Жилой дом кооператива «Советский архитектор» на Ростовской набережной, 5 — единственное воплощённое звено парадного ансамбля, задуманного А. В. Щусевым в 1934–1938 годах для Смоленской и Ростовской набережных. Полуциркульный четырнадцатиэтажный объём, обращённый раскрытым двором к Москве-реке, изначально должен был стать частью непрерывной линии восьми- и девятиэтажных домов, в силуетах которых высоту локально усиливали бы башни; однако из всего замысла возведено лишь это здание, сразу ставшее выразительной вертикальной доминантой панорамы реки напротив площади Киевского вокзала.
Участок, где ныне стоит дом, принадлежал ростовским владыкам с XIV века: в 1412–1413 годах епископ Григорий освятил здесь церковь Благовещения Господня, многократно перестраивавшуюся и получившую колокольню и просторную трапезную в 1830-е. Когда в 1930-х Союз архитекторов СССР нуждался в новом жилье для растущего числа членов, именно это высокое место на берегу было выделено кооперативу; Щусев и А.К. Ростковский предложили сначала грандиозную застройку с портиками, стелами и арками в духе сталинского монументализма, затем более скромный вариант с массивной колоннадой, но утверждён был лишь самый экономичный проект без колонн. Полукруглый план позволял обогнуть древний храм; сквозной портал в центре фасада открывал вид на церковь из Ростовских переулков, подчёркивая связь старого и нового.
Строительство началось в 1934-м, первая очередь (подъезды 1–4) была завершена к 1938-му и сразу заселена. Планировались отдельные квартиры, однако из-за острого дефицита жилья большинство помещений сделали коммунальными, оставив лишь один подъезд с изолированными квартирами. Неоштукатуренные краснокирпичные фасады остались незаконченными до войны; в конце 1950-х — начале 1960-х дом достроили по довоенному объёму, дополнили двусторонними восьмиэтажными крыльями, а Благовещенскую церковь снесли. Центральная часть главного фасада оштукатурена: симметрию подчёркивает высокая прямоугольная арка-портал с кессонами, четыре оси спаренных балконов в глубоких нишах, профилированные тяги, фриз круглых филёнок над одиннадцатым этажом и ряд слуховых окон технического уровня. В подъездах 1–4 сохранились дубовые двупольные двери 1936–1938 годов с остеклёнными фрамугами и наличниками.
Изнутри дом повторяет свою полукруглую форму: длинный коридор верхних этажей соединяет подъезды, а криволинейные стены переходят из подъездов в прихожие квартир, что создавало трудности при установке мебели, но придавало жилью своеобразие. Открытый двор и верхние этажи раскрывают широкие виды на Москву-реку, Киевский вокзал и МГУ; отсутствие плотной многоэтажной застройки вокруг обеспечивает тишину, столько редкую и ценимую в большом столичном городе.
Дом фигурирует как место назначения длинного пути героини знаменитого фильма «Три тополя на Плющихе», что ясно характеризует социальный статус её столичных родственников.
«Дом архитекторов» остаётся редким образцом постконструктивизма 1930-х, задавшим масштаб и тон дальнейшей застройке набережных и по-прежнему формирующим характерный силуэт московского берега.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.