ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом художников на Волхонке

Волхонка ул., дом 9, строение 2
выявленный объект культурного наследия
3.44
На протяжении многих лет в этом доме жили и работали Василий Тропинин, Михаил Нестеров, Марк Юхневич и Валентин Серов.
+ -

Здание было построено в 1780-е годы как флигель городской усадьбы Алексея Нарышкина (1742–1800), тайного советника, сенатора, дипломата. Двухэтажный флигель был возведен по проекту архитектора Елизвоя Назарова, мастера классицизма, автора Странноприимного дома графа Николая Шереметева (1747–1822).

В XIX веке бывший флигель приобрел доходную функцию и стал использоваться под сдачу квартир в наем. В 1879 году его перестроили по проекту архитектора Михаила Никифорова: надстроили еще один этаж, обновили фасады и изменили планировку. На первом этаже располагался магазин и продуктовая лавка с квартирой при ней, на втором и третьем — две большие четырехкомнатные квартиры с сенями. Они были оборудованы туалетными комнатами, что для того времени было редкостью. Доходный дом сохранился до наших дней в прекрасном состоянии, это образец городской застройки, менявшейся на протяжении XIX века. Фасад сохраняет архитектурное оформление 1879 года в стиле эклектики, для которого характерны такие элементы, как рустовка (облицовка камнем), сандрики (небольшие карнизы) и замковые камни на фасадах первого этажа.

Помимо архитектурной, здание обладает мемориальной ценностью, связанной с именами знаменитых русских художников XIX века. С 1831 по 1855 год квартиру на втором этаже занимал известный живописец и портретист Василий Тропинин (1776–1857). Окна его квартиры выходили на Кремль, в одной из комнат располагалась мастерская, в другой — просторный зал. Тропинин переселился сюда из соседнего дома (улица Волхонка, дом 11) в 1832 году. Именно здесь начиная с 1830-х Тропинин стал центральной фигурой московской художественной жизни. Из воспоминаний современников известно, что у художника часто бывали гости, а его входная дверь была исписана именами знакомых, не заставших Тропинина дома. Сюда часто приходили живописец Карл Брюллов и скульптор Витали, оставившие на двери свои имена. 

Окно, расположенное в мастерской художника, запечатлено на многих его картинах. Самая известная — автопортрет с кистями и видом на Кремль за спиной, созданный в 1844 году. Причем Тропинин часто преувеличивал размер окна, подчеркивая таким образом его значимость, и менял сюжеты за спиной изображенного на картине человека.

О том, как на самом деле выглядела мастерская, можно судить по портрету его жены Анны Тропининой, написанном в 1855 году. Это белые стены небольшой комнаты, дощатый пол, простая мебель и глубокая ниша небольшого окна. В том же году Тропинина умерла, и художник, удрученный горем, покинул квартиру.

В 1880-е годы, уже после реконструкции доходного дома, квартиру на третьем этаже начал снимать под мастерскую передвижник Владимир Маковский, а с октября 1886-го арендовали мастерскую другие художники. Среди них Николай Третьяков (1857–1896), Валентин Серов (1865–1911), Михаил Нестеров (1862–1942). Среди арендаторов был художник, музеевед, один из руководителей Третьяковской галереи Илья Остроухов (1858–1929), именно ему принадлежала идея создания совместной мастерской. В 1888 году он полностью выкупил помещения на третьем этаже.

С 1907 по 1918 год в квартире на третьем этаже жил и работал художник, реставратор Марк Юхневич (1865–1929). С 1900-го он реставрировал картинную галерею, заведовал отделом изящных искусств в Румянцевском музее, а также занимался восстановлением картин художественной галереи П.М. Третьякова и был реставратором Музея изящных искусств.

Информация с портала www.mos.ru

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Воспитанникам московских специальных артиллерийских школ, проявивших муже- ство и героизм в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Воспитанникам московских специальных артиллерийских школ, проявивших муже- ство и героизм в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Пречистенка ул., д. 12

(Нет голосов)
Дома
 Государственный исторический музей

Государственный исторический музей

Красная площадь, д. 1

Этот «древнерусский терем», один из символов Москвы, — не такой уж древнерусский: появился он в конце XIX в. на месте здания Земского приказа, в стенах которого зарождался Московский университет.

3.93
Дома
Тайницкая башня

Тайницкая башня

Кремлевская стена

Центральная башня южной стены Кремля. Возведена в 1485 году Антоном Фрязиным на месте Чешковых или Чушковых ворот крепости времени Дмитрия Донского. С нее началось строительство новых укреплений конца XV века.

3.59
Дома
Дом Ф.И. Шаляпина

Дом Ф.И. Шаляпина

3-й Зачатьевский пер., д. 3

Версий о том, как было выбрано новое жилье, немало, есть даже повествующая о том, что дом был выигран певцом в карты.

3.92
Дома
Особняк А.И.Кекушевой

Особняк А.И.Кекушевой

Остоженка ул., д. 21, стр. 1

Особняк А.И.Кекушевой - возможная резиденция булгаковской Маргариты.

3.7
Памятники
Репин И. Е.

Репин И. Е.

Болотная наб. (сквер)

(Нет голосов)
Памятники
Царь-пушка

Царь-пушка

Кремль, Ивановская площадь

Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства.

3.33
Дома
"Литературный особняк"

"Литературный особняк"

ул. Арбат, д. 9

Библиотека была, кинотеатр был, «Литературный особняк» - тоже был… Что же дальше?

3.3
Дома
Доходное владение А.А.Лазарик-А.Л.Шанявского

Доходное владение А.А.Лазарик-А.Л.Шанявского

ул. Арбат, дом 4 с1

Дом №4 расположен практически в самом начале улицы. В своей основе он содержит палаты XVIII века, которые в первой трети XIX века были встроены в новый трехэтажный дом со скромными фасадами в стиле позднего классицизма.

5
Дома
Архангельский собор

Архангельский собор

Соборная площадь

Дошедшему до наших дней Архангельскому собору в 2008 году исполнилось  пятьсот лет. Однако его начальная история восходит к еще более ранним временам.

3.44
Музеи
Архангельский собор

Архангельский собор

Архангельский собор, построенный в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым, – самый своеобразный памятник в целостном ансамбле Соборной площади Московского Кремля. С возведением Архангельского собора закончилась перестройка великокняжеской резиденции, задуманная и осуществленная Иваном III, великим князем, государем «всея Руси» (1462–1505). В период его правления завершился процесс объединения русских земель, окончательно освободившихся в 1480 году от монголо-татарского ига, возрос международный престиж набиравшего силу Московского государства. Отражением этого явилось грандиозное строительство в Кремле. В той идеологической программе, которую вкладывал в преобразование столичного Кремля сам заказчик, немаловажная роль отводилась Архангельскому собору, главному княжескому храму, ставшему к тому времени усыпальницей московского великокняжеского дома. Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда для молитвы перед тем, как отправиться на войну, – в надежде вымолить духовную силу на подвиг. Здесь приносили клятву верности великому князю его младшие братья. Позднее в храм на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после церемонии венчания на царство. Дошедшему до наших дней Архангельскому собору в 2008 году исполнилось 500 лет. Однако его начальная история восходит к еще более ранним временам.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Камынина

Усадьба Камынина

Хлебный пер., д. 2/3

В 1865 г. здесь находилась редакция «Московской газеты», издаваемой московским краеведом Н.П. Бочаровым.

3.72