ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Воротниковский пер., д. 7, корп. 1, 2, 3, 4
объект культурного наследия регионального значения
(Нет голосов)
Здесь в 1927-1950-х гг. жили и работали артисты Малого театра Рыжов, Головин, Рафаилов, Е.Н. Гоголева, В.Я. Хенкин, В.М. Барсова.
В корпусе №3 в 1920-1930-х гг. помещалась оперная студия К.С. Станиславского, в 1920 1940-х гг.- Центральный дом работниковискусств
+ -

Воротников переулок между Тверской и Малой Дмитровкой параллельно Садовой-Триумфальной – напоминание о том, что до середины XVII в. здесь располагалась слобода воротников – сторожей московских крепостных ворот (Кремля, Китай-города, Белого города). В середине XVII в. слобода была переведена за Земляной город (Садовое кольцо) с образованием Новой слободы (вокруг храма Св. Пимена Великого рядом с метро «Новослободская»).

До середины XIX в. переулок занимали городские усадьбы, которые после Отечественной войны 1812 г. получили доходное использование и сдавались внаем. Это в какой-то степени предопредилило связь переулка с памятью о выдающихся деятелях русской культуры. Часть усадьбы на месте домов №№ 10 - 12 снимал в 1830-е гг. П.В.Нащекин, которого в этой усадьбе посещали А.С.Пушкин и К.П.Брюллов, позднее в этой усадьбе жил М.С.Щепкин.

В конце XIX и начале XX вв. переулок  в основном заняли крупные доходные дома.

Традиция укрупнения застройки переулка была продолжена в советский период.

Исторически центром слободы воротников был храм Св. Пимена Великого, в Воротниковском переулке занимавший территорию домов №№ 5 и 7. Последнее обновление этого храма было выполнено в 1848 г. под  руководством А.Г.Григорьева в формах московского послепожарного ампира.

В 1927 – 1932 гг. территория храма была частично занята комплексом домов для кооператива «Труженик искусства», организованного при участии наркома просвещения А.В.Луначарского.

Автором комплекса стал архитектор В.С.Кузнецов, учившийся 1890-е гг. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и успевший выступить в 1900-е гг. в качестве автора нескольких доходных домов.

Здания комплекса кооператива «Труженик искусства» выстроены в традициях жилого строительства московского конструктивизма и системы московских рабочих городков 1920-х гг., по которой целые кварталы одновременно застраивались по единому генплану. Одной из особенностей комплекса кооператива «Труженик искусства» стало эксперементальное использование нового материала массового строительства - пустотелых шлакобетонных блоков. Здания представляют собой крупные объемы, различающиеся этажностью и конфигурацией плана, общую статичность объемов оживляют вынесенные балконы.  Своеобразие комплекса заключается в том, что он предназначался для выдающихся деятелей русской и советской культуры, едва ли не каждая квартира для которых прорабатывалась индивидуально.
В зданиях проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

Ул. Большая Дмитровка, д. 17

С 1839 по 1909 год здесь располагался знаменитый Купеческий клуб. Сюда съезжались со всей Москвы, и не только…

3.83
Дома
Доходный дом Эристова

Доходный дом Эристова

Ул. М. Бронная, д.31/13

Этот дом построен автором проекта гостиницы «Савой»

3.4
Музеи
Дом на Брестской

Дом на Брестской

«Дом на Брестской» - это конгрессно-выставочный центр ГБУ «Мосстройинформ», ключевая площадка для демонстрации планов градостроительного развития и результатов работы Стройкомплекса Москвы. Основная задача центра - проведение конгрессно-выставочных мероприятий в сфере градостроительства, архитектуры и дизайна. «Дом на Брестской» начинает свою историю с момента создания первого деревянного макета Москвы. В 1975 году в связи с 30-летием освобождения Будапешта от немецко-фашистских захватчиков была организована Венгерская выставка на ВДНХ, в рамках которой одним из экспонатов стал макет центральной части Будапешта. Главный архитектор Москвы в  1960-1982 гг. М.В.Посохин высоко оценил макет и обратился к Председателю Моссовета В.Ф.Промыслову с предложением создать аналогичный макет Москвы. Идея была одобрена и в течение 10 лет, с 1976 по 1986 годы, две бригады макетчиков на фабрике «Картолитография» создавали макет. Сразу было ясно – не стоит пытаться делать макет всей Москвы, он будет слишком огромен, учитывая выбранный масштаб 1:500. Поэтому ограничились лишь центральной частью города в пределах Садового кольца. На основе имеющейся геоподосновы, дополнительных геодезических съемок, фотографий существующих зданий и материалов проектируемых зданий архитекторы «Моспроекта-1» и «Моспроекта-2» разрабатывали макетные чертежи. К работе также был привлечен «Мосгоргеотрест». Здания были изготовлены из клена, рельеф – из березы. Кремлевский ансамбль – из красного дерева, лимонного дерева, амаранта, падуба. Купола соборов Кремля покрыты сусальным золотом. Москва-река и река Яуза выполнены из палисандра.
Одновременно решался вопрос размещения макета, размеры которого были определены 12х12м (144 кв.м.) и в марте 1986 года макет был установлен в зале специально построенного здания на Брестской улице. Макет служил рабочим инструментом для архитекторов, все дома на нем съемные, сам макет состоит из раздвижных частей 2х2 метра. Архитекторы могли снять дома с макета в зоне проектируемого здания, поставить на это место новое здание и оценить планировочное решение. Одними из первых посетителей экспозиции в «Доме на Брестской» были Фидель Кастро и Борис Ельцин. Здесь проходили приемы иностранных делегаций. В настоящее время макет разобран и законсервирован, хранится в "Доме на Брестской". Идея создания нового современного макета Москвы возникла в 2011 году. Первоначально планировалось сделать макет в цвете по аналогии с макетом Нью-Йорка в масштабе 1:1200, охватывающем всю территорию  Москвы в исторических границах. Однако после присоединения к столице новых территорий, концепция макета была пересмотрена. По решению Мэра Москвы Сергея Собянина работа над новым макетом началась осенью 2012 года и была включено в государственную программу «Градостроительная политика города Москвы», реализуемую столичным Стройкомплексом. С увеличением масштаба до 1:400 акцент был сделан на центральной части города, охватывающей ТТК, все ж/д вокзалы, а также территорию Воробьевых гор (включая самую высокую «сталинскую высотку» - здание МГУ) и активно развивающуюся в настоящее время территорию промзоны ЗИЛ.


Главная отличительная особенность нового макета - поразительная детализация всех 6,5 тысяч зданий и воссоздание ландшафтного рельефа столицы. На фасадах исторических домов воссозданы мозаика и барельефы. А гладь Москвы-реки выполнена в специальной технике, создающей эффект водной ряби. Макет оснащен интерактивной системой подсветки зданий изнутри, которой можно управлять, выбирая объекты в соответствии со сценарием - от административного деления территории города до типологии объектов (жилые дома, административные здания, объекты культуры, транспортные объекты и т.д.). Добиться еще большей выразительности позволила миниатюрная архитектурная подсветка, которая использовалась в оформлении выходов из метро, храмовых комплексов, мостов и таких знаковых сооружений, как Московский Кремль. Знаменитый бой курантов на Спасской башне Кремля и звон колоколов храма Христа Спасителя с точностью воспроизводятся на макете за счет вмонтированных внутри динамиков. В настоящее время площадь экспонируемого макета составляет 120 кв.метров. Работа по изготовлению будет завершена в 2017 году и составит площадь 945 кв.метров, которая охватит срединную зону Москвы, выходящую за пределы ТТК.
В 2012 году принимается решение о создании карты города, которая будет вмонтирована в пол. Начинаются разработки проекта и подготовка к строительным работам в "Доме на Брестской". Макет города перевозится на территорию ВДНХ в пав. №75.
В 2014 году состоялось торжественное открытие карты Москвы в масштабе 1:500. Это
напольный «лайтбокс» размером 178 кв.метров. Карта по сути своей уникальна, стеклянные блоки подсвечиваются снизу, а сверху проецируется заданные программным обеспечением изображения, из которых составляются сценарии показов карты.
Сегодня специалисты "Дома на Брестской" с помощью карты и видеостены рассказывают москвичам и гостям столицы о программах развития города, архитектурных стилях, истории Метрополитена, реновации промышленных зон, реконструкции МКЖД, истории градостроительства.

(Нет голосов)
Дома
Типография журнала «Огонёк»

Типография журнала «Огонёк»

1-й Самотечный пер., д. 17, стр. 1

«За принятый правлением разработанный Вами проект правление «Огонька» уплачивает Вам 1500 рублей. Срок выполнения проекта - 6 недель».

3.25
Дома
Дом архитектора Ф. О. Шехтеля

Дом архитектора Ф. О. Шехтеля

Ул. Большая Садовая, д. 4, стр. 1

Кроме хозяина, архитектора Федора Шехтеля, этот дом помнит В.В.Маяковского, В.И.Чекрыгина, И.Д.Шадра.

3.58
Дома
Торговый дом Р. Левиссона

Торговый дом Р. Левиссона

Ул. Большая Дмитровка, д. 32

«Возможно, что хозяин дома оказал на архитектора хорошее влияние при составлении проекта и указал на хороший венский образец».

5
Дома
Палаты в Шубине

Палаты в Шубине

Тверская ул., д. 6, стр. 2

Огромный сталинский дом скрывал в своих недрах роскошный дворец времен Алексея Михайловича Романова.

3.68
Памятники
Памятник И.А. Крылову

Памятник И.А. Крылову

М. Бронная ул. (сквер у Патриарших прудов)

Иван Андреевич Крылов (1769—1844) — русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов.

(Нет голосов)
Музеи
Пока нет
изображения

Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко

Музей-квартира В. И. Немировича-Данченко был создан как филиал Музея МХАТ в целях увековечения памяти одного из основателей и руководителей Московского Художественного театра. В доме 5/7 в Глинищевском переулке Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни. В 1944 году здесь был открыт его мемориальный музей.

В неприкосновенности сохранилась обстановка комнат старой московской квартиры, экспонаты рассказывают о долгой и плодотворной жизни в искусстве выдающегося режиссера, драматурга и театрального педагога. На стенах кабинета – портреты и фотоснимки крупных деятелей русской культуры с дарственными надписями хозяину. В музее-квартире проводятся выставки, экскурсии, посвященные жизни и деятельности В. И. Немировича-Данченко, принимаются заявки на коллективные посещения.

Музей приспособлен для посещения лицами с ограниченными возможностями передвижения, с нарушением опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на креслах-каталках и с ОВЗ.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом

Жилой дом

Малый Патриарший пер., д. 5

Именно на этом месте была создана всем известная ныне песенка «В лесу родилась елочка».

3.3
Дома
Особняк З.Г.Морозовой

Особняк З.Г.Морозовой

Спиридоновка ул., д.17

Бизнесмены и меценаты, художники и архитекторы, дипломаты и президенты: в одном доме; в разное время.

3.75
Маршруты
Танцевальная Москва

Танцевальная Москва

29 апреля отмечается Международный день танца.
Этот праздник стали отмечать с 1982 года, в честь дня рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новерра, которого называют "отцом современного балета".
Редакция "Узнай Москву" подготовила маршрут для прогулки по самым танцевальным местам нашего города.

3.17