ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом Ф.И. Шаляпина

3.82
Версий о том, как было выбрано новое жилье, немало, есть даже повествующая о том, что дом был выигран певцом в карты.
  • Дом Ф.И. Шаляпина
+ -

Еще каких-то сто лет назад в переулках ныне элитной Остоженки стояли небольшие деревянные двух- и трехэтажные ампирные особнячки. В одном из таких особнячков, под номером 3, с 1904 по 1907 год жил Федор Иванович Шаляпин.

Творческий подъем певца начался незадолго до 1904 года. Многочисленные партии в операх Большого театра, все разраставшаяся слава и в то же время счастливая семейная жизнь с Иолой Игнатьевной Торнаги (бывшей итальянской балериной), с которой они растили троих детей – Игоря, Ирину (1900 г.) и Лидию (1903 г.)… Говорят, старшую дочь Шаляпина крестил Рахманинов, близкий друг Федора Ивановича. Единственным условием, при котором Рахманинов согласился стать крестным отцом, было имя девочки. Ириной – любимым именем композитора, позже была названа и старшая дочь самого Рахманинова.

Все разрушилось в мгновение ока. В 1903 году первенец и на тот момент единственный наследник Шаляпина, сын Игорь, умер от аппендицита. Федор Иванович не находил себе места от горя, даже пытался покончить жизнь самоубийством. Смерть сына вынудила семейство покинуть квартиру в Леонтьевском переулке, где слишком многое напоминало о потере. Версий о том, как было выбрано новое жилье, немало. Самая распространенная: однажды Федор Иванович, молясь в церкви Зачатьевского женского монастыря, встретил игуменью Валентину, которая и посоветовала певцу приобрести особняк за оградой монастыря.

Существовала также версия, что Шаляпин выиграл особняк в карты. Доказательств ей, правда, нет. Федор Иванович и Иола Игнатьевна поселились в 3-м Зачатьевском переулке, в двухэтажном доме №3, сразу после его перестройки. До этого дом был трехэтажным и без флигеля. (Позже, при советской власти, сам особняк, построенный в стиле модерн, и левое крыло дома снесли. В 1980-х гг. на его территории планировали построить шестиэтажный жилой дом, но не случилось.)

В 1904 году у Шаляпиных родился сын Борис, ставший впоследствии известным художником. Борис родился в столовой на первом этаже. Старшая дочь Шаляпина, Ирина, писала позже о том, как шумно отец праздновал рождение сына. Счастливый и радостный Федор Иванович нес по широкой лестнице Иолу Игнатьевну, одетую в белое, воздушное, украшенное кружевами и лентами платье, на второй этаж. Через год появились двойняшки: Федор и Татьяна. Растущая семья требовала немалых средств, большая часть которых уходила на образование детей. Шаляпин, помня свое почти нищее детство, хотел, чтобы его дети ни в чем не нуждались. Он много работал, нередко отказывая себе в отдыхе. Но у него всегда хватало времени и сил на игры с детьми, для которых общение с отцом было настоящим праздником.

В доме всегда было многолюдно и шумно не только из-за пятерых детей, но и из-за огромного количества друзей и просто знакомых, постоянно бывавших в гостеприимном доме. Шаляпины часто устраивали званые обеды; столы, усыпанные пармскими фиалками, и именные карточки для приглашенных гостей около каждого прибора – было то немногое, что добавляло официальности располагающей семейной обстановке. Здесь бывали: художник К.А.Коровин и тенор В.Н.Сабанин (шаферы невесты на свадьбе Шаляпиных); Рахманиновы – близкие друзья с лета 1898 г.; В.А.Серов, написавший несколько портретов не только Шаляпина, но и членов его семьи (знаменитый портрет Шаляпина в полный рост, выполненный карандашом, сейчас находится в Третьяковской галерее).

В 1907 году Шаляпины переехали в дом на Новинском бульваре. Дальнейшая история дома №3 известна лишь по обрывкам воспоминаний. Так, например, спустя десять лет в Зачатьевском жила Анна Ахматова. Об этом свидетельствует ее стихотворение «Третий Зачатьевский…». В 1918 году Осип Мандельштам виделся в Москве с Анной Ахматовой и  по меньшей мере однажды был у нее в 3-м Зачатьевском. Встреча могла произойти не ранее 15 августа (день, когда Анна Ахматова и В.К. Шилейко поселились в этом доме). 

 Уже в наше время сын Федора Ивановича, Федор Федорович, завещал семейное имение Центру им. Ф.И. Шаляпина. Однако в 2000 году власти дом был продан частной компании, которая собиралась его перестроить и сдавать помещения под офисы. До сих пор судьба здания, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, находится под вопросом.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • svetlana moskotina   17 сентября 2016 23:22

    в этом доме занимался с людьми энтузиаст сохранения здания и здорового голоса Анатолий Иванович Попов. Когда-то он принял дом без полов и восстановил так,что в нем можно было находиться и заниматься созданной им практикой Физвокализ. Я его ученица и мне больно смотреть как под видом реконструкции новые хозяева подвергают дом разрушению и осквернению.Неделю назад посетила дорогое мне место и сфотографировала .Дом проветривается ,раскрыт настеж со двора,за разбитыми стеклами мусор,из стены растут деревья.Явно ждут,когда он развалится,чтобы заменить его на дешевую бутафорию.

  • svetlana moskotina   17 сентября 2016 23:14

    в этом доме занимался с людьми энтузиаст сохранения здания и здорового голоса Анатолий Иванович Попов. Когда-то он принял дом без полов и восстановил так,что в нем можно было находиться и заниматься созданной им практикой Физвокализ. Я его ученица и мне больно смотреть как под видом реконструкции новые хозяева подвергают дом разрушению и осквернению.Неделю назад посетила дорогое мне место и сфотографировала

Интересное рядом

Музеи
Музей ЦПКиО им. Горького

Музей ЦПКиО им. Горького

Музей располагается в главном входе в ЦПКиО, построенном в 1955 году по проекту архитекторов Г. Щуко и А. Спасова. В пилонах Главного входа в разное время располагались отделы дирекции Парка, а в 1970−е годы здесь была кино- и фотостудия. В основном, помещения использовались для технических нужд парка и  не были доступны для посетителей. 10 июня 2015 года в отреставрированном главном входе открылся музей. Основная экспозиция состоит из уникального архива Парка Горького, а также фото и видео материалов и документов, предоставленных другими архивами и музеями Москвы. Посредством современных мультимедийных инсталляций рассказаны 15 историй о людях, с которыми связана история Нескучного сада и Парка Горького.
Зал «Нескучный сад» посвящен XVIII-XIX векам и открывается макетом Парка, где хронологически показаны все этапы его развития. Истории Нескучного сада начинаются с 1728 года – когда князь Трубецкой покупает дом на участке близ Калужской заставы. Благодаря его приемам и балам эти места становится популярными. Владельцами земель на территории Нескучного были Демидов, братья Орловы, прототип Пиковой дамы Пушкина – княгиня Голицына и, наконец император Николай I.
Зал «Парк Горького» показывает историю ЦПКиО  с 1923 года до наших дней. Начиная с 1-ой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки СССР 1923 года: в максимально короткие сроки вместо свалки на территории Орловского луга было установлено более 250 тематических павильонов в самой разнообразной стилистике – от эклектики до конструктивизма. Перенаселенная Москва 20-30-х годов нуждалась в пространстве для досуга – благоустроенную территорию выставки решено было сделать парком.  
Насыщенность фактическим материалом и интерактивность делает экспозицию музея универсальной – она может быть интересна посетителям разного возраста. Те, кто помладше, могут пройти квест – найти в экспозиции ответы на вопросы по истории Парка и получить за них маленькие подарки в сувенирном магазине на выходе.
На крыше музея расположена смотровая площадка, на ней установлены бинокуляры с увеличением 25х, через которые днем можно рассмотреть аллеи Парка, Первую Градскую больницу, Храм Христа Спасителя, сталинские высотки, Крымский мост, а вечером – лунные кратеры.

(Нет голосов)
Музеи
Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН - это cамый крупный музей скульптуры под открытым небом в России.

В коллекции находятся уникальные памятники советской эпохи, попавшие сюда в процессе основания музея с 1992 года – это монументальная скульптура 1930-х - 1950-х годов, служившая не только идеям пропаганды, но и градообразующему замыслу - так, памятник Дзержинскому работы Евгения Вучетича и памятник Горькому авторства Ильи Шадра в исполнении артели Веры Мухиной долгие годы были скульптурными доминантами двух центральных Московских площадей. Так же в коллекции МУЗЕОНА есть и интересные памятники эпохи соцреализма, многочисленные бюсты героев социалистического труда, традиционные портреты советских вождей, обязательные для установки в каждом советском учреждении.

Одной из задач музея всегда было сохранение этих уникальных памятников, отношение к которым менялось по ходу изменения политического курса страны. Все находящиеся в коллекции скульптуры и знаковые сооружения советского периода обладают не только художественной ценностью, которая может быть спорна, но ценностью исторической, они являются артефактами своей эпохи, необходимыми для ее изучения. В связи с этим одной из целей музея является их сохранение и научное описание.

Помимо «программных» монументов советского периода, МУЗЕОН экспонирует так же и те работы отечественных скульпторов-авангардистов, которые по идеологическим соображениям не могли выставляться при советской власти, долгое время хранились в мастерских и не были представлены широкой публике. Среди них редкие произведения Евгения Чубарова, Алексея Григорьева и Леонида Рабинса.

Сегодня МУЗЕОН активно экспонирует современных скульпторов, расширяя границы своей коллекции и пополняя ее пленэрной живописью и материалами тематических фотовыставок , современными арт-объектами и материалами видеоарта.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв.

Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв.

Ул. Волхонка, д. 8

Эта усадьба дала имя всей улице Волхонка.

3.25
Дома
Жилой дом, архитектор Е.Д.Тюрин

Жилой дом, архитектор Е.Д.Тюрин

Знаменка ул., дом 5

Домовладение на Знаменке имеет богатую историю, которая начинается в XVII веке. В XVII веке на месте особняка была обширная усадьба, которая занимала территорию современных домов 5, 7 и 9 по улице Знаменке.

3.2
Дома
Городская усадьба И.А.Королева - П.П. Страховой - Тестовых

Городская усадьба И.А.Королева - П.П. Страховой - Тестовых

ул. Арбат, 36/2 стр.1

Дом построен в начале XIX века, после пожара 1812 года. В 1820-х годах здесь работала большая аптека Богдана Панке. В 1860-е годы в доме жил профессор Московского Университета, историк Владимир Иванович Герье.

3.44
Дома
Жилой дом с магазинами, 1934-1938 гг., 1950 г., арх. Л.М.Поляков.

Жилой дом с магазинами, 1934-1938 гг., 1950 г., арх. Л.М.Поляков.

Ул. Арбат, д. 45/24

Этот дом поменял свой облик с авангардного на неоклассический ещё в процессе строительства.

5
Дома
Дом художников на Волхонке

Дом художников на Волхонке

Волхонка ул., дом 9, строение 2

На протяжении многих лет в этом доме жили и работали Василий Тропинин, Михаил Нестеров, Марк Юхневич и Валентин Серов.

(Нет голосов)
Памятники
Кони Яндекса

Кони Яндекса

ул. Льва Толстого, 16

Достопримечательности Москвы "найдутся здесь".

3.35
Дома
Дом Дворцового ведомства

Дом Дворцового ведомства

Б. Левшинский пер., дом 8/1, строение 1

Дом на углу Денежного и Большого Лёвшинского переулков выстроен в конце XVIII века во владении полковника А.Ф. Ладыженского и представляет собой интересный образец углового здания с протяженными фасадами, выходящими на красную линию обоих переулков. Дом сохраняет декоративное оформление, характерное для классицизма начала XIX века. В 1835 году все владение было куплено Московской Дворцовой конторой, и дом был приспособлен под квартиры для служащих конторы.

3.68
Дома
Церковь Спаса на Песках

Церковь Спаса на Песках

Спасопесковский переулок, д. 4а

12 декабря 1633 года в местности, прилегающей к Арбату, вокруг позднейшей Спасопесковской площадки, был расквартирован стрелецкий полк и назначен его голова – Филон Михайлович Оничков. Вскоре стрельцы Оничкова построили себе деревянную полковую церковь Преображения Господня. По документам она известна с 1643 года, но возникла ранее этой даты.

3.8
Музеи
Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва – это новая выставочная и интерактивно-образовательная площадка Москвы, где можно по-настоящему прочувствовать подлинное искусство. Центр искусств сотрудничает с ведущими галереями и частными коллекционерами России и Европы. В стенах Центра находятся шедевры, до сегодняшнего дня неизвестные широкому зрителю. Здесь предлагается широкий спектр художественной деятельности: тематические выставки живописи, арт-акции, лекции и мастер-классы, способные стать заметным событием не только выставочной практики, но и культурной жизни столицы.

(Нет голосов)
Музеи
Музей Яндекса

Музей Яндекса

Музей Яндекса открылся для посещения всеми желающими 30 мая 2018 года.

В музее представлена вычислительная техника разных лет. Самым старый экспонатом является ЭВМ Электроника-60 (1974 г.), самым новым – Эльбрус-801РС (2017 г.). Проводятся экскурсии с рассказом о развитии вычислительной техники и об истории компании Яндекс.

Оформление интерьера музея повторяет дизайн офисов Яндекса.

(Нет голосов)