ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Прогулка по ЦПКиО им.Горького

Тематический маршрут в рамках спецпроекта портала «Узнай Москву» и Департамента культуры - «Прогулочные маршруты по городским паркам».
(Нет голосов)
Крымский Вал, 9 - Пушкинская набережная
13 домов 20 минут 1,2 км
Центральный Парк Культуры и Отдыха им. Горького
Парк Горького — центральный парк культуры и отдыха мирового уровня, одно из красивейших мест Москвы, главный парк страны. Пространство для отдыха, просвещения, спорта, танцев и игр на свежем воздухе.

Парк, общей площадью около 300 га, условно делится на пять частей — Парк искусств Музеон, Партер, Нескучный сад, Воробьевы горы и часть территории комплекса зданий МГУ.
+ -
Территория Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького (Парк Горького) составляет менее 300 гектар и условно разделена на 5 частей – Парк искусств МУЗЕОН, Партер, Нескучный сад, Воробьевы горы и часть территории комплекса зданий МГУ. Каждая из этих земель правобережья Москвы-реки имеет свою историю.

Своим возникновением Парк обязан Советской власти. До революции здесь находился Орловский луг (владения графа Алексея Орлова), простиравшийся вдоль Калужской дороги (ныне Ленинский проспект) от Нескучного сада до Крымского брода. Дворянские усадьбы Трубецкого, Орловых, Голицыных и Александрийский дворец - резиденция императора Николая I, к началу ХХ века пришли в запустение – на Орловских лугах с согласия городских властей была устроена свалка.
Для демонстрации успехов Союза Советских Социалистических Республик (1922 г.), достижений в промышленности и сельском хозяйстве за первые годы советской власти по инициативе В.И. Ленина было принято решение о проведении в Москве первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (ВСХВ).

Реализация проекта ВСХВ была поручена ведущим архитекторам и художникам того времени – Ивану Жолтовскому, Алексею Щусеву, Константину Мельникову, Федору Шехтелю, Владимиру Щуко, Лазарю Лисицкому и многим другим. Под их руководством на расчищенной территории бывшей свалки в достаточно короткий срок (с марта по август 1923 года) было возведено более 225 тематических павильонов, посвященных республикам или отраслям промышленности и сельского хозяйства. 

После закрытия ВСХВ территория превратилась в прогулочную зону для москвичей. Создание и открытие Парка освещалось в газетах и по радио.
Под заголовком "Открывается вход в парк культуры и отдыха" газета "Рабочая Москва" 11 августа 1928 года приглашала всех в парк: "Зав. парком тов. Лебедев сообщил нашему сотруднику, что парк открывается в воскресенье 12 августа в 12 часов дня. Вход в первый день будет бесплатный, а затем устанавливается плата в 10 копеек. Кроме того, выпускаются сезонные билеты за полтинник со дня сезона".

В апреле 1929 года руководителем сектора массовой работы Парка стала Бетти Николаевна Глан, при которой Парк обрел новую жизнь. Ей удается привлечь к работе в парке молодых и талантливых художников, архитекторов, оформителей - ЦПКиО стал отражением ее фантазии, упорства и таланта. За наполнение парка отвечают известные художники Владимир и Георгий Стенберги, главным архитектором Парка становится Александр Власов.
В 1930-е гг. популярность Парка необычайно возросла. На заводах и фабриках лучших рабочих ударников труда награждали однодневными путевками в Парк для всей семьи.

В 1935 году в Парке был проведен первый московский карнавал, который посетили более 100 000 человек.
«….на карнавале все должны быть в масках, все костюмированы. Стало быть — нужно каждому дать маску и костюм! Карнавальный пакет!
Это был красивый пакет из плотной бумаги, а в нем — входной билет, маска, головной убор, части костюма: аппликации, манжеты, нарукавники, бумажный кошелек на шнурочке, а в нем конфетти, серпантин, программа карнавала, листовка «пойте с нами» с текстами песен и веселыми пословицами. Хотя пакет стоил довольно дорого — 10 рублей, сто тысяч пакетов были раскуплены за две недели, возместив нам немалые средства, затраченные на подготовку и проведение карнавала.»

На протяжении своей 90-летней истории, Парк Горького, спроектированный в пропорциях золотого сечения, пережил несколько масштабных реконструкций – после войны в 1950-е гг., к Олимпиаде 1980 г. появление парков аттракционов внутри Парка, реализация современной концепции Парка в 2011 году. Приглашаем Вас окунуться в историю «комбината культуры» и «фабрики счастливых людей» на страницах этого путеводителя!
  • 1

    Арка главного входа в ЦПКиО им. Горького

    Входная группа  Парка представляет собой  монументальную арку высотой 29 метров  с 24 колоннами  и полукруглыми циркумференциями (архитекторы Георгий Щуко и Ассен Спасов, 1955 год). Вход в парк, построенный в 1929 году, был выполнен из дерева находился вплотную у Крымского вала. В его внутренних помещениях  в 1930-е гг. проходили выставки, посвященные выполнению пятилетних планов, ударникам труда, индустриализации и красной армии. За входом  простиралась Ленинская площадь. В.И. Ленин 19 октября 1923 года посетил  ВСХВ и  осмотрел павильон «Машиностроение». Это был последний приезд  Владимира Ильича в Москву, в честь этого визита площадь за входом назвали Ленинской, о чем свидетельствует мемориальная доска на левом пилоне входа. С 2015 года в  пилонах Арки Главного входа открыт Музей истории парка, а на крыше  - смотровая площадка на высоте птичьего полёта. ...Подробнее

    Справа от Ленинской площади среди деревьев искрится серебристый купол Народной обсерватории парка.
  • 2

    Народная обсерватория

    В 1930-е гг. на этом месте находилась площадка естественно-научных знаний и Зеленый лекторий для встреч с учеными-астрономами. Обсерватория возникла в начале 1950-х гг., оборудование для неё было предоставлено Московским планетарием. Купол обсерватории приводившийся в движение вручную, поворачивался на 360 градусов, внутри функционировали два телескопа (для светлого и темного времени суток) и карты звездного неба, а рядом с обсерваторией находился огромный (в человеческий рост) глобус   После реставрации 2015 года в Народной обсерватории были   установлены два мощных телескопа – подарок Московского планетария, а купол раздвигается и поворачивается при помощи пульта управления. В обсерватории, открытой для всех желающих в теплое время года – с апреля по октябрь, можно не только посмотреть на звезды далёкого космоса, шаровые скопления  и планетарные туманности, но и устроить романтическое свидание и  загадать желание. ...Подробнее

    У ограды Парка справа за Главным входом в центре круглой клумбы расположена скульптура «Балерина».
  • 3

    Скульптура «Балерина»

    У ограды Парка справа за Главным входом в центре круглой клумбы расположена скульптура «Балерина» (1938 г.), - одна из немногих, сохранившихся до наших дней работ Елены Александровны Янсон-Манизер.  Моделью для создания скульптуры «Балерина» стала знаменитая советская балерина, солистка Большого театра Галина Уланова. В 1930-е гг. скульптура «Балерина» находилась на Центральной аллее, а на месте клумбы возвышалось другое легендарное сооружение – Парашютная вышка. Парашютная вышка представляла собой башню высотой 35 метров. В действительности вышка была аттракционом и тренажером одновременно.  Посетителя пристегивали ремнями к парашюту и после прыжка по специально натянутому тросу парашютист спускался к земле в точку приземления .  Для тех, кто уже поднялся по спиральной внутренней лестнице наверх, но боялся спрыгнуть, был предусмотрен другой путь спуска.  Вокруг вышки по спиралевидной  горке, посетители на ковриках съезжали вниз, получая при этом массу удовольствия. Парашютная вышка была разобрана в начале 1950-х гг., причиной этому была её ветхость, вышка была сделана из дерева и к тому моменту пришла в негодность. В наши дни в Музее Парка установлен макет парашютной вышки и при помощи очков виртуальной реальности  можно  совершить прыжок  с «35-метровой высоты в глубины истории парка». ...Подробнее

    Выйти обратно на аллею, двигаться к реке.
  • 4

    Ажурная беседка

    Прибрежная часть Партера  при оформлении получила законченное ландшафтное решение: здесь были образованы три крупные озелененные площадки, центры которых акцентировались постановкой ажурной Музыкальной беседки, а также круглыми клумбами.  До начала войны на месте беседки находился цирк «Шапито» в котором проходили представления для всех желающих. После войны на месте цирка строится  Ажурная музыкальная беседка -  творческая  площадка молодёжи. Здесь собирались писатели и  поэты,  музыканты и художники,  устраивались чтения и обсуждения стихов и небольших рассказов, музыкальные вечера. А по выходным дням, в беседку выкатывали белый рояль, на котором молодые исполнители,  играли классические  и танцевальные мелодии, талантливая молодежь  пела песни, а посетители  танцевали. ...Подробнее

    От беседки двигаться прямо к центру парка. На втором перекрестке аллей повернуть направо. Слева будет памятник М.Горькому.
  • 5

    Памятник М. Горькому

    Перед Фонтанной площадью  находится памятник Алексею Максимовичу Горькому, имя которого было присвоено парку в 1932 году.  Горький возглавляет союз писателей, его произведения издаются многомиллионными тиражами.  В 1932 году широко отмечается 65-летие А.М.Горького   и  40-летие его литературной деятельности. В честь этого события было принято решение назвать первый в стране Парк культуры и отдыха именем Алексея Максимовича Горького. Первый памятник Горькому был установлен в парке в 1939 году и изображает писателя сидящим в кресле пожилым человеком, символизирующим уверенность, спокойствие и мудрость. Скульптура А.М.Горького у Фонтанной площади была установлена в 1974 году  (Скульптор Н.Б. Никогосян, архитектор Р.И. Симмерджиев) ...Подробнее

    Ленинская площадь заканчивается балюстрадой, за которой находится центральная площадь парка – Фонтанная.
  • 6

    Фигурный фонтан

    Эта площадь является сердцем парка, все его основные аллеи сходятся к ней.  В середине фонтана возвышался один из самых известных символов Парка Горького- скульптура Ивана Шадра «Девушка с веслом», символизировавшая Советскую Россию. Моделью  Шадр   выбрал  15-летнюю спортсменку Веру Волошину. Работа продвигалась крайне медленно, позировать  модели надо было обнаженной и  стесненные позы юной девушки мешали мастеру.   Скульптура «Девушка с веслом» просуществовала в парке лишь несколько месяцев.  Летом 1935 года для проверки строительных работ и обустройства территории в парк прибыла государственная комиссия… По легенде комиссию возглавлял лично И.В.Сталин, который, войдя через главный вход и увидев «Девушку» на фонтане сразу же сказал – «Убрать! Увидят и дальше не пойдут!». Скульптура была разобрана и «сослана» в  Парк культуры и отдыха города Луганска. И. Шадр создал второй вариант скульптуры, моделью для которой была гимнастка Зоя Бедринская.  Поза второй «Девушки с веслом» высотой 12 метров, стала строже и холоднее. Статуя  «недотроги» сохранилась в парке Горького до середины 1950-х годов, но так же была демонтирована  в ходе послевоенной реконструкции парка. Фигурный фонтан перестраивают к Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 г.  В 1980  году при подготовке к Олимпиаде фонтан становится светомузыкальным  - его танцующие под музыку и вздымающие до небес струи, искрящиеся в свете мириад огней можно увидеть в  парке в летний период. ...Подробнее

    Направимся в сторону общественного туалета.
  • 7

    Общественный туалет, арх. А. В. Власов

    При создании Парка Горького, архитекторы творчески подходили  не только к планировке территории  и монументальным сооружениям, но и к обустройству бытовых объектов – киосков, павильонов, кафе, душевых и туалетов. В 1933 году одна из таких уборных была построена на Пушкинской набережной по проекту  главного архитектора парка  Александра Власова. Здание, словно вырастающее из земли, украшенное классическими колоннами коринфского ордера и двумя стеклянными башенками на крыше, мало походило на туалет и посетители принимали его за торговый павильон, кафе и даже кукольный театр. На территории парка находятся более 40 объектов культурного наследия – памятников истории и архитектуры федерального и регионального значения, туалет, отреставрированный в 2014 году, входит в их число. ...Подробнее

    Выйдем на набережную и проследуем в сторону Голицынского сада.
  • 8

    Голицынский сад

    В 1796 году на средства, завещанные князем Дмитрием Михайловичем Голицыным  у Калужской дороги (современный Ленинский проспект) началось строительство "учреждения Богу угодного и людям полезного" -  больница, названная  в народе Голицынской.   Архитектором больницы был Матвей Фёдорович Казаков, руководил строительством двоюродный брат князя - обер-камергер Александр Михайлович Голицын. Больница, предназначавшаяся для неимущих слоев населения, была открыта в 1802 году и вмещала 180 человек. До середины XIX столетия больницу возглавляли профессора Московского  университета, помимо своей  основной деятельности она являлась клинической базой медицинского факультета МГУ и анатомическим театром в храме Архистратига Михаила (Титовский проезд). От больницы в сторону Москвы-реки М.Казаков разбивает сад для прогулок пациентов. Территория сада и само здание больницы, по желанию князей Голицыных создается максимально похожим на территорию дворянской усадьбы:  обустраиваются аллеи, искусственный остров и пруды, скульптуры и фонтаны. Границами сада на набережной по проекту М.Казакова стали две беседки-ротонды, часть набережной между ними  была облечена в гранит и получила название Голицынской стенки. После Октябрьской революции Голицынская больница стала корпусом Первой градской больницы, а территория сада была передана для организации Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в 1923 году, а с 1928  - территорией Парка Горького. ...Подробнее

    Возле сада находится Голицынский пруд.
  • 9

    Голицынский пруд

    Украшением территории Голицынского сада были декоративные пруды (большой и малый) с искусственным островком. В 1930 году островок  получил  название Остров танца, где была  сооружена театральная сцена, а на берегу пруда оборудован амфитеатр для зрителей на 800 мест.  В репертуаре театра преобладали балетные постановки, была собственная балетная труппа. Некоторые спектакли ставили при участии артистов Большого и Малого театров. Среди спектаклей, поставленных на острове были классические произведения "Сказка о царе Салтане","Кащей бессмертный", "Руслан и Людмила", "Волшебная флейта", "Жизель", а также постановки, создававшиеся специально для этого уникального места - балеты "Марко Бомба", "Красный мак", "Танцы народов советской страны". Иногда  для представлений использовалась и акватория Голицынского пруда – тогда на воде наводили понтонные мосты и актеры, по сюжету  спектакля, перемещались между островом и понтонами. Эта великолепная сцена на Острове танца просуществовала до  начала Великой Отечественной войны. Сегодня Голицынский пруд является основной акваторией парка с прокатом  водных велосипедов для посетителей и  огромном  количество разных видов уток и лебедей. ...Подробнее

    Двигаясь вдоль набережной открывается вид на ротонды.
  • 10

    Ротонды Голицынской больницы

    Построенная в 1802 году столетия больница, носящая имя Дмитрия Михайловича Голицына по замыслу архитектора Матвея Казакова имела территорию, простиравшуюся до на набережной Москвы-реки. Границы этого парка венчали живописные ротонды, установленные  М. Казаковым на набережной. Сохранившиеся с начала XIXстолетия, ротонды и сегодня радуют глаз посетителей и являются символом парка. ...Подробнее

    Справа над рекой виднее Андреевский мост.
  • 11

    Андреевский (Пушкинский) пешеходный мост

    Андреевский мост был построен в 1905-1907 годах  по проекту инженеров Л. Д. Проскурякова, П. Я. Каменцева и архитектора А. Н. Померанцева  между станциями Канатчиково и Воробьевы горы Малого кольца Московской окружной железной дороги. При строительстве мост носил имя  Сергиевский в память о московском генерал-губернаторе Великом князе Сергее Александровиче, убитом террористом Иваном Каляевым в Кремле 4 февраля 1905 года. В ХХ столетии Москва стремительно росла и  в 1990-е годы сооружается Третье транспортное кольцо, для создания которого потребовалось соорудить два новых моста на месте Андреевского - автомобильный и железнодорожный. Старый мост был изношен  и не мог выдержать современные нагрузки. Мост  был разобран, его главную арку массой в 1500 тонн погрузили на три  баржи и переплавили  на понтонах по воде на полтора километра вниз по течению в Парк Горького. Комплекс работ занял 11 месяцев, сама буксировка произошла 22 мая 1999 и заняла полтора часа.   Русло Москвы-реки в районе Титовского проезда шире, чем в Лужниках,  поэтому для моста была построена дополнительная выносная русловая опора с двумя железобетонными балочными пролетами шириной по 25 метров. Мост получил новое название  - Пушкинский, великолепное стеклянное оформление и стал пешеходным. Поскольку при строительстве использовалась главная арка и каменные опоры Андреевского железнодорожного моста, его  называют "Андреевским пешеходным мостом". ...Подробнее

    Направимся в сторону розариума.
  • 12

    Розариум с фонтаном

    Рядом с Пушкинской набережной у Андреевского пешеходного моста находится одно из красивейших мест парка – Розариум с фонтаном. Розариум был создан в 1935 году архитекторами Александром Власовым и Михаилом Коржевым в рамках благоустройства территории Парка Горького и замышлялся как своеобразный «музей», здесь хотели собрать коллекцию роз со всего света. В центре был сооружен живописный Майоликовый фонтан названный так из-за оригинальной росписи, вокруг фонтана были разбиты  клумбы с благоухающими цветами, привезенными с пяти  континентов, арки по углам розария были увиты вьющимися растениями. Оригинальные скамейки  и ажурные арки были восстановлены в начале 2009 года  по чертежам и фотографиям. В 1930-е гг.  в Розариуме произрастало более 40 сортов роз. В начале 1950-хх гг. Розарий был восстановлен входе послевоенной реконструкции, его украсил новый фонтан, выполненный в «римском» стиле (архитектор М.Коржев), а сегодня посажены 3000 роз 15 сортов и разных цветов. Среди них присутствует и особый сорт - роза «Парк Горького», выведенный в 2012 году голландскими селекционерами специально для парка. ...Подробнее

    Двигайтесь к центральному входу по аллее, чтобы кинотеатр «Пионер» остался по левую руку. Справа вы увидите необычный монумент.
  • 13

    Водолаз-Маяк

    5 мая 2016 года, в День водолаза, который отмечается с  2002 года, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: была установлена статуя "Водолаз-маяк". В шлеме водолаза установлена лампа со светодиодами, которая мигает в ритме сердца. Маяк будет зажигаться вместе с городским освещением. Статуя представляет собой модель из бронзы и металла в стилистике тридцатых годов. Это первый в Москве (и в России) памятник водолазам. Высота статуи - три метра. Необычный проект был задуман еще скульптором Верой Мухиной в далеком 1937 году, а осуществлен только сейчас художником Леонидом Тишковым. Форму и цвет постамента художник позаимствовал у жемчужины маячной архитектуры - Кыз-Аульского маяка, который стоит на Керченском полуострове в Крыму. ...Подробнее

    Наша прогулка окончена.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Территории
Зубовский бульвар

Зубовский бульвар

До реконструкции 1937-1938 годов здесь действительно был бульвар с зелеными насаждениями.

(Нет голосов)
Дома
Особняк Г.И. Симоно, 1898 г., архитектор Р.И.Клейн, П.Н.Позднеев

Особняк Г.И. Симоно, 1898 г., архитектор Р.И.Клейн, П.Н.Позднеев

Шаболовка ул., д. 26, стр. 14

Особняк шелкового магната Г.И.Симоно.

(Нет голосов)
Музеи
Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН - это cамый крупный музей скульптуры под открытым небом в России. В коллекции находятся уникальные памятники советской эпохи, попавшие сюда в процессе основания музея с 1992 года – это монументальная скульптура 1930-х - 1950-х годов, служившая не только идеям пропаганды, но и градообразующему замыслу - так, памятник Дзержинскому работы Евгения Вучетича и памятник Горькому авторства Ильи Шадра в исполнении артели Веры Мухиной долгие годы были скульптурными доминантами двух центральных Московских площадей. Так же в коллекции МУЗЕОНА есть и интересные памятники эпохи соцреализма, многочисленные бюсты героев социалистического труда, традиционные портреты советских вождей, обязательные для установки в каждом советском учреждении. Одной из задач музея всегда было сохранение этих уникальных памятников, отношение к которым менялось по ходу изменения политического курса страны. Все находящиеся в коллекции скульптуры и знаковые сооружения советского периода обладают не только художественной ценностью, которая может быть спорна, но ценностью исторической, они являются артефактами своей эпохи, необходимыми для ее изучения. В связи с этим одной из целей музея является их сохранение и научное описание. Помимо «программных» монументов советского периода, МУЗЕОН экспонирует так же и те работы отечественных скульпторов-авангардистов, которые по идеологическим соображениям не могли выставляться при советской власти, долгое время хранились в мастерских и не были представлены широкой публике. Среди них редкие произведения Евгения Чубарова, Алексея Григорьева и Леонида Рабинса. Сегодня МУЗЕОН активно экспонирует современных скульпторов, расширяя границы своей коллекции и пополняя ее пленэрной живописью и материалами тематических фотовыставок , современными арт-объектами и материалами видеоарта.

(Нет голосов)
Музеи
Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей

Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей

Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей создан в 1991 году при активном участии потомков предпринимателей дореволюционной России: Морозовых, Рябушинских, Алексеевых, Губониных, Прохоровых, Гучковых, Рукавишниковых, Сытиных и других основателей российского капитализма. Основным организатором Музея  является хранитель Музея Лев Николаевич Краснопевцев. В настоящее время Музей - негосударственный исследовательский, учебный и просветительский центр для предпринимателей, школьников, студентов и широких слоев населения по истории предпринимательства, меценатства и благотворительности. Музей рассказывает о мировоззрении, образе жизни, качествах, стратегиях дореволюционных предпринимателей, их огромном вкладе в развитие России. В фондах Музея хранится более 2500 подлинных экспонатов: фотографий, портретов, документов, личных вещей, являющихся памятниками деятельности создателей российской промышленности, торговли, финансовой системы. Музей располагает значительным научно-вспомогательным фондом (около 2500 тыс. ед.), включающим копии материалов, подлинники которых хранятся в семьях потомков купеческих семей и в частных коллекциях. В Музее формируется библиотечный тематический фонд. В настоящее время он насчитает более 3000 единиц и является доступным для посетителей Музея. Музей расположен в старой части Москвы на Донской улице в здании XIX века, принадлежащем известному московскому предпринимателю и благотворителю Ивану Григорьевичу Простякову. Музей приглашает своих посетителей на обзорные и тематические экскурсии, лекции и семинары, пешеходные экскурсии.  Совместно с благотворительными организациями здесь проводятся концерты и ярмарки с целью сбора средств в помощь нуждающимся.

(Нет голосов)
Дома
Зеленый театр

Зеленый театр

Ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 75

Основным требованием к проекту Зеленого театра было устройство открытой аудитории, рассчитанной на 20 000 мест, и достаточно большой эстрады.

Рейтинг: 3.96
Памятники
Памятник офицерам

Памятник офицерам

Фрунзенская набережная, 22/2

Заключительная сцена фильма "Офицеры".

Рейтинг: 4.01
Музеи
Дом Любощинских-Вернадских

Дом Любощинских-Вернадских

Летом 2019 года после капитального ремонта Дом Любощинских-Вернадских открылся для посетителей, став центральным зданием Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Элитный многоквартирный доходный дом на Зубовском бульваре был построен в 1912 году М. М. и А. Е. Любощинскими. За короткое время он стал местом проживания московской интеллигенции. В доме часто бывал свояк Любощинского — академик В. И. Вернадский. Центральную арку дома кинорежиссер Л. А. Кулиджанов увековечил в фильме «Дом, в котором я живу». В доме работают временные экспозиции: «Литература ХХ века. Шедевры коллекции Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля» и «Зубовский бульвар, 15: жизнь и судьба легендарного московского дома».

(Нет голосов)
Музеи
Музей истории МИСиС

Музей истории МИСиС

Музей МИСиС создан с целью сохранения и изучения научно-технического наследия научно-педагогических школ МИСиС, пропаганды научно-технических достижений МИСиС, повышения общего профессионального уровня преподавательского состава института и патриотического воспитания молодого поколения. Экспонаты музея активно используются в учебном процессе. Они демонстрируются не в ограниченном пространстве музейного зала, а размещаются в различных помещениях вуза, в том числе в разных корпусах, помещениях кафедр института и в специализированных учебных аудиториях, где проводятся лекции и практические занятия по специальным дисциплинам. Экспозиция состоит из следующих разделов: «Основные вехи истории института»; «Металлургия – кузница победы»; «Знаменитые ученые – выпускники и преподаватели института»; «Археометаллургия»; виртуальный музей. В музее МИСиС проходят презентации в рамках научных конференций и семинаров; проводится фестиваль науки, в программе которого особое место занимает театрально-музейный проект – костюмированное историческое действо; организуются занятия по курсам «Введение в специальность» и «История науки, техники и образования», ежегодная конференция по истории металлургии, ежегодная весенняя конференция и конкурс научных работ студентов металлургических специальностей по археометаллургии, конгресс обогатителей стран СНГ.

(Нет голосов)
Памятники
Дзержинский Ф. Э.

Дзержинский Ф. Э.

Крымский Вал ул., вл. 2

Рейтинг: 3.3
Дома
Садовые мосты усадьбы "Нескучное"

Садовые мосты усадьбы "Нескучное"

Ленинский просп., д. 20

Предположение, что авторство большого и среднего мостов принадлежит архитекторам Тюрину и Мироновскому, в большей степени представляется ошибочным.

Рейтинг: 3.25
Дома
Церковь Николы в Хамовниках

Церковь Николы в Хамовниках

Ул. Тимура Фрунзе, д. 1/2, стр. 1

Внешний вид самой церкви практически не менялся на протяжении нескольких столетий.

Рейтинг: 3.28