ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом Ф.И. Шаляпина

3.85
Версий о том, как было выбрано новое жилье, немало, есть даже повествующая о том, что дом был выигран певцом в карты.
  • Дом Ф.И. Шаляпина
+ -

Еще каких-то сто лет назад в переулках ныне элитной Остоженки стояли небольшие деревянные двух- и трехэтажные ампирные особнячки. В одном из таких особнячков, под номером 3, с 1904 по 1907 год жил Федор Иванович Шаляпин.

Творческий подъем певца начался незадолго до 1904 года. Многочисленные партии в операх Большого театра, все разраставшаяся слава и в то же время счастливая семейная жизнь с Иолой Игнатьевной Торнаги (бывшей итальянской балериной), с которой они растили троих детей – Игоря, Ирину (1900 г.) и Лидию (1903 г.)… Говорят, старшую дочь Шаляпина крестил Рахманинов, близкий друг Федора Ивановича. Единственным условием, при котором Рахманинов согласился стать крестным отцом, было имя девочки. Ириной – любимым именем композитора, позже была названа и старшая дочь самого Рахманинова.

Все разрушилось в мгновение ока. В 1903 году первенец и на тот момент единственный наследник Шаляпина, сын Игорь, умер от аппендицита. Федор Иванович не находил себе места от горя, даже пытался покончить жизнь самоубийством. Смерть сына вынудила семейство покинуть квартиру в Леонтьевском переулке, где слишком многое напоминало о потере. Версий о том, как было выбрано новое жилье, немало. Самая распространенная: однажды Федор Иванович, молясь в церкви Зачатьевского женского монастыря, встретил игуменью Валентину, которая и посоветовала певцу приобрести особняк за оградой монастыря.

Существовала также версия, что Шаляпин выиграл особняк в карты. Доказательств ей, правда, нет. Федор Иванович и Иола Игнатьевна поселились в 3-м Зачатьевском переулке, в двухэтажном доме №3, сразу после его перестройки. До этого дом был трехэтажным и без флигеля. (Позже, при советской власти, сам особняк, построенный в стиле модерн, и левое крыло дома снесли. В 1980-х гг. на его территории планировали построить шестиэтажный жилой дом, но не случилось.)

В 1904 году у Шаляпиных родился сын Борис, ставший впоследствии известным художником. Борис родился в столовой на первом этаже. Старшая дочь Шаляпина, Ирина, писала позже о том, как шумно отец праздновал рождение сына. Счастливый и радостный Федор Иванович нес по широкой лестнице Иолу Игнатьевну, одетую в белое, воздушное, украшенное кружевами и лентами платье, на второй этаж. Через год появились двойняшки: Федор и Татьяна. Растущая семья требовала немалых средств, большая часть которых уходила на образование детей. Шаляпин, помня свое почти нищее детство, хотел, чтобы его дети ни в чем не нуждались. Он много работал, нередко отказывая себе в отдыхе. Но у него всегда хватало времени и сил на игры с детьми, для которых общение с отцом было настоящим праздником.

В доме всегда было многолюдно и шумно не только из-за пятерых детей, но и из-за огромного количества друзей и просто знакомых, постоянно бывавших в гостеприимном доме. Шаляпины часто устраивали званые обеды; столы, усыпанные пармскими фиалками, и именные карточки для приглашенных гостей около каждого прибора – было то немногое, что добавляло официальности располагающей семейной обстановке. Здесь бывали: художник К.А.Коровин и тенор В.Н.Сабанин (шаферы невесты на свадьбе Шаляпиных); Рахманиновы – близкие друзья с лета 1898 г.; В.А.Серов, написавший несколько портретов не только Шаляпина, но и членов его семьи (знаменитый портрет Шаляпина в полный рост, выполненный карандашом, сейчас находится в Третьяковской галерее).

В 1907 году Шаляпины переехали в дом на Новинском бульваре. Дальнейшая история дома №3 известна лишь по обрывкам воспоминаний. Так, например, спустя десять лет в Зачатьевском жила Анна Ахматова. Об этом свидетельствует ее стихотворение «Третий Зачатьевский…». В 1918 году Осип Мандельштам виделся в Москве с Анной Ахматовой и  по меньшей мере однажды был у нее в 3-м Зачатьевском. Встреча могла произойти не ранее 15 августа (день, когда Анна Ахматова и В.К. Шилейко поселились в этом доме). 

 Уже в наше время сын Федора Ивановича, Федор Федорович, завещал семейное имение Центру им. Ф.И. Шаляпина. Однако в 2000 году власти дом был продан частной компании, которая собиралась его перестроить и сдавать помещения под офисы. До сих пор судьба здания, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, находится под вопросом.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • svetlana moskotina   17 сентября 2016 23:22

    в этом доме занимался с людьми энтузиаст сохранения здания и здорового голоса Анатолий Иванович Попов. Когда-то он принял дом без полов и восстановил так,что в нем можно было находиться и заниматься созданной им практикой Физвокализ. Я его ученица и мне больно смотреть как под видом реконструкции новые хозяева подвергают дом разрушению и осквернению.Неделю назад посетила дорогое мне место и сфотографировала .Дом проветривается ,раскрыт настеж со двора,за разбитыми стеклами мусор,из стены растут деревья.Явно ждут,когда он развалится,чтобы заменить его на дешевую бутафорию.

  • svetlana moskotina   17 сентября 2016 23:14

    в этом доме занимался с людьми энтузиаст сохранения здания и здорового голоса Анатолий Иванович Попов. Когда-то он принял дом без полов и восстановил так,что в нем можно было находиться и заниматься созданной им практикой Физвокализ. Я его ученица и мне больно смотреть как под видом реконструкции новые хозяева подвергают дом разрушению и осквернению.Неделю назад посетила дорогое мне место и сфотографировала

Интересное рядом
Дома
Жилой дом с магазинами, 1934-1938 гг., 1950 г., арх. Л.М.Поляков.

Жилой дом с магазинами, 1934-1938 гг., 1950 г., арх. Л.М.Поляков.

Ул. Арбат, д. 45/24

Этот дом поменял свой облик с авангардного на неоклассический ещё в процессе строительства.

5
Музеи
Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН - это cамый крупный музей скульптуры под открытым небом в России.

В коллекции находятся уникальные памятники советской эпохи, попавшие сюда в процессе основания музея с 1992 года – это монументальная скульптура 1930-х - 1950-х годов, служившая не только идеям пропаганды, но и градообразующему замыслу - так, памятник Дзержинскому работы Евгения Вучетича и памятник Горькому авторства Ильи Шадра в исполнении артели Веры Мухиной долгие годы были скульптурными доминантами двух центральных Московских площадей. Так же в коллекции МУЗЕОНА есть и интересные памятники эпохи соцреализма, многочисленные бюсты героев социалистического труда, традиционные портреты советских вождей, обязательные для установки в каждом советском учреждении.

Одной из задач музея всегда было сохранение этих уникальных памятников, отношение к которым менялось по ходу изменения политического курса страны. Все находящиеся в коллекции скульптуры и знаковые сооружения советского периода обладают не только художественной ценностью, которая может быть спорна, но ценностью исторической, они являются артефактами своей эпохи, необходимыми для ее изучения. В связи с этим одной из целей музея является их сохранение и научное описание.

Помимо «программных» монументов советского периода, МУЗЕОН экспонирует так же и те работы отечественных скульпторов-авангардистов, которые по идеологическим соображениям не могли выставляться при советской власти, долгое время хранились в мастерских и не были представлены широкой публике. Среди них редкие произведения Евгения Чубарова, Алексея Григорьева и Леонида Рабинса.

Сегодня МУЗЕОН активно экспонирует современных скульпторов, расширяя границы своей коллекции и пополняя ее пленэрной живописью и материалами тематических фотовыставок , современными арт-объектами и материалами видеоарта.

(Нет голосов)
Музеи
Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва – это новая выставочная и интерактивно-образовательная площадка Москвы, где можно по-настоящему прочувствовать подлинное искусство. Центр искусств сотрудничает с ведущими галереями и частными коллекционерами России и Европы. В стенах Центра находятся шедевры, до сегодняшнего дня неизвестные широкому зрителю. Здесь предлагается широкий спектр художественной деятельности: тематические выставки живописи, арт-акции, лекции и мастер-классы, способные стать заметным событием не только выставочной практики, но и культурной жизни столицы.

(Нет голосов)
Дома
Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Ул. Волхонка, д. 11, стр. 6

Именно сюда, в мастерскую художника Тропинина, зимой 1826–27 годов приходил позировать Пушкин.

3.56
Дома
Дом Окуджавы

Дом Окуджавы

ул. Арбат, 43

Этот, когда-то двухэтажный, с лавками на первом этаже, жилой дом, построенный в середине XIX века, сейчас называют домом Окуджавы.
К началу XX столетия здание было надстроено еще двумя этажами и разрослось вглубь участка, превратившись в многоквартирный дом, помещения которого сдавались внаем.

3.25
Музеи
Музей ЦПКиО им. Горького

Музей ЦПКиО им. Горького

Музей располагается в главном входе в ЦПКиО, построенном в 1955 году по проекту архитекторов Г. Щуко и А. Спасова. В пилонах Главного входа в разное время располагались отделы дирекции Парка, а в 1970−е годы здесь была кино- и фотостудия. В основном, помещения использовались для технических нужд парка и  не были доступны для посетителей. 10 июня 2015 года в отреставрированном главном входе открылся музей. Основная экспозиция состоит из уникального архива Парка Горького, а также фото и видео материалов и документов, предоставленных другими архивами и музеями Москвы. Посредством современных мультимедийных инсталляций рассказаны 15 историй о людях, с которыми связана история Нескучного сада и Парка Горького.
Зал «Нескучный сад» посвящен XVIII-XIX векам и открывается макетом Парка, где хронологически показаны все этапы его развития. Истории Нескучного сада начинаются с 1728 года – когда князь Трубецкой покупает дом на участке близ Калужской заставы. Благодаря его приемам и балам эти места становится популярными. Владельцами земель на территории Нескучного были Демидов, братья Орловы, прототип Пиковой дамы Пушкина – княгиня Голицына и, наконец император Николай I.
Зал «Парк Горького» показывает историю ЦПКиО  с 1923 года до наших дней. Начиная с 1-ой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки СССР 1923 года: в максимально короткие сроки вместо свалки на территории Орловского луга было установлено более 250 тематических павильонов в самой разнообразной стилистике – от эклектики до конструктивизма. Перенаселенная Москва 20-30-х годов нуждалась в пространстве для досуга – благоустроенную территорию выставки решено было сделать парком.  
Насыщенность фактическим материалом и интерактивность делает экспозицию музея универсальной – она может быть интересна посетителям разного возраста. Те, кто помладше, могут пройти квест – найти в экспозиции ответы на вопросы по истории Парка и получить за них маленькие подарки в сувенирном магазине на выходе.
На крыше музея расположена смотровая площадка, на ней установлены бинокуляры с увеличением 25х, через которые днем можно рассмотреть аллеи Парка, Первую Градскую больницу, Храм Христа Спасителя, сталинские высотки, Крымский мост, а вечером – лунные кратеры.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.

Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова.

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба И.А.Королева - П.П. Страховой - Тестовых

Городская усадьба И.А.Королева - П.П. Страховой - Тестовых

ул. Арбат, 36/2 стр.1

Дом построен в начале XIX века, после пожара 1812 года. В 1820-х годах здесь работала большая аптека Богдана Панке. В 1860-е годы в доме жил профессор Московского Университета, историк Владимир Иванович Герье.

3.44
Дома
Церковь Спаса на Песках

Церковь Спаса на Песках

Спасопесковский переулок, д. 4а

12 декабря 1633 года в местности, прилегающей к Арбату, вокруг позднейшей Спасопесковской площадки, был расквартирован стрелецкий полк и назначен его голова – Филон Михайлович Оничков. Вскоре стрельцы Оничкова построили себе деревянную полковую церковь Преображения Господня. По документам она известна с 1643 года, но возникла ранее этой даты.

3.8
Дома
Дом Дворцового ведомства

Дом Дворцового ведомства

Б. Левшинский пер., дом 8/1, строение 1

Дом на углу Денежного и Большого Лёвшинского переулков выстроен в конце XVIII века во владении полковника А.Ф. Ладыженского и представляет собой интересный образец углового здания с протяженными фасадами, выходящими на красную линию обоих переулков. Дом сохраняет декоративное оформление, характерное для классицизма начала XIX века. В 1835 году все владение было куплено Московской Дворцовой конторой, и дом был приспособлен под квартиры для служащих конторы.

3.77
Памятники
Кони Яндекса

Кони Яндекса

ул. Льва Толстого, 16

Достопримечательности Москвы "найдутся здесь".

3.35
Дома
Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв.

Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв.

Ул. Волхонка, д. 8

Эта усадьба дала имя всей улице Волхонка.

3.25