ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом Мастера

Мансуровский пер., д. 9
3.66
«…Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате.
– Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней  раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен»
«Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков
  • Дом Мастера
+ -

Вскоре после войны 1812 года Сергей Васильевич Мельников, титулярный советник, продает часть своего владения в Мансуровском мещанке Прасковье Федоровне Емельяновой. Новая владелица участка 29 марта 1834 года подала прошение о застройке участка купленной земли, в 1834-м вдоль красной линии переулка был выстроен добротный деревянный жилой дом на белокаменном подвале. Центральная часть по фасаду на три оконных оси была выделена креповкой. Интерьер спланирован по принципу кругового обхода. Парадные помещения – с лепным декором потолков и изразцовыми печами. В подвале выложен камин с чугунным прибором. В глубине же двора, справа и слева от дома, были построены деревянные сараи.

От Емельяновой усадьба перешла к поручику Ивану Петровичу Полетаеву, а затем к купцу первой гильдии Сергею Владимировичу Топленинову и, по наследству, к его сыновьям – Владимиру и Сергею. Владимир, старший, был актером, долгое время выступал на разных сценах, в конце жизни работал в Театре транспорта и даже дружил с самим Луначарским, который поспособствовал тому, чтобы братьям вернули реквизированный в 1918 году дом. Сергей был художником-декоратором, макетчиком-исполнителем Малого театра, МХАТа, других театров. В унаследованном доме старший брат жил с семьей наверху, а младший – в нижнем полуподвальном этаже. Сергей Топленинов был женат на дочери архитектора Льва Кекушева Марии, которая, несмотря на протесты родных, ушла из роскошного особняка на Остоженке, 21 к любимому. Только через несколько лет, когда накал страстей «в благородном семействе» поугас, Мария и Сергей поженились и переехали на Остоженку.

Часть дома братья сдавали драматургу Сергею Александровичу Ермолинскому и его жене Марии Артемьевне Чемишкиан.

В 1926 году в Мансуровском переулке появился частый гость, которого нельзя было спутать ни с кем другим. Он не был коренным москвичом, но Москву знал и любил и был готов отдать ей все, что у него имелось – свой яркий самобытный талант. Это был М.А. Булгаков. К кому он чаще ходил в гости, к Ермолинскому или к младшему Топленинову, пусть спорят булгаковеды. Доподлинно известно, что, когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически ежедневно. В это же время развивались его отношения с Еленой Сергеевной Шиловской.

«Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени». («Мастер и Маргарита». М.А.Булгаков).

Как рассказывала Евгения Владимировна Власова, жена Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И, судя по всему, Мастера он «прописал» именно здесь.

Опять же по воспоминаниям, в так называемом кафе «Нато Вачнадзе», устроенном в саду, Михаил Афанасьевич читал главы из нового романа; и тогда же на вопрос Марии Артемьевны ответил, что подвал именно этого дома он описал в «Мастере и Маргарите».

«… – Я открыл оконца и сидел во второй, совсем малюсенькой комнате, — гость стал отмеривать руками, — так... Вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате — громадная комната, четырнадцать метров, — книги, книги и печка. Ах, какая у меня была обстановка!»

В 1980-х «дом Мастера» в Мансуровском реставрировался жившим в то время в нем художником Владимиром Алексеевичем Курским (1917-1985), и комната, в которой работал Михаил Афанасьевич, была сохранена именно как его писательский уголок. К сожалению, после смерти художника, начались многочисленные суды между наследниками. В 2013 году дом, являющийся объектом культурного наследия регионального значения, был выставлен на про дажу.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Елена Приморская   25 ноября 2016 23:07

    Первой женой Сергея Топленинова стала Мария Георгиевна Нестеренко, они действительно жили в доме № 9 в Мансуровском переулке, но семья распалась, и Топленинов женился на Екатерине Львовне Кекушевой, младшей дочери знаменитого архитектора. Жили они в Скатертном переулке, а в дом № 9 по Мансуровскому переулку ходили в гости к брату Сергея Владимиру Топленинову. Екатерина Кекушева не уходила «из роскошного особняка на Остоженке, 21 к любимому», поскольку особняк был продан Кекушевыми еще в 1908 г., а родилась она в 1901 г. По этой же причине она никак не могла вернуться в особняк на Остоженке с мужем Сергеем Топлениновым. (См. М. В. Нащокина «Московский архитектор Лев Кекушев», М. О. Чудакова «Жизнеописание Михаила Булгакова».)

Интересное рядом

Дома
Ансамбль автозаправочной станции

Ансамбль автозаправочной станции

Волхонка ул., д. 14, 16

Заправка дошла до наших дней в неизмененном виде, практически все оригинальные детали сохранились нетронутыми, обновлены только бензиновые колонки.

(Нет голосов)
Территории
Парк «Музеон»

Парк «Музеон»

Парк искусств Музеон сегодня не только популярное место отдыха с большой культурной программой. Это ещё и музей, собрание скульптуры ХХ века под открытым небом.

(Нет голосов)
Дома
Здание МИДа

Здание МИДа

Смоленская-Сенная пл., дом 32-34/57/23, стр. 2

Здание Министерства иностранных дел, одно из семи высотных зданий начала 1950-х годов. Авторы проекта здания МИДа - архитекторы Михаил Адольфович Минкус и Владимир Георгиевич Гельфрейх.

3.83
Маршруты
От Смоленской  до Сивцева Вражка

От Смоленской до Сивцева Вражка

Гуляя по этому маршруту от Смоленской до Сивцева Вражка, мы окунемся в историю двух разных эпох, двух миров.

3.38
Дома
Усадьба Н.И. Несвицкой

Усадьба Н.И. Несвицкой

Смоленская-Сенная пл., 30

В середине XVIII века владение, располагающееся по нынешнему адресу Смоленский бульвар, 30, принадлежало Н. М. Желябужскому. При нём и был отстроен главный дом. Он показан, в частности, на плане Москвы 1775 года. В конце столетия, владение меняет хозяина – в 1794 году обширную усадьбу приобретает Н. И. Несвицкая.

3.35
Дома
Особняк М.К. Морозовой

Особняк М.К. Морозовой

Смоленский бул., дом 26/9, стр. 1

Красивейший особняк с изящной полуротондой на фасаде. Взглянув на него, забываешь, что совсем близко гудит и шумит Садовое кольцо.

3.79
Дома
Дом коллекционера Сергея Щукина

Дом коллекционера Сергея Щукина

Б. Знаменский пер., д. 8

В Большом Знаменском переулке, нынешней вотчине Министерства обороны, притаился небольшой двухэтажный особняк – известный до революции всей Москве дом коллекционера Сергея Ивановича Щукина, обладателя уникального собрания современной западноевропейской живописи – картин Моне, Писарро, Дега, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо…

3.56
Дома
Дом статского советника Андрея Дашкова

Дом статского советника Андрея Дашкова

Дашков пер., дом 7

В честь одного из владельцев дома — статского советника и сенатора Андрея Дашкова — назван переулок.

(Нет голосов)
Музеи
Усадьба князей Голицыных

Усадьба князей Голицыных

За три века своей истории усадьба князей Голицыных на Волхонке неоднократно меняла облик. Автором первоначального проекта был известный петербургский архитектор Савва Чевакинский. В 1774 году усадьба была перестроена и стала центральной частью Пречистенского дворца, сооруженного по проекту Матвея Казакова для Екатерины II.

Стены этого дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах не раз появлялся А. С. Пушкин. Александр Сергеевич даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако обряд венчания был устроен в церкви Вознесения Господня у Никитских ворот. В 1877 году в главном доме поселился Александр Николаевич Островский. Здесь он закончил пьесу «Последняя жертва», написал «Бесприданницу», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники». В 1885 году соседнюю квартиру занял Иван Сергеевич Аксаков – один из лидеров славянофильского движения.

В 1865 году в пяти залах главного дома усадьбы Голицыных открылся бесплатный музей, состоявший из семейных коллекций. В музее было три раздела: западноевропейская живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство; античные памятники; библиотека. В живописном собрании хозяев дома были представлены работы Брейгеля, ван Дейка, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Перуджино, Пуссена, Рембрандта. Через год, в связи с финансовыми трудностями, коллекция музея была продана Эрмитажу. После революции, в конце 1920-х годов, главный дом усадьбы стал Коммунистической академией; его надстроили двумя этажами, в результате чего был утрачен фронтон. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных – единственное, что дошло до наших дней в своем первоначальном виде.

После завершения реконструкции в бывшем здании центрального корпуса усадьбы Голицыных откроется Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов, в которой будут экспонироваться произведения выдающихся мастеров второй половины XIX – начала XX века: Мане, Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сезанна, Гогена, ван Гога, Матисса и фовистов, Пикассо и кубистов, происходящие из коллекций знаменитых дореволюционных московских коллекционеров С. И. Щукина и И. А. Морозова.

(Нет голосов)
Музеи
Выставочный зал Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате

Выставочный зал Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате

В настоящее время музей располагает значительным пространством для проведения временных выставок. Это три помещения на Пречистенке, 12 (в цокальном этаже, в мезонине и в Усадебном дворе) и выставочные залы в Денежном переулке. За последние годы существенно расширилась тематика работ. На выставках, проходящих в Выставочных залах в Денежном переулке, можно увидеть не только работы современных художников, но и фотографии, эскизы театральных декораций, инсталляции модных дизайнеров. В 1998 году открылась выставка портретной фотографии, на которой впервые музей показывал свою фотографическую коллекцию – редкие ранние снимки известных российских фотоателье, работы известных фотохудожников.

(Нет голосов)
Дома
Старая усадьба Голицыных

Старая усадьба Голицыных

ул. Волхонка, 14 строение 5

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным – свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, а перестроен Матвеем Казаковым.

3.3
Дома
Церковь Илии Пророка Обыденного

Церковь Илии Пророка Обыденного

2-й Обыденский переулок, дом 6/3, строение 1

Построенный по случаю радостного события, этот храм стал счастливым во всех смыслах: должен был быть закрыт 22 июня 1941 г., но так и не закрывался и стал приютом многих святынь

3.59