В основе здания по Ленинскому проспекту, 14, лежат П-образные палаты (1756 г.) – главный дом усадьбы, созданной П. А. Демидовым, сыном уральского заводчика и известным садоводом-любителем.
Между ризалитами садового фасада был помещен балкон на колоннах. Демидов в течение ряда лет приобретал на имя жены землю у московских владельцев. К этим владениям в 1754 году был куплен двор с домом Ф. И. Соймонова, известного навигатора и картографа. Это округлило участок, и усадьба заняла все пространство, лежащее между "рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке".
Сохранилась "челобитная дворянина П.А. Демидова и жены его Матрены Антиповой" от 10 апреля 1756 года о том, что они хотят построить “каменные палаты”. Имеется и резолюция: "дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева". Двор перед домом окружали каменные службы и чугунная ограда, отлитая на заводах Демидова. За домом на берегу Москвы-реки был устроен террасный сад с заморскими цветами и деревьями.
Рядом с Демидовской усадьбой существовало большое владение фабриканта Ф. И. Серикова, в 1786 г. его южная часть перешла к Ф. Г. Орлову. После смерти Демидова его владение и сериковское приобрели Вяземские, а через семь лет - Ф. Г. Орлов. В 1796 г., после его смерти, всю территорию унаследовала малолетняя дочь его брата, А.Г. Орлова-Чесменского.
Главным домом стали палаты Демидова, перестроенные в 1804 г. в несколько измельченных формах зрелого классицизма. Своеобразен портик на центральном ризалите главного фасада: четыре пары коринфских колонн несут декоративную стенку, прорезанную арками, в которые выходят окна третьего этажа. Перед плоскими боковыми ризалитами помещены сильно выступающие полуциркулярные балконы на невысоких колонках.
В 1832 г. А. А. Орлова продала огромную усадьбу Дворцовому ведомству. Она была названа Нескучным садом. Главным домом стал дом Орловой, названный Александринским дворцом по имени жены Николая I, для которой устраивалась усадьба. К этому же времени относят и последнюю перестройку дворца, которой руководили архитекторы Тюрин и Мироновский.
Дворец стал центром царской резиденции, к нему со стороны ворот вела парадная аллея, открывающаяся парадными воротами со скульптурными группами, символизирующими изобилие (скульптор – Витали, 1846г.). Парадный двор оформляли Фрейлинский и Кавалерский корпуса, рядом появилась небольшая Гаупвахта. Очень удачно в этот ансамбль вписался чугунный фонтан. Небезынтересно будет узнать, что фонтан здесь появился почти на век позже, в 1936 году, когда в здании Александринского летнего дворца, переехав из Ленинграда, расположился Президиум Академии Наук СССР. Ранее фонтан стоял на Лубянской площади, где служил водозаборным бассейном, в который питьевая вода подавалась из Мытищинского водопровода.
Еще один интересный эпизод жизни дворца связан с первым постреволюционным десятилетием. В те годы здесь располагался Московский музей мебели. В книге Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" выведено описание этого музея мебели. Так что именно здесь Остап Бендер и Киса Воробьянинов разыскивали "драгоценные стулья".
Реставрационные работы на территории ансамбля Александринского дворца ведутся достаточно давно и активно. Были отреставрированы боковые корпуса и восстановлен первоначальный цвет фасадов. Обновлено здание Гауптвахты, в том числе колонны и другие архитектурные элементы. Реставраторы воссоздали два шлема над карнизом и скульптуру двуглавого орла по архивным фотографиям. Привели в порядок въездные ворота со скульптурными группами “Времена года”.
Сейчас разрабатывается проектная документация для нового этапа реставрации.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.




























%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)





