ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом Я.А. Рекк

Ул. Пречистенка, д. 13, стр. 1
3.12
Когда в 1980-х дом потерял угловую башню, впору было воскликнуть: «Пропал Калабуховский дом!»
  • Доходный дом Я.А. Рекк
+ -

Весьма выразительный когда-то семиэтажный доходный дом, расположенный на углу Пречистенке и Лопухинского переулка, выстроен (первоначально о шести этажах) в 1910-1911 годах по проекту германского подданного архитектора Густава Августовича Гельриха по заказу владельца основателя Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Андреевича Рекка.

Угол здания был акцентирован полукруглым эркером, над которым возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Башенка подчеркивала доминирующее положение здания над окружающей двух – и трехэтажной застройкой. Оформление уличных фасадов выполнено с использованием мотивов неоклассики - лепнина иониками над оконными проемами, маскароны, гирлянды, скульптуры орлов.

Войти в дом можно было с Пречистенки в весьма презентабельный вестибюль и с переулка. По парадной лестнице посетитель поднимался в квартиры (по две на этаже), расположенные в центральной части с угловым эркером и в боковом крыле, черные лестницы вели во двор. Во втором подъезде со стороны переулка вестибюль имел сходное оформление. На каждом этаже этой части здания находилось только по одной квартире.

В квартирах парадные помещения - гостиные и жилые комнаты - располагались вдоль уличных фасадов. Кухни и комнаты для прислуги выходили во двор. По нынешним меркам дом был элитным – имелись лифты, канализация, водопровод, ванные. Так, в 1911 году можно было снять квартиру в этом доме за 1200 - 3000 рублей в год. Сам домовладелец, а им числился сам Яков Андреевич Рекк, жил в доме по переулку, управляющий - в двухэтажном каменном строении во дворе.

Дом знаменит своим жильцом. На верхнем этаже размещались квартиры 11 и 12, занимал их Александр Петрович Фаберже, родственник знаменитого ювелира. При фирме Фаберже он был юрисконсультом, во время революции спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры стали коммунальными, их заняла коммуна московских художников, в частности, группа «Бубновый валет». В одну вселился художник Б.А. Такке, в другую - художники Захаров, Серова, Архипова и режиссер, преподаватель ГИТИС А.А. Муат, знакомый Михаила Булгакова. Естественно, он бывал тут в гостях, видел мебель, оставленную Фаберже, да и имя бывшего владельца постоянно всплывало в беседах. Новые жильцы искренне считали, что в квартире могут быть оставлены тайники с драгоценностями (по некоторым легендам один из тайников с серебром все же был найден при перестройке дома в 1980-х годах).

С квартирой, да и с бывшим владельцем, обратившемся, правда, в Анну Францевну Фужере, можно встретиться в романе «Мастер и Маргарита». Известно, что в квартире Фаберже были люстра на цепи, свисавшая с высоты 7,5 м (на ней-то, похоже, и качался кот Бегемот), камин с чугунной решеткой, да и деревянные диванчики на лестничных площадках тоже списаны с этого дома. Еще раз дом появится в «Собачьем сердце». Хотя профессор Преображенский живет по сюжету фактически напротив, в доме 24, но описание Калабуховского дома взято все же с дома 13 – мраморные ступени в вестибюле, швейцар, ковровая дорожка, галошная стойка и дубовая вешалка. Да и сам профессор говорит: «Заметьте, здесь 12 квартир», а в доме 24 их всего восемь.

В 1983-1987 годах здание было надстроено седьмым техническим этажом по проекту, выполненному Ярославским филиалом Государственного института по проектированию заводов приборостроения и средств автоматизации Гипроприбор. Дом подвергся значительной реконструкции, угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. А дом потерял существенную часть своего обаяния. В 2000-е годы дом был реконструирован.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Артем Голубев   14 апреля 2015 07:39

    На вкус и цвет. Мне как раз таки очень понравилась люстра в вестибюле, и в целом, входные группы в доме хорошо сделаны: роскошь со вкусом, которая не давит, в отличии от многих других новых элитных домов, где можно видеть вульгарнейшее и абсолютно несуразное сочетание камня, ковки и прочих изысков.

  • Ольга Паршина   31 мая 2014 00:26

    Дом с пингвинами? Орлов вижу, а вот пингвинов - нет....

  • Лана Михайлова   16 декабря 2013 16:46

    Дом с пингвинами. Странно, но они уцелели, стоят, тесно прижавшись с стенам, словно упасть боятся. Шикарный был дом, настоящая крепость. Какая безобразная люстра сейчас в вестибюле! Гадость редкостная...

Интересное рядом
Дома
Дом причта церкви Спаса на Песках

Дом причта церкви Спаса на Песках

пер. Каменная Слобода, 2/1 строение 1

По адресу переулок Каменная Слобода, дом 2 расположены сразу три строения. Все они выходят на небольшую Спасопесковскую площадь, образуемую застройкой XVII – начала XX веков, и принадлежали когда-то причту церкви Спаса на Песках.
Левое из трех строений (№1) – доходный дом церкви Спаса Преображения 1911 года. Справа в ряду стоит дом, также составлявший владения причта (стр. 2). Его первый этаж в конце XIX века занимала приходская школа. Но наиболее интересен центральный из трех домов, это одноэтажная деревянная постройка 1837 года, принадлежавшая причту.

3.44
Дома
Городская усадьба Н. Н. Монахова ‒ М. И. Стуловой, XIX ‒ начало ХХ в., архитекторы Талмер, Н. Г. Зеленин

Городская усадьба Н. Н. Монахова ‒ М. И. Стуловой, XIX ‒ начало ХХ в., архитекторы Талмер, Н. Г. Зеленин

М. Знаменский пер., д. 10

История этого небольшого владения в Малом Знаменском переулке прослеживается с XVIII в. Но только в 1840 г. купец Нефед Никитич Монахов построил тут двухэтажный каменный дом по красной линии улицы и хозяйственный флигель во дворе.

(Нет голосов)
Музеи
Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной (отдел Государственной Третьяковской галереи)

Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной (отдел Государственной Третьяковской галереи)

Мемориальный музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной – один из столичных музеев. Он находится в одноэтажном особняке недалеко от Садового кольца. Это здание было специально спроектировано под художественные мастерские.

На данный момент экспозиция музея включает обширное собрание творений Голубкиной. В музейных фондах хранится более сотни скульптур, коллекция рисунков и камней, подставки, инструменты, а также технические приспособления, необходимые в работе скульптора. Кроме творений выставлены личные вещи А. С. Голубкиной.

Здание музея относится к объектам культурного наследия регионального назначения.

(Нет голосов)
Дома
Дом Стуловых

Дом Стуловых

Малый Знаменский пер., д.8

Владельцы дома шили на заказ «русские» костюмы для выступлений С. Есенина и Н. Клюева.

3.3
Дома
Усадьба М.П. Арбузовой

Усадьба М.П. Арбузовой

Ул. Знаменка, д. 8/13, стр. 2

От некогда большой купеческой усадьбы сейчас уцелел только главный дом, выходящий на красную линию Знаменки

5
Маршруты
Московский модерн

Московский модерн

Московским заказчикам нравились все варианты модерна - от сдержанного Северного модерна до буйного южного темпераментого Сецессиона. И на этой прогулке вы сможете увидеть самые яркие образцы этого стиля в нашем городе.

3.9
Дома
Городская усадьба В.Я.Лепешкиной

Городская усадьба В.Я.Лепешкиной

Знаменка, д. 10, стр. 1

Самый красивый фасад этого дома, как ни странно, спрятан от глаз прохожих.

(Нет голосов)
Дома
Особняк Н.К. Боля - К.А. Гутхейля

Особняк Н.К. Боля - К.А. Гутхейля

Денежный пер., 13-19

Деревянный особняк в Денежном переулке был построен после пожара Москвы 1812 года, свой нынешний облик приобрел после перестройки 1880-х годов, выполненной архитектором Владимиром Павловичем Гавриловым.

3.48
Музеи
Центр эстетического воспитания «Мусейон»

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

Отдел осуществляет эстетическое воспитание детей и юношества с учетом возрастной психологии, культурных запросов современного общества на основе  коллекций музея.

Занятия проводятся в экспозиционных залах всех зданий музея, а также в студиях, мастерских, аудиториях Центра эстетического воспитания.

Работа отдела строится по принципу развития существующих форм музейно-педагогической системы, сложившихся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в сочетании с новыми  художественно-образовательными программами.

Студийные и аудиторные занятия проводятся с активным использованием новых аудио-визуальных средств и возможностей Интернета.

В «Мусейоне» воспитанники музея демонстрируют свои творческие удачи  на выставках детского рисунка, на музыкальных вечерах, в музыкально-литературных композициях, завершающих каждый год занятий.

(Нет голосов)
Дома
Особняк Листа

Особняк Листа

Глазовский пер., дом 8, стр. 1

Особняк в Глазовском переулке был построен в 1898-1899 годах по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева и считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн.

3.75