ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Флигель усадьбы Лопухиных – Станицкой

(Нет голосов)
Внешний облик флигеля сформирован перестройкой 1894 года, но внутри скрыт объем конца XVIII – начала XIX веков.
  • Флигель усадьбы Лопухиных – Станицкой
+ -

Двухэтажный флигель по Лопухинскому переулку является неотъемлемой частью усадьбы Лопухиных – Станицкой, построенной в 1817-1822 гг. архитектором А.Г.Григорьевым и считающейся одним из эталонных и сохранных образцов ампирной жилой застройки в Москве. К слову, Лопухинский переулок получил свое название как раз по имени этой усадьбы – одной из наиболее состоятельных и благополучных, что в нем находились.

В 1894 году владение приобрела жена надворного советника Екатерина Ивановна Станицкая. Тогда же она – среди прочих изменений – перестроила каменный двухэтажный флигель по переулку для сдачи квартир внаем. Автором проекта был академик архитектуры Сергей Устинович Соловьев.

В 1911 году Е.И.Станицкая продала свое владение потомственному почетному гражданину Ф.В.Челнокову. В 1917 году усадьба перешла жене личного почетного гражданина Августе Петровне Генч-Оглуевой. До 1970-х годов во флигеле были квартиры. А в 1978-1980 годах он был приспособлен под фондохранилище музея Льва Толстого, который с 1920 года занимал главный дом усадьбы Лопухиных – Станицкой.

Сейчас мы видим флигель таким, каким он стал после переделок 1894 года. Но внутри скрыт объем конца XVIII – начала XIX веков. Здание П-образное в плане, имеющее пять входов. Композиция главного фасада по Лопухинскому переулку симметрична, в девять оконных осей. Центральная часть украшена фигурным аттиком, фланги – прямоугольными аттиками и балконами на массивных кронштейнах. По всему зданию идет профилированная междуэтажная тяга. Окна и балконные двери второго этажа имеют декоративные наличники, украшенные стилизованными замковыми камнями, которые соединены с прямыми профилированными сандриками. Под всеми окнами – плоские фартуки, а между окнами центрального ризалита – профилированные филенки с полуциркульными завершениями. Венчает главный фасад раскрепованный карниз с сухариками.

Дворовый и боковые фасады – более скромные. Они имеют крупные арочные окна лестничной клетки и холла. Остальные окна – прямоугольные и оформлены подоконными профилями. Окна первого этажа частично были заложены, когда флигель приспосабливали под фондохранилище.

Внутри здания – коридорная система. В подвале, вестибюле, холле 1 этажа сохранились цилиндрический и крестовый своды. В вестибюле – печь конца XIX века. Сохраняются две лестницы: каменная парадная и железобетонная на металлических оштукатуренных косоурах.

В интерьерах 1 и 2 этажей сохранились однопольные и двупольные деревянные двери с филенками.

Евгения Твардовская
Автор статьи

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Идея создания музея архитектуры родилась в России еще в конце XIX века под влиянием возросшего интереса к национальному наследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями в XIX в. в процессе исследования и реставрации памятников архитектуры, нуждался в обобщении. Возникла потребность в научно-просветительском центре более высокого уровня и нового типа – в музее архитектуры.Музей был учрежден 1 января 1934 г., одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нем работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря. Основная экспозиция разместилась в Большом соборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установили художественные фрагменты разрушенных памятников, спасенные сотрудниками музея и ставшие частью коллекции.Объектом музейного собирания и показа была заявлена мировая архитектура от древних времен до XIX в. Фонды музея объединяли материалы по русской архитектуре, составлявшие большую часть собрания, с материалами по европейскому, византийскому, ближневосточному зодчеству. Имелись даже такие экзотические экспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайских свайных жилищ. Ключевым предметом показа стали сами сооружения монастыря и сохранившийся некрополь XVIII-XIX вв.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Б. Окуджаве

Памятник Б. Окуджаве

Улица Арбат, 45.

В доме № 43 на Арбате поэт жил долгое время. Поэтому именно на этой улице было решено установить памятник всенародно любимому барду.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба С.П.Берга

Городская усадьба С.П.Берга

Денежный пер., д. 5, стр. 1

Городская усадьба Берга, великолепный особняк, ныне принадлежащий итальянскому посольству, был выстроен в Денежном переулке в конце XIX века. Владение было приобретено текстильным промышленником и миллионером С.П.Бергом у известного писателя, владельца богатейшей библиотеки, Михаила Николаевича Загоскина.

3.6
Дома
Оперативный отдел Наркомата по военным делам

Оперативный отдел Наркомата по военным делам

Пречистенка, д. 37, стр. 1

В южной части здания между 1 и 2 этажами сохранилась каменная лестница 1907 года, облицованная мрамором.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Голицыных

Усадьба Голицыных

Староваганьковский пер., д. 17, стр. 3

Именно здесь у Булгакова сотрудники Городского зрелищного филиала пели «Славное море, священный Байкал».

3.15
Дома
Усадьба промышленников Павловых

Усадьба промышленников Павловых

Глазовский пер., 4 с8

Усадьба на углу Глазовского и Денежного переулков была построена в 1905 году по проекту архитектора С.С. Кучинского для богатых заказчиков фабрикантов Павловых, владельцев «Товарищества мануфактур, основанных И.И. Скворцовым». Двухэтажный особняк, увенчанный изящным куполом и облицованный двухцветной керамической плиткой, представляет собой интересный образец архитектуры в стиле модерн.

3.38
Дома
Дом Бройдо

Дом Бройдо

Денежный пер., дом 7, стр. 1

Двухэтажный особняк был построен в 1910-1912 годах по проекту архитектора А.Н. Зелигсона. 

3.52
Музеи
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова.Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.

(Нет голосов)
Памятники
Александр II

Александр II

Волхонка ул., д. 13 (у храма Христа Спасителя)

Александр II (1818—1881) — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых.

(Нет голосов)
Дома
Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Ул. Волхонка, д. 11, стр. 6

Именно сюда, в мастерскую художника Тропинина, зимой 1826–27 годов приходил позировать Пушкин.

3.56
Дома
Дом Кропоткина

Дом Кропоткина

Кропоткинский пер., д. 26

Глядя на уютный дворик посольства Палестины, трудно представить, что здесь родился теоретик анархизма.

3.55
Территории
Моховая улица

Моховая улица

Когда-то здесь торговали мхом для заделки щелей в избах.

(Нет голосов)