ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом А.И. Шамшина

3.4
Этот высокий доходный дом оформляет угол ул. Знаменки и Староваганьковского переулка
  • Доходный дом А.И. Шамшина
+ -

В 1909 г. супруги Любовь Васильевна и Александр Иванович Шамшин перестраивают купленную недавно усадьбу на Знаменке. Архитектор Н.Н. Благовещенский сделал проект шестиэтажного доходного дома, фасады которого выходили на Знаменку и Староваганьковский переулок. Но А.И. Шамшину декор дома показался скучным и он заказал архитектору Ф.О. Шехтелю новый проект фасада и внутреннего декора. У дома таким образом оказалось два автора — планировка сделана Благовещенским, декор — Шехтелем.

Шехтель акцентировал внимание на угол здания. Два фасада по улице и переулку как будто стянуты угловым эркером с башенкой. Она перекликается с бельведером дома Пашкова, что создает хорошую видовую перспективу. Эркер как будто опирается на колонну, капитель которой декорирована рельефом в виде репейника. Фасад имеет довольно строгий декор без излишеств. Его ритм разнообразят вертикальные эркеры. Разная отделка оттеняет горизонтальные акценты: два первых этажа отделаны цементной штукатуркой под камень, остальные четыре этажа — глазурованным кирпичом. Раньше декор был значительно богаче за счет ленточного балкона, опоясывающего весь верхний этаж, перила которого были сделаны в виде мелкой речной волны, почти ряби. Плоскость стены также разнообразили небольшие балкончики средних этажей. Сейчас сохранился только декор подъезда и козырька, входного вестибюля и парадной лестницы. Этот дом одним из первых оснастили новым техническим изобретением — лифтом. Парадный вестибюль до сих пор украшают маски женщин в египетском стиле.

Ограды балконов раньше напоминали продукцию заводов, одним из владельцев которых был Алексей Иванович Шамшин. Он был компаньоном купцов Алексеевых и Вишняковых по новому в России делу — производству кабеля. Как раз незадолго до этого в 1907 г. золотоканительный завод Московского товарищества «Владимир Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин» перешел на производство медного проката и кабеля для слабых токов. Электричество прочно входило в жизнь и быт россиян, и спрос на эту продукцию был огромен.

В 1917 г. заводы национализировали, а дом у хозяев отобрали. Фасад лишился большей части декора. Совсем недавно, в 2000-е гг., владелец, купивший квартиру в пентхаусе, надстроил его посередине еще одним этажом с круглым большим бельведером, что изуродовало дом и исказило видовую перспективу перекличек Пашкова Дома и Дома Шамшина.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Света Казарова   9 декабря 2016 12:30

    Я жила в этом доме всё детство до окончания школы. Она тоже рядом- это известная всем 57. Жили на 6 этаже,в коммуналке.11 семей. Наши окна- под яйцом. Три окна-эркер,два- по обе стороны. Высокие потолки,широкие подоконники,огромные окна. Вид на Кремль и Б.Каменный мост.Перезвон курантов. Родителям дали отдельную квартиру и пришлось уехать. В 90-е видимо расселили всех. Дай Бог ,что спокойно.

Интересное рядом

Музеи
Музей-квартира А. Н. Толстого

Музей-квартира А. Н. Толстого

Мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого был открыт 20 октября 1987 г. В создании экспозиции принимали участие старейшие сотрудники ГЛМ Е. Е. Миропольская и Е. Д. Михайлова.

Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором О. Ф. Шехтелем в 1901-1903 гг. По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором – комнаты для прислуги Рябушинских. В годы, когда в особняке жил Горький, во флигеле располагались редакции созданных им журналов «На стройках СССР», «Наши достижения» и издательство «История фабрик и заводов». С августа 1941 г. до последних дней своей жизни в этом доме жил писатель Алексей Николаевич Толстой и его жена Людмила Ильинична Толстая.

Экспозиция музея-квартиры была создана на основе мемориальной коллекции А. Н. Толстого, переданной в Государственный литературный музей после смерти вдовы писателя Л. Н. Толстой.

Коллекция А. Н. Толстого – одна из наиболее ценных в составе фондов Государственного литературного музея. Часть этой коллекции представлена в экспозиции, часть находится в фондах ГЛМ и является основой для многочисленных выставочных проектов. В составе собрания: коллекция русской и западноевропейской живописи XVI-XX вв., предметы декоративно-прикладного искусства (фарфор, кость, металл, осветительная техника и др.), мебель работы русских и западноевропейских мастеров. Значительную часть коллекции составляет библиотека писателя, включающая редчайшие издания петровского времени, книги из масонской библиотеки предков писателя – Тургеневых, редкие прижизненные зарубежные издания писателя.

(Нет голосов)
Дома
Ансамбль городской усадьбы Тарасовых

Ансамбль городской усадьбы Тарасовых

Скатертный пер., д. 4/2

Здесь, возможно, в 1911 г. родился Лев Тарасов, ставший известным французским писателем Анри Труайя.

Рейтинг: 3.59
Дома
Угловая Арсенальная башня

Угловая Арсенальная башня

Кремлевская стена

Самая мощная угловая башня Кремля, завершившая линию его обороны со стороны Красной площади. Охраняла переправу через реку Неглинную к Торгу.

3.3
Дома
Грановитая палата

Грановитая палата

Соборная площадь

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани.

3.3
Музеи
Церковь Ризположения

Церковь Ризположения

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В течение несколько веков он входил в комплекс митрополичьего двора и служил домовым храмом митрополитов и патриархов русских.

Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность.

(Нет голосов)
Памятники
Шолом-Алейхем

Шолом-Алейхем

ул. М. Бронная, д. 13

Шолом-Алейхем (1859—1916) — еврейский писатель и драматург, один из основоположников современной художественной литературы на идише, в том
числе детской, писал также на иврите и русском языке.

(Нет голосов)
Памятники
Благословенна в веках дружба народов России и Армении!

Благословенна в веках дружба народов России и Армении!

Б. Никитская ул., д. 34

Памятник олицетворяет дружбу двух христианских народов.

(Нет голосов)
Дома
Дом Благородного собрания

Дом Благородного собрания

Ул. Большая Дмитровка, д.1

Практически неизменным остался только Колонный зал – без сомнения одно из лучших творений Казакова

3.51
Музеи
Государственный музей Л. Н. Толстого. Литературная экспозиция на Пречистенке

Государственный музей Л. Н. Толстого. Литературная экспозиция на Пречистенке

Основная литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Л. Н. Толстого, располагается в старинном особняке (бывшем владении Лопухиных-Станицкой), построенном в 1817 году по проекту архитектора А. Г. Григорьева. Знаменитый зодчий наряду с Д. Жилярди и О. И. Бове отстраивал Москву после пожара 1812 года.

Здание деревянное, оштукатуренное, представляет собой блестящий образец зрелого московского ампира: внутри строения − анфилада парадных залов с плафонной живописью, фасад украшают белые колонны и барельефы.

Увидев впервые этот «чудный ампирный особняк», организатор и хранитель Толстовского музея В. Ф. Булгаков принял решение: «Вот достойное помещение для музея Л. Н. Толстого». Это произошло в 1920 году, и с тех пор здание на Пречистенке, 11/8 неотделимо от имени писателя.

За более чем 100-летнюю историю музея сменилось несколько постоянных экспозиций: «Л. Н. Толстой и его эпоха», «Его душа объяла всех и вся», «Земля и небо Льва Толстого» и другие.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Соборная площадь

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой.

3.3
Музеи
Патриарший дворец

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

(Нет голосов)