ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Гимназия Поливанова

3.98
Выпускники этой гимназии известны были по всей России и – даже – по всему миру!
  • Гимназия Поливанова
+ -

Эта усадьба на Пречистенке была перестроена, а точнее, возведена заново в классическом стиле вскоре после пожара 1812 года, на месте сгоревшей старой усадьбы Талызиных. Вся новая застройка была каменной. Главный Т-образный дом, что стоит по красной линии Пречистенки, строился с 1817 по 1820 год; по некоторым данным, автором проекта является известный архитектор Ф.К.Соколов – один их тех, кто восстанавливал Москву. Усадьба для нового владельца, гвардии корнета Павла Яковлевича Охотникова, получилась величественной, почти дворцом. Уличный фасад главного дома был украшен восьмиколонным портиком, поставленным на цоколе и увенчанным фронтоном с лепниной. Арочные проезды по сторонам дома во двор, флигели, дворцовые службы во внутреннем дворе (конюшни, каретный сарай), домовая церковь… Достаточно сказать, что когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», именно интерьеры дома по Пречистенке легли в основу декораций, созданных знаменитым Евгением Лансере.

В 1879 году усадьба перешла к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они и владели ею вплоть до 1915 года (по некоторым данным – вплоть до революции).А в 1882 году это здание арендуется для гимназии Поливанова, учрежденной в 1868 году.

 «В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени — Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым — были учреждены в Москве в районе Пречистенки две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга и, начиная с 6-го класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А.Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А.Аксаковой).

Мужскую гимназию Лев Иванович Поливанов учредил вместе с коллегами из 4-й гимназии, где он преподавал русскую словесность, в 30-летнем возрасте. В 37 лет он вышел в отставку и полностью посвятил себя гимназии. Кстати, преподаватели именно этой гимназии прославились своими новыми учебными программами, именно здесь учителя работали по 20 и более лет. Плата за обучение была высокой: по воспоминаниям бывшего воспитанника В.К. Икова, 180 рублей в год в младших классах, 250 – в старших (против 50 рублей в казенных учреждениях). Естественно, что учились в частной гимназии дети именитых и богатых родителей, в основном дворянского сословия. Но, получив завидное образование, дети состоятельных родителей не превращались в бездумных прожигателей жизни. Напротив, выпускники Поливановской гимназии известны были по всей России и – даже – по всему миру!

Гимназия занимала главный, трехэтажный дом. Из-за расположившегося в особняке учебного заведения, помещения второго этажа, где размещались классы, были перепланированы. Тогда же была встроена ажурная чугунная лестница, украсившая собой парадный вход. Нижний этаж заняли гардеробная, служебно-хозяйственные помещения и учебные кабинеты. На втором располагалась квартира Поливанова, основные классы, двусветный рекреационный зал с мраморными колоннами, за которыми помещались гимнастические снаряды и учительская. На третьем этаже были дортуары, столовая для пансионеров и две учебные комнаты, где занимались ученики 1–3-х классов. Во время большой перемены их сводили всех вниз, в общий зал, где они и проводили время под присмотром старшего надзирателя. Каждый урок длился 50 минут, затем десятиминутная перемена и в 12 часов объявлялась большая, часовая перемена. В гимназии не было обязательной униформы и не нужно было «творить» молитву в общем зале. Как удалось Поливанову разрешить такие вольности, не понятно.

Из стен Поливановской гимназии вышли очень многие известные люди, среди них писатели, философы и поэты – Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый (посвятивший гимназии целую главу своих воспоминаний), Максимилиан Волошин, художник Александр Головин, чемпион мира по шахматам Александр Алехин. Сюда же отдал учиться своих сыновей и Лев Николаевич Толстой. Говорили, что он приходил в гимназию и спорил в коридорах с преподавателями о русской словесности.

После смерти Льва Ивановича Поливанова в 1899 году учебное заведение возглавил его сын, Иван Львович.

В 1915 году дом переходит богатой лесопромышленнице В.И. Фирсановой. При ней он перестраивается по проекту архитектора А.И. Таманяна, который переделывает интерьеры второго этажа, фасады. Арочные проезды во двор закладывают еще раньше – где-то в конце XIX века. Вновь устраивается концертный зал (бывший рекреационный): эстрада в виде греческого портика, кариатиды между окнами второго этажа (росписи принадлежат кисти художников А.Е. Яковлева и В.И. Шухаева). Каменная ограда, от которой сейчас сохранилась половина ворот, также была поставлена Таманяном.

В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная Академия художественных наук (ГАХН). А с конца 1924 года здание на Пречистенке довольно прочно уже связано с именем Михаила Булгакова.

Михаил Афанасьевич был знаком со многими сотрудниками ГАХН, ставшей своего рода последним оплотом русской интеллигенции. Здесь работали филолог Николай Лямин (заведующий кабинетом теоретической поэтики), философ и литературовед Павел Попов, историк Александр Габричевский, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников, которому Петербург обязан Музеем Пушкина на Мойке, а Москва – музеем дворянского быта на Собачьей площадке, и другие известные люди.

Весьма интересны два исключительно живописных полукруглых, двухэтажных строения, верхние этажи которых деревянные, а низ – открытая аркада на белокаменных колоннах, во дворе. Это бывшие конюшни, надстроенные в 1930-х годах и приспособленные под жилье.

В 1963-м главный дом реставрировался. Предполагалось, что здесь разместится магазин книг по искусству и художественный салон. Теперь в доме по Пречистенке помещается Детская художественная школа № 1 и Детская музыкальная школа № 11 им. В.И. Мурадели. В школе проводятся «Поливановские вечера на Пречистенке».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Толстой Л. Н.

Толстой Л. Н.

Девичьего Поля пр-д (сквер Девичьего поля)

(Нет голосов)
Памятники
Корсаков С. С.

Корсаков С. С.

Россолимо ул., д. 11

(Нет голосов)
Здания
Клиника психических болезней им. С.С.Корсакова

Клиника психических болезней им. С.С.Корсакова

ул. Россолимо, д.11, стр.9

Клиника психических болезней была построена благотворительницей В.А.Морозовой.

3.52
Здания
Московская удельная контора

Московская удельная контора

Гоголевский бульв., д. 12, стр. 1

Особняк, нарядно декорированный в неорусском стиле, является образцом административного строительства кон. 19 - нач. 20 вв.

3.44
Музеи
Музей священника Павла Флоренского

Музей священника Павла Флоренского

Мемориальный музей священника Павла Флоренского, созданный по инициативе его внука игумена Андроника (Трубачёва) и искусствоведа Марии Люкшиной в 1997 году. Музей входит в число проектов Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского. Большую часть жизни Павел Флоренский прожил в собственном доме в Сергиевом Посаде, который купил в 1915-м. В этом же году в Москву переехала его семья из Тифлиса, чтобы жить поблизости от священника. Мать Ольга Флоренская, сёстры Раиса и Юлия, а также брат Андрей приобрели пятикомнатную квартиру, в которой после революции 1917 года и начала политики уплотнения была создана коммунальная квартира. Советские власти разрешили Флоренским оставить за собой две комнаты, однако через некоторое время староста квартиры П. А. Строев объявил семье о необходимости дополнительного уплотнения. В результате пятеро членов семьи было вынуждено проживать в одной комнате. С 1921 года Павел Флоренский начал работать в Главэлектро и часто останавливался у своей семьи, однако из-за отсутствия свободных спальных мест священнику приходилось ночевать и у своих друзей В. И. Лисева, Ефимовых. В 1933-м Флоренский был отправлен в лагерь, откуда он продолжал слать письма семье. Дочь священника Мария Флоренская-Трубачёва переехала в комнату в 1938 году, после того как переехали Раиса, Юлия и Андрей Флоренские, и стала последней из родственников священника, кто жил в квартире на улице Бурденко. В 1988-м дом закрыли на капитальный ремонт, после завершения которого правительство Москвы выделило Марии Трубачёвой отдельные помещения на окраине Москвы. Бывшая коммунальная квартира была разделена на две: однокомнатную площадью 42 м² и двухкомнатную площадью 66,5 м². В 1988 году по инициативе Марии Трубачёвой и Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры бывшая коммунальная квартира была включена в список вновь выявленных памятников истории и культуры города Москвы. Первым идею о создании мемориального музея Павла Флоренского в Москве озвучил академик Дмитрий Лихачёв. 22 января 1989 года он обратился к участникам выставки «Возвращение забытых имён», посвящённой жизни Павла Флоренского: Настало время принять меры, чтобы сохранить для потомства московскую квартиру П. А. Флоренского, устроить в ней музей, на базе которого могла бы быть налажена научно-исследовательская и культурно-просветительская работа по подготовке к изданию сочинений П. А. Флоренского. В 1992 году объект был утверждён в статусе памятника, подлежащего государственной охране, а в 1993-м игумен Андроник, внук Флоренского и директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского отправил прошение мэру Москвы Юрию Лужкову о создании музея Флоренского. В 1994-м с похожей просьбой отец Андроник обратился к руководителю департамента инженерного департамента правительства Москвы А. С. Матросову: ... Выяснилось, что мемориальная квартира разрушена во время проведения капитального ремонта дома с нарушением статьи 39 Закона Российской Федерации «Об охране и использовании памятников истории и культуры», т.е. заказчики ОКС ХОЗУ Совета Министров СССР, а затем Управление по капитальному ремонту и строительству Департамента инженерного обеспечения Правительства городу Москвы не согласовали проектную документацию с Управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы и грубо игнорировали как предписания данного Управления, так и сигналы общественности. Результатом обращений отца Андроника стало совещание по созданию музея Павла Флоренского, проведённое А. С. Матросовым. После обсуждений дела было принято решение сохранить мемориальную квартиру, а также подготовить необходимые документы и отправить их правительству Москвы с просьбой принять решение о создании музея.  Соответствующие постановления были выпущены в 1994 году, однако из-за разделения бывшей коммунальной квартиры на две появились проблемы с оформлением юридического адреса музея. Благодаря Вячеславу Брагину и его личным связям с Юрием Лужковым вышло Постановление правительства Москвы от 5 сентября 1995 года «О создании в городе Москве музея-квартиры священника Павла Флоренского», согласно которому Министерство культуры обязывалось выкупить две квартиры и объединить их в одну. К началу 1997-го вся площадь бывшей квартиры Флоренского вошла в распоряжение министерства и сотрудники начали активную работу по восстановлению мемориальных интерьеров. Открытие музея состоялось 8 декабря 1997 года, в 60-летнюю годовщину со дня смерти Флоренского. В 2004 году музей совместно с Михаилом Тарковским и администрацией Кадыйского района стали инициаторами создания муниципального Историко-культурного музея села Завражье. В музее экспонируются материалы, связанные с кинорежиссёром Андреем Тарковским, Павлом Флоренским, а также историей края и села.

(Нет голосов)
Здания
Городская усадьба Е.И.Васильчиковой - С.А.Оболенского - Н.Ф. фон Мекк

Городская усадьба Е.И.Васильчиковой - С.А.Оболенского - Н.Ф. фон Мекк

Гоголевский бульв., д. 14, стр. 1

У этого дома не только три владельца в названии, но и история более чем богатая!

3.29
Здания
Дом архитектора Р.И. Клейна

Дом архитектора Р.И. Клейна

Олсуфьевский пер., д. 6, стр. 2

В результате реставрации этот дом так изменил свой внешний облик, что некоторые специалисты сочли, что дом просто уничтожен полностью

3.68
Музеи
Музей шахмат на Гоголевском бульваре

Музей шахмат на Гоголевском бульваре

Первый в мире музей шахмат с 2014 разместился в новых залах в Центральном доме шахматиста им. М. Ботвинника. Уникальная коллекция отражает историю мировой и российской шахматной культуры: в экспозиции выставлено около 500 экспонатов, в том числе исторические шахматные комплекты, наградные кубки, картины, графика, документы, награды и личные вещи известных шахматистов; столик легендарного матча Карпов – Каспаров. Экскурсии в музее проходят по предварительной записи: во вторник – с 14:00, в четверг – 14:00 и 17:00.

(Нет голосов)
Здания
Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Смоленская площадь, д. 13/21

Одна из двух пар станций с одинаковыми названиями, не соединенными переходами.

3.64
Памятники
Шолохов М. А.

Шолохов М. А.

Гоголевский б-р (напротив д. 10)

(Нет голосов)
Музеи
Галерея актуального искусства RuArts

Галерея актуального искусства RuArts

Галерея RuArts была основана коллекционером Марианной Сардаровой в 2004 году. Пространство галереи, спроектированное по проекту архитекторов Антона Надточия и Веры Бутко (АБ «Атриум»), – одно из самых масштабных в Москве, имеет площадь более 800 кв. м и находится в «музейном квартале» в самом центре города. RuArts – одна из ведущих галерей актуального искусства Москвы, представляющая разнообразные виды современной художественной практики, включая живопись, графику, фото, видео, скульптуру и инсталляцию. Помимо отечественных художников, галерея сотрудничает со многими зарубежными авторами. Галерея RuArts первой привезла в Москву выставки звезд мировой величины, в том числе Спенсера Туника (Spencer Tunick), Эрвина Олафа (Erwin Olaf), Нобуко Ватабики (Nobuko Watabiki), Эрве Ика (Herve Ic) и Кимико Йошида (Kimiko Yoshida). Среди имен авторов, сотрудничающих с галереей, как номинанты и лауреаты премий современного искусства, чьи работы находятся в музейных собраниях, так и молодые, начинающие художники. Галерея представляет следующих авторов: Семен Агроскин, Сергей Ануфриев, Сергей Борисов, Вита Буйвид, Владимир Глынин, Александр Захаров, Виталий Пушницкий, Дмитрий Цветков, Татьяна Подмаркова, Алина и Джефф Блюмис, Кимико Йошида, Спенсер Туник.

(Нет голосов)