ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Прогулка по ГМЗ "Царицыно"

Тематический маршрут в рамках спецпроекта портала «Узнай Москву» и Департамента культуры - «Прогулочные маршруты по городским паркам».
3.19
ул. Дольская, д. 1 - Ул. Дольская, д.1
10 домов 1 час 1 км
+ -
Наше путешествие начинается от главного входа в музей-заповедник "Царицыно", также известного как Визит-центр, или КПП № 1, и заканчивается у входа в музейно-выставочный комплекс "Царицыно". Парадная площадь и здания Визит-центра были созданы в 2007 году. В здании Визит-центра находится касса, где можно приобрести входные билеты в музей и экскурсионные путёвки, оплатить поездку на электромобиле в весенне-летний сезон.

Пройдя направо вдоль зданий Визит-центра (примерно 10 минут), поверните налево. Пройдя по проспекту между прудами, Вы окажетесь перед Фигурным мостом. В летний период можно пройти вперед, по горбатым мостикам, мимо свето-музыкального фонтана. Перейдя пруд, поверните направо.

Фигурный мост – одна из первых построек царицынского ансамбля, предназначавшегося для императрицы Екатерины II. Мост возводился в 1776-1778 годах по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. Удачно вписанный архитектором в береговую линию, он соединяет два высоких земляных холма и оформляет парадный въезд в усадьбу. Мосту придан вид крепостного сооружения, подчеркнутый стилизованными «кремлевскими» зубцами. Цветовая гамма, обильный и разнообразный декор делают Фигурный мост, как и другие постройки неоготического ансамбля, праздничным и торжественным.

Пройдя под аркой Фигурного моста, Вы окажетесь в центральной части дворцово-паркового ансамбля.

В центральной части хорошо видны строения царицынского ансамбля. Изначально ансамбль строился, как загородная резиденция императрицы Екатерины II по проекту архитектора Василия Баженова. Однако в 1786 году Баженов был отстранен от дел. Другой архитектор, Матвей Фёдорович Казаков, продолжил строительство. Но, к сожалению, не успел его закончить: после смерти Екатерины II работы в Царицыне были прекращены. Парк стал местом загородных прогулок. А со второй половины XIX века началось активное дачное строительство. В советское время дачи национализировали. Исторический облик царицынского ансамбля был восстановлен после масштабных реставрационных работ 1986-2014 годов.

Пройдите налево, к зданию храма.

Храм иконы «Божией Матери Живоносный источник» - старейшая из построек на территории императорской усадьбы. Запись в придворном церемониальном журнале свидетельствует, что Екатерина Великая бывала в храме. Первый деревянный храм на этом месте был поставлен в 1680-х годах князем Василием Голицыным, владельцем усадьбы в то время. В 1722 году новый хозяин имения - князь Дмитрий Кантемир - построил на месте деревянного храма новый, с каменной нижней частью и деревянным верхом. В 1759-1765 годах был построен полностью каменный храм, а в 80-е годы XIX века колокольню перестроили и расширили трапезную. В 1930 году церковь закрыли и приспособили под хозяйственные нужды. Сейчас в церкви снова проводятся богослужения - для этого храм был возвращен верующим и были проведены серьезные реставрационные работы.

Пройдите вдоль церковной ограды до расположенным за храмом Кавалерских корпусов.

Первый и Второй Кавалерские корпуса, или, как их называл архитектор Василий Баженов, «два домика по церковному рву», были построены одновременно, в 1784-1785 годах. Скорее всего, они предназначались для придворнослужителей. Второй Кавалерский корпус также называют «Восьмигранником» из-за формы плана. Здание не имеет главного фасада, но каждый из четырех фасадов, ориентированных по сторонам света, украшен декоративным четырехколонным портиком и ажурным фронтоном. Белокаменный декор, как и в других баженовских зданиях в Царицыне, акцентирует главные, архитектурно наиболее значимые части: цоколь, карниз, парапет, высокие стрельчатые окна и портики. Корпус постепенно ветшал и к середине XX века от него остались лишь наружные стены. После реставрации в 1994 году во Втором Кавалерском корпусе была открыта первая временная экспозиция Государственного музея-заповедника «Царицыно».

I-й Кавалерский корпус находится далее, за II-м Кавалерским корпусом.

I-й Кавалерский корпус имеет форму квадрата с вынутым углом. Вход в здание обращен к центру ансамбля, оформлен нарядным портиком с двумя парами колонн и увенчан фронтоном. Во второй половине XIX века павильон сдавали в аренду дачникам. В 1932 году здание было основательно перестроено, в нем размещался Исполком Ленинского района Московской области. Позже оно было передано музыкальному училищу. Во время реставрации 1992-1995 годов зданию вернули его первоначальный облик и планировку.

Пройдите в центр ансамбля и поверните налево.

Хлебный дом В.И. Баженов строил в 1784-1785 годах. Здание превосходит по величине все аналогичные по функциям постройки в императорских резиденциях России. Архитектор называл его «Кухни на погребах и ледниках», «Кухни со всеми потребностями и службами». Это двухэтажное здание выполнено в виде огромного куба с закругленными углами. Подвальный этаж отводился под погреба, ледники (помещения для хранения продуктов, охлаждаемые льдом, морозильные камеры XVIII века), дровяные и прочие склады, а на других этажах должны были разместиться кухни, кондитерские, различные хозяйственные помещения. Второе название «Хлебный дом» корпус получил благодаря расположенной в центре двух его фасадов белокаменной эмблеме, изображающей каравай хлеба с солонкой. По своему назначению Хлебный дом, как и остальные постройки царицынского ансамбля, никогда не использовался. В 2006 году, после реставрации, Хлебный дом был открыт для посетителей. Сейчас в нем расположены музейно-выставочные залы. В Атриуме Хлебного дома проходят концерты органной музыки.

Повернитесь направо к галерее-ограде с колючей аркой в центре.

Галерея-ограда соединяет Хлебный дом и Большой дворец. Она была возведена в 1782-1784 годах по проекту Василия Баженова. Оригинальная по своему строению, галерея является одной из декоративных построек в составе ансамбля. Наиболее эффектная и запоминающаяся часть галереи – «колючая» арка. Ее своеобразный силуэт, родственный театральной декорации, контрастирует со спокойным, грандиозным и величественным фасадом Хлебного дома. Реставрация галереи была проведена в 1986-1987 годах.

Если Вы устали, то можете пройти под аркой ко входу в выставочные залы музея-заповедника "Царицыно". Для продолижения знакомства с архитектурным ансамблем пройдите вдоль галереи-ограды к Большому дворцу.

Большой дворец – единственное сооружение в царицынском ансамбле, построенное по проекту архитектора Матвея Казакова. Оно было возведено в 1786-1796 годах на месте и взамен трех баженовских дворцов, снесенных по повелению императрицы. Фрагмент фундамента одного из разобранных дворцов представлен на экспозиции «Царицыно Екатерины II». Два квадратных в плане корпуса, углы которых отмечены гранёными восьмиугольными башнями под шатровыми кровлями, соединены между собой более узкой галереей с высокой кровлей. Перед архитектором Казаковым стояла трудная задача: ему пришлось «встраивать» новое грандиозное здание в уже сложившийся ансамбль, сохраняя связь с другими постройками Баженова. На фасаде галереи – ряды прямоугольных окон с готическим накладным узором, в боковых корпусах устроены лоджии с аркадами из высоких стрельчатых арок. К сожалению, Казаков не успел закончить строительство. В 1796 году скончалась Екатерина II, её потомки не решились завершить дело, начатое императрицей. Со временем Большой дворец превратился в руины, которые привлекали москвичей в Царицыно и во второй половине XIX-го, и в XX веке. После окончания реставрационных работ в 2007 году помещения Большого дворца стали использовать для показа музейных коллекций, а в галерее находятся два парадных зала.

Пройдя далее вдоль фасада Большого дворца и повернув налево, Вы увидите один из дворцов Василия Баженова.

Малый дворец строили в 1776-1778 годах по проекту Баженова. Он поставлен на верхней площадке ступенчатой земляной пирамиды и возвышается над уровнем пруда почти на 20 метров. Этот дворец-павильон перекрыт низким куполом, его стены нарядно декорированы накладным белокаменным орнаментом и кирпичом, выложенным ромбиком, наверху - вензель императрицы в лучистом сиянии. Как и другие здания баженовского ансамбля, Малый дворец первоначально был покрыт желтой черепичной «крышкой». В 1803-1804 годах Царицыно было открыто для публики, и дворец сдали в аренду под кофейный дом. После долгого разрушения он был восстановлен для музейного использования в 1987-1996 годах.

Пройдя далее между Большим и Малым дворцами, Вы увидите еще один дворец, построенный для Екатерины II.

Средний дворец поставлен на одной линии с Малым. Он построен Баженовым в 1776-1778 годах. Другое распространенное название - Оперный дом - появилось позже, в начале XIX века, так как в нем предполагалось устраивать спектакли. Средний дворец выделяется богатым и разнообразным белокаменным декором. Он интересен и необычен по своему объемно-пространственному решению, в нем наиболее полно воссозданы баженовские интерьеры. Об официальном статусе Среднего дворца свидетельствуют ажурные геральдические фигуры двуглавых орлов, возвышающиеся на парапетах боковых фасадов. В XIX–ХХ веках дворец не использовался и постепенно разрушался. Впервые здание реставрировали в 1988-1995 годах. После последней реставрации, закончившейся в 2014 году, в нем открылась выставка «Дворец во дворце. Скульптура Останкина в Оперном доме Царицына».

За Средним дворцом стоят Фигурные ворота.

Баженов называл ворота, построенные в 1777-1778 годах, «Вороты при конце сада», «вороты прекрасной фигуры … и прямо нежной готической архитектуры». Второе название «Виноградные ворота» связано с белокаменным декором в проеме стрельчатой арки, который похож на виноградную гроздь. В архитектуре Фигурных ворот, как и Фигурного моста, есть элементы крепостной архитектуры - но крепостной стены в Царицыне нет. Фигурные ворота завершают Березовую перспективу, идущую вдоль прудов. Одновременно они являются нарядной парковой затеей и обозначают границу между архитектурным ансамблем и парком.

От Фигурных ворот можно пройти по аллеям и дорожкам исторического пейзажного парка. Или повернуть налево, пройти вокруг Большой поляны и подойти к стеклянному павильону - главному входу в музейно-выставочное пространство.
  • 1

    Фигурный мост (Царицыно)

    Фигурный мост – одна из первых построек царицынского ансамбля, предназначавшегося для императрицы Екатерины II. Мост возводился в 1776-1778 годах по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. Удачно вписанный архитектором в береговую линию, он соединяет два высоких земляных холма и оформляет парадный въезд в усадьбу. Мосту придан вид крепостного сооружения, подчеркнутый стилизованными «кремлевскими» зубцами. Цветовая гамма, обильный и разнообразный декор делают Фигурный мост, как и другие постройки неоготического ансамбля, праздничным и торжественным. ...Подробнее

    Пройдя под аркой Фигурного моста, Вы окажетесь в центральной части дворцово-паркового ансамбля. Пройдите налево, к зданию храма.
  • 2

    Храм иконы «Божией Матери Живоносный источник»

    Храм иконы «Божией Матери Живоносный источник» - старейшая из построек на территории императорской усадьбы. Запись в придворном церемониальном журнале свидетельствует, что Екатерина Великая бывала в храме. Первый деревянный храм на этом месте был поставлен в 1680-х годах князем Василием Голицыным, владельцем усадьбы в то время. В 1722 году новый хозяин имения - князь Дмитрий Кантемир - построил на месте деревянного храма новый, с каменной нижней частью и деревянным верхом. В 1759-1765 годах был построен полностью каменный храм, а в 80-е годы XIX века колокольню перестроили и расширили трапезную. В 1930 году церковь закрыли и приспособили под хозяйственные нужды. Сейчас в церкви снова проводятся богослужения - для этого храм был возвращен верующим и были проведены серьезные реставрационные работы. ...Подробнее

    Пройдите вдоль церковной ограды до расположенным за храмом Кавалерских корпусов.
  • 3

    II-й Кавалерский корпус

    Первый и Второй Кавалерские корпуса, или, как их называл архитектор Василий Баженов, «два домика по церковному рву», были построены одновременно, в 1784-1785 годах. Скорее всего, они предназначались для придворнослужителей. Второй Кавалерский корпус также называют «Восьмигранником» из-за формы плана. Здание не имеет главного фасада, но каждый из четырех фасадов, ориентированных по сторонам света, украшен декоративным четырехколонным портиком и ажурным фронтоном. Белокаменный декор, как и в других баженовских зданиях в Царицыне, акцентирует главные, архитектурно наиболее значимые части: цоколь, карниз, парапет, высокие стрельчатые окна и портики. Корпус постепенно ветшал и к середине XX века от него остались лишь наружные стены. После реставрации в 1994 году во Втором Кавалерском корпусе была открыта первая временная экспозиция Государственного музея-заповедника «Царицыно». ...Подробнее

    I-й Кавалерский корпус находится далее, за II-м Кавалерским корпусом.
  • 4

    I-й Кавалерский корпус

    I-й Кавалерский корпус имеет форму квадрата с вынутым углом. Вход в здание обращен к центру ансамбля, оформлен нарядным портиком с двумя парами колонн и увенчан фронтоном. Во второй половине XIX века павильон сдавали в аренду дачникам. В 1932 году здание было основательно перестроено, в нем размещался Исполком Ленинского района Московской области. Позже оно было передано музыкальному училищу. Во время реставрации 1992-1995 годов зданию вернули его первоначальный облик и планировку. ...Подробнее

    Пройдите в центр ансамбля и поверните налево.
  • 5

    Хлебный дом

    Хлебный дом В.И. Баженов строил в 1784-1785 годах. Здание превосходит по величине все аналогичные по функциям постройки в императорских резиденциях России. Архитектор называл его «Кухни на погребах и ледниках», «Кухни со всеми потребностями и службами». Это двухэтажное здание выполнено в виде огромного куба с закругленными углами. Подвальный этаж отводился под погреба, ледники (помещения для хранения продуктов, охлаждаемые льдом, морозильные камеры XVIII века), дровяные и прочие склады, а на других этажах должны были разместиться кухни, кондитерские, различные хозяйственные помещения. Второе название «Хлебный дом» корпус получил благодаря расположенной в центре двух его фасадов белокаменной эмблеме, изображающей каравай хлеба с солонкой. По своему назначению Хлебный дом, как и остальные постройки царицынского ансамбля, никогда не использовался. В 2006 году, после реставрации, Хлебный дом был открыт для посетителей. Сейчас в нем расположены музейно-выставочные залы. В Атриуме Хлебного дома проходят концерты органной музыки. ...Подробнее

    Повернитесь направо к галерее-ограде с колючей аркой в центре.
  • 6

    Галерея-ограда

    Галерея-ограда соединяет Хлебный дом и Большой дворец. Она была возведена в 1782-1784 годах по проекту Василия Баженова. Оригинальная по своему строению, галерея является одной из декоративных построек в составе ансамбля. Наиболее эффектная и запоминающаяся часть галереи – «колючая» арка. Ее своеобразный силуэт, родственный театральной декорации, контрастирует со спокойным, грандиозным и величественным фасадом Хлебного дома. Реставрация галереи была проведена в 1986-1987 годах. ...Подробнее

    Если Вы устали, то можете пройти под аркой ко входу в выставочные залы музея-заповедника "Царицыно". Для продолижения знакомства с архитектурным ансамблем пройдите вдоль галереи-ограды к Большому дворцу.
  • 7

    Большой дворец музея-заповедника «Царицыно»

    Большой дворец – единственное сооружение в царицынском ансамбле, построенное по проекту архитектора Матвея Казакова. Оно было возведено в 1786-1796 годах на месте и взамен трех баженовских дворцов, снесенных по повелению императрицы. Фрагмент фундамента одного из разобранных дворцов представлен на экспозиции «Царицыно Екатерины II». Два квадратных в плане корпуса, углы которых отмечены гранёными восьмиугольными башнями под шатровыми кровлями, соединены между собой более узкой галереей с высокой кровлей. Перед архитектором Казаковым стояла трудная задача: ему пришлось «встраивать» новое грандиозное здание в уже сложившийся ансамбль, сохраняя связь с другими постройками Баженова. На фасаде галереи – ряды прямоугольных окон с готическим накладным узором, в боковых корпусах устроены лоджии с аркадами из высоких стрельчатых арок. К сожалению, Казаков не успел закончить строительство. В 1796 году скончалась Екатерина II, её потомки не решились завершить дело, начатое императрицей. Со временем Большой дворец превратился в руины, которые привлекали москвичей в Царицыно и во второй половине XIX-го, и в XX веке. После окончания реставрационных работ в 2007 году помещения Большого дворца стали использовать для показа музейных коллекций, а в галерее находятся два парадных зала. ...Подробнее

    Пройдя далее вдоль фасада Большого дворца и повернув налево, Вы увидите один из дворцов Василия Баженова.
  • 8

    Малый дворец музея-заповедника «Царицыно»

    Малый дворец строили в 1776-1778 годах по проекту Баженова. Он поставлен на верхней площадке ступенчатой земляной пирамиды и возвышается над уровнем пруда почти на 20 метров. Этот дворец-павильон перекрыт низким куполом, его стены нарядно декорированы накладным белокаменным орнаментом и кирпичом, выложенным ромбиком, наверху - вензель императрицы в лучистом сиянии. Как и другие здания баженовского ансамбля, Малый дворец первоначально был покрыт желтой черепичной «крышкой». В 1803-1804 годах Царицыно было открыто для публики, и дворец сдали в аренду под кофейный дом. После долгого разрушения он был восстановлен для музейного использования в 1987-1996 годах. ...Подробнее

    Пройдя далее между Большим и Малым дворцами, Вы увидите еще один дворец, построенный для Екатерины II.
  • 9

    Оперный дом

    Средний дворец поставлен на одной линии с Малым. Он построен Баженовым в 1776-1778 годах. Другое распространенное название - Оперный дом - появилось позже, в начале XIX века, так как в нем предполагалось устраивать спектакли. Средний дворец выделяется богатым и разнообразным белокаменным декором. Он интересен и необычен по своему объемно-пространственному решению, в нем наиболее полно воссозданы баженовские интерьеры. Об официальном статусе Среднего дворца свидетельствуют ажурные геральдические фигуры двуглавых орлов, возвышающиеся на парапетах боковых фасадов. В XIX–ХХ веках дворец не использовался и постепенно разрушался. Впервые здание реставрировали в 1988-1995 годах. После последней реставрации, закончившейся в 2014 году, в нем открылась выставка «Дворец во дворце. Скульптура Останкина в Оперном доме Царицына». ...Подробнее

    За Средним дворцом стоят Фигурные ворота.
  • 10

    Фигурные ворота

    Баженов называл ворота, построенные в 1777-1778 годах, «Вороты при конце сада», «вороты прекрасной фигуры … и прямо нежной готической архитектуры». Второе название «Виноградные ворота» связано с белокаменным декором в проеме стрельчатой арки, который похож на виноградную гроздь. В архитектуре Фигурных ворот, как и Фигурного моста, есть элементы крепостной архитектуры - но крепостной стены в Царицыне нет. Фигурные ворота завершают Березовую перспективу, идущую вдоль прудов. Одновременно они являются нарядной парковой затеей и обозначают границу между архитектурным ансамблем и парком. ...Подробнее

    От Фигурных ворот можно пройти по аллеям и дорожкам исторического пейзажного парка. Или повернуть налево, пройти вокруг Большой поляны и подойти к стеклянному павильону - главному входу в музейно-выставочное пространство.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Дмитрий Бирюлёвский   7 апреля 08:59

    Очень красиво отреставрированный музей-парк отдыха, очень-жаль, что рядом с метро, которое тоже требует обновления в реставрации и находится две мусоропомойки: радио и продуктовые рынки, для сборища алкашей и нариков, везде бутылки и шприцы, а также постоянные автобусные пробки и очереди за ними. Хорошо что музей- парк отдыха стал после реставрации цевильным, чистым, красивым и режимным, где можно действительно расслабиться и погулять с детьми!

Интересное рядом

Здания
Оранжерейный комплекс

Оранжерейный комплекс

3.2
Маршруты
Прогулка по ГМЗ "Царицыно"

Прогулка по ГМЗ "Царицыно"

Тематический маршрут в рамках спецпроекта портала «Узнай Москву» и Департамента культуры - «Прогулочные маршруты по городским паркам».

3.19
Места
Виноградная оранжерея

Виноградная оранжерея

(Нет голосов)
Здания
Оперный дом

Оперный дом

Ул. Дольская, д. 1, стр. 5

Одной из достопримечательностей музея-заповедника «Царицыно» является Средний дворец, или Оперный дом

3.9
Здания
Московский областной государственный театр юного зрителя

Московский областной государственный театр юного зрителя

ул. Прохладная, д. 28

(Нет голосов)
Здания
Фигурный мост (Царицыно)

Фигурный мост (Царицыно)

ул. Дольская, д. 1

Фигурный мост – одна из первых построек царицынского ансамбля, предназначавшегося для императрицы Екатерины II.

3.2
Здания
Беседка "Миростанкино" усадьбы "Царицыно"

Беседка "Миростанкино" усадьбы "Царицыно"

Дольская ул., дом 1, стр. 16

Павильон представляет собой открытый зал с боковыми нишами, увенчанный небольшим куполом с фигурной медной пикой и украшенный колоннами тосканского ордера.

3.27
Места
Воздушный сад

Воздушный сад

(Нет голосов)
Здания
Фундамент «Дома садовника» (Мыльня)

Фундамент «Дома садовника» (Мыльня)

(Нет голосов)
Памятники
Грот Дианы со статуей

Грот Дианы со статуей

ул. Дольская, д.1

Статуя Дианы работы скульптора Александра Сусликова в парке "Царицыно".

3.48
Здания
Малый дворец музея-заповедника «Царицыно»

Малый дворец музея-заповедника «Царицыно»

Воздушная улица, 1К7

Одно из архитектурных украшений музея-заповедника Царицыно — Малый дворец.

3.9