И. Баженов
Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
Храм иконы «Божией Матери Живоносный источник»
2
Храм иконы «Божией Матери Живоносный источник» - старейшая из построек на территории императорской усадьбы. Запись в придворном церемониальном журнале свидетельствует, что Екатерина Великая бывала в храме. Первый деревянный храм на этом месте был поставлен в 1680-х годах князем Василием Голицыным, владельцем усадьбы в то время. В 1722 году новый хозяин имения - князь Дмитрий Кантемир - построил на месте деревянного храма новый, с каменной нижней частью и деревянным верхом. В 1759-1765 годах был построен полностью каменный храм, а в 80-е годы XIX века колокольню перестроили и расширили трапезную. В 1930 году церковь закрыли и приспособили под хозяйственные нужды. Сейчас в церкви снова проводятся богослужения - для этого храм был возвращен верующим и были проведены серьезные реставрационные работы.
Next step
Пройдите вдоль церковной ограды до расположенным за храмом Кавалерских корпусов.

II-й Кавалерский корпус

Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
II-й Кавалерский корпус
3
Первый и Второй Кавалерские корпуса, или, как их называл архитектор Василий Баженов, «два домика по церковному рву», были построены одновременно, в 1784-1785 годах. Скорее всего, они предназначались для придворнослужителей. Второй Кавалерский корпус также называют «Восьмигранником» из-за формы плана. Здание не имеет главного фасада, но каждый из четырех фасадов, ориентированных по сторонам света, украшен декоративным четырехколонным портиком и ажурным фронтоном. Белокаменный декор, как и в других баженовских зданиях в Царицыне, акцентирует главные, архитектурно наиболее значимые части: цоколь, карниз, парапет, высокие стрельчатые окна и портики. Корпус постепенно ветшал и к середине XX века от него остались лишь наружные стены. После реставрации в 1994 году во Втором Кавалерском корпусе была открыта первая временная экспозиция Государственного музея-заповедника «Царицыно».
Next step
I-й Кавалерский корпус находится далее, за II-м Кавалерским корпусом.

I-й Кавалерский корпус

Узнать об объекте больше
star-icon
3.2
I-й Кавалерский корпус
4
I-й Кавалерский корпус имеет форму квадрата с вынутым углом. Вход в здание обращен к центру ансамбля, оформлен нарядным портиком с двумя парами колонн и увенчан фронтоном. Во второй половине XIX века павильон сдавали в аренду дачникам. В 1932 году здание было основательно перестроено, в нем размещался Исполком Ленинского района Московской области. Позже оно было передано музыкальному училищу. Во время реставрации 1992-1995 годов зданию вернули его первоначальный облик и планировку.
Next step
Пройдите в центр ансамбля и поверните налево.
Хлебный дом В.И. Баженов строил в 1784-1785 годах. Здание превосходит по величине все аналогичные по функциям постройки в императорских резиденциях России. Архитектор называл его «Кухни на погребах и ледниках», «Кухни со всеми потребностями и службами». Это двухэтажное здание выполнено в виде огромного куба с закругленными углами. Подвальный этаж отводился под погреба, ледники (помещения для хранения продуктов, охлаждаемые льдом, морозильные камеры XVIII века), дровяные и прочие склады, а на других этажах должны были разместиться кухни, кондитерские, различные хозяйственные помещения. Второе название «Хлебный дом» корпус получил благодаря расположенной в центре двух его фасадов белокаменной эмблеме, изображающей каравай хлеба с солонкой. По своему назначению Хлебный дом, как и остальные постройки царицынского ансамбля, никогда не использовался. В 2006 году, после реставрации, Хлебный дом был открыт для посетителей. Сейчас в нем расположены музейно-выставочные залы. В Атриуме Хлебного дома проходят концерты органной музыки.
Next step
Повернитесь направо к галерее-ограде с колючей аркой в центре.

Галерея-ограда

Годы постройки

1784–1785

Ближайшие станция метро

ОреховоЦарицыно

Архитекторы

В.И. Баженов

Назначение постройки

Иное

Узнать об объекте больше
Галерея-ограда
6
Галерея-ограда соединяет Хлебный дом и Большой дворец. Она была возведена в 1782-1784 годах по проекту Василия Баженова. Оригинальная по своему строению, галерея является одной из декоративных построек в составе ансамбля. Наиболее эффектная и запоминающаяся часть галереи – «колючая» арка. Ее своеобразный силуэт, родственный театральной декорации, контрастирует со спокойным, грандиозным и величественным фасадом Хлебного дома. Реставрация галереи была проведена в 1986-1987 годах.
Next step
Если Вы устали, то можете пройти под аркой ко входу в выставочные залы музея-заповедника "Царицыно". Для продолижения знакомства с архитектурным ансамблем пройдите вдоль галереи-ограды к Большому дворцу.

Большой дворец музея-заповедника «Царицыно»

Стиль

Псевдоготика

Адрес

ЮАО, Дольская ул., дом 1, строение 6

Назначение постройки

Дворец

Узнать об объекте больше
star-icon
3.7
Большой дворец музея-заповедника «Царицыно»
7
Большой дворец – единственное сооружение в царицынском ансамбле, построенное по проекту архитектора Матвея Казакова. Оно было возведено в 1786-1796 годах на месте и взамен трех баженовских дворцов, снесенных по повелению императрицы. Фрагмент фундамента одного из разобранных дворцов представлен на экспозиции «Царицыно Екатерины II». Два квадратных в плане корпуса, углы которых отмечены гранёными восьмиугольными башнями под шатровыми кровлями, соединены между собой более узкой галереей с высокой кровлей. Перед архитектором Казаковым стояла трудная задача: ему пришлось «встраивать» новое грандиозное здание в уже сложившийся ансамбль, сохраняя связь с другими постройками Баженова. На фасаде галереи – ряды прямоугольных окон с готическим накладным узором, в боковых корпусах устроены лоджии с аркадами из высоких стрельчатых арок. К сожалению, Казаков не успел закончить строительство. В 1796 году скончалась Екатерина II, её потомки не решились завершить дело, начатое императрицей. Со временем Большой дворец превратился в руины, которые привлекали москвичей в Царицыно и во второй половине XIX-го, и в XX веке. После окончания реставрационных работ в 2007 году помещения Большого дворца стали использовать для показа музейных коллекций, а в галерее находятся два парадных зала.
Next step
Пройдя далее вдоль фасада Большого дворца и повернув налево, Вы увидите один из дворцов Василия Баженова.

Малый дворец музея-заповедника «Царицыно»

Стиль

Псевдоготика

Назначение постройки

Дворец

Узнать об объекте больше
star-icon
3.9
Малый дворец музея-заповедника «Царицыно»
8
Малый дворец строили в 1776-1778 годах по проекту Баженова. Он поставлен на верхней площадке ступенчатой земляной пирамиды и возвышается над уровнем пруда почти на 20 метров. Этот дворец-павильон перекрыт низким куполом, его стены нарядно декорированы накладным белокаменным орнаментом и кирпичом, выложенным ромбиком, наверху - вензель императрицы в лучистом сиянии. Как и другие здания баженовского ансамбля, Малый дворец первоначально был покрыт желтой черепичной «крышкой». В 1803-1804 годах Царицыно было открыто для публики, и дворец сдали в аренду под кофейный дом. После долгого разрушения он был восстановлен для музейного использования в 1987-1996 годах.
Next step
Пройдя далее между Большим и Малым дворцами, Вы увидите еще один дворец, построенный для Екатерины II.

Оперный дом

Годы постройки

1776-1778

Стиль

Псевдоготика

Адрес

ЮАО, Дольская ул., дом 1, строение 5

Ближайшие станция метро

Орехово

Архитекторы

В.И. Баженов

Назначение постройки

Дворец

Узнать об объекте больше
star-icon
3.9
Оперный дом
9
Средний дворец поставлен на одной линии с Малым. Он построен Баженовым в 1776-1778 годах. Другое распространенное название - Оперный дом - появилось позже, в начале XIX века, так как в нем предполагалось устраивать спектакли. Средний дворец выделяется богатым и разнообразным белокаменным декором. Он интересен и необычен по своему объемно-пространственному решению, в нем наиболее полно воссозданы баженовские интерьеры. Об официальном статусе Среднего дворца свидетельствуют ажурные геральдические фигуры двуглавых орлов, возвышающиеся на парапетах боковых фасадов. В XIX–ХХ веках дворец не использовался и постепенно разрушался. Впервые здание реставрировали в 1988-1995 годах. После последней реставрации, закончившейся в 2014 году, в нем открылась выставка «Дворец во дворце. Скульптура Останкина в Оперном доме Царицына».
Next step
За Средним дворцом стоят Фигурные ворота.

Фигурные ворота

Годы постройки

1777- 1778

Стиль

Псевдоготика

Ближайшие станция метро

Орехово

Архитекторы

В.И. Баженов

Назначение постройки

Иное

Узнать об объекте больше
star-icon
3.8
Фигурные ворота
10
Баженов называл ворота, построенные в 1777-1778 годах, «Вороты при конце сада», «вороты прекрасной фигуры … и прямо нежной готической архитектуры». Второе название «Виноградные ворота» связано с белокаменным декором в проеме стрельчатой арки, который похож на виноградную гроздь. В архитектуре Фигурных ворот, как и Фигурного моста, есть элементы крепостной архитектуры - но крепостной стены в Царицыне нет. Фигурные ворота завершают Березовую перспективу, идущую вдоль прудов. Одновременно они являются нарядной парковой затеей и обозначают границу между архитектурным ансамблем и парком.
Next step
От Фигурных ворот можно пройти по аллеям и дорожкам исторического пейзажного парка. Или повернуть налево, пройти вокруг Большой поляны и подойти к стеклянному павильону - главному входу в музейно-выставочное пространство.

Связано с маршрутом (10)

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
icon
г. Москва, ул. Дольская, 1
ОреховоЦарицыно
Грот Дианы со статуей
icon
Статуя Дианы работы скульптора Александра Сусликова в парке "Царицыно".
ул. Дольская, д.1
Орехово
star-icon
3.4
Прогулка по парку «Усадьба Воронцово»
icon
Тематический маршрут в рамках спецпроекта портала «Узнай Москву» и Департамента культуры - «Прогулочные маршруты по городским паркам».
Прогулка по территории музея-заповедника «Коломенское»
icon
Тематический маршрут в рамках спецпроекта портала «Узнай Москву» и Департамента культуры - «Прогулочные маршруты по городским паркам».
Прогулка по Саду «Эрмитаж»
icon
Тематический маршрут в рамках спецпроекта портала «Узнай Москву» и Департамента культуры - «Прогулочные маршруты по городским паркам».
star-icon
3.8
audioGuideОткрыть аудиогид
Прогулка по Измайловскому ПКиО
icon
Тематический маршрут в рамках спецпроекта портала «Узнай Москву» и Департамента культуры - «Прогулочные маршруты по городским паркам».