ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Ул. Волхонка, д. 11, стр. 6
3.56
Именно сюда, в мастерскую художника Тропинина, зимой 1826–27 годов приходил позировать Пушкин.
+ -

В XVIII веке огромная усадьба на Волхонке (в то время это был начальный отрезок Пречистенки, которая начиналась тогда от угла нынешней Ленивки; топоним «Волхонка» появился только в XIX веке), простиравшаяся до Москва-реки, принадлежала Нарышкиным. Вскоре после смерти, в 1800 году, тайного советника, камергера А.В. Нарышкина его двор был поделен. За Нарышкиными сохранилась только его дальняя часть по Волхонке (современный дом № 13). Часть владения на углу с Ленивкой (современные дома №№ 9 и 11) получил за женой Анастасией Семеновной Нарышкиной Алексей Федорович Грибоедов – дядя знаменитого поэта и дипломата А.С. Грибоедова.

В 1806 году А.Ф. Грибоедов продал усадьбу и перебрался в Замоскворечье. Новым ее хозяином стал купец А.М. Зимулин. В 1825 году Зимулин продал главный дом и флигель по Ленивке генерал-майору И.Т. Сназину, сохранив за собой только часть усадьбы. В сентябре того же года помещение «в каменном флигеле на большой улице верхний этаж, четыре комнаты и кухню, к ним галерею со стеклами» у Зимулина нанял знаменитый художник Тропинин. «Каменный флигель на большой улице» – это современный дом № 11, стр. 6. Василий Андреевич Тропинин, крепостной крестьянин графа И.И. Моркова, только в 1823 году, в возрасте 47 лет, получил вольную. Вскоре после этого он обустроился на Волхонке. Именно сюда, в мастерскую художника, зимой 1826–27 годов приходил позировать Пушкин. Друг поэта Сергей Соболевский вспоминал: «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами».

По этому адресу Тропинин прожил семь лет и перебрался в левый флигель той же усадьбы, на Ленивку. К этому времени он воссоединился с семьей, получившей вольную. Этот трехэтажный дом сохранился и поныне. Его отмечает огромное окно в верхнем этаже. Считается, что именно за этим окном находилась мастерская живописца и именно здесь был выполнен его знаменитый автопортрет на фоне Кремля. На Ленивке Тропинин прожил почти четверть века. Только за год до смерти он перебрался на Большую Полянку в Замоскворечье, в собственный дом.

Парадокс: мемориальная доска, посвященная знаменитому художнику, укреплена на доме № 9, построенном по проекту архитектора М.И. Никифорова через 21 год после смерти Тропинина, в 1878 году, на месте главного дома усадьбы, в котором живописец никогда не жил.

Дом № 11 по Волхонке, помнящий и Тропинина, и Пушкина, находится на государственной охране как объект культурного наследия регионального значения. Будем надеяться, что и флигель по Ленивке тоже будет взят под охрану, тем более что собственный дом художника в Замоскворечье не сохранился.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Благовещенский собор

Благовещенский собор

В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.

Построенный при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции. По свидетельству летописи, его создавали псковские мастера.

Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI–XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя. В соборе совершали церемонии семейного характера: крестили царских детей, сочетали браком, отмечали дни именин.

После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства.

В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода связанных с историей собора.

С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.

(Нет голосов)
Музеи
Музей Международного нумизматического клуба

Музей Международного нумизматического клуба

Музей Международного нумизматического клуба (МНК) был учрежден предпринимателем и меценатом Вагитом Алекперовым в 2015 году и располагается в отреставрированных палатах XVII века, принадлежавших Юсуповым-Зиновьевым. Сегодня собрание музея насчитывает порядка 5000 экспонатов, относящихся к различным культурам и эпохам - от Античности до наших дней.

При создании экспозиций используются современные технологии: каждая витрина оборудована планшетами, применяется mapping, где с помощью проекционных инсталляций демонстрируется дополнительный иллюстративный материал. Дополняет образ изображения монет в 3D-пирамиде, а благодаря VR-очкам зрители окунутся в виртуальную реальность, особый мир династии Романовых.


На выставке «Золотые монеты в истории династии Романовых» представлены золотые и платиновые монеты за весь период правления династии Романовых с 1613 по 1917 годы - более 500 монет из фондов музея и частных нумизматических собраний. Эти монеты могут поведать много увлекательных историй: под их звон Романовы венчались на царство, использовали в быту и как «приклады» к почитаемым иконам, ими расплачивались в заграничных поездках и азартных играх, оплачивали войны и награждали за службу.

Большинство представленных на выставке «Не все то золото…» предметов угрожали смертью тем, у кого могли быть найдены. Вы увидите фальшивые монеты, которые не только обманывали своих современников, но и поныне вводят в заблуждение коллекционеров, узнаете о различных технологиях фальсификаторов и способах их разоблачения.

Искусствоведов и любителей архитектуры заинтересует экскурсию по палатам Зиновьевых-Юсуповых – старейшему дому в районе Арбата.
Палаты были построены стольником Петром Зиновьевым в 1685 г. Под их крышей творилась история, слагались легенды о семейной жизни, а их владельцы вошли в историю. На экскурсии вы боле подробно узнаете об истории палат, ее владельцах, а также увидеть небольшой фильм о реконструкции здания и залы музея, ещё не открывавшиеся для широкой аудитории.

(Нет голосов)
Музеи
Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы, расположенный в подземном павильоне на глубине 7 метров в историческом центре города, непосредственно на месте крупномасштабных археологических раскопок 1993–1996 года, даёт представление о средневековой столице, истории развития территории современной Манежной площади, содержит общие сведения о методике археологических исследований. Музей знакомит с материальной культурой Москвы и Московского края от палеолита до XIX века. Основу экспозиции составляют обнаруженные в ходе раскопок устои Воскресенского моста ХVII—ХVIII вв., который в прошлом соединял два берега реки Неглинной.

Музей археологии Москвы входит в Музейное объединение "Музей Москвы"

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

ул. Арбат, 6

В этом здании, построенном в первой трети XIX века, до 1866 года собирались члены тайного революционного «Ишутинского кружка», руководителем которого был Николай Ишутин, двоюродный брат Дмитрия Каракозова, казненного за покушение на Александра II. Дом охраняется государством.

5
Дома
Палаты А. Д. Друцкого

Палаты А. Д. Друцкого

Большой Афанасьевский пер., 20

Палаты князя Андрея Даниловича Друцкого с характерными «ушастыми» наличниками — пример рядовой городской застройки и памятник гражданской архитектуры XVIII века. Кажущиеся одноэтажными, палаты, на самом деле, двухэтажные.

3.25
Маршруты
Москва довоенная

Москва довоенная

Какой была Москва довоенная? Радий Федорович Ченцов - ветеран Великой Отечественной войны, родившийся в Москве, в районе Арбата, недалеко от места, которое запечатлено на картине Поленова «Московский дворик», согласился стать гидом и показать "Узнай Москву" места своего детства.

3.35
Музеи
Успенский собор

Успенский собор

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы.

Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.

На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.

Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков.

После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Е.А. Костяковой

Доходный дом Е.А. Костяковой

Ул. Пречистенка, д. 9

Возле этого дома встречает пса Шарика и угощает его колбасой булгаковский профессор Преображенский

3.48
Дома
Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Большой Афанасьевский переулок, д. 24

На Большом Афанасьевском переулке, д. 24 расположен жилой дом XVII–XVIII века Зиновьевых–Юсуповых. Дом связан также с историей семьи Толстых. В 2012 году полуразрушенный дом был талантливо отреставрирован.

3.58
Дома
Благовещенский собор

Благовещенский собор

Соборная площадь

В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.

3.3
Дома
Успенский собор

Успенский собор

Соборная площадь

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы. 

3.44
Памятники
Памятник маршалу Жукову Г.К.

Памятник маршалу Жукову Г.К.

Манежная площадь

Установлен 8 мая 1995 года.

2.89