ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Ансамбль городской усадьбы К.А. Мейера

Чернышевского пер., д. 4, стр. 1,2
выявленный объект культурного наследия
3.28
В этом особняке живет Новосельцев, главный герой «Служебного романа» режиссера Э. Рязанова.
+ -

В конце 1890-х гг. во 2-м Марьинском переулке строится усадьба торговца резиновыми изделиями Карла Августовича Мейера.

Карл (Константин) Мейер – владелец нескольких российско-американских магазинов галош, расположенных в центре Москвы (на Кузнецком мосту, в Камергерском и Газетном переулках).

Главный усадебный дом и флигель построены по проекту Максимилиана Карловича Геппенера, русского архитектора немецкого происхождения.

Собственный дом Геппенера располагался по соседству.

Во время строительства особняка Чернышевский (2-й Марьинский) переулок был совсем новым и имел только одну сторону. Дома располагались на высоком берегу большого пруда, который образовывала здесь речка Неглинка. До 1890-х годов земли принадлежали Мариинской больнице. Пруд просуществовал до 1916 года.

Богато украшенные окна особняка Мейера венчает вензель владельца «СМ». Латинские буквы, обозначающие имя и фамилию хозяина, долгое время вводили в заблуждение местных жителей, которые приписывали дом Савве Морозову.

Флигель дома Мейера имеет свою историю. Построенный одновременно с главным домом, в начале ХХ века он служил местом заседаний Суриковского литературного кружка, объединявшего писателей и музыкантов «из народа». Основные заседания кружка проходили на Садовнической набережной, но квартира его председателя С. Кошкарова-Заревого располагалась на Божедомке, и кружковцы часто собирались в гостеприимном флигеле усадьбы Мейера. Есть версия, что жена Мейера, Адель, была организатором литературного кафе, которое и располагалось во флигеле.

В 1912 году кружок активно посещал поэт Сергей Есенин.

В 2008 году флигель усадьбы Мейера стал филиалом музея Есенина в Москве и был украшен барельефом с портретом поэта. Старые окна флигеля хранят расстекловку, спланированную Геппенером.

Интересный особняк не обходили вниманием кинематографисты. Его можно увидеть в фильме «Подросток», снятому по роману Ф.М. Достоевского, а также в «Служебном романе» режиссера Э. Рязанова. Здесь живет главный герой фильма – Новосельцев.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Узнай Москву   12 января 2015 15:24

    Да, это так. По ситуации с домом Мейера был опубликован комментарий Департамента культурного наследия г. Москвы: http://dkn.mos.ru/presscenter/news/detail/1428123.html
    Хочется верить, что работы, которые ведутся на втором строении в усадьбе, не приведут к столь же печальному результату.

  • Лана Михайлова   30 декабря 2014 17:22

    Усадебный дом Карла Мейера на днях сгорел и, по мнению специалистов, восстановлению не подлежит.
    Очень жаль, что еще одно творение замечательного архитектора М.К.Геппенера исчезло с лица Москвы, переулок потерял свой привычный облик.

Интересное рядом

Памятники
Памятник воинам, отстоявшим мир и свободу в борьбе с фашизмом

Памятник воинам, отстоявшим мир и свободу в борьбе с фашизмом

пересечение ул. — Дурова, Делегатской и Самотечной

(Нет голосов)
Памятники
Бюст М.В. Фрунзе

Бюст М.В. Фрунзе

Суворовская пл., д. 2

Михаил Васильевич Фрунзе (1885—1925) — революционер, советский государственный деятель, второй народный комиссар по военным и морским делам СССР.

(Нет голосов)
Места
Екатерининский сад

Екатерининский сад

В XX веке парк сильно пострадал: была сильно уменьшена его территория и разрушена историческая структура.

(Нет голосов)
Здания
Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская ул., д. 13, стр. 12

Тихвинская церковь или церковь иконы Божией Матери Тихвинская, что в Новой слободе (или что в Сущеве) была построена в 1694 – 1694 гг., достраивалась и обновлялась в 1710, 1825 гг. Здание церкви - в стиле барокко, колокольня и трапезная – в стиле позднего классицизма.

3.96
Здания
Здание Самотечных торговых бань, конец XVIII ‒ начало ХХ в.

Здание Самотечных торговых бань, конец XVIII ‒ начало ХХ в.

2-й Волконский пер., д. 5, стр. 1

В 2002 г. исторические банные постройки были реконструированы с сохранением уличных фасадов и с приспособлением под размещение офисных помещений. В настоящее время здание Самотечных торговых бань поставлено на государственную охрану как выявленный объект культурного наследия.

(Нет голосов)
Музеи
Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки

Музей был открыт в 1912 году при Московской консерватории. В фондах музея хранится более 900 редких музыкальных инструментов, личные архивы композиторов и исполнителей, коллекции фотографий и документов и богатая коллекция живописи. В 1912 году в здании Московской консерватории открылся Мемориальный музей имени Николая Рубинштейна – дирижера и основателя консерватории. Деньги на его открытие дал московский домовладелец и любитель музыки Дмитрий Беляев. Среди немногочисленных экспонатов были, например, письменный стол Петра Чайковского, портреты композитора Антона Рубинштейна и мецената Дмитрия Беляева, коллекция среднеазиатских инструментов и итальянская лира-гитара 1656 года. Фонды пополнялись постепенно. Так, Модест Чайковский, брат композитора, подарил гипсовую посмертную маску Петра Ильича, а почитатель Николая Римского-Корсакова Сергей Белановский выслал перочинный ножик композитора, который, правда, был украден в 1925 году. В начале 1930-х годов музей оказался на грани закрытия. Тогда наступили тяжелые времена для всей консерватории. Но музей не закрыли, а в 1938 году на должность заведующего была назначена Екатерина Алексеева. С ее приходом музей начал постепенно восстанавливаться. В 1943 году, в разгар войны, он получил статус государственного, а в конце 1940-х годов имя Рубинштейна окончательно исчезло из его названия. Музыкальный музей вышел за рамки мемориальной комнаты при консерватории и стал независимым институтом. В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки ему присвоили имя великого композитора. В 1982 году музей переехал в новый, специально для него построенный дом на улице Фадеева. Музей вел и ведет работу по пополнению своих фондов. Еще в 1943 году директор Екатерина Алексеева вступила в переписку с Сергеем Рахманиновым, проживавшим тогда в США. Композитор откликнулся на просьбу выслать для музея некоторые его личные вещи и музыкальные записи. Два раза Екатерина Алексеева ездила в США и из второй своей поездки в 1970 году вместе с исследовательницей творчества Рахманинова Заруи Апетян привезла 20 ящиков экспонатов для музея. В последующие годы музей получал в дар множество предметов, связанных с мировой музыкальной культурой. Например, принадлежавший балерине Анне Павловой рукописный клавир (переложенную партитуру вокально-оркестрового произведения для фортепиано) балета или скрипку Страдивари, завещанную Давиду Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой. Основная экспозиция музея называется «Музыкальные инструменты народов мира». В пяти залах выставлено более 900 экспонатов. В отделе русских инструментов представлены девятиструнные гусли XIII века, найденные при раскопках в Новгороде, балалайки XIX века, старые рояли из Санкт-Петербурга 1830–1870-х годов, пастушьи рожки и, конечно, гармоники, получившие распространение только в 1830-х годах. Любопытны башкирская флейта курай, чувашская волынка шыбр с мешком из бычьего пузыря, карельский струнный инструмент кантеле, похожий на гусли и упоминающийся в эпосе «Калевала». Экспозиция среднеазиатских инструментов состоит в основном из предметов коллекции Августа Эйхгорна, служившего капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе с 1870 по 1883 год. В 2011 году Музей музыкальной культуры был переименован во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Теперь в его составе еще пять мемориальных музеев: Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина на Новинском бульваре, музей «П. И. Чайковский и Москва» на Кудринской площади, Музей-квартира композитора и директора консерватории А. Б. Гольденвейзера, Музей С. С. Прокофьева в Камергерском переулке и Музей-квартира дирижера и композитора Н. С. Голованова в Брюсовом переулке.

(Нет голосов)
Здания
Особняк Н.Т.Каштанова

Особняк Н.Т.Каштанова

Ул. Садовая-Самотечная, д. 14

Этот дом хранит романтическую историю любви американца Арманда Хаммера и русской певицы ялтинского кафешантана, исполнительницы цыганских романсов Ольги Вадиной

3.33
Здания
Дом Общества «Детский труд и отдых»

Дом Общества «Детский труд и отдых»

Вадковский пер., д. 5

Интереснейший памятник в стиле протофункционального модерна, в котором размещалось удивительное учреждение — «Школа радости»

3.91
Здания
Церковь на Лазаревском кладбище

Церковь на Лазаревском кладбище

Ул. Советской Армии, д. 12, стр. 1

Две симметричные колокольни делают церковь похожей на католическую.

3.35
Памятники
Киров С. М.

Киров С. М.

Сущевский Вал ул., д. 14/22, к. 4

3.3
Здания
Петровско-Александровский пансион-приют

Петровско-Александровский пансион-приют

Фадеева ул., дом 5, строение 1

Здесь содержались дети из бедных дворянских семей

3.48
Здания
Городская усадьба А.В. Маркина

Городская усадьба А.В. Маркина

Вадковский пер., д. 7, стр. 1

С 2010 года в доме находится посольство Ватикана, представительство Святого престола.

4